• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Опубликовано Оринчук Алла Николаевна вкл 24.01.2021 - 22:50
Оринчук Алла Николаевна
Автор: 
Оринчук Никита, Мельникова Екатерина

Исследовательская работа посвящена изучению возможностей реализации олимпийского образования в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rabota_orinchuk_melnikova.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Оринчук Н.В., Мельникова Е.С.

Научный руководитель: учитель физической культуры Оринчук А.Н

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комаровская школа» Богородского района Нижегородской области

Актуальность исследования. Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен в 1912 году официально сформулировал термин олимпизм, который и составил основу современного олимпийского образования. Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума, смесь спорта с культурой и образованием [2].

Анализируя более чем столетнюю историю современного олимпийского движения, можно убедиться в том, что идеалы, лежавшие в основе олимпийского спорта Древней Греции, вечны и притягательны для человечества. Борьба за идеалы не только позволила возродить Олимпийские игры, но и сделала олимпийское движение популярным явлением, охватившим все континенты и страны, своего рода феноменом общественной жизни мирового сообщества на рубеже XX-XXI веков [5].

Олимпийское образование в школе, которое существенно активизировалось в преддверии проведения  XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году, предполагает формирование у обучающихся определенной системы знаний, мотивацию интересов, ценностных ориентаций и установок [4].

Идеалы олимпизма ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, обладают несомненным воспитательным потенциалом. Так, сложные проблемы патриотического воспитания в нашей стране возможно решать и через формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к борьбе и победам спортсменов России на мировых аренах [1].

В то же время сегодня имеется определенный дефицит разработок по содержательному обеспечению олимпийского образования в учебном процессе.

Цель исследования – изучение возможностей реализации олимпийского образования в современной школе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать нормативно-правовое и методическое обеспечение олимпийского образования в Российской Федерации.

2. Определить формы олимпийского образования в современной школе.

3. Оценить эффективность реализации программы олимпийского образования в Комаровской школе.

Практическая значимость исследования заключается в изучении и анализе нормативно-правового и методического обеспечения олимпийского образования в современной школе. Представленная в работе программа олимпийского образования доступна для реализации в образовательных организациях любого типа. Она не требует существенных материальных затрат и позволяет привлечь к участию в воспитательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Методы и организация исследования.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Опрос участников исследования с целью определения наиболее эффективных форм реализации программы олимпийского образования и оценки уровня их знаний по вопросам олимпийского и паралимпийского движения.

3. Анализ нормативно-правовой и методической документации обеспечивающей реализацию олимпийского образования.

4. Метод математической обработки и анализа результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Комаровская школа» Богородского муниципального района в период с сентября 2017 года по май 2018 года. Основу исследования составила оценка эффективности реализации программы олимпийского образования «Декада олимпийского спорта».

Таблица 1

Содержание программы олимпийского образования

«Декада олимпийского спорта»

Месяц

Вид спорта

Месяц

Вид спорта

I полугодие

II полугодие

Сентябрь

Легкая атлетика

Январь

Зимние виды спорта (лыжи, биатлон)

Октябрь

Футбол

Февраль

Интеллектуальные виды (шашки, шахматы)

Ноябрь

Настольный теннис, бадминтон

Март

Волейбол

Декабрь

Баскетбол

Апрель

«Президентские состязания»

Май

Легкая атлетика

Главной целью реализации  программы олимпийского образования «Декада олимпийского спорта» стало повышение уровня образования обучающихся, родителей и учителей в области олимпийского и паралимпийского спорта. Программа реализуется на протяжении учебного года и включает в себя проведение ежемесячно декад, посвященным олимпийским видам спорта (таблица 1).

Проведение декад связано с программой по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов общеобразовательной организации, что существенно его дополняет.

Реализация программы олимпийского образования в Комаровской школе включает различные формы образовательно-воспитательной деятельности:

  • учебные (уроки физкультуры, уроки по истории, английскому языку, математике, обществознанию, биологии по олимпийской тематике),
  • внеучебные (физкультурно-спортивные мероприятия, викторины, диспуты),
  • воспитательные (встречи со спортсменами, тренерами, выпускниками школы),
  • социальные (акции, поселковые мероприятия),
  • исследовательская и творческая деятельность.

Результаты исследования.

