В 2017 г мы вместе с учащейся Нурмановой Лаурой приняли участие в областном конкурсе,посвященным правам ребенка. Наша работа заняла 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа №1»
Астраханской области, Красноярского района
С. Красный Яр, ул. Мордовцева, 18 «А»
Тел: 90-6-53
Руководитель учреждения: Вереин К.Г.
Исследовательская работа
«Досуг и культурная жизнь
современных детей»
Класс: 5 «В»
Автор работы: Нурманова Лаура Сейтжановна
Адрес: АО,Красноярский р-н,
с.Красный Яр, ул.Радужная, д.2
Тел: 89371297477
Научный руководитель:
Губашева Алия Асилбековна,
учитель истории
2017 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………3-4
1. Характеристика понятия «досуг» ……………...4-6
2. Анализ проведения досуга современной молодёжью.…………………......6
Заключение…….…………………………………………………………..…....6-8
Список литературы …………………………………………...…………….......9
Приложения……………………………………………………………….….....10-11
Введение
«Досуг — это работа, которая вам нравится».
Роберт Робинсон
Современный мир очень изменчив. Чтобы угнаться за быстроменяющейся реальностью, подростку приходится самостоятельно искать и усваивать различную информацию – заниматься самообразованием. если же подросток не чувствует в себе сил разобраться в чем-либо, он смело может обратиться за помощью к опытным педагогам – педагогам дополнительного образования. Ведь это замечательное сообщество профессионалов своего дела, которые ведут всевозможные кружки, секции, клубы, студии, курсы и т.д.
Молодость – это прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья. И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше.
Тема настоящего исследования, которая звучит, как «Досуг и культурная жизнь современных детей», является актуальной, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее. Думаю, она будет интересна моему поколению, детям младшего подросткового возраста.
Досуг для современных детей является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие потребности и возможности молодежи. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Считаю, что именно в сфере досуга современные дети проявляют свой характер, потенциал, способности, выступают в качестве самостоятельных творцов. Поэтому в современном российском обществе, проблема досуга молодежи приобретает особый, но в тоже время яркий характер. Я решила выяснить, как мои сверстники проводят своё свободное время.
Цель – проанализировать досуг и культурную жизнь детей и подростков, а также заинтересованность и возможность детей реализовать свой потенциал в той или иной области в с. Красный Яр, Астраханской области.
Задачи исследования:
Объект исследования –подростки села Красный Яр, которым в настоящее время 10-14 лет.
Предмет исследования – досуг современных подростков.
Методы исследования: описание, анкетирование, анализ информации из различных источников в сопоставлении с данными, полученными в результате анкетирования.
Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы при проведении устных бесед просветительского характера со школьниками.
1.Характеристика ПОНЯТИЯ ДОСУГ
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и возможностей.
Известно, что досуг и отдых – это составная часть повседневного образа жизни людей.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- досуг базируется на свободе при выборе занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность, тем самым раскрывает скрытый потенциал и задатки, превращая их в способности;
- досуг способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность;
- досуг формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей.
- досуг есть сфера удовлетворения собственных потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентации, установок;
- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых и окружающей среды»;
- досуг способствует объективной самооценке детей, адекватному восприятию окружающего мира;
- досуг обеспечивает удовлетворение, отличное настроение и персональное удовольствие, удовлетворение от конечного результата своей деятельности;
Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Проводя свой досуг, молодёжь не только развлекается , но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире. Мало кто сейчас задумывается над тем как организовать досуг детей, как научить их не бездействовать, а развиваться, для чего им необходимо не просто отбывать время сначала в школе, а потом дома за компьютером. Мало кто обращает внимание на то, что дети скучают и просто слоняются или совершают такие поступки, которых никто не ожидает. В последнее время по сводкам МВД участились преступления разного характера и степени тяжести, виновниками которых стали несовершеннолетние дети в возрасте от 9 до 13 лет. В чем же причина? Это возникло не только вследствие того, что родители мало внимания уделяют своим детям в силу занятости и зарабатывания денег, не в силу засилья жестоких фильмов и компьютерных игр , а по причине того , что дети не могут организовать свой досуг, не умеют дружить, не знают игр, добрых, хороших и веселых игр.
