• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Доклад на тему "Моя малая Родина"

Опубликовано Татьяна Николаевна Ангархаева вкл 04.05.2021 - 16:10
Татьяна Николаевна Ангархаева
Автор: 
Туруева Алина

Доклад на тему "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon huzhiry_-_moya_malaya_rodina.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Тункинский район

МБОУ «Хужирская ООШ»

Районная дистанционная научно - практическая

конференция учащихся 2 – 4 классов

«Первые шаги» 

Номинация: история родного края

Тема: «Хужиры - моя малая родина»

Автор: Туруева Алина, ученица 4 класса

Хужирской ООШ Тункинского района

Телефон: 89503900102

Руководитель: Ангархаева Татьяна Николаевна

Телефон: 89503923224

Кырен

2020 г.

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Географическое положение
  2. Легенды, рассказывающие об истории населенного пункта
  3. Культовые места улуса Хужиры
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

Введение

Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная.            

Ж.Ренар

           У  каждого  человека  есть  Родина  –  край,  где  он  родился  и  где  всё кажется  особенным,  прекрасным  и  родным.  Всё  в  нём  до  боли  знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом  становится  дороже  всего  на  свете,  и  мы  связываем  понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…

            Малая  Родина...  У  каждого  человека  она  своя,  но  для  всех  является той  путеводной  звездой,  которая  на  протяжении  всей  жизни  определяет очень многое, если не сказать — всё.

            Я живу в маленьком улусе Хужиры и мне захотелось узнать происхождение родного края, выяснить особенности развития  истории, познакомиться с достопримечательностями.

           Цель исследования: изучить понятие «малая родина», её историю.

Задачи исследования: изучить историю родного края

• выяснить особенности развития истории родного края

• узнать о знаменитых людях малой родины

• найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины

Объект исследования: улус, в котором мы живём.

Предмет исследования: история возникновения улуса Хужиры.

Гипотеза: знать историю своей малой Родины очень важно.

Основная часть

2.1.  Географическое положение.

       У подножия гор Бага Ара, Ехэ Ара, у извилистой реки Могой-Горхон, когда полуденное солнце над Хэрэнэй Тэпхэр поднимается, жители села Хужиры на северной стороне любуются вереницей гор Саянских и видят силуэт горы Бойтог и Алтан Мундаргу на западе. Дацан «Улзыта Субарга» с южной стороны села расположился под сенью горы Хэрэнэй Тэпхэр, где восседает один из высокопочитаемых хатов Тунки Хэрдэк-Нойон-Баабай и Хэрмэшэ-Хатан-Иивии.    

     Наше село  Хужиры,  что в переводе означает «солончаки» расположено  вдоль федеральной  трассы  «Култук – Монды» и граничит с  Кыреном - центром  Тункинского района.   С северной стороны протекает река Иркут,  а с южной стороны простираются хребты Хамар-Дабана.  Рядом с селом  с юга на север протекает речка  Могой-Горхон, которая относится к бассейну  реки Иркут.  Исток реки находится в ложбине  «Кошкин  жалга» хребта Хамар-Дабана, примерно в 5-6 километрах от села Хужиры и, протекая через село, она  впадает в Иркут.  В  3-4 километрах  к северу от села, недалеко от  Иркута  находится   Борискино  озеро («Халсагайтын-нур»).  

      В архивах нет  точных данных о времени возникновения  нашего села.  Но при этом архивные данные свидетельствуют о том, что крупные улусы Убулзон-Нуган и менее крупные Могой-Горхон, Хужиры были уже в 1780 году. В 50-60- х гг. 20 века  жители  улусов Баруун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин переезжают на новое местожительство в центральную усадьбу  колхоза  имени Карла Маркса в Хужиры. Так окончательно образовалось  село Хужиры, которое сегодня  является  большим и  растущим селом.  

2.2. Легенды, рассказывающие об истории населенного пункта.

