• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Традиции гостеприимства народов разных национальностей

Опубликовано Есина Ирина Александровна вкл 06.03.2021 - 9:30
Есина Ирина Александровна
Автор: 
Кузнецова Кристина и Давидюк Анастасия

Представленное исследование было проведено с целью описания и анализа традиций гостеприимства народов разных национальностей.

Таким образом, все высказанные нами ранее предположения, подтвердились. Первая гипотеза о том, что каждый народ, населяющий Россию, имеет особые традиции при встрече гостей(см. прилож.1-4). Вторая гипотеза также подтвердилась: гостеприимство нельзя рассматривать как простой акт мимолетной вежливости, оно – одно из главных условий материальной связи между родами, племенами, народами, источник симпатии и взаимного понимания и поддержки. Третью гипотезу мы доказали нашими исследованиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цель исследования: рассмотреть традиции гостеприимства народов разных национальностей, населяющих ЯМАЛ. 424.5 КБ

Предварительный просмотр:

IVокружное заочное соревнование

Юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор»

Традиции гостеприимства народов

разных национальностей

                                                                                      Выполнили  работу:

Давидюк Анастасия Сергеевна,

Кузнецова Кристина Андреевна,

учащиеся  7б класса муниципального

 автономного общеобразовательного

                                                                                      учреждения средняя общеобразовательная

                                                                          школа «Земля родная».

   Руководитель: Есина Ирина Александровна,

учитель  русского языка и литературы

                                                                                             муниципального автономного

                                                                                                    общеобразовательного учреждения  

                                                                                          средняя общеобразовательная

                                                                                школа «Земля родная».

РФ

г. Новый Уренгой

2019г.

Оглавление

Введение- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -    3

  1. Исследование традиций русского гостеприимства  - - - - - - - - - - -4
  2. Гостеприимство народов Северного Кавказа  - - - - - - - - - - - - - - -7
  3. Традиции гостеприимства народов Севера  - - - - - - - - - - - - - - - - 8

Заключение  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - -11

Библиография  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  12

Приложения   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - I


Традиции гостеприимства народов разных национальностей

Авторы: Давидюк Анастасия, Кузнецова Кристина

Ямало-Ненецкий автономный округ, МО город Новый Уренгой

МАОУ СОШ «Земля родная», 7 б класс

Введение

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера. Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре .

Определения традиции, обычаев и обрядов полнее всего описывает Большая Советская Энциклопедия: «обряд (ритуал, церемония) — совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления»; «обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов».

Актуальность исследования обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры народов России. Сегодня большинство людей становятся потребителями всех традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. Чтобы не рос разрыв между той частью людей, которые являются творцами, созидателями культуры, и массами, только потребляющими культуру, нужно обратить внимание на традиционный фольклор и отдать предпочтение ему, так как фольклор истинно народный, этнический  интересует молодое поколение, в нём молодежь видит истинную национальную культуру. Поэтому учащиеся посещают в нашей школе землячества, узнавая обряды своего народа, а взрослые, сохраняя свои традиции, объединяются в диаспоры. Отсюда вытекает проблема настоящего исследования: проживая в России, люди разных национальностей приобретают опыт совместного проживания, вырабатывают, как оказалось при исследовании, общие правила поведения в той или иной ситуации, которые можно отнести к обычаям, традициям, обрядам. И нагляднее всего традиции и  обычаи у народов можно увидеть при встрече гостей у разных народов. Цель исследования: рассмотреть традиции гостеприимства народов  разных национальностей, населяющих ЯМАЛ. Объект исследования— научная, публицистическая и художественная литература. Предмет исследования— сохранение и дальнейшее развитие традиционной культуры народов России. Гипотеза исследования. Предполагаем, что

1)каждый народ, населяющий Россию, имеет особые традиции при встрече гостей;2)традиции народов, уходят далеко в глубину веков, и как тогда, так и сейчас воспитывают уважение, почитание пришедших в гости;3)соблюдение обычаев молодым поколением несёт уважение к народам других национальностей, воспитывает толерантность, развитие интереса к культурам других людей, развивает  патриотические чувства к своей малой и большой Родине;4)живя в России, люди  имеют общие правила при встрече гостей.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научной, публицистической и художественной литературы по проблеме исследования.
  2. Обобщить общепринятые правила (обычаи) при встрече гостей.
  3. Выявить влияние традиций на молодое поколение.

