Современный человек привык ежедневно видеть хлеб на своём обеденном столе и часто относится к нему пренебрежительно, то и дело оставляя излишки, которые в огромных количествах идут на выброс.
Именно поэтому в своей работе Данил рассматривает не только процесс производства хлеба, но и затрагивает очень важный вопрос. Он считает, что нужно воспитывать в людях уважительное отношение к труду рабочих, которые приложили свои силы к сложному процессу производства хлеба. Нужно бережно относиться к хлебу, учиться разумному потреблению, учитывая свои реальные потребности.
Теоретические положения по проблеме исследования изложены логично и последовательно. Заслуживают внимания результаты проведенных подсчётов и выводы по ним. В целом, тема работы раскрыта довольно полно.
Вложение | Размер |
---|---|
rzhenev_d._kak_hleb_na_stol_prishyol.docx | 27.85 КБ |
rzhenev_d._kak_hleb_na_stol_prishyol.pptx | 2.22 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Как хлеб на стол пришёл
Учащийся: ученик 4В класса Рженев Данил
Руководитель: учитель начальных классов
Метешова Любовь Алексеевна
Каменск
2016 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Как хлеб на стол пришёл ………………………………………..………………….. 4
1.1. История появления хлеба и его роль в жизни людей …………………………………… 4
1.2. Путь хлеба от зерна до буханки ………………………………………………………..… 5
Раздел 2. Хлеб – наше богатство …………………………………………………………….... 6
2.1. Посещение хлебопекарного производства ………………………………………………. 6
2.2. Отношение к хлебу среди учеников лицея …………………………………………….... 6
Заключение ……………………………………………………………………………………... 6
Список источников ………………….…………………………………………………………. 7
Введение
Актуальность. Говорят, что «Хлеб – всему голова», ведь он играет очень важную роль в жизни людей с давних времён.
Современные люди привыкли ежедневно видеть хлеб на своём обеденном столе и зачастую относятся к нему пренебрежительно. Это происходит, потому что в наши дни многие не знают настоящую цену хлеба, и то, сколько труда вложено, чтобы его испечь. Есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну, и о том, сколько людей погибло в те тяжёлые времена от голода. Важно, чтобы современные школьники знали об этом и уважительно относились к хлебу.
Изучить эту проблему мне поможет наблюдение за отношением к хлебу среди одноклассников и других учеников лицея.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: процесс производства хлеба.
Цель работы: проследить весь путь хлеба от зёрнышка до готовой буханки на обеденном столе.
Задачи:
Гипотеза. Хлеб достаётся людям очень большим трудом, поэтому люди должны бережно к нему относиться. Если рассказать ученикам лицея о том, как важен хлеб для людей, какой долгий путь он проделывает, прежде чем попасть на обеденный стол, и как много труда вложено в его производство, то они будут бережнее относиться к хлебу, и это позволит уменьшить количество выбрасываемого хлеба в столовой лицея.
Методы исследования: наблюдение, анализ различных источников информации, экскурсия.
Раздел 1. Хлеб – всему голова
1.1. История появления хлеба и его роль в жизни людей
По мнению археологов, прародитель современного хлеба появился еще в эпоху Неолита. В те времена он представлял собой лепешку из подобия каши, которая состояла из крупы и воды. Каким именно образом наши далекие предки пришли к такому рецепту приготовления хлеба доподлинно неизвестно, однако есть предположение, что первая хлебная лепешка появилась тогда, когда вышеназванная каша перелилась через край горячего горшка и запеклась на его стенке.
Позже люди стали использовать для приготовления хлеба пшеницу. Семена перетирали, смешивали с водой и запекали массу на горячих плоских камнях. Хлеб начал приобретать столь большое значение в жизни людей, что даже свои жилища наши далекие предки отныне предпочитали строить рядом с пшеничными полями.
Около 3000-5000 лет до нашей эры египтяне стали изготовлять хлеб из кислого теста. Для того чтобы тесто забродило, злаки замачивали в воде и оставляли на какое-то время на открытом воздухе. Существовали и другие способы приготовить закваску, так галлы и иберийцы делали ее при помощи снятой с пива пены, а греки посредством забродившего виноградного сока. Также часто при приготовлении хлеба оставляли кусок теста подвергшегося брожению, который потом добавляли в новое тесто.
Примерно в 10 веке до нашей эры в Египте появились первые настоящие дрожжи, кроме того, тогда же был выведен сорт пшеницы, которую не нужно было перед перемалыванием сушить, как прежде, к тому же она давала белую муку с высоким содержанием клейковины. Также жителями Египта были изобретены первые печки для изготовления хлеба.
Благодаря египтянам хлеб научились выпекать греки, и в свою очередь передали эти знания римлянам. Римляне же к 100 веку нашей эры распространили эти навыки по всей Европе. А в средние века уже почти в каждом городе Европы можно было найти булочные.
Стоит упомянуть о том, что в те времена хлеб служил не только пищей, но и использовался в качестве посуды. Так ломти черствого черного хлеба использовались в качестве тарелок для трапез знати, после которых их отдавали бедным или скармливали собакам. Существовать тарелки из хлеба перестали только в XV веке, когда посуду начали делать из дерева.
Что же касается нашей страны, то основным видом хлеба на Руси был черный хлеб. Помимо него выпекали ситный (муку для него просеивали сквозь сито) и белый из крупчатки. Однако последние два вида хлеба были недоступны простому люду.
До начала 1900 годов производство хлеба опиралось на ручной и мануфактурный труд. Впервые данный процесс был механизирован с помощью техники в 1908 году в Австралии в городе Мельбурн.
