Все мы знаем и слышим «Что такое иммунитет?» а как сохранить хорошую иммунную систему с рождения и укрепить иммунитет в якутский холод? На эти вопросы мы постарались ответить, провели анкетирование, чтобы узнать состояние противоинфекционного иммунитета на примере учащихся 2 класса Адычинской школы и выработали рекомендации по повышению иммунитета ребенка в Якутии.
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_izysk_timur.docx | 146.3 КБ |
Районный конкурс младших школьников «Юный изыскатель»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Адычинская средняя общеобразовательная школа им. В.С.Чирикова»
Профилактика иммунной системы ребенка в Якутии
Выполнил: ученик 2 класса МБОУ
«Адычинская СОШ» Потапов Тимур
Руководитель: учитель нач. классов
Алексеева Нина Витальевна
Бетенкёс, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Наша республика – уникальный природный регион, не имеющих аналогов в мире. Ни один регион, где живет человек, не имеет столь холодного, сурового и контрастного климата, когда зимой обычны морозы за 60°С, а летом – зной под 40°С.
С.К. Аржакова
Доктор географических наук
Все мы знаем и слышим «что такое иммунитет?», а как сохранить хорошую иммунную систему с рождения и укрепить иммунитет в якутский холод? На эти вопросы я провел исследование.
Иммунная система человека начинает формироваться уже в период его внутриутробного развития. В момент рождения ребенка у него есть только врожденный иммунитет, который обусловлен иммуноглобулинами класса G (IgG), полученными ребенком от матери через плаценту в период ее беременности. Этот врожденный иммунитет ребенка защищает его от многих инфекций в течение 6-ти месяцев, пока этот "запас" материнских иммуноглобулинов не иссякнет. Полноценное продуцирование собственных иммуноглобулинов у детей начинается только в 6-7 лет.
Как раз наш класс начинает полноценное продуцирование собственных иммуноглобулинов. Что очень поможет моей исследовательской работе. Узнаем с помощью опроса, каково состояние моего класса учащихся 2 класса, Адычинской средней школы Республики Саха (Якутия).
Тема: Профилактика иммунной системы ребенка в Якутии.
Цель работы: изучить влияние факторов среды якутского холода на иммунитет ребенка.
Задачи:
Объект исследования – иммунитет ребенка.
Методы исследования – подбор теоретического материала по теме, наблюдение, анкетирование, анализ.
ИММУНИТЕТ И ИММУННАЯ СИСТЕМА
Что такое иммунитет?
Иммунитет – (лат. immunitas — освобождение) это способность человека и животных противостоять бактериям и вирусам.
Что такое иммунная система?
Иммунная система– это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных болезней и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ.
Процесс закладки органов иммунной системы начинается на 4-6 неделе беременности, образуется фетальная печень, которая выполняет иммунную функцию на внутриутробном этапе жизни. Затем происходит закладка всех органов иммунной системы: костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. Их объединяет сложная система циркуляции, которая состоит из протоков, соединяющих лимфатические узлы (рис. 1).
(Рис.1).
Задача иммунной системы состоит в том, чтобы вовремя распознать чужеродные клетки и оперативно их уничтожить. Еще одно ее предназначение – формирование иммунологической памяти для быстрого реагирования на болезнетворные факторы в будущем.
Иммунная система ребенка очень отличается от иммунной системы взрослого человека, поэтому очень важно знать ее особенности и критические периоды развития, это поможет избежать многих заболеваний и сохранит здоровье ребенка. Изучаем иммунную систему ребенка, а не взрослого человека.
Иммунная система появилась вместе с многоклеточными организмами и развивалась, как помощник их выживанию. Она объединяет органы и ткани, которые гарантируют защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих из окружающей среды. По организации и механизмам функционирования иммунитет подобен нервной системе.
Обе эти системы представлены центральными и периферическими органами, способными реагировать на разные сигналы, имеют большое количество рецепторных структур и специфическую память.
К центральным органам иммунной системы относят красный костный мозг, тимус, а к периферическим – лимфатические узлы, селезёнку, миндалины, аппендикс.
Ведущее место среди клеток иммунной системы занимают лейкоциты. С их помощью организм способен обеспечить разные формы иммунного ответа при контакте с чужеродными телами, например, образование специфических антител.
Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К числу врагов она относит и превратившиеся в раковые, и потому ставшие опасными собственные клетки. Главная цель иммунитета – обеспечить защиту от вторжений и сохранить целостность внутренней среды организма, его биологическую индивидуальность.
Наш регион Республика Саха (Якутия) самый холодный во всем Мире. Наши матери должны носить ребенка 9 месяцев в холоде – 50 градусов и резкие перепады температур в осенне-весеннем периоде. При таком суровом климате очень сложно дается нашим матерям, они не должны болеть, родить нас здоровыми и с сильным иммунитетом.