Методы исследования: изучение литературы, сопоставление обычаев и обрядов гостеприимства и нахождение общих традиций народов разных национальностей при приёме гостей. Практическая значимость. Работа может быть использована при изучении школьных курсов «Путешествие к истокам», «Культура народов Ямала», при проведении классных часов, при подготовке внеклассных мероприятий. Теоретическая значимость. Выявлены и обоснованы общие традиции народов разных национальностей при приёме гостей.

  1. Исследование традиций русского гостеприимства

 Развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему, гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы   они ни были  и в какое бы время не пришли; это щедрость души человека; это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям; гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок. «Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…»,- читаем у Н.М.Карамзина.  

Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых "Поучениях" наставлял: «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если  не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем:  ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым….». Кроме традиционного «здравствуйте», мы говорим по-русски «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Гостей встречаем: «Добро пожаловать», «Милости просим». Братья-славяне из сопредельных государств тоже приветствуют словами: «Здоровеньки булы», «Ласкаво просимо». Древние люди говорили «исполать» или «слава тебе» а в  былинах читаем «Гой еси!».

В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай.  В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры.

На Руси всегда было принято быть радым гостям. Если кто бывал не рад - его били всем миром. Кто выживал - становился гостеприимным и хлебосольным. Считалось особым шиком помыть пол непосредственно перед приходом гостей, но не вытирать его насухо, а все тапки спрятать. К походу в гости тоже готовились заранее: прикармливали хозяйскую собаку, чтобы пустила в дом и не покусала. К назначенному часу хозяева запасались радушием и терпением и встречали визитеров у дверей хлебом-солью в надежде, что они возьмут и тут же уйдут. Если гости хлеб брали, но не уходили, их провожали в дом и сажали за стол. В качестве платы за угощение гости должны были послушать, как хозяйские дети играют на гуслях, рожках и других инструментах. Рассказывая истории хозяевам дома, гости играли своеобразную роль "медиа" и участвовали в социальной интеграции общества.

В семнадцатом веке, каждый, уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. «Вошедши в комнату, гость должен был прежде всего креститься, взирая на иконы, и положить три поясных поклона, касаясь пальцами до земли, потом уже кланяться хозяину; в поклонах ему соблюдалась также степень уважения к его достоинству.      Таким образом, пред одними только наклоняли голову, другим наклонялись в пояс, пред третьими вытягивали руки и касались пальцами до земли; те же, которые сознавали свое ничтожество пред хозяином или зависимость от него, становились на колени и касались лбом земли: отсюда выражение «бить челом». Равные и приятели приветствовали друг друга подачею правой руки, поцелуем и объятиями, так что один другого целовали в голову и прижимали к груди. Хозяин приглашал гостя садиться или говорил с ним стоя, также соразмеряя степень его достоинства: на этом основании, не приглашая гостя садиться, и сам или стоял, или сидел. Самое почетное место для гостя было под образами; сам хозяин сидел по правую сторону от него…» Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, по тем временам, считалось более почётным, чем на приставных. Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему. «Прощаясь, гость обращался прежде всего к образам, полагал на себе троекратно крестное знамение с поклонами, потом целовался с хозяином, как и при выходи в дом, если хозяин его удостаивал этим по достоинству, и, наконец, уходя, опять знаменовал себя крестом и кланялся образам. По мере достоинства, хозяин провожал его ближе или далее порога».