        Существуют  легенды, рассказывающие о происхождении  жителей села Хужиры. Считается, что жители Хужиры  являются потомками  племени  буруутхан и ҺойҺот (Һойбо, хойбот, хойхо). Род ҺойҺо входил в число крупнейших родов тункинских бурят. В составе первого и второго номерных оттоков составлял Харбятскую инородческую управу.  Виктор Михайлов  известный этнограф  считает:   «ҺойҺот - это  обурятившиеся остатки могущественных уйгуров, известных китайцам как ойхор или хойху».   В  предании говорится, что примерно 370 лет назад из Монголии вышел человек их племени ҺойҺот  которого звали Эрэн. Перед этим он посетил ставку Богдо-Гэгэна  - «Богдын хүрээ»  и попросил для 2-х своих сыновей имя и освещение. Старшему дали имя Дарма и еще  дали «хадаг».  В последующем придя в Тунку он обосновался в Харбятах и от него пошел род ҺойҺот в Харбятах. Второму сыну дали имя Дамба, и  Богдо-Гэгэн дал  ему «хур занда» (кожаный ремень), чтобы он стал охотником. Он обосновался в Могой-Горхоне и  от него здесь продолжился род ҺойҺот.  

       Тот же  Михайлов  предполагает, что  буруутханы  вышли из Монголии и являются ответвлением рода ҺойҺот.  По легенде  Буруутханы бежали из Монголии в период смут Бошогто хана и войн Сайн хана. Приехали в Тунку верхом на дойной корове, за которым следовал теленок по второму году (буруу). Это обстоятельство послужило причиной возникновения поговорки: «Буруутай үнеэндэ Һундалдажа ерэҺэн буруудхатан»  (на корове с теленком приехавшие бурудханы). Придя в Тунку они обосновались в местности Убулзон-Нуга, Барун-Нуга, Илтыкшин. Действительно до революции род буруутхан считался родом  «илдар» - показывающее пренебрежительное отношение других родов к поздним пришельцам, явившихся ни с чем.  Отсюда напрашивается вывод, что  если  буруутханы являлись  ответвлением ҺойҺот, а последние  -  уйгурами,  значит  буруутханы могут оказаться обурятившимися тюрками.

       История села  неразрывно связана с  Борискиным озером   «Халсагайтын нуур». В памяти людей сохранилось предание  об этом  озере.  Вот что рассказала об  этом Дарима Гомбоевна Шагдурова: «Балтын Буриса (Бориска), богач-коммерсант с семьёй жил на берегу озера «Халсагайтын нуур», недалеко от построенного им на протоке моста. Это был очень добротный, под металлической кровлей дом (яваншаа гэр) с постройками. Он одиноко стоял на берегу озера между Убулзон-Нуганом и Кыреном. На это место сегодня указывает старая лиственница. Озеро Халсагайта называют ещё Борискиным. Балтын  Буриса вел очень активную жизнь, был защитником одноулусников. Когда в 1914 г. началась война с Германией то бурятских юношей стали мобилизовать на тыловые работы в Архангельск, расположенный на берегу Северного Ледовитого океана. Царь Николай II  приказал вербовать инородцев, не умеющих держать в руках оружие на рытье окопов. Под этот указ попали инородцы Тункинской волости и, Борис Балтаевич Аюшеев отправился с прошением к генерал-губернатору Восточной Сибири, чтобы вербовку на тыловые работы заменили перегоном скота из Монголии. Тем он спас своих молодых земляков от верной голодной и холодной погибели под Архангельском.  Как богач, он был репрессирован и сослан, видимо погиб в лагерях. Имя его по преданиям  из «Фольклора Тункинской долины», по записи М.Ф.Зверева про «Борискино озеро», стало нарицательным, как имя неуживчивого человека. Наша цель на сегодня – поднять и восстановить его доброе имя и гордиться, что это наш именитый по тем временам человек, из рода буруутахатан, которого не приняла Советская власть, как богача-торговца. Его дочь, Мария Борисовна Аюшеева не помнит отца, выросла у чужих людей и, сегодня с внуками проживает в Харбятах.  

