• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Аббревиатуры в нашей жизни"

Опубликовано Бадармаева Елизавета Санданжаповна вкл 07.02.2021 - 17:23
Бадармаева Елизавета Санданжаповна
Автор: 
Гадьянова Баяна

Проект "Аббревиатуры в нашей жизни" направлен на исследование особенностей и закономерностей образования аббревиатур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Аббревиатуры в нашей жизни"28.33 КБ
Файл prezentatsiya_abbreviatura.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Проект

«Аббревиатура в нашей жизни»

                                                                     Выполнила: ученица 5 класса

                                                                                             Гадьянова Баяна

с. Алла

2018 г

Проект: Аббревиатура в нашей жизни.

Какие аббревиатуры ты встречаешь в жизни? В родном краю?

Паспорт проекта

Класс: 5

Цель работы: исследование закономерностей и особенностей образования слов, появляющихся в результате сокращений, т. е. аббревиатур.

- Выявить отношение одноклассников к расшифровке Аббревиатур

Задачи: -изучить историю появления и широкого распространения сокращений;

-определить основные источники образования сокращений, изучить различные виды и

способы образования сокращений, их классификации;

выявить уровень понимания данной темы среди учащихся.

-составить список аббревиатур

- изучить теоретический материал

- представить результаты анкетирования одноклассников

- дать расшифровку аббревиатуры

- Сделать выводы по теме исследования

Объект исследования: аббревиатура в нашей жизни

Предмет исследования: надписи на  зданиях, вывесках, на автомобилях, на спецодеждах, слова в учебниках.

 Методы исследования:

- изучение и обработка справочной и научной литературы, интернет-источников;

- анкетирование и анализ его результатов.

Актуальность исследования: познакомившись с понятием «аббревиатура» в школе, я озадачилась вопросом, какие аббревиатуры окружают нас в нашей жизни.

Введение

Тема моего проекта: «Аббревиатура в нашей жизни».

Цель работы: исследование закономерностей и особенностей образования слов, появляющихся в результате сокращений, т. е. аббревиатур.

- Выявить отношение одноклассников к расшифровке Аббревиатур

Задачи: - изучить историю появления и широкого распространения сокращений;

-определить основные источники образования сокращений, изучить различные виды и

способы образования сокращений, их классификации;

-выявить уровень понимания данной темы среди учащихся.

-составить список аббревиатур- изучить теоретический материал- представить результаты анкетирования одноклассников- дать расшифровку аббревиатуры- сделать выводы по теме исследования.

Основная часть

Я начала свою работу с того, что собрала информацию методом исследования, т.е. искала информацию в справочниках, энциклопедиях, словарях.

В русском языке с каждым годом все больше появляется новых сложносокращенных слов, аббревиатур и других видов сокращений, растет потребность в их правильном понимании и использовании. Они появляются как необходимые названия новых предметов, признаков, действий, связанных с развитием науки, техники, экономики, культуры.  Этим определяется выбор и актуальность представленной темы работы и предмета исследования.

Важнейшим средством пополнения словаря русского языка является словообразование, т. е. образование одних слов от других.

Основным способом словообразования в русском языке является морфологический способ, при котором новые слова создаются, например:

-из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание: МГУ, ОРТ;

-из начальных звуков слов исходного словосочетания: ВУЗ, РИА (Российское информационное агентство).

Что же такое Аббревиатура?

Аббревиатура-это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него.

История появления и широкого распространения сокращений

С возникновением письменности в языках разных народов стали применяться сокращения. Еще до появления бумаги это помогало экономить место на каменных плитах, глиняных и восковых табличках, бересте и других материалах при написании текстов. Исследователями и учеными отмечены сокращения в надписях на старинных монетах, в древних рукописях и грамотах, а в древнегреческих грамматиках даже обнаружены перечни часто употребляемых аббревиатур. Наверное, это были первые справочники в истории языкознания.

Сокращения как способ словообразования и особенно сложносокращенные слова и аббревиатуры получили широкое распространение после Великой Октябрьской социалистической революции и заметно обогатили лексику современного русского языка. Появились новые для своего времени слова: полпред, лесхоз, Минздрав, хлебозавод, бронемашина, и множество других. Как справедливо отмечал С.И. Ожегов: «Современники уже в первые годы революции были поражены бурным ростом языка, неудержимо пополнялся словарный состав. Возникали целые серии новых слов, образуемых по нормам русского словообразования: появился новый грамматический класс слов — сложносокращенные слова»

Как было отмечено в работах многих языковедов, одной из важнейших причин широкого распространения этого типа слов явилась сама Октябрьская революция, которая придала русскому языку большую энергичность, резкость, стремление и краткости. В первые послереволюционные годы в строительстве нового государства стала участвовать огромная масса людей. Создавались совершенно новые учреждения, институты, общества, предприятия и каждому из них нужно было дать название, точно описывающее его назначение. Возникли составные наименования, многие из которых позднее стали принимать более удобный вид, превращаясь в сложносокращенные слова слогового типа и различные аббревиатуры.