II. Гостеприимство народов Северного Кавказа.

У всех народов мира существуют свои правила поведения в семье и обществе, то есть — этикет. Часто эти правила не одинаковы, и у разных народов они разные. Но есть правила, которые очень похожи у многих народов. Вероятно, это одни из самых древних правил, которые помогли народам выжить и сохраниться. Традиции принятия гостей есть у каждого народа, проявляются они по-разному, но всегда с неизменным уважением к гостю.

Гостеприимство - одна из наиболее ярких черт культуры народов Северного Кавказа. Гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме, к нему обращено все внимание хозяев, он окружен атмосферой задушевности. Первейшей обязанностью хозяина было обеспечение безопасности гостя и сохранности его имущества. Защищать его и помогать во всем, было долгом хозяина, даже если гость и хозяин в это время враждовали.

Гостеприимство является прямым следствием сурового горского быта, когда человеку приходилось преодолевать трудности природных условий и постоянно обороняться от врагов. Поэтому в горах было естественно рассчитывать на помощь родственников и соседей. В прошлом гостеприимство было непродолжительным, как гласит поговорка: «Гость в доме - три дня гость, а на четвертый - младший брат».

Гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал. В гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять. Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища, и если он оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей, включая, например, у осетин, пироги, которые подавались с аракой или пивом. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу.

Каждый хозяин имеет в своем доме так называемую «кунацкую» комнату для приема гостей. Обычай держать на столе хлеб-соль был повсеместным. Пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!». В каждом селении существовали определенный сложившийся порядок и очередность принятия гостя. И в настоящее время: когда садятся обедать или ужинать, все делят поровну между членами семьи – но хозяйка отделяет порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. «Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота» - гласит народная поговорка.

 «Гость - посланник Аллаха» - говорят горцы. По традиции, горцы, более внимательны, более снисходительны к человеку другой национальности, иного языка, волею судьбы, оказавшемуся в горном краю, понимая, что такому человеку труднее в незнакомых, непривычных условиях. Горец никогда не выпустит гостя - из дома с пустыми сумками. В них он положит хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. У лакцев принято перед уходом гостя ставить у крыльца кувшин с родник водой. Это означает: «Пусть дорога! будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажду». «Дом, куда не ходят в гости, - говорят горцы - несчастный дом». Гостеприимство и почтительное отношение к гостю также поощряется исламом. Одна из притч гласит: «Наследник пророка Мухаммеда Али как-то заплакал, а когда его спросили: «Отчего ты плачешь?», - ответил: «У меня уже 7 дней нет ни одного гостя. Я боюсь, что Господь пренебрег мною». Посещая различные селения, районы и города, да и просто общаясь со многими жителями страны Гор, ещё раз убеждаешься, что добрые традиции гостеприимства живут в этом благословенном краю и сейчас.

III. Традиции гостеприимства народов Севера

Законы гостеприимства прекрасно описаны в произведении великого русского педагога К.Д. Ушинского «О трудах великой экспедиции». Он с большим увлечением писал о традициях народов ханты, манси, об их трудной жизни, но в то же время о сохранившейся приветливости, доброжелательности. Им приведены тексты местных приветствий с переводом на русский язык: « Здорово живете?», «Ты устал, молодой человек, садись, погрейся!- старый манси встретил нас приветливо».

