В 2019 году приняли участие в данном областном конкурсе.Учащаяся сама является активным участником РДШ,волонтером.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.12 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа №1»
Астраханской области, Красноярского района
С. Красный Яр, ул. Мордовцева, 18 «А»
Индекс: 416150
Тел: 90-6-53
Руководитель учреждения: Вереин К.Г.
Исследовательская работа
«Становление и развитие волонтерского движения среди учащихся образовательных учреждений»
Класс: 8 «А»
Автор работы: Мукасеева Дарья Андреевна
Адрес: АО, Красноярский р-н,
с.Красный Яр, ул.Степная,д.23
Тел: 89272856413
Эл.почта:dmuckaseyeva@yandex.ru
Научный руководитель:
Губашева Алия Асилбековна,
учитель истории и обществознания
тел:89270785995
2019 г.
Содержание
Краткая аннотация
Исследовательская работа на тему «Становление и развитие волонтерского движения среди учащихся образовательных учреждений» посвящена проблеме изучения социальной активности подростков, их вовлечение в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив.
Исследование проводилось на примере учащихся КСОШ №1 с.Красный Яр Астраханской области.
Исследовательская работа содержит иллюстративный материал, фотографии, при выполнении данной работы изучены отечественные и зарубежные источники, словари,а также использована информация из интернет-ресурсов и официальных сайтов.
Введение
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Наблюдая за своими сверстниками и одноклассниками, я обратила внимание на то, что сейчас в современное время среди молодежи и подростков наметились следующие тенденции: это утрата духовно-нравственных ориентиров, семейных, традиционных ценностей. Молодежь и взрослые отдалились от культуры и искусства. Все больше внимания людей захватывают интернет, телевидение, компьютерные игры. Сейчас молодежь да и подростков очень трудно заинтересовать чем-то более полезным и практичным.Как известно, в подростково-юношеском возрасте часто встречается агрессивность, пассивность, жестокость, равнодушие и черствость. К сожалению, сейчас многие из нас ведут потребительский образ жизни, который формирует отрицательные черты характера. В связи с этим в обществе могут возникнуть огромные социальные проблемы, от которых больше всего будут страдать незащищенные категории населения, такие как пенсионеры, люди преклонного возраста, ветераны и участники Великой Отечественной войны, люди с ограниченными возможностями и т. д. Важным фактором помощи незащищенным слоям и группам населения становится благотворительность, развитие волонтерской деятельности.
Я бы хотела, чтобы люди начали задумываться о своём духовном здоровье, о своей гражданской позиции и об умении творить добро не только для себя, но и для других людей, то есть творить благо, заниматься благотворительностью, чтобы граждане думали о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных , помогали бы этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. Ведь на нас будут равняться будущее поколение, мы являемся и будем являться примером для маленьких граждан нашей страны.
В 2006 г. одним из приоритетов молодежной политики Правительством РФ было названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. 2018 год был объявлен в России Годом добровольца и волонтера.
Я считаю, что занятие учащихся волонтерской деятельностью позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей.
Целью исследования является изучение влияния волонтерской деятельности на социальную активность учащихся.
Объектом исследования являются учащиеся КСОШ №1 с.Красный Яр Астраханской области.
Предметом исследования является социальная активность учащихся в волонтерской деятельности.
В моем исследовании ставились следующие задачи:
1. Обратиться за разьяснениями основных понятий по данной теме к словарям, изучить сущность понятий «волонтер», «волонтерское движение», «добровольчество».
2. Исследовать историю происхождения волонтерского движения в России,в моем регионе- Астраханской области.
3. Рассмотреть основные виды волонтерского движения на примере своей родной школы.
4. Попробовать найти пути решения проблемы активного вовлечения подростков в волонтерское движение.
Методы исследования:
Основными понятиями для моего исследования являются – добро, волонтер, волонтерство, доброволец, добровольчество, помощь. Обратимся к справочной литературе за обьяснениями этих понятий.
положительное, хорошее, полезное; добрый поступок».
Большой современный толковый словарь русского языка.
«ВОЛОНТЕР I м. Тот, кто добровольно поступает на службу в действующую армию; доброволец ( в некоторых государствах ). II м. Тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле».
«Добровольчество (волонтерство) — это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли».
«Помощь, -и, ж. Содействие кому-н. в чём-н., участие в чём-н., приносящее облегчение».
Принято считать, что волонтёрская деятельность или добровольчество - это всесторонняя деятельность, включающая традиционную взаимопомощь и любые формы гражданского участия без всякого материального вознаграждения.
Обратимся к истории. Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.
История свидетельствует, что летом 1920 года волонтёры из ряда европейских стран вместе восстанавливали Верден, который был буквально стерт с лица земли в ходе жесточайших боев. Это событие считается началом волонтёрского движения во всем мире.
5 декабря является Международным Днём волонтера. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (InternationalVolunteerDayforEconomicandSocialDevelopment) или, коротко и понятно, — Международный день добровольцев (InternationalVolunteerDay).
2. Волонтёрское движение в России
В отличие от большинства стран, в России волонтерское движение еще только формируется – в добровольческую деятельность вовлечено не более 9% населения.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980 х годов прошлого столетия. В 1995 году Государственная дума приняла законы «Об общественных объединениях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», которые стали четко регулировать деятельность волонтеров.
Волонтер - человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса. Здесь человек должен ориентироваться на оказание безвозмездной помощи, не извлекая какую-то выгоду для себя.
В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают: честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм.
Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.
Итак, волонтером может быть человек, любого пола и возраста, с любым образованием, или без нее, которая способна чувствовать определенные потребности других людей и на добровольных началах помогать им.
3.Волонтерство в Астраханской области.
По данным за 2018 г в Астрахани насчитывается уже более пяти тысяч волонтеров.
Добровольцы постоянно помогают в организации всероссийской акции «Ночь в музее», всероссийской акции «Тотальный диктант», принимали участие в летней Универсиаде -2013 г. в г. Казани, Олимпийских играх и др.
Приятно наблюдать за молодежью нашего региона, которая не стоит в стороне, а активно подключается в волонтерское движение и принимает участие во всех направлениях. Надеюсь, будущее поколение, мои сверстники, продолжат дело, начатое студентами, подростками и, просто, неравнодушными людьми.
3. Виды волонтерского движения на примере моей родной школы.
Существует несколько различных видов волонтерства. Можно выделить пять видов:
Социальное волонтерство
Добровольцы оказывают помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, сиротам в домах ребенка и детских домах. Людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Как я описывала выше старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании.
Для меня примером являются мои учителя, которые вот уже третий год занимаются социальным проектом «Новый год в ладошках». Здесь учителя перед новым годом организуют и проводят благотворительные акции,мастер-классы. Все полученные средства идут на покупку новогодних подарков для областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Исток». Мы, учащиеся, тоже активно принимаем участие. Ведь, главное здесь, помочь детям у кого нет возможности получить подарки, оказать внимание и заботу со стороны людей.
Еще одним примером социального волонтерства является помощь одиноким людям. Ведь забота о пожилых-это первый долг каждого из нас. Это люди, чьим трудом строилось и развивалось наше государство, чьим мужеством завоевывалось его независимость. За плечами старшего поколения много славных дел. Наш класс под руководством классного руководителя взял шефство над ветераном В.О.В Мамониной В.Я. На майские праздники мы всем классом ходим к ней на уборку ее двора. Очищаем, прибираем, выносим мусор. Затем нас обязательно (это стало традицией) угощают чаем и вкусностями. Во время чаепития, нам рассказывают истории военных лет, о том, как люди выживали в трудных ситуациях, как долго ждали победы, как восстанавливали хозяйство. В такие моменты начинаешь ценить чистый воздух, друзей, семью. И мы всегда должны помнить, как много сил отдали наши бабушки и дедушки за то, чтобы нам сегодня жилось хорошо.
Экологическое волонтерство
Волонтеры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтерства, как:
Начиная с первого класса наши учителя прививают любовь к природе. С начальных классов дети мастерят кормушки, которые развешивают на деревья в нашем школьном дворе. В течение всей холодной зимы подкармливают птиц.
Постоянно устраиваем субботники. Практически весь сентябрь действовала акция «Всероссийский субботник». Каждую субботу мы ходили и принимали участие очистке школьного двора, улицы, Братского садика, расположенного в центре с.Красный Яр.
Также у нас в школе существует летняя отработка, т.е. ученики в течение летней недели должны принять участие в голубом, зеленом, экологическом патрулях. Мы, тогда учащиеся 7 класса, эти летом очищали берег р.Бузан. Собрали огромные мешки с мусором, и остались довольными: и берег очистили, и сделали приятное природе, и наговорились с одноклассниками, которых не видели целое лето.
Второй год мы принимаем участие в сборе макулатуры. В каждом доме будут ненужные старые газеты, журналы и т.д. все это приносим в школу, и в определенный день приезжает машина, которая все это забирает на утилизацию.
Культурное волонтерство
Одним из интереснейших направлений волонтерской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это и:
- помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий;
- рассадка гостей на различных мероприятиях;
- работа с музеями и галереями по взаимодействию с посетителями, по систематизации каталогов;
- перевод различных документов и так далее.
Как правило, работа волонтеров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д.
Здесь мы тоже принимаем активное участие. Во время проведения различных мероприятий мы помогаем вести концерты, становимся ведущими, работаем над сценарием, проводим акции среди маленьких учащихся, например, акции по безопасности на дорогах.
