Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.65 КБ |
Отечество – 2020
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с.Киргиз-Мияки
Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся,
участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Номинация «Родословие»
«Летопись моего рода в истории народа»
Подготовила: Ханафина Аделина Ильдаровна,
ученица 7 а класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Киргиз-Мияки
Миякинского района Республики Башкортостан
452080 Миякинский район,с.Киргиз-Мияки,ул.Шоссейная,4
Руководитель работы:
Арсланова Илюза Радиковна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 с.Киргиз-Мияки
Миякинского района Республики Башкортостан
452080 Миякинский район,с.Киргиз-Мияки,ул.Шоссейная,4,
89273309979,iluza_73@mail.ru
Киргиз-Мияки- 2019-2020 учебный год
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть 6
Раздел 1.1. Генеалогия. Генеалогическое древо 6
Раздел 1.2. История страны в биографии моих предков 7
Глава II. Исследовательская работа 10
Раздел 2.1. Методика исследования 11
Раздел 2.2. Результаты анкетирования.Выводы 12
Заключение 14
Библиографический список 16
Приложения 17
Введение
«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя».
В.О. Ключевский
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где родился. Вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.
Актуальность.
В наш век быстро чередующихся, бурных и интересных событий в жизни человечества, надо ли обращать свои мысли к прошлому, следует ли рыться в архивной пыли веков и вспоминать о наших предках? Вот вопрос, который может возникнуть у многих. И на этот вопрос следует категорически ответить: « Да, надо».
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. К сожалению, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и
близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Гипотеза: Возможно, что в результате работы удастся не только собрать воедино весь разрозненный фактический материал о моей семье, найти новые неизвестные факты , но и оформить всё это в виде интересной работы, сохранить это для будущих поколений, которые уже не застанут в живых очевидцев тех далеких событий.
Цель исследования – исследовать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи по маминой линии. Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Моя работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, я хотела понять мир моих предков.
Предмет исследования: изучение родословной моей семьи.
Объекты исследования: воспоминания и рассказы моих родственников о жизни, фотографии, документы, письма.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода и смогу рассказать всем родственникам о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, так как без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Глава I. Теоретическая часть
Раздел 1.1. Генеалогия. Генеалогическое древо
Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.
Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.
Родословная или, как говорили раньше, родословие – это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Раздел 1.2. История страны в биографии моих предков
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди с по-своему интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. В первую очередь мы начали собирать сведения о дальнем родственнике-Исмагилове Сагдате Бахтиевиче, который является родным братом прабабушки. Изученный по его биографии материал представили в данной работе.
Исмагилов Сагдат Бахтиевич , участник Великой Отечественной войны,родился 19 июля 1925 годав деревне Баязитово Миякинского района в крестьянской семье Исмагиловых-Хаернисы Юлкотлыевны и Бахтигарея Исмагиловича. Он был самым старшим для своих двух братьев- Рифката и Раиса и сестренки Назии. Каждый день и в стужу, и в холод, и в дождь ходил в соседнюю деревню Сатыево в школу. Там он окончил школу и получил аттестат о семилетнем образовании. Было трудное время, и учиться дальше не пришлось. Как и всем детям того времени, ему рано пришлось узнать, что такое труд. В любом деле он был первым помощником.
Наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Мужчин и женщин призывного возраста забрали на фронт защищать Родину. В деревнях остались только старики, женщины и дети. Вся тяжесть легла на их плечи, они с утра до ночи работали не покладая рук. Дядя Сагдат начал работать гуртоправом в заготскоте в деревне Новые Ишлы. Они делали все возможное и невозможное, чтобы только солдаты вернулись домой с победой. Наступил 1943 год. 21 января этого года дядю Сагдата призвали в армию. Он попал во Второй Украинский фронт. Войну начал в городе Терасполь, где молодой необученный солдат стал мотострелком, разведчиком. На бронемашине всегда был в первых рядах. Участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии и Югославии. В Венгрии их взвод попал в окружение около озера Болотон, но вовремя подошедшая помощь не дала солдатам погибнуть. В 1944 году в одном из боев мой дядя был тяжело ранен. Пуля попала в плечо и прошла насквозь. Он лежал в госпитале города Белгорода. За освобождение столицы Югославии города Белгорода был награжден орденом Славы III степени. Имеет орден Великой Отечественной войны II степени и множество медалей. В мае 1948 года вернулся на родину.Родители в то время жили в деревне Михайловка Миякинского района.Сразу по возвращении женился на любимой девушке Гульзиган из деревни Новые Ишлы.Она ждала его с фронта целых 6 лет.Молодая семья поселилась в Михайловке,дядя стал работать заведующим клуба и читальной.