Е. Айпин в своём романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари » пишет: «Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа надо встречать их с добром и теплом, иначе все предки до девятого колена перевернутся в гробу и проклянут во веки вечные...». «Демьян все прикидывал: "В селение приставать или нет. Пристанешь — расспросы начнутся, куда да кого везешь... Старики, как водится, найдут повод для шутки. Не пристать тоже нельзя: гость, проезжающий мимо дома, на хозяев зло держит на уме. Так принято считать. А у него ничего плохого не было на уме. Значит, мимо не проедешь..."». Из этих небольших отрывков из романа Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари » мы можем узнать о многом: о вечной народной мудрости, о традициях гостеприимства, о древних обычаях... Так, например, по древнему обычаю первыми гостя встречают дети. «Из дальнего дома вышла девочка в ягушке и платке, внимательно посмотрела на Демьяна, на его упряжку. Ей надо узнать, кто приехал: с верховья или с низовья реки, знакомый или незнакомый, близкий родственник или не очень близкий». И если узнает — кто, войдя в дом, она скажет родителям, что подъехал отец такого-то, назовет старшего ребенка в семье, скажет: «мой дядя» или «мой брат» или еще какой-то другой родственник по линии отца или матери или дальней родни. У хантов и манси много поговорок о гостеприимстве: «Правдивый гость всегда к столу приезжает», «К началу приема пищи является человек доброжелательный». Прием гостя — важное событие в доме народов Севера. Навстречу гостям выходит хозяин. Он помогает распрягать оленей или лошадей, а весной или летом — выгружаться из лодки. В доме гостей встречала хозяйка. Женщины отдавали в руки хозяйке привезенные с собой угощения.

На стол накрывает хозяйка, ей помогают дочери. Во время застолья гостей угощали только едой хозяев, а привезенное в подарок гостями подавалось позже. Эту еду обязательно ставили только в переднем углу, у дверей, у очага — для приобщения духов. Когда в доме были гости, за стол садились в определенном порядке: на мужской половине рассаживались мужчины по старшинству, при этом старший садился ближе к очагу, а женщины располагались в середине дома. Для них ставили отдельный столик. Угощая, сначала подавали строганину: свежемороженое мясо или рыбу, затем горячий чай. На стол ставили всю еду, которая есть в доме. Гостю клали лучшие куски мяса, рыбы. Если гостю предлагали куски зайца, это означало, что он должен рассказать сказку или легенду. Некоторые гости исполняли дорожные песни. Пользовались за столом обычно берестяной или деревянной посудой. Рыбу и мясо ели руками, а затем запивали ухой или бульоном из кружек. Человек, закончивший чаепитие, должен перевернуть чашку, иначе ему снова нальют чай, так как не было принято спрашивать у гостя, хочет ли он еще пить. Правилами поведения было предписано не расспрашивать гостя о цели приезда и о том, когда он уедет. Он должен был сам рассказать о себе, о своих делах и цели приезда. Народная этика предполагала одарить гостя подарками. В гости ездили семьями, а хозяева готовили подарки для всей семьи. По времени гостевание не было длительным, так как традиционная жизнь северян требовала постоянного присутствия около оленьих стад. Отъезд гостей был также тщательно продуман. В посуду, в которой гость привез угощение, клали еду, обязательно мясо или рыбу. Гости сами готовили нарты, клали туда подарки, запрягали оленей или лошадей, затем одевались в дорогу. Перед выходом на улицу гости с хозяевами клали поклоны в сторону священного угла дома с молитвой: «Хозяева-духи этой священной земли пусть снова приобщатся сюда». Затем все выходили из дома, прощались, уезжали. В день отъезда гостей запрещена любая уборка: в этот день полов не метут и не моют.

Другая северная народность — ненцы — принимают гостей обычно в ноябре. В стойбище, как они считают, обязательно должны быть гости! Ведь гость для семьи — это радость, новая информация, новое видение мира, интересные разговоры, улыбки. Гость в ненецкой семье — самое почетное лицо. В гости обычно ездят на самых красивых, добрых и смирных оленях, потому что олени во время пребывания хозяина в гостях не должны мешать общению людей. Гости приезжают в стойбище в любое время суток. Когда бы это ни случилось, обязательно топится печь, готовится чай и подается еда. По этому поводу в народе говорят: «Мы не богаты, но хоть чашку чаю нашего отведайте». Человека с малых лет приучают к правилу, по которому он, застав соседей за едой, не должен стоять около них, ожидая приглашения к столу, а должен поскорее уйти. Правилам гостеприимства, сердечного отношения друг к другу, умению выражать чувство благодарности учат детей тундры с раннего возраста, хотя слов, переводимых как « благодарю », « спасибо », в ненецком языке нет. Их заменяют сложившиеся традиции и поступки самих людей. Е.Айпин поясняет: «Ханты очень высоко ценили слово «спасибо». Если человеку дали кров, его накормили-напоили – он  не должен говорить «спасибо», ибо это такая мелочь, которая не стоит благодарности. Это обязан сделать каждый хозяин, каждый человек земли» То же касается мелких бытовых поведенческих правил, например, стука в дверь перед тем, как войти в дом. У ханты это не принято – «ведь  по древнему обычаю предков гость не стучится в дверь: он всегда желанный человек в доме и его приход никогда не бывает некстати.