Хлеб, плотно вошедший в рацион многих народов, ценился очень высоко, также высоко ценились и люди приготовлявшие его. Настолько высоко, что в некоторых странах хлебопеков даже освобождали от уплаты налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золота, а в муку подмешивались различные овощные добавки.
Согласно переписи в 1638 году в Москве было 2367 ремесленников, из которых 52 являлись хлебными пекарями, 43 - выпекали пряники, 12- пекли ситный хлеб и 7 - пекли блины. В конце XIX - начале XX века в России обрели популярность такие хлебобулочные изделия, как баранки, бублики, крендели и калачи.
Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями. Хлеб по-прежнему занимает важное место в нашем рационе питания и остается одним из самых любимых кушаний.
1.2. Путь хлеба от зерна до буханки
Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. www.psychologyland.ru
Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном (соответственно 8,6 и 5,6%).
Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 – 43%, пшеничном 42 – 52%); жиров в нем мало – от 0,6 до 2,9%.
Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.
Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)
Раздел 2. Хлеб – наше богатство
2.1. Посещение хлебопекарного производства
Для того чтобы увидеть своими глазами и лучше понять процесс выпечки хлеба, я посетил известную всем жителям посёлка Каменск хлебопекарню, расположенную по адресу улица Советская, дом 14.
Работники пекарни рассказали мне об основных этапах выпечки хлеба и показали, как и где это делается.
Сначала муку просеивают, затем тесто замешивают с помощью тестомесильной машины и оставляют его заквашиваться на 6 часов. После этого тесто раскладывают в формы порциями по 600 грамм. В формах тесто расстраивается примерно час, а затем отправляется в печь на 45 минут.
Производство хлеба никогда не останавливается. Пекарня работает круглосуточно.
2.2. Отношение к хлебу среди учеников лицея
Очень часто при посещении столовой лицея можно увидеть, что после обеда каждого класса остаётся несколько кусков хлеба, который идёт в отходы. Остаётся он и после нашего класса. Я решил подсчитать количество хлеба, который идёт на выброс. После нашего класса остаётся примерно 3 куска в день. Это надкусанные или недоеденные кусочки. Таким образом за учебную неделю мы выбрасываем около 15 кусков, а за месяц 60 кусков хлеба, что равно двум булкам хлеба. Это отходы только от нашего класса, а ведь у нас в лицее 25 классов, которые также ежедневно питаются в столовой. Это значит, что в среднем выбрасывается 50 булок в месяц, а за 9 учебных месяцев целых 450 булок хлеба!
Это огромные потери и напрасный труд тех людей, которые вложили свои силы и душу в то, чтобы хлеб появился на нашем обеденном столе. Но мало кто об этом задумывается, а значит, никто не знает, какое огромное количество хлеба просто выбрасывается.
Заключение
Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Для того чтобы вырастить зерно нужен труд тысяч людей самых разных профессий: агрономы, инженеры, трактористы, комбайнёры, рабочие элеватора, мукомолы, водители машин, пекари, продавцы и др.
Все люди должны понимать это и воспитывать в себе уважительное отношение к хлебу. И взрослые, и дети должны знать цену хлебу и бережно к нему относиться. Людям нужно уметь рассчитывать свои потребности в хлебе, чтобы не оставлять его излишки на выброс.
Те знания, которые я получил во время своего исследования, очень полезны. И я передам эти знания своим одноклассника и друзьям, чтобы они поняли, почему и зачем нужно беречь хлеб. В этом состоит практическое значение исследовательской работы.
Список источников
Слайд 1
Как хлеб на стол пришёл Исследовательская работа у ченика 4В класса Каменского лицея им. Кожевина В.Е. Рженева ДанилаСлайд 2
Объект исследования: хлеб. Предмет исследования: процесс производства хлеба . Цель работы: проследить весь путь хлеба от зёрнышка до готовой буханки на обеденном столе. Задачи : - Изучить историю появления хлеба и его роль в жизни людей. - Проследить путь хлеба от зерна до буханки. - Узнать , как пекут хлеб и хлебобулочные изделия на производстве. - Выяснить отношение к хлебу среди учеников лицея.
Слайд 3
Гипотеза. Хлеб достаётся людям очень большим трудом, поэтому люди должны бережно к нему относиться. Если рассказать ученикам лицея о том, как важен хлеб для людей, какой долгий путь он проделывает, прежде чем попасть на обеденный стол, и как много труда вложено в его производство, то они будут бережнее относиться к хлебу, и это позволит уменьшить количество выбрасываемого хлеба в столовой лицея. Методы исследования: наблюдение, анализ различных источников информации, экскурсия.
Слайд 5
Экскурсия в пекарню
Слайд 6
Замес теста
Слайд 7
Формирование и взвешивание порций теста
Слайд 8
Тесто в хлебных формах
Слайд 9
Выпечка хлеба в печи
Слайд 10
Готовый хлеб
Слайд 11
Хлеб на выброс в столовой лицея Остатки хлеба после завтрака моего класса Остатки хлеба после завтрака всех начальных классов
Слайд 12
3 куска хлеба за 1 день от одного класса = 15 кусков хлеба за одну неделю = 60 кусков хлеба за один месяц = 2 булки хлеба з а один месяц 25 классов лицея * 2 булки хлеба в месяц = 50 булок в месяц! 450 булок в год! =
Слайд 13
ЦЕНИТЕ ХЛЕБ!
Слайд 14
Спасибо за внимание.
Злая мать и добрая тётя
Снежный всадник
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Хризантема и Луковица
Мост Леонардо