Синий Александр в своей работе «Чья каска была лучше?»,используя различные источники (интернет - ресурсы, энциклопедии, справочники), исследует историю модификации советской и немецкой касок, сравнивая их характеристики, делает вывод о том, какая каска лучше.
Вложение | Размер |
---|---|
chi_kaski_byli_luchshe.docx | 280.59 КБ |
Московский областной конкурс музеев образовательных организаций
«Мой музей»
Номинация по теме: Исследовательская работа по теме: «История одного музейного экспоната», посвященная 75 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной войне (индивидуальная);
(указать индивидуальная или коллективная)
Наименование музея Школьный музей
Профиль музейной работы краеведческий
Полное наименование ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Адрес: г.о.Серпухов,
Ф.И.О. руководителя ОО, контактный телефон
«Чьи каски были лучше?»
Автор:
Синий Александр,
06.06.2005 г.р., 8 «А» класс
Руководители работы:
Синий Татьяна Викторовна,
Шапова Любовь Васильевна,
учителя истории
2019 год
Аннотация на работу:
«Чья каска была лучше?»»
Синий Александр в своей работе «Чья каска была лучше?»,
используя различные источники (интернет - ресурсы, энциклопедии, справочники), исследует историю модификации советской и немецкой касок, сравнивая их характеристики, делает вывод о том, какая каска лучше.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………4 стр
Цели работы…………………………………………………………………...4 стр
Задачи работы………………………………………………………………....4 стр
Методика исследования……………………………………………………...4 стр
Основная часть…………………………………………………………....5-12 стр
Вывод………………………………………………………………………...12 стр
Заключение ………………………………………………………………....12 стр.
Список использованной литературы……………………………………….13 стр
Введение
Цель работы – исследование музейных экспонатов - советской и немецкой касок Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
1.Проследить историю создания касок.
2.Провести их сравнительную характеристику по определённым параметрам.
3. Сделать выводы, какая каска лучше - советская или немецкая.
Актуальность
Тема Великой Отечественной войны, а именно вопрос «Что для нас значит эта война?» - актуальный вопрос в юбилейный 75-й год Победы над фашисткой Германией. И чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем меньше о ней будет писаться, говориться и сниматься правды. К сожалению, живых носителей информации всё меньше. Я знаю, что делаются попытки пересмотра истории войны, ее фальсификация. Многие утверждают, что у немцев вооружение значительно превосходило наше. Мы, молодое поколение, хотим знать правду о войне. И помогут нам в этом музейные экспонаты - немые свидетели войны.
Методика исследования:
Использованы личностно-ориентированные и информационно- коммуникативные технологии.
К 75-летию Великой Победы я решил исследовать музейные экспонаты - советскую и немецкую каски. В нашем музее есть одна немецкая и две одинаковые советские каски. Я интересуюсь историей Великой Отечественной войны, но о касках знаю мало. Поэтому вначале я решил узнать о касках поподробнее. Я узнал, что во время войны были советские каски СШ-36, СШ-39, СШ-40 и немецкие каски М-35, М-40, М-42.
Вот что я узнал о советской каске. В начале 30-х годов прошлого века руководство РККА пришло к выводу о необходимости экипировать войска стальными шлемами. Шел поиск вариантов разработки стальных шлемов. В итоге на вооружение поступил СШ-36 («Стальной шлем 1936 года») на базе каски Адриана. Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200–1300 граммов, в зависимости от размера. Толщина стали 1,1 мм.
Но вскоре оказалось, что у этой каски огромное количество недостатков: хрупкая сталь и низкая пулестойкость в гибких местах. Большой козырек мешал обзору бойца. Широкие поля, сделанные по инициативе Семёна Михайловича Будённого для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, также каска постоянно сползала. К 1939 году каску доработали. Она получила название СШ-39 и была лишена принципиальных недостатков СШ-36. Но Финская война показала, что носить СШ-39 её с теплым головным убором нельзя, а имеющийся подшлемник не спасает бойца от обморожения при низких температурах. Работы по разработке более удобного и надежного шлема стали вестись днем и ночью. В 1939 г. коллектив НИИ-13, рабочие и инженерно-технические работники Лысьвенского металлургического завода за короткие сроки подготовили к выпуску новый шлем под индексом СШ-40. При участии Михаила Ивановича Корюкова была разработана и внедрена в производство новая марка стали для шлемов - 36-СГН, не содержащая дефицитного молибдена и обладающая более высокой пулестойкостью, чем существовавшая ранее марка стали. Толщина шлема - 1,2 мм. Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г. Подшлемник состоит из трех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. [2]
М. И. Корюков рассказывал о том, как проходило первоначальное испытание новой армейской каски. Проводил его лично маршал СССР Семён Михайлович Будённый. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу. Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за «наган». Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. В результате Будённый остался доволен результатом испытаний. [1]
Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ. Каска СШ-40 прекрасно показала себя на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Качественные материалы в сумме с тщательно продуманным дизайном спасли немало жизней рядовых и офицеров. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок : СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках до 1943 года в больших количествах. Зачастую шлем использовался самым необычным образом. Он был не только средством защиты, но и нападения. Красноармейцев обучали в рукопашной схватке, если под рукой не оказалось оружия, использовать в качестве холодного оружия каску. 800 г легированной стали могли оглушить или даже раскроить череп при ударе краем. Шлем использовался и как посуда. Солдаты находились в экстремальных условиях и порой на передовой еду ели из каски. Каской зачёрпывали воду, чтобы напиться. Порой в экстренных ситуациях или когда просто потеряна лопата, копали себе окоп именно каской и вычерпывали воду из окопов. Поэтому на вооружении она стояла целых двадцать лет. Каска стала символом облика воина-победителя, в ней советская армия прошла всю Великую Отечественную войну. [4]
Далее я начал изучать немецкую каску. И вот, что я узнал.
Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов - от касок времён Первой мировой войны М-16, М-17 и М-18 до более современных М-35 и М-40. Разработчиком каски М-16 был Фридрих Шверд. [6]
Корпус шлема формировался из цельного листа и проходил девять стадий штамповки. Подшлемник крепился тремя заклепками и изготавливался из кожи или полосы листового металла с тремя кожаными лепестками. Подшлемник был разработан так, чтобы между шлемом и головой было расстояние в один палец по бокам и два пальца сверху. Это должно было предотвратить повреждения головы от ударов по шлему. По бокам шлема имелось две трубочки – «рожки», которые осуществляли вентиляцию, а так же на них навешивалась тяжелая бронепластина. Но вскоре Германия столкнулась с недостатком стратегических материалов, поэтому начались модификации этой каски.
В 1935 году была спроектирована и одобрена новая модель стального шлема - М-35. М-35, разработанный при участии Фридриха Шверда, изготавливался путем прессования нескольких листов молибденовой стали и выдерживали давление до 220 кг на 1 мм². Козырек и закраины были уменьшены, модернизированы вентиляционные отверстия. в. Масса шлема М-35 составляла примерно 1300 грамм. Шлем стал легче, что вместе с новым кожаным подшлемником сделало шлем более комфортным. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Молибден делал сталь твердой, но ломкой, очень дорого стоил, к тому же приблизительно 90% разрабатываемых в 30-е годы месторождений этого металла находились в США и Южной Америке. Новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес. Не стало выступающих вентиляционных рожков для ненужной теперь лобовой пластины. Края каски завальцованы. Началась Вторая мировая война, в армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Ещё более ощутимая нехватка ресурсов вынудили германское руководство производить шлемы с более низкой себестоимостью, максимально удешевить и упростить технологию производства. В результате разработан шлем М-40. Сталь изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца. Края шлема также завальцованы. Шлемы модели М-40 стали комплектоваться подшлемниками на основе деталей из оцинкованой стали (аналог оцинкованного кровельного железа) или из простого металлического листа с последующей окраской в серый цвет. Также были изменены D-образные кольца крепежа подбородочного ремешка: острые углы были сглажены, им придали закругленную форму. Нехватка ресурсов вынудили германское руководство и далее упрощать технологию производства. Результатом стало принятие стального шлема М-42. Шлем изготавливался методом горячей штамповки из стали без легирующих добавок с целью экономии молибдена и марганца. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой на внешнюю сторону шлема, что позволило сократить время производства и снизить стоимость единицы продукции. Упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; что позволило сократить время и количество операций, затрачиваемых на изготовление. М-42 использовался в немецкой армии наряду с М-35 и М-40 до конца войны.[3]
Практическая часть
Узнав о касках, я решил выяснить, а какие каски в нашем школьном музее. Начнём с советской каски. А какой же модификации каска в нашем музее. По документам - СШ-36, но так ли это? Внешне ведь каски очень похожи, к тому же подшлемник нашей каски не сохранился. Сравниваю каски по фотографиям с нашей каской, делаю следующий вывод: СШ-40 отличается от предыдущих образцов подшлемником. В СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклепок, в предыдущих – три. В нашей каске шесть заклёпок, следовательно, в нашем музее шлем СШ-40.
Далее я попытался ответить на вопрос: «Какой модификации немецкая каска у нас в музее? По документам - М-35, но так ли это? Я начал сравнивать фотографии этих касок с нашей каской. Для М-40 характерны, так же как и для М-35, завальцованные края основания шлема. Именно из-за этого М-40 часто принимают за шлем модели M-35. Наш шлем не может быть шлемом М-42, т.к. в нашем шлеме края завальцованные, а в шлеме М-42 - нет. Теперь попробуем определить : у нас шлем М-35 или М-40. Отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии: в шлеме М-40 оно выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Форма шлема М-40 стала более округлой, чем у М-35. На основании этого я делаю вывод, что в нашем музее каска М-40, а не М-35, как записано в документах музея.
Теперь попытаюсь ответить на вопрос: чей шлем лучше – советский или немецкий? В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства.
Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10-16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй – 7-12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, а также трофейные немецкие шлемы.
Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями
Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше. Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из винтовки Мосина образца 1891/1930 гг. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей образца 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из револьвера «Наган» образца 1895 г. с дистанции 10метров.
Корпуса СШ-40 после испытаний
На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров. После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8-10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.
Также известны случаи, когда советские солдаты одевали немецкие каски. Зачем?
Фото с сайта webnovosti.info
Фотографии, на которых изображены советкие бойцы в немецких шлемах, сделаны явно не в боевой обстановке. На них изображены бойцы во время смотров. По какой-то причине взамен выброшенных или потерявшихся СШ-40 было решено использовать немецкие каски с нанесенной красной звездой. Нахождение в каске противника в зоне боевых действий представляет собой большую опасность, чем пребывание там же без шлема.
Советские солдаты с немецкими трофеями
Новые шлемы изготавливались из более мягкой стали, что вылилось в большую проблему. Защита M42 значительно ухудшилась. Пусть и прежние модели не лучшим образом держали пули (от шлемов этого и не требуется в принципе), но хотя бы справлялись с попаданиями осколков, в то время как M42 стал пробиваться всем подряд.
Зачем немцы носили советские каски?
В годы Великой Отечественной войны, встретить солдата Вермахта в советской каске СШ-40 - было обычным делом. Немецкие солдаты при первой же возможности старались обзавестись трофейным шлемом и поскорее избавиться от собственного. Однако в 1942 году на вооружение применяется новая модель - M42, которая отличалась некоторыми изменениями в конструкции, однако главной проблемой стало то, что новые шлемы изготавливались из более мягкой стали, что вылилось в большую проблему. Защита M42 значительно ухудшилась. Шлем М-40 не лучшим образом держал пули, но хотя бы справлялся с попаданиями осколков, то M-42 стал пробиваться и пулями, и осколками. В итоге солдатам Вермахта не осталось ничего иного, кроме как добывать трофейные шлемы, чтобы хоть как-то защитить себя. Советская каска СШ-40 обладала высокой прочностью, даже избыточной. Она отлично держала осколки, пули, выпущенные из пистолета-пулемета, а иногда и из винтовки. [6]
Выяснив все это, мы составили сравнительную таблицу:
Советская каска СШ-40 | Немецкая каска М-40 | |
Форма каски | купольная | овальная |
Вес каски
| 1300 г. | 1100 г. |
Вес каски (без подшлемника) | 800 г. | 700 г. |
Материал | Сталь 36-СГН, имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки | Сталь изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца |
Толщина шлема - | 1,2 мм. | 1,3-1,4 мм |
Вентиляция | нет | есть |
Подшлемник | Состоит из трех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. | К внутреннему ободу крепилась кожаная часть подшлемника, которая соприкасалась с головой солдата. Это была полоса кожи с лепестками, стягивающаяся сверху шнурком. В каждом лепестке пробито пять отверстий для вентиляции и одно для продевания стягивающего шнурка. |
Подбородочный ремень | Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. | Ремешок изготавливался из кожи. Он мог использоваться с другими типами подшлемников, а также легко мог быть адаптирован для солдат-левшей. |
Достоинства | советская СШ-40 является более пулестойким средством защиты, чем немецкие каски. В среднем пробитие немецких касок было в три раза выше, чем у отечественных образцов. | Более комфортный подшлемник. Наличие вентиляционных отверстий. |
Недостатки | Больший вес каски при долгой носке приводил к тому, что шея уставала довольно быстро. Из-за отсутствия вентиляционных отверстий голова сильно потела. | Пробивалась в три раза чаще, чем советская каска. |
Вывод
Проведя данную исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что немецкая каска комфортнее, но по прочности уступает советской каске. Поэтому мы считаем, что советская каска лучше, чем немецкая, потому что она лучше защищала солдата на поле боя.
Заключение
Исследуемый материал может быть использован членами лекторской группы нашей школы при проведении экскурсий по музею, а также на уроках истории и краеведения. Несомненно, этот материал вызовет интерес учащихся, так как ученики интересуются историей своей страны.
Список используемой литературы:
1. Карабанов И.М., История русского стального шлема.1916-1945.
2. Петров Д.А., Стальная каска. Россия/СССР/РФ. 1916 – 2007.
3.https://russian7.ru/post/ot-chego-mogla-spasti-sovetskaya-kaska-v/
4. https://whitepageshistory.ru/blog/43435292452/5-faktov-o-sovetskoy-kaske-(SSH-40)
5. https://www.factroom.ru/rossiya/pochemu-nemeckie-soldaty-nosili-sovetskie-kaski
6. http://back-in-ussr.com/2017/08/sravnitelnye-ispytaniya-sovetskih-i-nemeckih-stalnyh-shlemov.html
7. https://novate.ru/blogs/070518/46113/
Валентин Берестов. Аист и соловей
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Солнечная система. Взгляд со стороны
Хитрость Дидоны
Лягушка-путешественница