Заключение

Представленное исследование было проведено с целью описания и анализа традиций гостеприимства народов разных национальностей.

Таким образом, все высказанные нами ранее предположения, подтвердились. Первая гипотеза о том, что каждый народ, населяющий Россию, имеет особые традиции при встрече гостей(см. прилож.1-4). Вторая гипотеза также подтвердилась: гостеприимство нельзя рассматривать как простой акт мимолетной вежливости, оно – одно из главных условий материальной связи между родами, племенами, народами, источник симпатии и взаимного понимания и поддержки. Третью гипотезу мы доказали нашими исследованиями.

Для того, чтобы убедиться, что современная молодёжь знает традиции своего народа, мы провели анкетирование, в которое включили вопросы о соблюдении и знании традиций. В результате этого большинство ответило, что многие традиции знают, считают, что следует придерживаться большинства из них, и что больше всего объединяет и роднит людей – это традиции и обычаи (см. прилож. 5-9).Обобщив сведения в сводной таблице, мы увидели, что живя в России, люди  имеют общие правила при встрече гостей, тем самым подтвердив четвёртую гипотезу. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  • народные традиции составляют неотъемлемую часть культурного наследия, причём этническое многообразие этой территории не только не разрушило традиционный уклад, но и придало ему новый колорит, образовав соединение  обычаев, ритуалов, обрядов, сохранившийся до сих пор в городах и сёлах;
  • гостеприимство имеет большое воспитательное значение в том отношении, что подрастающее поколение наблюдает, как уважительно, дружелюбно и радушно относятся старшие к другим людям;
  • как справедливо отмечает В. Ф. Афанасьев, «гостеприимство – не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры;
  • гостеприимство развивает чувство дружбы и товарищества. Не будь этого качества, откуда бы сохранялась, развивалась общность территории, нрава, языка;
  • замечательная черта обычая гостеприимства, как нравственного установления, в том, что воплощает в себе гуманизм, уважение человеческой личности и тем самым способствует установлению контактов, дружественных связей между людьми и народами.

Библиография

  1. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари: Роман.– М.: Мол.гвардия, 1990. - 334 с.
  2. Афоньшин С.И.. Сказы и сказки нижегородской Руси. – М., 1976
  3. Гоголь Н.В.Тарас Бульба/Н.В.Гоголь.- М.: АСТ:Астрель,2005.-142с.
  4.  Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А – З,- М.:ТЕРРА,1994-800 с.
  5. Древнерусская литература: Книга для чтения.5 – 9-е кл./Сост., вступ. Ст., примечание Е.Рогачевской. – М.: Школа-Пресс, 1996.- 560 с. (Круг чтения: школьная программа).
  6. Костомаров Н. И., Забелин И. Е.:О жизни, быте и нравах русского народа/ Сост. А. И. Уткин; Авт. Очерка о Н. И. Костомарове и И. Е. Забелине С. О. Шмидт.- М.: Просвещение.- АО «Учебная литература», 1996.-576 с.
  7. Красновая М.А. Русский фольклор. – М., 2002.
  8. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фрма, 1992.- 136 с.
  9. Культура народов Ямала/ Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./Учебник. 5-7 классы.Тюмень:Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.-352 с..
  10. С.И.Ожегов  Словарь русского языка:Ок.60 000 слов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И.Скворцова.-25-е изд.,испр.и доп.-М.:ООО «Издательство Оникс»:ООО «Издательство «Мир и Образование»,2006.-976с.

