Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 210.12 КБ |
Отечество – 2020
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с.Киргиз-Мияки
Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся,
участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Номинация «Земляки»
Достойный сын страны великой
(Герой России Р.З.Гиззатуллин)
Подготовила:Шарапова Арина Ильнуровна,
обучающаяся 7 А класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа№2» с. Киргиз-Мияки
Миякинского района,
452080 Миякинский район,с.Киргиз-Мияки,ул.Шоссейная,4
Научный руководитель:
Арсланова Илюза Радиковна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 с.Киргиз-Мияки
Миякинского района452080 Миякинский район,с.Киргиз-Мияки,ул.Шоссейная,4,
89273309979,iluza_73@mail.ru
Киргиз-Мияки- 2019-2020 учебный год
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Достойный сын страны великой - Гиззатуллин Риф Загитович.
1.1.Судьба Героя России. 5
1.2.Из воспоминаний Гиззатуллина Р.З. 7
Заключение. 11
Список использованных источников 12
Приложение. 13
Введение.
Актуальность работы:
Изучение родного края, малой Родины должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Именно через это знание формируются любовь к своей малой Родине, уважение к своей Отчизне и воспитываются граждане - патриоты своей страны. Актуальность исследования обусловлена недостаточной информированностью о жизни нашего земляка - Героя России Гиззатуллина Рифа Загитовича и его роли в судьбе нашей страны.
Цель работы:
Цель работы мы видим в том, чтобы лучше узнать историю малой Родины.
Задачи:
Собрать информацию о жизни Героя России Гиззатуллина Рифа Загитовича
Проанализировать и обобщить имеющуюся информацию.
Предоставить собранный материал для музейной экспозиции в школе.
Объект исследования - жизнь Гиззатуллина Рифа Загитовича.
Предмет исследования - материалы о жизни Гиззатуллина Рифа Загитовича.
Гипотеза: знание истории своего района воспитывает истинных патриотов своей страны.
Методы исследования:
- сравнительно-исторический метод
- изучение архивных материалов о жизни и деятельности Р.З.Гиззатуллина, материалов краеведческих музеев;
- изучение публикаций в СМИ;
- систематизация результатов исследования.
Практическое применение:
Материал работы можно использовать на уроках краеведения, истории, проведении внеклассных мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, уроков Мужества.
Глава 1.Достойный сын страны великой - Гиззатуллин Риф Загитович.
1.1.Судьба Героя России.
Мать очень хотела, чтобы ее третий сын Риф, шустряк, умница, отличник, повзрослев, стал председателем колхоза. Райса Исламовна часто представляла себе его на колхозных собраниях в президиуме, на виду у людей, авторитетным руководителем, заботящимся о хозяйстве и об односельчанах. Но, увы, на выбор жизненного пути Рифа оказали влияние мужчины - дед, отец. И кино. Дед Гилемзян Хасанович любил рассказывать внукам о героизме русских солдат в Первой мировой войне (сам был участником). Мальчики поочередно носили на рубахах его ордена. А отец Загит Гилемзянович долгими зимними вечерами говорил сыновьям о своем военном и жизненном пути. У него был богатый армейский опыт — четыре года служил на Дальнем Востоке, а затем, защищая Родину с оружием в руках, прошел до Берлина. Сам того не замечая, он подводил их к главной мысли: любить Родину — значит уметь защитить ее. А потом был фильм «Офицеры». Пятиклассник Риф, посмотрев его, твердо решил стать военным. После девятого класса поступил в Казанское суворовское училище, затем окончил Воздушно-десантное училище в Рязани, Военную академию имени Фрунзе, Военную академию Генштаба. Служил в Харькове, Бресте, Пскове, Москве, Рязани. Работая в Генштабе, побывал во многих городах мира. Прошел три войны: первую и вторую Чеченскую, Югославскую. Дважды был серьезно ранен и дважды контужен. Еще в суворовском училище Риф стал заниматься спортом, совершил первый прыжок с парашютом и понял: небо - его стихия. В Рязанском воздушно-десантном училище получил навыки офицерского многоборья, в составе команды успешно участвовал в соревнованиях, имеет квалификацию мастера спорта. После училища его сразу назначили командиром разведвзвода, а через полгода - роты. В 1992 году Рифа Гиззатуллина отправляют в Словению для решения задач по разделению противоборствующих сторон. Пройдена подготовка, оформлены документы, и тут случилось непредвиденное: штаб ООН требует заменить Гиззатуллина другим человеком - не чисто русская, мол, фамилия. Забыли, что наша страна многонациональная. Штаб командования ВДВ не захотел замены, кандидатура была достойная, посоветовались и решили сменить ему фамилию. В общем, в самолет Гиззатуллин садился Сергеем Загитовичем Тулиным. И по сей день он - Тулин. В Югославии ему в первый раз пришлось действовать в тесном контакте с военнослужащими других стран. Начальник штаба батальона сумел грамотно построить службу, наладить организацию постов, обеспечить внутренний порядок, ничем не уступающий тому, какой был у соседей, «голубых касок». Каждому воину-миротворцу Сергей Загитович неустанно напоминал, что он представитель великой России и носитель ее интересов на Балканах.