В ходе исследования было определено, что для реализации олимпийского образования в образовательных организациях Российской Федерации и Нижегородской области была разработана соответствующая нормативно-правовая документация:

  1. Письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ от 09.02.2011 №19-28 «О плане мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи-2014»
  2. Письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ от 11.03.2011 №19-48 «Об организации олимпийских уроков и лекций».
  3. Письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ от 30.09.2011 №19-247 «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
  4. Приказ министерства образования Нижегородской области от 09.07.2012  №276-а  «Об утверждении Плана мероприятий по внедрению системы олимпийского образования в образовательных учреждениях Нижегородской области».

Все документы подготовлены в период подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года и были призваны активизировать процесс олимпийского образования в предверии этих игр.Методические рекомендации по релизации олимпийского образования были также разработаны на рагиональном уровне в Тульской Курганской, Московской, Ленинградской и других областях в период с 2011 по 2013 годы. В Нижегородской области данный документ не разрабатывался.

Формы реализации олимпийского образования и их эффективность.

В мае 2018 года был проведен опрос обучающихся 3-11 классов школы с целью определения наиболее оптимальных форм проведения декад по олимпийскому спорту (таблица 2). Результаты опроса показали, что все формы реализации программы олимпийского образования «Декада олимпийского спорта» вызывают интерес у обучающихся. На первое место обучающиеся поставили спортивные  соревнования: 86% школьные и 77% поселковые, что подчеркивает интерес обучающихся к состязательной деятельности. На втором месте оказались мероприятия, связанные с повышением их знаний в области олимпийского движения: 68% олимпийские уроки по другим предметам и 65% викторины и интеллектуальные конкурсы. И на третье место обучающиеся поставили информационные и творческие мероприятия: 56% информационное освещение и 48% творческие конкурсы.

Таблица 2

Определение эффективности форм олимпийского образования при реализации программы «Декада олимпийского спорта»

№ п/п

Содержание вопроса

Ответ респондентов (n=268)

Какие формы реализации декады олимпийского спорта  наиболее интересны для Вас:

- общешкольные соревнования по виду спорта

- викторины и интеллектуальные конкурсы

- творческие конкурсы

- поселковые соревнования

- информационное освещение

- олимпийские уроки по другим предметам

86% (231 чел)

65% (176 чел)

48% (129 чел)

77% (207 чел)

56% (151 чел)

68% (182 чел)

Для оценки уровня знаний обучающихся в области Олимпийского и Паралимпийского движения, был проведен опрос обучающихся 3-11 классов (анкета представлена в приложении 2). Вопросы в анкете были сгруппированы в 3 блока:

- история Олимпийского движения;

- достижения российских и нижегородских спортсменов на Олимпийских играх.

- Паралимпийское движение, достижения российских паралимпийцев.

Опрос проводился 3 раза за учебный в год: в сентябре 2017 года, в январе и мае 2018 года. Данные опроса за сентябрь 2017 года показали, что по всем вопросам олимпийского движения, достижений российских спортсменов на олимпийских играх и Олимпийских играх в Сочи учащиеся имеют уровень знаний ниже среднего, а по вопросам Паралимпийского движения и достижений российских спортсменов на паралимпийских играх низкий уровень знаний (таблица 3).

Таблица 3

Результаты оценки уровня знаний обучающихся в области Олимпийского и Паралимпийского движения

№ п/п

Раздел

Результаты опроса

Сентябрь

2017 года

Январь

2018 года

Май

2018 года

1.

История Олимпийского движения

2,3 балла

(ниже среднего)

3,2 балла

(средний)

3,8 балла

(выше среднего)

2.

Достижения российских и нижегородских спортсменов на Олимпийских играх

2,2 балла

(ниже среднего)

3,0 балла

(средний)

3,7 балла

(выше среднего)

3.

История Паралимпийского движения и достижения российских спортсменов на Паралимпийских играх

1,4 балла

(низкий)

2,1 балла

(ниже среднего)

2,9 балла (средний)

Диагностика знаний обучающихся школы, проведенная в январе 2018 года и в мае 2018 года показала улучшение показателей уровня знаний по всем вопросам. Так по вопросам олимпийского движения, достижений российских спортсменов на олимпийских играх в январе 2018 года учащиеся показали средний уровень знаний, а в мае 2018 года - уровень выше среднего. По вопросам Паралимпийского движения и достижений российских спортсменов на Паралимпийских играх уровень знаний обучающихся в январе 2018 года составил ниже среднего, а в мае 2018 года - средний уровень, что говорит о правильной работе в направлении олимпийского образования обучающихся.