Причины снижения иммунитета у детей начинают действовать еще до момента рождения. Иммунная система ребенка начинает формироваться уже внутриутробно, следовательно, инфицирование плода в период внутриутробного развития, недоношенность или незрелость малыша к моменту рождения могут привести к тому, что ребенок, родившись, в дальнейшем станет часто болеть. Важную роль в формировании иммунитета играет вскармливание малыша на первом году материнским молоком. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, ОРЗ болеют реже, а ранний переход на искусственные смеси будет способствовать тому, что уже на первом году жизни ребенок начнет болеть простудными заболеваниями.
Вскармливание грудным молоком должно быть питательным правильными углеводами, жирами, белками, витаминами, микро- и макроэлементами. Неполноценное питание матери дает понижение иммунитета самой матери и ребенка.
Большое значение для нормального функционирования иммунитета имеют правильное сбалансированное питание и режим. Ребенок может часто и длительно болеть, если в его рационе не хватает витаминов или питание несбалансированное, когда, например, имеется дефицит продуктов животного происхождения или пища углеводистая и содержит мало белков и жиров. Вдыхание табачного дыма от курящих взрослых — все эти факторы также могут привести к ослаблению иммунитета малыша.
В современном мире зачастую играет важную роль – это технологические процессы (компьютеры, телевизоры, телефоны и другие гаджеты), которые дети пренебрегают, заигрывают и засиживаются. Не дает детям нормально играть на свежем воздухе, в тесной квартире сидят, мозг истощается кислородом. В скором времени начинается ослабление иммунитета.
Основные причины понижения иммунитета здорового ребенка:
Иммунная система ребенка начинает формироваться уже в период его внутриутробного развития. В момент рождения ребенка у него есть только врожденный иммунитет, который обусловлен иммуноглобулинами класса G (IgG), полученными ребенком от матери через плаценту в период ее беременности. Этот врожденный иммунитет ребенка защищает его от многих инфекций в течение 6-ти месяцев, пока этот "запас" материнских иммуноглобулинов не иссякнет. Полноценное продуцирование собственных иммуноглобулинов у детей начинается только в 6-7 лет.
И так, что же дает повышать иммунитет ребенку? Существуют различные способы воздействия на иммунную систему с целью профилактики.
Вообще иммунитет у детей формируется в пять этапов:
1 этап. Продолжительность - 28 первых дней жизни ребенка. Происходит формирование микробиоциноза кожи и кишечника. Здесь особое внимание требуется уделить гигиене жизни ребенка с одной стороны, а с другой - не мешать формированию детского иммунитета на фоне естественного микробного фона.
2. этап. Продолжительность - с 6 до 18-ти месяцев. Ребенок полностью лишается материнских антител. В этот период возникает опасность формирования аллергических патологий.
3 этап. Продолжительность: с 2-ух до 4 лет малыша. Характеризуется бурным ростом лимфоидных органов - "транспортной схемы" иммунной системы человека.
4 этап. Продолжительность: с 6 до 7 лет. Происходит окончательное формирование местного иммунитета ребенка: дыхательных путей, ЖКТ и механизмы специфического иммунитета почти полностью сформированы.
5 этап. Продолжительность: до подросткового возраста. В этот период лимфоидные органы принимают нормальные размеры, клеточный иммунитет снижает свою активность, усиливается гуморальный. В этот период снова возрастает риск заболеваний аутоиммунной природы.
Приведу пример собственного этапа моего формирования и укрепления иммунитета:
Таким образом, я вырос здоровым с хорошим иммунитетом.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.
Цель: выявить состояние иммунитет класса.
Ход работы:
1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ и ОРВИ). Если ребенок с течение года ни разу не болел, то можно оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.
2. При утвердительном ответе на вопросы нужно суммировать баллы, указанные в правой колонке таблицы.
Таблица 1.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз в течение года Ваш ребенок болел(а) простудными или вирусными заболеваниями? Не болели 1 раз 2-3 раза 4-5 раз Более 5 раз | 2 8 3 0 0 |
2. Долго ли продолжается ОРЗ или ОРВИ? Да Нет | 4 7 |
3. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да Нет | 1 10 |
4. Бывает ли у Вашего ребенка аллергия? Да Нет | 1 10 |
Полученный результат нужно вычесть из 100 и сделать выводы о состоянии противоинфекционного иммунитета.