      Не случайно местности Могой-Горхон, Барун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин были облюбованы и заселены  людьми с давних времен.  В те далекие времена на  этих  прекрасных  землях простирались заливные луга,  здесь  росли  лечебные травы, съедобные растения и прекрасные цветы,  текла полноводная  речка  Могой-Горхон,  чистой и целебной  была вода в Иркуте.  К началу 20 века  буряты еще жили своими родами на своих родовых землях.  Люди из рода буруутхатан жили в улусах Барун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин, а ҺойҺот – в Могой-Горхоне.  Их быта и уклада жизни  еще не  коснулась цивилизация,  и жизнь  людей  текла размеренно по  правилам святой старины.  Но  постепенно и до отдаленных улусов доходили новые веяния, мало- помалу  менялась жизнь,  люди начинали понимать значение образования  в жизни.

        Важным событием в жизни  жителей улусов стало открытие в 1912 году   школы в   Илтыкшине, где началось  обучение   детей из бурятских  улусов.  

        1917 год  становится  переломным   в  истории всей  страны и  каждого человека. Из уст в уста  потекли по улусам разговоры о свержении царя, о Советской власти, о Ленине.  Наш край также становится   ареной борьбы  за установление новой власти.  В 1918 году неподалеку от Могой-Горхона  разыгралась  кровавая трагедия. Казаки верой и правдой служившие царской власти  зверски убили  партизан из отряда Н.И.Каландаришвили. В мае 1920 года с приходом в Тунку  309-го полка легендарной 5-й Армии жители сел и улусов мало-помалу стали переходить на сторону Советской власти. В архивных документах читаем: «20 сентября в улусе Убулзон-Нуган состоялся сход жителей улуса. Большинством голосов выразили доверие новой Советской власти». 

     После окончания Гражданской войны  народу  предстояло преодолеть одно из тяжелых последствий прошлого – культурную отсталость, прежде всего неграмотность  народа. В 1921-1922 гг открываются начальные школы в Убулзон-Нугане,  Могой-Горхоне.      В 1924   году в связи с открытием  Кыренской  семилетней школы рабочей молодежи, начальные школы в улусах   закрываются, и дети переходят учиться туда.    

        В  1965 году образуется  совхоз «Туранский»,   с центром в селе Хужиры. Директором назначается Шагдуров Лопсон Найданович.   Лопсон Найданович  будучи человеком   неутомимым, целеустремленным,   с большими организаторскими способностями многое сделал для развития и обустройства села.  Именно  под  руководством Лопсона Найдановича   в 1960-70-е гг. в Хужирах были построены:  Дом культуры,  детский сад,  спортзал,  автогараж,  амбулатория, баня, котельная,  квартиры для служащих и рабочих с центральным отоплением.  И за свои трудовые заслуги Лопсон Найданович был   награжден орденом «Красного Знамени».

     Память об ушедших людях, их  делах, свершениях  остается в  истории народа, в сердцах людей. Эту память мы увековечиваем в памятниках, и обелисках. И в нашем селе  есть такие памятники.  Первый памятник   над братской могилой семи  солдат отряда Каландаришвили   был сооружен в 1958 году.   В местности Могой-Горхон, на  127 км. тракта «Култук-Монды» находится братская могила семи бойцов отряда Каландаришвили Н.А..  На этом месте в 1918 году разыгралась кровавая  схватка красноармейцев с  белоказаками. Семь бойцов были зверски убиты в лесу. Их тела были захоронены здесь и обустроены оградой с деревянным обелиском. Местность называют «Долоон солдаһай жалга». В 1958 году  в 1 км от захоронения в местности Бурэг, при дороге был сооружен памятник из бетона. Он имеет вид обелиска высотой  2,50 м., стоит на постаменте 2х2. Соорудили памятник рабочие колхоза им. Карла Маркса во главе с Тумановым Даша-Нимой.  

