• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Образ матери в рассказах и сказках разных народов России"

Опубликовано Николаенко Раиса Владимировна вкл 24.01.2021 - 20:58
Автор: 
Жежель Алёна

Цель  работы – на основе исследования художественной литературы, прививать  у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению  оценить характеры героев.

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.

Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме,  основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и  отношение к матери является  кирпичиком семейного счастья  и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.

(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и  культура поведения.  Необходимость сохранения русской речи,  уважения к своим родителям.)

            Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди,  во все времена, очень сильно любят маму и  относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.

Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_aleny_o_mame.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

муниципальных образовательных учреждений.

Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»

 «Я – исследователь»

«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».

           

Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс

Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,

Учитель первой квалификационной категории,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

2019

Аннотация

Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать  у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению  оценить характеры героев.

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.

Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме,  основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и  отношение к матери является  кирпичиком семейного счастья  и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.

(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и  культура поведения.  Необходимость сохранения русской речи,  уважения к своим родителям.)

         Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди,  во все времена, очень сильно любят маму и  относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.

Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.

Содержание

                                                                                                            Стр.

  1. Введение                                                                                                           4
  2. Описание работы                                                                                             5
  3. Заключение                                                                                                      10
  4. Список литературы                                                                  11
  5. Приложения                                                                                                    12

  1. Введение

Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме  на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в  жизни ребенка  и  семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:

  • найти информацию в произведениях русской литературы о маме;

изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;

  • на основе произведений русской литературы исследовать во все ли времена люди относились к маме с особым трепетом и любовью;
  •  установить, как сверстники относятся к своей маме;
  • воспитание заботливого, чуткого отношения к матери, ее просьбам;
  • побудить детей выражать благодарность своим матерям за заботу, привить любовь и уважение к своим родителям;
  • представить собранную информацию;

Ожидаемые результаты исследования:

Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и  популяризации чтения книг.

 Объект, предмет и база исследования.

  • объект исследования: изучить произведения русской литературы о маме, опрос сверстников.
  • предмет исследования: изучение влияния мамы на нравственное воспитание ребенка, через сказки и другие художественные произведения.  

 Гипотеза исследования:

Я предположила, что мама  - самое главное на свете.

 Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.

 Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая?  И в памяти  всплыл мультфильм, который  нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много  книг и мама на ночь мне всегда читает  сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.

Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем-----. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека  у разных народов.

  1. Описание работы            

В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки  и другие.  И  в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).

Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская  сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».

Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» - аннотации ,

  Нашли произведения русских писателей о маме, это  Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».

   Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай.  И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.»  Сделать выводы  ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…

 

  1. Заключение.

 В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия - ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь - это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.

У всех народов и во все времена – отношение  мамы к   своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.

И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.

4. Список литературы

1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д.  Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014  

2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина.  Издательство: Ленинград. Детская литература 1983

3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988

4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004                                                                

5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»

6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990

7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990

5.   Интернет – ресурсы:  

Приложение 1

Список книг детям  о маме  для прочтения.

●  

Приложение 2

Высказывания русских писателей о маме.

● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские  -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский

                                                                                                                                    Приложение 2

                                                         Памятка для детей

 

О том как нужно проявлять внимание к маме.

                                   Памятка для родителей

Совет  родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Не нужно принуждать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
  10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение 4

Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

                                               

1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.

2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.

3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.

 4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.

5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.

6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.

7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.

8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.

9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.

10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

О вреде чтения  книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении  можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.  

Приложение 5

Интересные факты из истории  

У индейцев ----


Поделиться:

Волшебные звуки ноктюрна

Юрий Визбор. Милая моя

Браво, Феликс!

Усатый нянь

Круговорот воды в пакете