                                                                                                     Приложение 1.

Русские традиции и обычаи при встрече гостей

хозяева

гости

было

сейчас

было

сейчас

Встреча

«Милости просим», «Здоровеньки булы»,

«Гой еси»

-гость был всегда в радость;

- постоянное сопровождение гостей;

- долго отпирали ворота;

- ломоть хлеба с солью

- земным поклоном и троекратным целованием;

- равные и приятели приветствовали друг друга подачею правой руки, поцелуями и объятиями;

«Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»;

- хлеб-соль только во время культурных мероприятий;

- прикармливали хозяйскую собаку;

- водили вокруг дома хоровод и просили их впустить;

- кланялись, целовали хозяйку, держа руки за спиной;

- не принято идти в гости "с пустыми руками", гость должен обязательно захватить с собой небольшие подарки, например, сладости для детей, пачку чая для бабушки и т.д.

Место гостю

- в «красном углу», под иконами;

-  ближе к хозяину и хозяйке дома.

- забота о госте;

- лучшее место за столом;

Застолье

- хозяин сам подавал гостю еду из опричного блюда;

-накормить и напоить досыта;

- сперва ели пироги, потом блюда из мяса, птицы и рыбы, в конце трапезы – супы, а на десерт – сладкие заедки;

- едим закуску, после суп, второе и десерт;

- также стараются накормить гостя лучшими блюдами;

- начинали с неловкого молчания;

-за столом  хвалили дом, хозяев, крепкое хозяйство;

- обращают внимание на жилищные условия, хвалят хозяев;

- не принято указывать на недостатки;

- благодарят хозяев за угощение;

Чаепитие

- крепкий чай – показатель радушия гостей;

- традиция потчевать гостей чаем за самоваром;

- к чаю подавали лимон, варенье, мёд, печенье бублики, пряники.

- чаще всего к чаю подают гостям лимон, варенье, мёд, печенье, торты;

В качестве платы за угощение гости слушали  игру хозяйских детей на гуслях;

- рассказывали историй и новостей;

Проводы гостей

- проявить душевность, открытость, доброжелательность;

-хозяин дома желал гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть, говоря при этом «скатертью дорога».

- провожают в хорошем настроении;

- приглашают чаще заходить;

- в день отъезда гостей запрещена любая уборка: в этот день полов не метут и не моют;

- прощаясь, гость обращался к образам, крестился, потом целовался с хозяином;

Фольклор

«Всё, что есть в печи – на стол мечи»,

«Будут гости – ставь матушка самовар»,

«Гостям дважды радуются: встречая и провожая»,

«Каков хозяин, таких и гостей ему Бог посылает»,

«Сперва напои, потом спрашивай, зачем приехали»,

«Гостю щей не жалей, а погуще лей»,

«У нас на Руси прежде гостю поднеси»

«Гость хозяину не указчик»,

 «Придешь - когда вздумается, а уйдешь - когда позволят»

Отражение в худ.произве

дениях

Гоголь Н.В.Тарас Бульба.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Пир горой»

Афоньшин С.И.. Сказы и сказки нижегородской Руси.

Приложение 2.