    В 1968 году к 25-летию Победы  по инициативе директора  совхоза  Шагдурова Л.Н.  перед зданием Хужирского СДК  начинается строительство  памятника  землякам, не вернувшимся с войны. Памятник  представляет  собою плиту в виде развевающегося стяга на бетонном постаменте. На плите в камне  золотыми буквами высечены  их имена.  Сегодня в канун 65-летия Победы в селе осталось только   два  ветерана  ВОВ. – это Сушкеев Д-С.С и  Ошоров Ш.А Сейчас они старейшие люди нашего села, которые пользуются всеобщим уважением и авторитетом.  

         Комплекс памятника воинам ВОВ завершают каменные парковые скульптуры фигур  механизатора  и колхозницы. Прообразом этих скульптур стали реальные люди. Прообразом механизатора  был  передовой механизатор совхоза Будаев Даша-Нима,  прообразом колхозницы Базарова Долгор Садаевна – передовая доярка и первая трактористка.   Скульптуры были изготовлены и привезены из Ленинграда в 1970 г.

      В нашем селе много старожилов. Это: Сушкеев Д-С.С,  Ошоров Ш.А, Туруев Б.Р, Хартаев Б.С., Туруева Н.Р,  Сымбелова О.А,  Зарбаев Ф.Д. и др.  Это в основном ветераны войны и тыла. Это они   были свидетелями и активными участниками многих событий в селе. В их памяти сохранились еще события  коллективизации,   на своих плечах они вынесли тяготы  военных и послевоенных лет, они  же были активными строителями своего села.

2.3. Культовые места  улуса Хужиры.

  1. Хэрэнэй Тэпхэр, еще называется столовая гора, находится на расстоянии 15 км.  От села. Молебен проводится в летнее время, молятся  Жалсан-ьурхану. На самой горе есть озеро, Обоо-Тахил. Здесь молятся жители сел Хужиры, Кырен, просят,  чтобы погода благоприятствовала росту травостоя,  чтобы зима была  теплой, снежной, благоприятной для зимовки скота, чтобы не было болезней.
  2. Тужиин-Табэй-Сыбык-Табэй находится  на южной стороне от села на расстоянии 500м. Это родовое молебное место Сыбиковых, но в настоящее время молебен проводят все жители села. Жители просят о благополучии и здоровье.  Представляет собой сосновый бор площадью 1 га.
  3. Ехэ-Ара-Тужа – Луса Тахэй молебен проводят жители села. Молятся о благополучии, чтобы не было засухи, был хорошим травостой, животные были сыты и не болели.
  4. Хойто-Болдог, находится севернее с. Хужиры. Молебен проводится 2 раза в год, молятся Субарга-Бурхану.

   

     

Заключение

     Работая  над  проектом,    я  знакомилась  с  историей  своей  малой родины,  познакомилась  с  достопримечательностями  и  пришла  к  выводу. Что  самое  прекрасное  на  свете  слово  –  Родина.  У  каждого  человека  есть родина  и  каждый  любит  её.  Любит  место,  где  он  родился  и  живёт.  Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

     С каждым годом село растет и расширяется. Появляются новые дома, а вокруг них - зеленые деревца. Я очень горжусь своим селением и его гостеприимными людьми, горжусь, что родилась именно в этом селе.

     В результате проведенной работы цель исследования, на мой взгляд, была достигнута. В итоге встреч со старожилами улуса, о проработке архивных данных, материалов школьного музея была изучена малая часть истории возникновения и развития села.  

     Таким образом, исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, поближе познакомиться со знаменитыми людьми улуса.

     В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше село  жило обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое отечество. Жители села проявили себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере, трудясь во благо своей страны.

     Приглашаю Вас полюбоваться красотой наших лесов, полей и горными хребтами,  напиться студеной целебной воды из родников и пообщаться с моими гостеприимными сельчанами.



 


Список использованной литературы

  1. Золотая долина путеводитель по Тункинскому району Республики Бурятия, 2014 г.
  2. Материалы  из архива.
  3. Материалы из сельской библиотеки.


Поделиться:

Плавает ли канцелярская скрепка?

Сказка "12 месяцев". История и современность

Ворона

Ласточка

Что есть на свете красота?