Выводы.

1. В ходе исследования было определено, что для реализации олимпийского образования была разработана нормативно-правовая документация, которая включает письма Министерства образования и науки РФ и Приказ министерства образования Нижегородской области. Все документы подготовлены в период подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года и были призваны активизировать процесс олимпийского образования в преддверии этих игр.

2. Опрос обучающихся 3-11 классов Комаровской школы позволил определить наиболее оптимальные формы проведения декад по олимпийскому спорту. На первое место обучающиеся поставили спортивные  соревнования: 86% школьные и 77% поселковые. На втором месте оказались мероприятия, связанные с повышением их знаний в области олимпийского движения: 68% олимпийские уроки по другим предметам и 65% викторины и интеллектуальные конкурсы. И на третье место обучающиеся поставили информационные мероприятия (56%) и творческие конкурсы (48%).

3. Диагностика знаний обучающихся школы, проведенная в ходе исследования, показала положительные изменение по всем разделам программы. Так по вопросам истории олимпийского движения, достижений российских спортсменов на олимпийских играх в начале исследования (сентябрь 2017 года) уровень знаний был ниже среднего, а в конце исследования (май 2018 года) - выше среднего. По вопросам Паралимпийского движения в начале исследования обучающиеся продемонстрировали низкий уровень знаний, а в конце исследования -  средний уровень знаний.

Важным моментом реализации программы олимпийского образования в Комаровской школе является вовлечение в работу всех сторон образовательно-воспитательного процесса: учащиеся – учителя – родители – социум. Также значимым моментом реализации проекта стало активное участие в олимпийском образовании учителей-предметников.

Список литературы

1. Мелентьева Н. Н. Олимпийское образование школьников / Н.Н. Мелентьева, Ю.В. Поженская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015 - С. 45-51

2. Олимпийская хартия - Лозанна: Международный олимпийский комитет, 2007. - 47 с.

3. Платонов В. Н. Энциклопедия олимпийского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 494 с.

4. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России.  – М.: Советский спорт, 2017. – 224 с.

5. Томенко А. А. Особенности становления и развития олимпийского образования в современной практике  / А.А. Томенко // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 2. - С. 133-136

Приложение

ОЦЕНКА

знаний обучающихся по вопросам Олимпийского и Паралимпийского движения

Оцените свои знания по вопросам Олимпийского и Паралимийского движения по

5-ти бальной шкале (поставьте знак «+» в соответствующем столбике):

1 балл (низкий) - Не знаю

2 балла (ниже среднего) - Имею некоторую информацию

3 балла (средний) - Имею достаточно знаний, но не в полном объеме

4 балла (выше среднего) - Имею хорошие знания

5 балла (высокий) - Владею знаниями в полном объеме

№ п/п

Раздел

Вопросы

Оценказнаний, баллы

1

2

3

4

5

История Олимпийского движения

История зарождения и проведения Олимпийских игр в Древней Греции

История возрождения Олимпийского движения современности

Становление Олимпийского движения в дореволюционной России

История олимпийского движения в период до второй мировой войны

Виды спорта зимних Олимпийских игр

Виды спорта летних Олимпийских игр

Содержание и реализация принципов «Фейр-плей» в Олимпийском и Паралимпийском движении

Достижения российских  и нижегородских спортсменов на Олимпийских играх

Участие советских спортсменов в олимпийском движении в период после второй мировой войны

История проведения Олимпийских игр в Москве

Достижения Российских спортсменов на летних Олимпийских играх

Достижения Российских спортсменов на зимних Олимпийских играх

Достижения Нижегородских спортсменов на летних Олимпийских играх

Достижения Нижегородских спортсменов на зимних Олимпийских играх

История проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских  игр в Сочи в 2014 году

Паралимпийское движение, достижение российских паралимпийцев

История становления и развития Паралимпийского движения в мире

Развитие Паралимпийского движения в России

Виды спорта зимних Паралимпийских игр

Виды спорта летних Паралимпийских игр

Достижения российских спортсменов на Паралимпийских играх

Достижения Нижегородских спортсменов на Паралимпийских играх


Поделиться:

Заяц-хваста

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Знакомимся с плотностью жидкостей

Ворона

Мороз и заяц