• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа. «Совсем недавние пришельцы»

Опубликовано Панина Лидия Владимировна вкл 07.03.2021 - 16:49
Автор: 
Климчук Светлана, 4Б класс

Тема моей работы важна, потому что в наше время – время компьютеров и инновационных технологий, мы не можем прожить без компьютерной лексики.           Мы пользуемся компьютером, а значит, должны знать лексику, связанную с этой сферой деятельности. И мне стало интересно, откуда возникли «младенцы» русского языка (компьютерные слова). Ведь это часть нашей современной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа.

«Совсем недавние пришельцы»

          Работу выполнила:

          Климчук Светлана

          ученица 4 «Б» класса

          Руководитель:

          Панина Лидия Владимировна.

г. Павлово, 2013г.

Содержание

  1. Введение                                                                                                3
  2. Основная часть                                                                                      4
  3. Заключение                                                                                            7
  4. Используемые материалы                                                                     8

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность. Тема моей исследовательской работы  - «Совсем недавние пришельцы». Тема моей работы важна, потому что в наше время – время компьютеров и инновационных технологий, мы не можем прожить без компьютерной лексики.

2. Гипотеза. Самое удивительное в языке то, что он живой и развивается все время.
Компьютерные слова – это часть нашей современной жизни.

3. Цель: изучение компьютерных слов, их жизнь в языке

4. Задачи.

  • Проследить путь появления компьютерных слов в русском языке.
  • Определить способы образования компьютерных словечек.
  • Определить насколько часто учащиеся используют  «компьютерную лексику», насколько понимают ее значение.
  • Создать индивидуальный словарик компьютерных словечек.

 5. Объект и предмет исследования: компьютерные слова, их жизнь в языке.

 6. Этапы работы.

  • Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
  • Работа со словарями (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка)
  • Письменный опрос (анкетирование) учащихся.
  • Анализ собранного материала.
  • Создание словарика компьютерных слов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

         Язык – явление постоянно меняющееся и развивающееся. И в лексике (совокупность всех слов языка) прежде всего отражаются изменения, которые происходят в нашей жизни. Сегодня в нашей жизни очень много связано с компьютером.

Когда мы, ученики, садимся делать уроки, сразу же включаем компьютер. Зачем? Компьютер для нас — неотъемлемая часть жизни, мы живём и общаемся с его помощью. Мы используем Интернет, чтобы находить нужную нам информацию. Мы можем общаться с людьми, которые находятся далеко от нас. Подготовка данной презентации тоже была бы невозможна без компьютера.

          Мы пользуемся компьютером, а значит, должны знать лексику, связанную с этой сферой деятельности. И мне стало интересно, откуда возникли «младенцы» русского языка (компьютерные слова). Ведь это часть нашей современной жизни.

         Для исследования я взяла такие компьютерные слова, как  мышь, монитор, батон, мыло, чайник, хомяк, клава. И в результате своего исследования пришла к выводам, что большинство компьютерных слов приходит к нам из английского языка. Компьютерные слова образуются разными способами.

1. КАЛЬКА (буквальный пепревод)

  • КОМПЬЮТЕРНАЯ МЫШКА– это «калька»,

буквальный перевод английского слова

«маус». Да и похоже – овальная такая,

с хвостиком… Кстати, коврик для мышки

называется подмышка, или мышедром.

  • МОНИТОР (англ.monitor) – мелкосидящий, бронированный военный

 корабль… Военный корабль предостерегал: не тронь, как вдарю артиллерийским залпом! И экран компьютера тоже правильно назвали МОНИТОРОМ: он тоже  «предостерегает»,  показывает, что происходит.

2. МИМИКРИЯ (подражание)

  • КОМПЬЮТЕРНАЯ КНОПКА (от английского  BATTON – КНОПКА). Кто-то неправильно поставил ударение и получился БАТОН. И «топтать батоны» это не ходить по хлебу, а нажимать кнопки.
  • МЫЛО – электронная почта (потому что слова мыло и «эмэйл»  похожи).

И выражение «кинь в меня мылом» вовсе не означает, что мы должны запустить в собеседника кусок туалетного мыла. Так один просит послать ему письмо по электронной почте.

  • В компьютерном сленге ЧАЙНИК – это неопытный пользователь.

Но первые чайники были не компьютерщики, а альпинисты! Так

называли того, кто в первый раз совершил восхождение на вершину горы. Новички-альпинисты, гордые своим первым успехом, тут же бросались фотографироваться: одну руку упирали в бок, другую отставляли в сторону, опираясь на ледоруб… Силуэт напоминал чайник.

  • ХОМЯК -  компьютерщики стали называть так «home page»,

«домашнюю страницу»: звучит похоже. Сейчас слово вышло из моды и хомяк просто грызун.

3. УСЕЧЕНИЕ.

Клавиатура – КЛАВА

Компьютер – КОМП

Вирус – ВИРЬ

Программы - ПРОГИ

ВЫВОДЫ:

1.Компьютерные слова служат средством общения, позволяют понимать друг

 друга с полуслова пользователям компьютера.

2. В русский язык компьютерные слова проникают следующими способами:

калька, мимикрия, усечение.

3. Английские слова приспосабливаются к русской действительности, становятся пригодными для постоянного использования, приобретают эмоциональную

окраску.

          По ходу изучения данной темы мне стало интересно, а владеют ли компьютерной лексикой мои одноклассники и старшие школьники?

С целью изучения, насколько учащиеся используют «компьютерную лексику» и насколько понимают ее значение, было проведено анкетирование учащихся 4-го класса (20 чел) и для сравнения учащихся 10 класса (21 чел)

        Результаты анкетирования

         Анкетирование показало, что учащиеся 4-го и 10-го классов часто пользуются компьютером, Интернетом для игр, общения, поиска нужной информации. Но компьютерной лексикой владеют слабо. Из семи предложенных компьютерных слов в

4-ом классе смогли объяснить значение только трех слов; в 10-м растолковали пять.

И так как знание компьютерных слов у школьников невелико, я решила составить словарик компьютерных словечек, который был бы понятен и четверокласснику, и десятикласснику. Этот словарик может постоянно пополняться. И кто знает, может автором новых компьютерных словечек станет кто-нибудь из нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Язык – явление постоянно меняющееся и развивающееся.

И в лексике (совокупность всех слов языка) прежде всего отражаются изменения, которые происходят в нашей жизни. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, и русский язык радостно принял современность с ее компьютерными «штучками».

И с удовольствием играет новыми словами – что-то уйдет, что-то останется…

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Лаврова С.А. Откуда берутся слова или Занимательная этимология.- М.:

Воскресный день, 2012.

2. Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:

ООО «ИТИ Технологии», 2003.

3. Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В. Лехина, С.М. Лошкиной,

Ф.Н. Петрова (главный редактор).- М., Изд-во «Советская Энциклопедия, 1964.

4. www. Wikiznanie.ru

5. www.Ove.ru


Поделиться:

Рисуем пшеничное поле гуашью

Ласточка. Корейская народная сказка

Что общего у травы и собаки?

Новогодние гирлянды

"Морская болезнь" у космонавтов