Я обследовал состояние противоинфекционного иммунитета своего класса. После проведения анкетирования родителей можно сделать следующие выводы. Из 13 учащихся класса большинство болеют простудными заболеваниями, не болели – 2 учащихся (15%), 1 раз в год 8 учащихся (62%), 2-3 раза в год - 3 учащихся (23%), болеют 4-5 раз – 0 учащийся (0%) и, много болеет 0 учащийся класса (0%). У четырех учащихся класса ОРЗ продолжается длительный период. У 8% учащихся класса острое респираторное вирусное заболевание переходит в бронхит. Пневмонии нет. Аллергия встречается у 1 (8%) учащегося класса. У него вирусные заболевания протекают дольше, чем у остальных. У большинства учащихся аллергия отсутствует. В целом противоинфекционный иммунитет учащихся нашего класса хороший. Для еще глубокого исследования нужно сравнительный анализ с другими классами.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА В ЯКУТИИ.
Использование иммуностимулирующих средств оправдано только в случаях иммунодефицита (фактическое и долговременное снижение активности иммунной системы). Признаками иммунодефицита могут быть следующие признаки:
- Часто болеем (простуды чаще 5-6 раз в год);
- Обычные простуды протекают тяжело, со множеством осложнений (отит, ангина);
- Мы плохо реагируем на лечение, болезни протекают дольше, чем обычно;
Если обнаруживаются признаки иммунодефицита следует показаться врачу. Реальная оценка работы иммунной системы ребенка это сложная задача, решить которую может только специалист иммунолог – врач занимающийся проблемами иммунитета.
Согласно современным рекомендациям использование иммуностимулирующих средств показано только у детей с иммунодефицитом доказанным лабораторными анализами. В тоже время неспецифические методы повышения иммунитета (поливитаминные препараты, коррекция питания, закаливание) рекомендуются всем детям.
Если у ребенка хороший иммунитет, то следует позаботиться о том, чтобы сохранить иммунитет на долгие годы – необходимо вести здоровый образ жизни:
- правильное полноценное питание;
- принимать витамины и микроэлементы/макроэлементы
- закаливать свой организм;
- водные процедуры;
- грязевые процедуры;
- заниматься физической культурой или спортом;
- соблюдать режим дня;
- не сидеть долго у телевизора, у компьютера и у телефона.
И не забывайте: главное – стараться укрепить иммунитет заранее, не ждать проявления первых признаков заболевания. Ведь сохранить его – гораздо проще, чем пытаться строить заново. Поэтому соблюдаем профилактические меры с рождения ребенка.
В ходе выполнения работы я понял, что не только от нас зависят профилактические меры. Начало фундамента лежит в здоровье матери. Каждая мать в Республике Саха (Якутия) должна знать, что быть здоровым – это залог здоровья будущего ребенка.
И помните - нужно следить за своим здоровьем. Берегите здоровье смолоду.
ВЫВОД
Несмотря на суровое климатическое условие в Республике Саха (Якутия), дети рождаются с хорошей иммунной системой. Я думаю благоприятно влияет наш чистый и свежий воздух. Мною проведен опрос состояние противоинфекционного иммунитета 2 класса Адычинской СОШ. В ходе обследования класса была выявлена, что почти на 92% учащихся ОРЗ и ОРВИ проходит в легкой форме. В целом противоинфекционный иммунитет учащихся нашего класса хороший.
Иммунная система ребенка регулируемой тимусом, влияют не только на сопротивляемость организма различным бактериям, вирусам и другим патогенным микроорганизмам. Не секрет, что, чем ниже иммунитет, тем чаще будет болеть ребенок — его защитные силы не эффективны в противостоянии миллионам возбудителей, с которыми он сталкивается ежедневно.
Согласно современным рекомендациям использование иммуностимулирующих средств показано только у детей с иммунодефицитом доказанным лабораторными анализами. В тоже время неспецифические методы повышения иммунитета (поливитаминные препараты, коррекция питания, закаливание) рекомендуются всем детям.
Если у ребенка хороший иммунитет, то следует позаботиться о том, чтобы сохранить иммунитет на долгие годы – необходимо вести здоровый образ жизни:
- правильное полноценное питание;
- принимать витамины и микроэлементы/макроэлементы
- закаливать свой организм;
- водные процедуры;
- грязевые процедуры;
- заниматься физической культурой или спортом;
- соблюдать режим дня;
- не сидеть долго у телевизора, у компьютера и у телефона.
Особое внимание рекомендации по повышению иммунной системы ребенка хочу уделить именно закаливанию воздушных и водных процедур. И конечно же здоровье матери. Хотелось бы в Республике Саха (Якутия) ввели блок или сообщество «молодым матерям», где все памятки и инструкции полноценного питания, здорового образа жизни и профилактические меры с рождения ребенка. Здоровье – залог успеха нации.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет источники:
Волшебные звуки ноктюрна
Пока бьют часы
Солдатская шинель
Мороз Иванович
Цветок или сорняк?