Кавказские традиции и обычаи при встрече гостей

хозяева

гости

было

сейчас

было

сейчас

Встреча

- обеспечение безопасности гостя и сохранности его имущества;

- защищать его и помогать во всем - долг хозяина;

- гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал;

- в гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять;

- как бы хозяин ни был занят, он должен был находиться рядом с гостем;

- гостя принимали с большим почетом все: старшие, юноши, дети;

- каждый горец считает за честь достойно принять гостя;

- гостей принимали в любое время дня и ночи;

- более внимательны и  снисходительны к человеку другой национальности, иного языка, волею судьбы, оказавшемуся в горном краю;

- не принято разговаривать с гостем через порог;

- пришелец находился под покровит. хозяина только до тех пор, пока жил в его доме;-  хозяин и его домочадцы старались удовл. любое желание гостя, что требов. от него ответной сдержанности;

- если  путник оказывался в селении ночью, можно было постучать в любой дом,

-обязаностав. за порогом оружие;

- кунак, следуя принятому этикету, старался как можно меньше доставлять хлопот и забот хозяину дома, учитывать его материальное положение, быть скромным и умеренным в своих потребностях

Место гостю

- во всех горских аулах гостю отводится лучшая комната, где ему никто не помешает;

- комната для гостей всегда украшалась лучшими вещами. В ее интерьер обязательно входили молитвенные коврики "намазлык", оружие, музыкальные инструменты.

- для размещения гостей выделяют отдельную комнату, если такой комнаты нет, то хозяева дома уходят к родственникам, создавая гостю удобства

- приём гостя, кунака был делом чести не одного
хозяина, а и его соседей, родственников, односельчан

Застолье

- место для сидения гостя, наиболее удалённое от входной двери;

- вместе с гостем садиться за стол имели право только старшие мужчины, юноши  только прислуживали гостю, младшие женщины,  вообще не имели права находиться в обществе гостя;

- гостю подавалась самая лучшая пища;

- когда садятся обедать или ужинать, все делят поровну между членами семьи – но хозяйка отделяет порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.

- от гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу.

- гость получает самое лучшее, что есть в доме

Проводы гостей

- перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей, включая, например, у осетин, пироги, которые подавались с аракой или пивом.

- принято было  перед уходом гостя ставить у крыльца кувшин с родник водой. Это означает: «Пусть дорога! будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажду».

- горец никогда не выпустит гостя - из дома с пустыми сумками. В них он положит хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.

Фольклор

 «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!», «Гость - посланник Аллаха»,

«Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота»,

«Дом, куда не ходят в гости, - говорят горцы - несчастный дом»

«Гость в доме - три дня гость, а на четвертый - младший брат»

 «Если тебя  угостили, не забудь поблагодарить».

Отражение в худ.произвед.

Толстой Л.Н. «Кавказский пленник».

Толстой Л.Н. «Хаджи-Мурат».

Приложение 3.

Традиции и обычаи при встрече гостей народов Севера

хозяева

гости

было

сейчас

было

сейчас

Встреча

- первыми гостя встречают дети;

- дети с любопытством наблюдают за гостями;

- какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа надо встречать их с добром и теплом;

- навстречу гостям выходит хозяин, он помогает распрягать оленей или лошадей;

- в доме гостей встречала хозяйка;

- гости приезжают в стойбище в любое время суток

- уметь вести себя в гостях, чтобы тебя не сочли невежливым человеком, важно знать этикет и традиции, строго соблюдать их, чтобы в дальнейшем всегда быть желанным гостем в чужом доме;

- в стойбище,  обязательно должны быть гости! Ведь гость для семьи — это радость, новая информация, новое видение мира, интересные разговоры, улыбки;

Застолье

- на стол накрывает хозяйка, ей помогают дочери;

- во время застолья гостей угощали только едой хозяева;

- сначала подавали строганину: свежемороженое мясо или рыбу;

- гостю клали лучшие куски мяса, рыбы;

- за стол садились в определенном порядке: на мужской половине рассаживались мужчины по старшинству;

-  « благодарю », « спасибо », в ненецком языке нет, их заменяют сложившиеся традиции и поступки самих людей;

- еду, привезённую гостями, обязательно ставили только в переднем углу, у дверей,

- если гостю предлагали куски зайца, это означало, что он должен рассказать сказку или легенду;

дорожную песню;

- не должен дотрагиваться до привезённых гостинцев;

Чаепитие

- обязательно подавали горячий чай;