История одной аббревиатуры, которая в течение 78 лет изменилась 13 раз.

В 1917 году появилась ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Затем ее название много раз менялось, и появлялись новые аббревиатуры: ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, КГБ СССР, МСБ, КГБ РСФСР, АФБ, МБВД РСФСР, МБ РФ, ФСК. С апреля 1995 г. — ФСБ (Федеральная служба безопасности).

Еще одним источником появления сокращений являются иностранные языки, а способом — заимствования из этих языков. Чтобы понять этимологию таких новых словообразований, необходимо анализировать их на языке оригинала.

Классификация и различные способы образования сокращений

Различают следующие типы аббревиатур (сокращений):

· буквенные — сложение названий начальных букв в сокращаемых словосочетаниях — НГТУ : Новосибирский государственный технический университет или Нижегородский государственный технический университет им. Е.Р. Алексеева);

· звуковые — сложение начальных звуков сокращаемых словосочетаний — РАН (Российская Академия наук);

· буквенно-звуковые, например, в аббревиатуре ЦСКА — Центральный спортивный клуб Армии;

· слоговые — результат объединения начальных частей составных наименований — комэск (командир эскадрона);

· звуковые и слоговые — ИМЛИ (Институт мировой литературы);

· слого-словные — объединение начального элемента одного слова с другим словом, представленным в полном виде — Госдума (Государственная дума), завскладом (заведующий складом);

· слоговые начально-конечные — мопед (мотоцикл + велосипед).

Влияние Интернета.        

Интернет сегодня — целый мир, с помощью которого можно обмениваться информацией со всеми жителями нашей планеты и в нем постоянно появляются новые способы обмена информацией.

Сокращения и аббревиатуры — приносят ли они пользу?

Мы встречаемся с новыми аббревиатурами повседневно. Одна из причин употребления таких слов — стремление к необычности, словесным новшествам. Среди молодежи они возникают в повседневной речи, чаще всего как сознательное нарушение нормы, протест против нее, когда известное и часто употребляемое слово приобретает новую выразительность. Привлекает и определенная свобода в создании новых  слов, отсюда их близость к жаргонам и просторечию.

Увеличение числа таких аббревиатур в последнее время говорит о том, что примитивный язык становится, к сожалению, стилем общения. Этому помогает и стремление многих средств массовой информации к широкой популярности любым путем, и невысокий уровень вкуса, стиля и чувства меры у некоторых людей, причастных к созданию служебных документов.

Привычное прежде название моего учебного заведения —Дыренская средняя школа  — Потом стало-Дыренская средняя общеобразовательная школа-после некоторых усложнений теперь именуется так: МОУ ДСОШ ( Муниципальное общеобразовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа)

Знание аббревиатур школьниками

Потом я приступила к изучению наиболее популярных сокращений и аббревиатур.

Провела опрос среди одноклассников. Знают ли они, что обозначают эти аббревиатуры?

Если ответ «да» - отметила +,  если ответ «нет» - отметила -.

Заключение

 В заключение, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой. Работая над проектом, я нашла не только интересную информацию, но и узнала о аббревиатурах.

 Сокращения и аббревиатуры издавна используются в русском языке и их список продолжает постоянно пополняться.

Я завершила работу тем, что решила создать памятку для школьников (буклет) с аббревиатурами. Чтобы они знали, какие аббревиатуры есть нашей стране.

Список литературы:

Интернет-ресурс: — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org .

Соколова Т.Е.

Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров» , 2007.

 

        

Приложение

ВПР- Всероссийские Проверочные Работы

 ОГЭ- Общий Государственный Экзамен

ЕГЭ- Единый Государственный Экзамен

ППС-Патрульно-Постовая Служба

МЧС-Министерство по Чрезвычайным Ситуациям

ГТО-Готов к Труду и Обороне

ДПС-Дорожно-Патрульная Служба

МОУ ДСОШ-Муниципальное образовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа

ДУБ-Дыренская Участковая Больница

ЦРБ-Центральная Районная Больница

ДК-Дом Культуры

МБОУДО -Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного  Образования

МДОУ-Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

СМП – Скорая Медицинская Помощь

КСОШ №1 – Курумканская Средняя Общеобразовательная школа №1

НИИ – Научно-Исследовательский Институт

СССР- Совет Социалистических Союзных Республик

ЦСКА – Центральный спортивный клуб Армии

ФСБ – Федеральная Служба Безопасности

РФ – Российская Федерация

РКБ – Республиканская Клиническая Больница

ООО – Открытое Объединенное Общество

ОАО – Открытое Акционерное Общество

ИП – Индивидуальный  Предприниматель

БГУ- Бурятский Государственный Университет

ВСГТУ- Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

ВСГАКИ- Восточно- Сибирская Государственная Академия Культуры и Исскуства

БГСХА- Бурятская Государственная Сельскохозяйственная Академия

НТВ- Наше Телевидение

ТНТ-Твоё Новое Телевидение

СМИ- Средства Массовой Информации

НЛО-Неопознанный Летающий Объект

ВПР-

 ОГЭ-

ЕГЭ-

ГТО-

ППС-

 МЧС-

 ДПС-

 МОУ ДСОШ- 

ДУБ- 

ЦРБ-

ДК-

 МБОУДО ЭЦ «Юктэ» –

М ДОУ АДС «Хараасгай»-

 СМП –

КСОШ №1 –

НИИ –

СССР-

ЦСКА –

ФСБ –

РБ-

РФ –

ИП –

БГУ-

ВСГТУ-

ВСГАКИ-

БГСХА-

НТВ-

ТНТ-

СМИ-

НЛО-


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Аббревиатуры в нашей жизни».

Слайд 2

Цель работы: исследование закономерностей и особенностей образования слов, появляющихся в результате сокращений, т. е. аббревиатур. - Выявить отношение одноклассников к расшифровке Аббревиатур Задачи: - изучить историю появления и широкого распространения сокращений; -определить основные источники образования сокращений, изучить различные виды и способы образования сокращений, их классификации; -выявить уровень понимания данной темы среди учащихся. -составить список аббревиатур- изучить теоретический материал- представить результаты анкетирования одноклассников- дать расшифровку аббревиатуры- сделать выводы по теме исследования.

Слайд 3

Аббревиатура -это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него.

Слайд 4

История появления и широкого распространения сокращений ПРИМЕР: История одной аббревиатуры, которая в течение 78 лет изменилась 13 раз. В 1917 году появилась ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Затем ее название много раз менялось, и появлялись новые аббревиатуры: ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, КГБ СССР, МСБ, КГБ РСФСР, АФБ, МБВД РСФСР, МБ РФ, ФСК. С апреля 1995 г. — ФСБ (Федеральная служба безопасности).

Слайд 5

Классификация и различные способы образования сокращений буквенные — сложение названий начальных букв в сокращаемых словосочетаниях — НГТУ : Новосибирский государственный технический университет или Нижегородский государственный технический университет им. Е.Р. Алексеева); звуковые — сложение начальных звуков сокращаемых словосочетаний — РАН (Российская Академия наук); буквенно-звуковые , например, в аббревиатуре ЦСКА — Центральный спортивный клуб Армии; слоговые — результат объединения начальных частей составных наименований — комэск (командир эскадрона); звуковые и слоговые — ИМЛИ (Институт мировой литературы); слого -словные — объединение начального элемента одного слова с другим словом, представленным в полном виде — Госдума (Государственная дума), завскладом (заведующий складом); слоговые начально-конечные — мопед (мотоцикл + велосипед).

Слайд 6

Сокращения и аббревиатуры — приносят ли они пользу ? Мы встречаемся с новыми аббревиатурами повседневно. Одна из причин употребления таких слов — стремление к необычности, словесным новшествам. Привлекает и определенная свобода в создании новых слов, отсюда их близость к жаргонам и просторечию .

Слайд 7

Какие аббревиатуры ты встречаешь в жизни? Например: МОУ ДСОШ-Муниципальное образовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа.

Слайд 8

Привычное прежде название моего учебного заведения —Дыренская средняя школа — Потом стало¬-Дыренская средняя общеобразовательная школа-после некоторых усложнений теперь именуется так: МОУ ДСОШ ( Муниципальное общеобразовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа)

Слайд 9

Я начала свою работу с того, что собрала информацию методом исследования, т.е. искала информацию в справочниках, энциклопедиях, словарях

Слайд 10

Есть разные аббревиатуры которые вы встречаете их каждый день.

Слайд 11

Знание аббревиатур школьниками Потом я приступила к изучению наиболее популярных сокращений и аббревиатур. Провела опрос среди одноклассников. Знают ли они, что обозначают эти аббревиатуры? Если ответ «да» - отметила +, если ответ «нет» - отметила -.

Слайд 12

Заключение В заключение, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой. Работая над проектом, я нашла не только интересную информацию, но и узнала об аббревиатурах. Сокращения и аббревиатуры издавна используются в русском языке и их список продолжает постоянно пополняться.

Поделиться:

Корзина с еловыми шишками

Как нарисовать зайчика

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Ребята и утята

Н. Гумилёв. Жираф