Данная исследовательская работа посвящена Аргентине Ивановне Гуровой, бывшему директору лицея, лидеру местного самоуправления и просто очень хорошему человеку. А.И.Гурова от простого учителя истории и обществознания прошла путь до председателя районного Совета народных депутатов. А.И.Гурова очень многое сделала для Камбарского района Удмуртской Республики и её жителей. А.И.Гурова оставила добрый след на долгие годы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка
Удмуртская Республика
Исследовательская работа
«Вся жизнь – служение людям»
(Об А.И.Гуровой)
Номинация: «Лидеры местного самоуправления»
Категория: 12-17 лет
Выполнила: Галанова Руслана, 12 лет,
ученица 6 «А» класса
Руководитель: Давлетшина Зухра Гафаровна,
учитель начальных классов
Камбарка
2021
Оглавление
Введение……………………………….………………………………...………3
1.Местное самоуправление и роль современного управленца.............….......5
1.1. Что такое местное самоуправление?........................................................5
1.2. Портрет современного управленца-лидера............................................6
2. А.И. Гурова – лидер местного самоуправления…………………….…….8
2.1. Биография А.И. Гуровой…………………………..…………………..…..8
2.2. А.И. Гурова - Учитель...………………….…………….…..………...……9
2.3.Вклад А.И.Гуровой в город Камбарку и камбаряков…………………...10
Заключение……………………………………………………….…..………..14
Список литературы……………………………………………………………15
Приложения……………………………….……………………….……….….16
Введение
Посвящается бывшему директору нашей школы,
лидеру местного самоуправления А.И.Гуровой.
Качество жизни отдельно взятого человека, каждой семьи зависит от удовлетворения его насущных потребностей. А для этого у человека должно быть хорошее благоустроенное жильё, работа, крепкое здоровье, для детей детские сады и школы, благоустроена территория его проживания, улицы, дороги, двор, должны быть магазины, больницы, транспорт и многое другое, что окружает его. Село, город, посёлок, любой населённый пункт – это как живой организм, в котором всё взаимосвязано.
Меня заинтересовало, что такое местное самоуправление? Как и кто осуществляет управление жизнью нашего города. От чего и от кого зависит качество жизни конкретных людей на местах? Чтобы ответить на свои вопросы, я решила выяснить, что такое местное самоуправление и какой вклад внесла в развитие местного самоуправления наш бывший директор школы А.И.Гурова. Научный руководитель данной работы учитель начальных классов – Давлетшина Зухра Гафаровна.
Тема данной работы актуальна, так как от местного самоуправления и деятельности управленцев зависит качество жизни населения на местах.
Тема исследовательской работы - «А.И. Гурова – лидер местного самоуправления».
Объект исследования: А.И.Гурова, предмет исследования – деятельность и личные качества А.И.Гуровой и их влияние на эффективность управления городом.
Гипотеза: Исследуя биографический материал председателя районного Совета народных депутатов А.И.Гуровой, докажем, что она внесла достойный вклад в развитие местного самоуправления Камбарского района, что эффективность управления повышалась, благодаря личностным качествам А.И.Гуровой.
Цель: сбор материала об А.И.Гуровой, изучение биографии и анализ эффективности её деятельности.
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
1.Используя научно – популярную литературу, выяснить, что такое местное самоуправление.
2. Изучить лидерские качества современного управленца.
3.Собрать, изучить и обобщить документально-исторические материалы, связанные с биографией и деятельностью А.И.Гуровой.
4.Узнать какой вклад внесла в местное самоуправление А.И.Гурова.
Практическое значение. Материал можно использовать во внеклассной работе, на уроках истории и краеведения, при оформлении стенда музея.
Место проведения исследования: Камбарский краеведческий музей, Архивный отдел Администрации Камбарского района УР, Камбарская центральная детская библиотека.
Сроки проведения исследования: с февраля 2021 по апрель 2021 года.