А потом была Чечня. И была задача: силами сводного полка блокировать и освободить от боевиков город Гудермес. Командир Тулин повидал многое, приходилось рисковать жизнью, но эта задача была, пожалуй, самой трудной. Второй по величине город Чечни, после штурма Грозного ставший оплотом тысяч боевиков и неприступной крепостью, Тулину предстояло взять, с едва понюхавшими пороха, 18 - 20-летними парнями. Подробно разработав план операции и согласовав детали с командованием, он собрал совещание офицеров. Он понимал, что такая крупная операция без потерь не обойдется, но все-таки верил, что они будут минимальными.В стужу и пургу, минуя страшные пропасти, БМД одна за другой поднимались метр за метром на вершину Сунджи. Офицеры, сидящие на люке, превратились в ледяных людей. Потом солдаты и офицеры сделали, казалось бы, невозможное: перешли так называемые непроходимые болота… За умелое командование при тяжелом ранении и контузии, за личное мужество, за взятие Гудермеса с минимальными потерями Гиззатуллину Рифу Загитовичу, командиру 104-го воздушно-десантного полка было присвоено звание Героя Российской Федерации. Он награжден орденом Мужества и многими медалями.
1.2.Из воспоминаний Гиззатуллина Р.З.
«Нас в семье было восемь. Мама меня звала Огонь, а ее родной брат – районный учитель, знавший три языка, имевший три высших образования, – когда приезжал в нашу деревню из 27 дворов, называл меня «мой генерал». Так и сложилось…В деревне была только начальная школа: деревянный домик из 2 комнат. В одной – 1-2 классы, в другой – 3-4-е. Учили на татарском. Потом учился в райцентре за 30 км в русской школе. В суворовское училище «позвал» фильм «Офицеры». Посмотрел – и всё! Загорелось! Мне бы хотелось, чтобы у нынешних ребят было такое рвение, горение. Чтобы ты нашел свое, единственное, будь то педагогика, медицина или военная стезя. Только тогда выйдет настоящий профессионал. Из-за болезни в училище опоздал. Рвался к генералу, начальнику Казанского суворовского военного училища Герою Советского Союза генералу Горбунову. Если бы допустили, я бы пробился в суворовское. Поступил через год. И начало всему, и заслуга – СВУ. До него я жил в интернате 2 года – в одной комнате 18 человек. Тяжело. Я очень благодарен Казанскому суворовскому, всем его педагогам, ушедшим из жизни и ныне здравствующим. Началом своего пути я считаю деревенскую жизнь со всеми прелестями (за скотиной ходить, косить), суровую школу интерната (там страшно было)… Суворовское училище было раем: четырехразовое питание, распорядок, постель белая, физподготовка. Там я (единственный!) сделал три прыжка (первый – в самоволке). Так что при поступлении в десантное училище это сыграло свою роль. В училище стал мастером спорта по многоборью, что помогло перенести ранения и операции. И еще одно – на 4 курсе я удачно женился. Мы оба из деревни, из простых семей. Она в мединституте училась, стала кандидатом наук, полковником медицинской службы. Затем – гарнизоны и гарнизоны… Я был самым молодым комбатом. Помню полевой выход в учебный центр Беличи – 30 км. Мне настолько нравилось служить! Потом было счастье – академия Фрунзе. Замечательные времена! Мы жили в общежитии, порой детей оставляли у соседей, а сами посмотрели за эти годы все, что можно в Москве.