На осенних каникулах мы у себя в школе проводили концерт ко Дню Белой трости. «Белая трость»-символ незрячего человека, которому этот предмет необходим. В зале среди приглашенных людей с ограниченными возможностями стояла такая тишина, что было слышно дыхание каждого. Мы рассказывали стихи, пели песни, а гости плакали. В конце нашей встречи гости обнимали нас и искренне благодарили. Именно в такие моменты ты многое переосмысливаешь и начинаешь смотреть на жизнь другими глазами.
Гражданско – правовое волонтерство
Помощь в организации масштабных гражданско-правовых мероприятий (саммиты, форумы, митинги, дни памяти, дни голосования, встречи с политическими деятелями и т.д.). Волонтеры отвечают за рассадку, движение гостей на различных мероприятиях, взаимодействуют с администрацией, муниципальными округами и другими государственными и общественными организациями, которые занимаются гражданско-правовой проблематикой;
Как правило, работа волонтеров состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных форумов, митингов, акций, конференций, сборе внешней информации и т. д.
На свои классные часы мы стараемся приглашать участников, тружеников тыла, которых становится все меньше и меньше. Мы устраиваем для них небольшие концерты, рассказываем стихи, поем песни, слушаем рассказы приглашенных гостей. Ведь для них важное-это внимание, возможность поговорить с молодежью, узнать, какие у них цели и интересы. Но и мы стараемся впитать все ценное, что они могут нам подарить.
В ходе организованных акций, субботников подростки нашей школы принимали активное участие. Надеюсь, они увидели реальную пользу от их труда, увидели примеры бескорыстной поддержки ближнего, осознали свою значимость для общества, т.к. волонтерское движение имеет огромное нравственно-воспитательное значение.
В 2019 г. наша школа стала базой для создания Российского движения школьников (РДШ) — Общественно-государственной детско-юношеской организации, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. В эту организация вступила и я.
Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Что дает школьнику участие в РДШ?
Организация предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.
Как присоединиться к РДШ?
Для того, чтобы присоединиться к Организации, прежде всего, требуется огромное желание. Каждый желающий может обратиться к школьному педагогу-организатору, классному руководителю, который обязательно поможет и направит.
С какого возраста школьник может стать участником РДШ?
Любой школьник может стать участником организации с 8 лет.
Поможет ли участие в РДШ в дальнейшем поступлении в вуз?
На данный момент для участников РДШ не предусмотрено льгот при поступлении в вуз. Но принимая участие в деятельности Организации, школьники получают возможность обрести навыки по ряду направлений, а также сформировать активную жизненную позицию. Все это несомненно поможет им в дальнейшем обучении. В том числе, при поступлении в вуз.
Мне хотелось бы чтобы в нашем школьном волонтерском движении участвовало как можно больше людей. Больше людей- больше добрых дел! Вот и возникает вопрос: как вовлечь еще молодых людей в нашу группу? Ведь работая волонтером, мы имеем возможность получить ценный опыт, который обязательно нам пригодится в жизни. Мы получаем новые знания, навыки, расширяем кругозор, помогаем людям, находим новых друзей.
Так как же привлечь нынешнее молодое поколение? Как я уже писала выше, нынешняя молодежь очень «тяжела на подъем», их интересует только интернет и гаджеты. Поэтому считаю, что нужно начинать с маленьких детей, нужно начинать в семье, чтобы родители принимали в этом активное участие, а не оставляли все воспитание на школу. В начальных классах можно ввести курс или внеурочную деятельность под названием «Милосердие»,где нужно объяснять детям, кто такие волонтеры, добровольцы. Чем они занимаются, чем увлекаются. Нужно показывать фильмы, сюжеты о таких людях, об их результатах. Это первый этап-ознакомление. Затем нужно давать простейшие задания, например, покормить бездомного котенка, помочь донести сумки пожилому человеку. Это второй этап-маленькие добрые дела. И когда дети подрастут, то совершать добрые дела для них будет неотъемлемой частью.
Заключение
В процессе работы над темой моего исследования была изучена литература, я ознакомилась с историей волонтерского движения, узнала его виды. Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение, у нас в стране это движение только развивается. В современном российском обществе предъявляются новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
Находиться среди людей, которые уделяют свое время на волонтерство, радостно. Они не святые, не блаженные, у них могут быть разные характеры ,причины и т.д., но при этом есть одна общая черта: они не равнодушны к чужим проблемам, а ведь хорошо, полезно и приятно находиться в обществе неравнодушных людей.
В ходе анализа волонтерской деятельности выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вида деятельности, координировать волонтерские организации, привлекать к активному участию подростков и молодежь.
Список используемой литературы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Золотой циркуль
Усатый нянь
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"