Основные источники информации:
1) Документы и фотографии А.И.Гуровой, беседы.
2) Книга Памяти, статьи газет «Камская новь» и «Моя Камбарка», воспоминания одноклассников, содержащие информацию об А.И.Гуровой.
3) Интернет - ресурсы, информирующие о деятельности и заслугах А.И.Гуровой.
Методика исследования. В работе применены методы исследования: литературный, документальный, устный опрос, анализ материала. Литературный и документальный методы исследования использованы при изучении статей из газет, характеристик, воспоминаний и документальных источников.
При написании данной работы я обращалась в Архивный отдел Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, в краеведческий музей г. Камбарки, в центральную детскую библиотеку.
1. Местное самоуправление и роль современного управленца
1.1.Что такое местное самоуправление?
Местное самоуправление означает организацию власти на местах, т. е. в городских и сельских поселениях и на других территориях. Конституция РФ предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. [3] Качество жизни на местах зависит от того, как работает транспорт, от качества дорог; от того как организована работа ЖКХ, чтобы в жилые дома и производственные здания бесперебойно поступали газ, вода и электричество; чтобы своевременно осуществлялся ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности, то есть в собственности местного самоуправления. Людям важно, чтобы были удобно расположены и хорошо работали детские сады, школы, аптеки, поликлиники, магазины; чтобы территория населённого пункта была благоустроена, а мусор своевременно убирался. Все эти и другие подобные проблемы решаются местным самоуправлением.
Создаются представительные органы самоуправления — думы, муниципальные комитеты, советы. Могут избираться также главы местной администрации, мэры городов, старосты в сёлах и другие должностные лица. Органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчётны. [3] Местное самоуправление - самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
1.2. Портрет современного управленца?
«Не только должность делает честь человеку,
но и человек должности». Полководец Эпаминонд
Современному руководителю, чтобы эффективно управлять организацией (фирмой, компанией, предприятием, отделом, коллективом и т.д.), важно в своей деятельности успешно сочетать шесть основных ролей: от хозяина и предпринимателя до эффективного профессионала и цивилизованного человека. Рассмотрим эти роли (навыки) руководителя.
Роли современного руководителя в управлении организацией: [16]
Хозяин. Это умение добиваться долгосрочных результатов с помощью твердой профессиональной воли и сочетания выдающихся личных качеств (в том числе лидерских). «Хозяин» интересы организации ставит выше личных интересов, а также выше интересов сотрудников и всегда при принятии решения, думает о возможных последствиях.
Предприниматель. Руководитель, последовательными действиями должен добиваться продвижения организации по намеченному пути и формулировать (как для себя, так и для персонала) видение будущего. А еще, настоящий управленец всю полноту ответственности за результаты организации всегда берет на себя.
Менеджер. Роль руководителя в системе управления нельзя представить без менеджерских навыков. Основные навыки руководителя как раз и заключаются в умении организовать сотрудников, правильно поставить цели и следить за их своевременным достижением.
Командный игрок. Одним из главных ролей руководителя является привлечение людей с учетом их мотивации и квалификации, распределение обязанностей, умение правильно делегировать полномочия, эффективное взаимодействие с другими членами команды, внесение личного вклада в достижение целей, поддержание командного духа и психологической атмосферы в коллективе. Приветствует множественность мнений.
Эффективный профессионал. Эта активное использование своих знаний и способностей, демонстрация опыта и умений своим сотрудникам и коллегам и оказание им помощи.
Цивилизованный человек. Современный руководитель в различных ситуациях должен всегда вести себя подобающе и проявлять уважение к сотруднику в частности и к коллективу в целом. Цивилизованный руководитель умеет расположить человека и никогда не нарушает достигнутых договоренностей.
Образ современного управленца постоянно обогащается, становится более человечным. По данным исследований, современный руководитель лишь на 15—20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания. [17]
Таким образом, перечень качеств, которыми должен обладать человек, занимающий должность управленца, весьма внушительный. Нетрудно понять, что людей, обладающих всеми указанными качествами, практически нет.