Должность, которая мне больше всего дала, – это командир парашютнодесантной роты и командир разведроты. Самая серьезная должность в армии. Ротный отвечает за все: за солдат, за портянки, за питание. От тебя вся жизнь солдата зависит. И еще командир полка – кэп, когда командовал 104м гвардейским парашютно-десантным в Пскове. В полку жизнь началась серьезная: готовили к Чечне самым серьезным образом, было нелегко. Я каждую субботу тренировал батальон. Семья тогда перебралась ко мне, квартиру дали, дети в школу ходили, жена врачом в городе работала. Помню: я, не заезжая домой, камуфляж одел – и на аэродром. Через 4 часа мы уже в самолетах сидели. Красивое зрелище, когда ИЛ76 попарно взлетают! К этому времени мой сводный батальон, с которым я отправился в Чечню, первым перевооружили на БМД3. Но ужас был впереди: 30 ноября 1994. Я с первого дня в передовом отряде был. Часто бывало: «твоя пуля» мимо пролетает, что-то взрывается в двух шагах. Герой России Пятницких погиб у меня на глазах. Недавно мы были на присвоении его имени танкеру. Были и его вдова, сыновья. Десантники им помогают, поддерживают. Я в Чечне и в судьбу поверил. После госпиталя направили командовать сводным полком. 3 марта 2005 года опять улетел в Чечню. Аргунская операция, Гудермесская, после которой стал Героем России. Я не знаю, от чего это зависит. Но таких поворотов судьбы много было. Только один пример: с Ханкалы выдвинулись группировкой. Маршрут, карты были утверждены командованием. Моя разведка докладывала, что по этому маршруту боевики стягивают артиллерию, танки. Командование же утверждало, что все чисто. Маршрут я изменил, взял на себя ответственность. Пошли через рисовые поля БМД, 10 танков. Мне говорили, что танки не пройдут. И эти танкисты спасли мне полк. Или еще: остановились, чтобы передохнуть... Поздно вечером поставили палатку, я собрал офицеров. Был и начальник штаба Жигульский – легендарная личность, прошел Афганистан, был награжден орденом Красного Знамени. Настоящий друг. А тогда мы сидели над картой, уточняли задачи. И вдруг он схватил меня в охапку и вылетел из палатки. Тут же разбежались остальные. Недалеко падает снаряд – палатка в клочья, мебель вдребезги. А у нас ни одного убитого или раненого. Судьба! В мирное время служить очень трудно, но красивую службу мы проходили в ВДВ, пусть тяжелую, но достойную. Что солдат, что генерал – родные люди. Безоговорочно приказы исполняют, если тебе верят. Вера такая была! Я настолько запомнил Чечню, это настоящее воинское братство. Конечно, лучше бы той войны не было, но если солдат до последнего патрона отстреливается (как перед Грозным было: двое суток отстреливались)... Воды нет, еды нет. Снег топили и пили эту воду. Был такой момент в Гудермесе, когда, казалось, все, конец. Тяжелейшие моменты. Такие, что я говорил одному комбату: достойно мы с тобой, Петрович, закончим жизнь. Всё будет посмертно! Но живыми остались! И после четырех изматывающих суток мы переместились в какой-то барак. После того как прозвучал мой доклад: «Товарищ командующий, боевая задача выполнена», в ответ: «Вы представлены к званию Героя Российской Федерации. Спустя пять лет после моего увольнения я убедился в одном: военный человек абсолютно против войны. Хотя армия создана для войны. Нас учили в училищах и академиях именно воевать, но внутри я – против. Я настолько люблю мир, чтобы люди счастливо жили, детей растили. Если бы я знал, что буду генералом, Героем Российской Федерации, я бы не сменил имя. И в чем-то хорошо, что мои родители не застали этого времени, умерли – они бы этого не простили. Перед отправкой в Югославию в главном управлении международного сотрудничества заявили, что с такой фамилией начальника штаба группировки быть не может. Вот тогда заменили имя и сократили фамилию. И там я настолько привык, что так и оставил. Тулиными стали и жена, и дети».
Заключение.
В ходе настоящего исследования нами были изучены материалы, принадлежащие семье Гиззатуллиных, архивные документы, статьи из средств массовой информации. Мы узнали, что Риф Загитович Гиззатуллин-человек уникальной судьбы. Мальчишка из глухой деревни, не знавший даже русского языка, которого мать видела председателем колхоза. И боевой генерал со шрамами чеченской войны. Миротворец ООН. Герой России. Кандидат юридических наук. Три языка в совершенстве. Две академии за плечами. Комроты, комбат, комполка, комдив, военком области. Заместитель генерального директора «Военно-промышленной компании». Мастер спорта, председатель Рязанской областной федерации греко-римской борьбы. Около 800 парашютных прыжков. Риф Загитович Гиззатуллин. Сергей Загитович Тулин. И всё это один человек.
Список использованных источников:
1.ШаяхметовМ. Герой России Риф Гизатуллин - наш земляк.//Октябрь – 1999.- 30янв.
2.Гараев Ф, Хакимов Р. Героебыз генерал да булды.(Мияка районында туып-ускан Русия герое Риф Гиззатуллин шушы коннарда генерал-майор званиесе бирелде) //Кызыл тан.-2001.-8авг.- 4б.
3.Садыков К.И.Башкортстан лачыны.//Омет.-2004.- 28февр.
4.Садыков К.И. Стал Гиззатуллин Тулиным. (Герой России.Это высокое звание носят сегодня шестнадцать наших земляков. Об одном из них –Рифе Загитовиче Гиззатуллине наш рассказ) //Республика Башкортостан.- 2005.- 22февр.
5.Садыков К.И.Кесе Гайна егете – Расай геройе.(Арме) //Йашлек. -2005.-11июнь.
6.Садиков К.И.Расай Геройы.(Ил кахармандары) //Башкортостан.- 2006.-23февр.
7.Хакимов Р,Садыков К. Картати медалененнан – «Алтын Йолдыз»га кадар.(Без – Боек илнен балалары) //Кызыл тан.-2007.-13сент.
8.Рассказы моего дедушки Шарапова Н.Ш.
Приложение
Герой России Р.З.Гиззатуллин
Рядом с Героем.
Серебряное копытце
Хитрый коврик
Груз обид
Композитор Алексей Рыбников
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды