• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Верования и обряды мордвы

Опубликовано Короткова Ирина Викторовна вкл 20.02.2021 - 12:23
Короткова Ирина Викторовна
Автор: 
Рудакова Мария

До появления научных знаний все народы, в том числе мордва, объясняли устройство мира, его развитие и место человека в нём через свои религиозные представления . Эти представления дошли до нас в произведениях устно-поэтического творчества – мифах, сказаниях, песнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verovaniya_i_obryady_mordvy_2.pptx2.38 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура Мордвы I – начала II тыс. н. э. Верования и обряды Выполнила: Рудакова Мария Ученица 6Б класса

Слайд 2

До появления научных знаний все народы, в том числе мордва, объясняли устройство мира, его развитие и место человека в нём через свои религиозные представления . Эти представления дошли до нас в произведениях устно-поэтического творчества – мифах, сказаниях, песнях .

Слайд 3

Древнейшие мифы мордвы повествуют о том, что мир возник из яйца Великой птицы – Иненармунь . Из скорлупы этого яйца получилось небо и подземный мир Из самого яйца – Земля , окруженная водами Мирового океана (Ине ведь, Покш ведь).

Слайд 4

Земная твердь , согласно мордовским легендам, держится на трёх р ыбах «На чём держится земля? Кто несет на себе её? Землю несут три рыбы, на трёх рыбах земля держится… Первой рыбе имя северюга , а второй-то имя белуга , имя третьей-то рыбы осётр »

Слайд 5

Небо древняя мордва считала сводом над Землёй, который состоит из нескольких ярусов , одни из них – железные, другие – каменные. На небесном своде располагаются дневное и ночное светила: Солнце (Ши, Чи ) Луна (Ков )

Слайд 6

Подземный мир , в представлениях мордвы, был местом обитания покойных предков. Правили им Мастор-ава и Мастор -паз – покровители земли, а также умерших душ.

Слайд 7

Древняя мордва считала солнце и огонь неразрывно связанными друг с другом. Она считала солнце и солнечного бога ( Шкая , Чи -паза ) всевидящим оком , которое строго присматривает за поведением людей. Если какой-то человек поступал плохо, то бог наказывал его посредством злых духов. Все молитвы мокша и эрзя произносили, повернувшись лицом на восток , к восходу солнца.

Слайд 8

Священным знаком солнца был крест . Иногда солнечный крест обводили кружочком. Эти знаки считались оберегами от всяких несчастий. Недаром солнечные, или солярные, кресты и розетки встречаются на наличниках окон, донцах прялок, домашней утвари, в узорах вышивки.

Слайд 9

В виде креста с загнутыми концами мордва делала специальное приспособление из дерева, с помощью которого добывался «новый» или «живой», огонь . Такой огонь считался «чистым», не соприкоснувшимся ни с чем плохим. «Живой» огонь считался чище любого другого, обладающим большой магической силой . Возжигание его символизировало начало нового года . В это время проводили моление солнечному богу Чи -пазу .

Слайд 10

Символами связи между небесным и земным пламенем были священные свечи – штатолы . В мифологических произведениях мордвы говорится, что первая «большая» свеча ( оцю штатол , покш штатол ) упала с неба, где горела когда-то перед самим верховным богом. И «живой» огонь, и штатолы наши предки использовали как обереги от болезней и злых сил.

Слайд 11

Использовали огонь и во время свадьбы, чтобы защитить молодых от колдунов: зажженной свечой «окружали» свадебные пироги , таким же образом «очищали» и сундук невесты . В качестве оберега применяли огонь и в родильной обрядности: перед укладыванием ребёнка в люльку ее окуривали дымом от мусора, оставшегося на берегу после половодья.

Слайд 12

Проживая в краю, изобилующем реками, ручьями, родниками, древняя мордва стала обожествлять воду . В мордовских мифах вода также выступает первичным элементом мира. По представлениям мордвы, Ине ведь является своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

Слайд 13

В прошлом люди верили, что именно по велению Ведь- авы идут дожди . Поэтому к ней обращались с просьбами вовремя послать дождь. Чтобы эта молитва скорее дошла до богини, люди обливались водой , а также одаривали ее различными приношениями , которые опускали в воду. Божеством воды была Ведь- ава . Её представляли в виде красивой молодой женщины с длинными шелковистыми волосами.

Слайд 14

Мордва верила и в целебную силу воды . Особенно чудодейственной силой считалась ведь-пря (ведь-вода, пря-голова, поверхность). Её брали из родника в полночь или рано утром, чтобы никто до этого не мог её коснуться. Такой водой омывали больного или дома, или прямо у водоёма.

Слайд 15

В целебных и косметических целях использовали также дождевую воду и росу . Полагали, что капли первого весеннего дождя обладают животворящей силой , приносят здоровье людям и скоту, способствуют быстрому росту детей.

Слайд 16

Традиционным местом обитания мордвы служил лес , который имел в её жизни большое значение. Лес давал людям здоровье и помогал развиваться физически, а также доставлял эстетическое наслаждение.

Слайд 17

Кроме благ, даруемых человеку, лес всегда таил в себе и немало опасностей. Такое отношение к лесу повлияло на образ его покровительницы Вирь-авы , которая могла помочь, но могла и погубить человека. Поэтому, чтобы задобрить лесное божество, охотники клали для неё в дупло дерева деньги , чтобы была удача на охоте.

Слайд 18

ломать или срубать. Под такими деревьями устраивали общественные праздники, совершали моления силам земли и неба. Около них проходили народные собрания, жрецы судили людей. В лесу выделялись особые «почитаемые» деревья , обычно непомерной вышины и толщины. Считалось, что в священном дереве обитал «хозяин» рода и данной местности, а потому его нельзя было

Слайд 19

В качестве чтимых деревьев выбирались дуб, сосна или береза, но чаще всего – яблоня . Её нельзя было рубить, использовать для отопления жилища. Вся ритуальная утварь (ковши, чашки, ложки), как правило, изготавливалась из яблони.

Слайд 20

Таким образом, в мифологических произведениях нашли отражение представления о нравственном идеале, добром и разумном отношении человека к окружающему миру, к его природным богатствам. https://www.youtube.com/watch?v=eP2YWHaeQ7Y https://www.youtube.com/watch?v=eP2YWHaeQ7Y

Поделиться:

Пейзаж

Ребята и утята

Распускающиеся бумажные цветы на воде

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Хитрый коврик