Если раньше наши папы и мамы на улице играли в игры, правила которых знали все, к примеру: казаки – разбойники, краски, море волнуется раз, колечко, цепи и т.д.…, то сейчас дети этих игр не знают.
Разница состоит в том, как именно молодежь проводит свой досуг. А проводит она его по-разному: кто-то просто «просиживает штаны» дома, возле телевизора или компьютера, другие предпочитают просто погулять и пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни и девушки помимо учебы занимаются в каких-то секциях или студиях и занятия там являются для них не менее занимательным времяпровождением, другие отдают предпочтение дискотекам, а некоторые уже сделали синонимом слова «погулять» такие понятия как напиться, накуриться и т.п. Поэтому для начала я решила провести среди учащихся старших классов своей и других школ в моем районе небольшой опрос, чтобы посмотреть, как они предпочитают отдыхать. И уже на базе опроса выявить наиболее актуальные проблемы организации досуга среди подростков.
Досуг современного сельского подростка недостаточно разнообразен, хотя при желании в селе есть чем заняться.
В ходе своего исследования я выяснила, что в с. Красный Яр существует несколько учреждений, которые позволяют дополнительно заниматься образованием детей: Школа искусств №15( здесь раскрывают музыкальные, вокальные и танцевальные возможности), МБОУ ДО ЦВР «Подросток», Школа верховой езды, На базе школ №1 и №2 существует огромное количество кружков и секций: это и спортивные секции, в том числе волейбол, баскетбол, рукопашный бой. Не забыли и о самых маленьких граждан нашего села. Опять - таки на базе двух школ существуют «Школы будущего первоклассника», которые занимаются подготовкой к школе, а также существует частное дошкольное учреждение «Мамина школа», которая также готовит будущих первоклассников.
В нашем селе есть Красноярский историко-краеведческий музей, культурно-развлекательный центр "Мир", культурно-досуговый центр "Заречье", где красноярская детвора с удовольствием проводят свободное от учёбы время.
В нашем селе дети могут свое свободное время провести и на Центральном стадионе, где могут покататься на роликах, велосипедах, поиграть в футбол, волейбол, баскетбол, есть аттракционы и игровая площадка.
Я считаю, что нашей молодежи есть где заниматься, нужно только проявлять свой интерес и посещать с удовольствием.
2.Анализ проведения досуга современной молодёжью.
В целях данной работы был проведён опрос на тему «Досуг современной молодежи». В проведённом исследовании сочла возможным провести опрос 25 человек представителей возраста от 10 до 14 лет. Все представители являлись жителями и обучающимися МБОУ «Красноярской средней общеобразовательной школы №1» села Красный Яр.
В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
Проанализировав анкеты респондентов, были сделаны следующие выводы.
Количество свободного времени у современной молодёжи явно уменьшается.
Посещение кинотеатров является не столь популярным. Не пользуется популярностью среди современной молодёжи и театр.
Результаты опроса показали, что у постоянных пользователей компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды занятий.
Отрадно, что современная молодёжь, по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения изменились. На смену дворовым театрам, волейболу и футболу, массовому катанию на коньках постепенно приходят ролики, скейтборд, паркур, сноуборд.
Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Нужно отметить, что в С. Красный Яр существует Школа верховой езды, обучение проводится бесплатно и , многие дети с удовольствием посещают этот кружок.
По ответам в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.
Респондентам был задан ещё вопрос: «Что районные власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?» Ответы следующие: «Спортивные площадки», «Площадки для роликов», «Кафе для молодежи», «Спортзал», «Водные аттракционы».
Заключение
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодёжи. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
В ходе исследования было выяснено, что современные дети заняты в различных кружках, секциях, принимают активное участие в различных мероприятиях, связанных с жизнью нашего села. Это и национальные праздники, встреча весны, масленница, день народного единства. Ребята, независимо от возраста, поют, пляшут, читают стихи собственного сочинения, что радует, я думаю, местных жителей. В нашем селе хорошо развита волонтерская деятельность. Молодежь с удовольствием помогает пожилым людям, конечно, хотелось бы, чтобы о наших ветеранах, одиноких стариках вспоминали не только накануне великого праздника – Дня Победы, но и в другие будничные дни. Ведь пожилым людям требуется не столько физическая помощь, а сколько внимание, возможность выговориться.