В 1952 году семья Исмагиловых переезжает в с.Киргиз-Мияки.Дядя Сагдат устраивается в колхоз «Дружба» сначала кассиром,затем заведующим овцеводческой фермы,на этой должности он проработал до выхода на заслуженный отдых.Воспитали 4 детей,3 дочерей и 1 сына, дали им образование.
Родная сестра дяди Сагдата, моя прабабушка Фатыхова (Исмагилова) Назия Бахтигареевна родилась 8 января 1932 года в деревне Баязитово Миякинского района . Она была единственной девочкой среди троих братьев. Когда началась Великая Отечественная война, прабабушке было всего 9 лет. Несмотря на свой юный возраст, она день и ночь работала наравне со взрослыми. Тяжел был крестьянский труд для ее хрупких плеч. В 1942 году семья переехала на базу Заготскот Новомихайловского сельсовета. Родители решили, что девочке не помешает грамота, и отправили ее учиться в Богдановскую школу, которая находилась в 10 километрах от дома. Путь от дома до школы все ученики преодолевали пешком, одежда и еда были очень скудные. Но даже это не помешало прабабушке проучиться в школе 7 лет. После учебы она уехала к другому родному брату в город Прокопьевск Кемеровской области, где устроилась автоматчицей на Завод шахтной автоматики. Здесь же познакомилась с моим прадедом, казанским парнем Надиром. В декабре 1954 года молодые поженились. Прожив на чужбине 50 лет, в 2000 году вернулись в Киргиз-Мияки. Вырастили сына Рината и дочь Расиму достойными людьми. Сейчас прабабушке 88 лет и она хорошо себя чувствует, живет одна, никогда не унывает и не сидит без дела, поддерживает нас своими советами.
Её дочь, Батталова (Фатыхова) Расима Надыровна, моя бабушка, родилась 29 сентября 1959 года в городе Прокопьевск Кемеровской области. Была вторым ребенком, училась в школе №70.После окончания 10 классов устроилась на завод к родителям. Проработав 2 года кладовщицей, в 1979 году приехала в гости к дяде Сагдату и осталась жить в с.Киргиз-Мияки.Всю свою жизнь бабушка трудилась швеей-мотористкой на кожзаводе.С моим дедушкой Фанилем вырастили троих детей.Сын Денис работает в Уфе милиционером,сын Айнур –автомеханик в родном селе.А её дочь Альбина,моя мама,после окончания Миякинской средней школы №1,освоив профессию повара-кондитера в г.Стерлитамак,вернулась в Киргиз-Мияки.Сейчас она шеф-повар в кафе «Дуслык».С моим папой Ханафиным Ильдаром Минигарифовичем воспитывают нас с моим братишкой Вильданом.Мы учимся в школе №2 и стараемся не огорчать наших родителей, во всем берем с них пример, хотим вырасти такими же трудолюбивыми, честными и порядочными, как они.
Глава II. Исследовательская работа
Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрала родословную по линии матери. Чтобы выяснить историю своего рода я провела поисковую работу, включившую в себя беседы, опросы родителей и родных, а также в интернете нашла и изучила интересующую меня информацию.
Моя работа вызвала большой интерес в семье, и в графическом изображении родословной отразилось все совместное творчество (см. приложение №4). Моя родословная пока небольшая. С этими людьми я состою в кровном родстве. Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать о родственниках до седьмого поколения, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в архиве и написать историю моей семьи, которую я люблю и которой я горжусь.
Раздел 2.1. Методика исследования
В опытно-практической работе ведущими стали метод сбора и обработки информации, так как он способствует накоплению массового материала, а также анкетирование.
Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов (В.Г. Рындак).
Цель проведения анкетирования – выявить, насколько мои одноклассники знают историю своей семьи.
Раздел 2.2. Результаты анкетирования учащихся
Я решила провести анкетирование учеников 6 а класса МБОУ СОШ с. Киргиз-Мияки на тему «История моей семьи». Результаты данного опроса вы видите ниже.
Выводы.
Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи – в первую очередь, от мам и пап, потом уже от своих бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи имеют практически единицы.
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, мы знакомимся с историей России.
Заключение
При написании данной исследовательской работы мы выполнили все поставленные задачи.
Данная работа может иметь продолжение. Нам хотелось бы глубже исследовать генеалогическое древо и сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников).
Надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей – счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Мы накопили определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу обязательно необходимо продолжить и составить настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные в дальнейшем обязательно помогут.
Много нового и интересного я узнала о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них – это невидимая нить, которая называется «Связь поколений». В будущем эту гордость я обязательно передам своим детям, и они не вырастут «Иванами, не помнящими своего родства».
Выполняя данное исследование, мы пришли к выводу, что самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся, а тем, кто является надежной опорой для тех, кто живет рядом. Такими были и останутся для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители. А для моих бабушек и дедушек, в свою очередь, их отцы и матери. Я убеждена, что не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.
5 зимних аудиосказок
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем кактусы акварелью
Рыжие листья