- также обязательно подают  горячий чай;

Проводы гостей

- было предписано не расспрашивать гостя о цели приезда и о том, когда он уедет;

- повторял, провожая  до лодки: "Ах, добрый человек!" Желал нам всевозможного счастья..»;

- в посуду, в которой гость привез угощение, клали еду, обязательно мясо или рыбу;

-в день отъезда гостей запрещена любая уборка: в этот день полов не метут и не моют;

- о гостях должны быть только светлые мысли, светлые воспоминания

- перед выходом на улицу гости с хозяевами клали поклоны в сторону священного угла дома с молитвой: «Хозяева-духи этой священной земли пусть снова приобщатся сюда»

-гостеваниене было длительным;

Подарки

- народная этика предполагала одарить гостя подарками: мужчины дарили мужчинам, женщины — женщинам, дети - детям

-женщины отдавали в руки хозяйке привезенные с собой угощения.

- подаренную одежду надевали сразу же на себя, и при необходимости заменяли другим подарком;

- мужчинам дарили рубашки, кисеты, изделия из кости, дерева;  женщинам-платки,  детям- одежду, обувь, игрушки;

Фольклор

«Правдивый гость всегда к столу приезжает», «К началу приема пищи является человек доброжелательный»

Принято считать,  гость, проезжающий мимо дома, на хозяев зло держит на уме.

Отражение в худ.произвед.

Е. Айпин«Ханты, или Звезда Утренней Зари»,

К.Д. Ушинский  «О трудах великой экспедиции».

Приложение 4.

Общие традиции и обычаи при встрече гостей

Русские

Северный Кавказ

Народы

Севера

Встреча

- постоянное сопровождение гостей;

-всякий путешественник был для них как бы священным:                                               встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением;

- каждый горец считает за честь достойно принять гостя;

- гостей принимали в любое время дня и ночи;

- гостя принимали с большим почетом все: старшие, юноши, даже дети;

- какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа надо встречать их с добром и теплом,

- навстречу гостям выходит хозяин, он помогает распрягать оленей или лошадей;

- в доме гостей встречала хозяйка;

Застолье

- хозяин разрезал хлеб на кусочки и вместе с солью подавал каждому гостю;

-гостя сажали ближе к хозяину и хозяйке дома., в «красном углу», под иконами;

- первый закон русского гостеприимства: от души накормить гостей;

- если гость оставался на ночь, ему резали барана и хозяин сам угощал;

- место для сидения гостя, наиболее удалённое от входной двери;

- гостю подавалась самая лучшая пища;

- во время застолья гостей угощали только едой хозяева;

- гостю клали лучшие куски мяса, рыбы;

Чаепитие

- традиция потчевать гостей чаем за самоваром;

- крепкий чай – показатель радушия гостей;

- двери чайханы всегда открыты для желающих выпить чай;

- обязательно подавали горячий чай;

Проводы гостей

- когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога».

- принято перед уходом гостя ставить у крыльца кувшин с родниковой водой. Это означает: «Пусть дорога! будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажду».

Желал нам всевозможного счастья и долго стоял на берегу, пока сумрак вечера и даль не скрыли его от нас»;

Подарки

- дают в дорогу всё, что есть на столе;

- горец никогда не выпустит гостя - из дома с пустыми сумками. В них он положит хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.

- обязательно одаривали гостя подарками;

Фольклор

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

«Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота»

«Мы не богаты, но хоть чашку чаю нашего отведайте»

Приложение 5

Результаты проведенного опроса в 6-8 классах

Приложение6

Приложение 7

Результаты проведенного опроса в 6-8 классах

Приложение 8

Результаты проведенного опроса в 11 классах

Приложение 9

Результаты проведенного опроса в 11 классах

Приложение 10

Результаты проведенного опроса в 11 классах


Поделиться:

Нора Аргунова. Щенята

Акварельные гвоздики

Солдатская шинель

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Новогодние гирлянды