Сейчас возникают новые виды досуга, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров, интернет-ресурсов). Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (например, состав читаемой литературы, теле- и кино- пристрастия, музыка), что связано и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом.
Однако надо отметить, что произошедшие изменения оказались не столь сильными, как можно было предполагать. Отрадно видеть, что молодёжь не потеряла интерес к чтению, по-прежнему увлечена спортом, живёт активной жизнью.
Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Ведь сегодня в разных областях своей деятельности, в том числе в области досуга, современной молодёжи предоставлена большая свобода выбора.
В ходе исследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времени у молодёжи и возможностями более качественно его насыщения. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня наших родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, а это приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность.
Говорят, что игры уходят из наших дворов, а вместе с ними общение, взаимопонимание и дружба. Нужно отметить, что компьютер и интернет занимает все больше и больше места в жизни современного подростка. Наверное, сейчас самое время взрослым людям(родителям, педагогам, воспитателям, администрации) помочь детям подняться по ступенькам взросления. Организовать работу так, чтобы при встрече дети наперебой рассказывали друг другу самые интереснейшие истории о том, как «у нас во дворе»…, «а мне было интересно», «здесь скучать не дадут» и т.д.
Таким образом, содействие, помощь в реализации досуговых интересов молодежи, базирующиеся на принятии их идей, мнений являются важными составляющими в достижении непростой цели регулирования свободного времени детей и молодежи.
Авторы: Соболева О.Б, Иванов О.В. М.:Изд. «Вентана-Граф»,2015 г.
Авторы: Кравченко А.И.,Певцова Е.Л. 3-е изд. М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008 г.
Анкета (Приложение №1)
1) Сколько Вам лет?___________________________________________________________
2) Каким, в среднем, количеством свободного времени Вы располагаете каждый день? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- менее 2 часов; - от 2 до 3 часов; - от 4 до 6 часов; - более 6 часов; - другое___________
3) Какие зрелищные мероприятия Вы посещаете чаще всего? Только 1 вариант ответа
- кино; - театр; - концерты; - дискотеки; - другое (клубы, выставки)___________________
4) Какие игры Вам больше нравятся? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- подвижные; - азартные - логические игры - другое______________________________
5) Где Вы предпочитаете проводить свободное время? Допускается более 1 ответа.
- дома; - на улице; - в гостях; - в подъездах; другое_________________________
6) Какой стиль музыки Вы предпочитаете? Допускается указывать более 1 ответа.
- рок; - поп-музыка; - рэп; - классика; - эстрада; - фольклор; -другое________________
7) Какое место занимает спорт в Вашей жизни? Подчеркнуть 1 вариант ответа
- занимаюсь регулярно; - занимаюсь иногда; - совсем не занимаюсь
8) Любите ли Вы читать? Допускается указывать более 1 ответа.
- научную фантастику;
- периодику;
- детективы;
- любовные романы;
- книги про войну;
- приключенческие романы;
- классические произведения;
- исторические романы;
- не люблю читать;
- другое ________________________
9) Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите? Допускается более 1 ответа.
- отечественные худ. фильмы
- зарубежные кинофильмы
- музыкальные передачи
- спортивные передачи
- сериалы
- игровые программы,
- информационные программы,
- развлекательные передачи
- научно-популярные программы
- другое____________________________
10) Сколько часов в день Вы смотрите телевизор? 1 ч., 2 ч.,3 ч., 4 ч., другое время_____
11) Где Вы обычно отдыхаете на каникулах? Допускается более 1 ответа.
- на даче
- на море
- в лагере
- в деревне
другое__________________________
12) Какие виды культурного досуга вы предпочитаете? Допускается более 1 ответа.
- развлекательные центры
- участие в худ. самодеятельности
- дискотека
-творчество
- концерты
- библиотеки
- кинотеатрам
- спортивные секции
- никакие
- другие_______________________________
13) Какие ваши ценностные ориентации? Допускается указывать более 1 ответа.
- воспитанность
- независимость
- быть здоровым
- быть честным
- совесть
- интеллект
- семья
- делать добро
- другие__________________________
14) Что районные власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?
____________________________________
Как нарисовать лимон акварелью
Глупый мальчишка
Барсучья кладовая. Александр Барков
Кто грамотней?
Круговорот воды в пакете