Далее мы рассмотрим портрет управленца на примере А.И.Гуровой.
2. А.И. Гурова – лидер местного самоуправления
2.1.Биография А.И. Гуровой
Аргентина Ивановна Гурова родилась 1 января 1947 года в г. Камбарке Удмуртской Республики. Её родители – отец Сарычев Иван Николаевич, мать – Сарычева Елена Михайловна. Родители А.И.Гуровой: отец Сарычев Иван, участник ВОВ, капитан запаса, служил артиллеристом противотанкового орудия, в мирное время работал в организации "Химик". Мать была домохозяйкой. (Филимонов Ю.В.)
Аргентина росла болезненной девочкой. Ревматизм ограничивал свободу. А ей очень хотелось, не только быть как все, а быть лучше всех. Была настойчивая и упорная. Девочке также помогала добрая атмосфера в семье. Мама, папа и сестра Евгения – все поддерживали Аргентину. И она стала лучшей в учёбе, в спорте и в общественной жизни. Выросла Аргентина душевной, отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь. Главной чертой её характера всегда была доброта. Поэтому с молодости к ней всегда тянулись люди. [12]
Была хорошей хозяйкой, огородницей, делала заготовки на зиму, варила вкусные борщи и пельмени. Имела хороший вкус. Могла наряд себе подобрать, чтобы по средствам было и смотрелось элегантно. [12]
Со своим будущим супругом познакомилась на новогоднем вечере. В то время ей было 18 лет, она работала пионерской старшей вожатой в комсомольской средней школе в Оренбургской области. «Главных в семье не должно быть, только тогда в семье будет лад, уважение и взаимопонимание», считала Аргентина Ивановна и всю жизнь стремилась равноправию и равновесию в семье. Также она считала, что самым главным в жизни женщины являются собственные дети. Как бы не была занята женщина, на первом месте должны быть её дети. «Если женщина вырастила хороших детей, то она прошла свою самую главную школу – школу материнства». Аргентина Ивановна вырастила двух замечательных сыновей Сергея и Дмитрия (приложение 1). Потеря старшего сына Сергея стала страшной трагедией, вечно незаживающей раной. «Если каждая мать вырастит из своего ребёнка достойного человека – общество будет прекрасным» - говорила Аргентина Ивановна. [12]
2.2.А.И. Гурова - Учитель
С детства А.И. Гурова мечтала о другой профессии, но судьба распорядилась иначе. Поступила на исторический факультет Ижевского педагогического института. Заканчивать его пришлось уже семейной дамой, с ребёнком на руках. [12]
После окончания Ижевского государственного пединститута в 1972 году Аргентина Ивановна начала свою педагогическую деятельность в Камбарской средней школе №1 учителем истории и обществоведения (Прил. 1). 33 года проработала Аргентина Ивановна в школе. Более трёх десятков лет А.И. Гурова была классным руководителем. И здесь главенствующим принципом тоже было «лучше, лучше, лучше». [12]
По инициативе А.И.Гуровой в 1975 году в школе был создан музей (приложение 1). Музею было присвоено звание имя Н.К. Крупской. Это был первый школьный музей в районе. Аргентина Ивановна со своими учениками разыскали участников гражданской войны, их родственников, людей, встречавшихся с Н.К. Крупской в своем районе, а потом с помощью подобных поисковых отрядов и в других районах республики. Одновременно с поиском документов, связанных с именем Н.К. Крупской, вели работу по сбору краеведческих материалов по истории развития Камбарки. [12] Вместе с учениками Аргентина Ивановна собирала сведения о жизни города, встречались с участниками Великой Отечественной войны. «Со своим классом Аргентина Ивановна объездила пол Союза, исходила пешком с детьми в походах почти пол России от Саян до Карпат и заслужила безмерную и безграничную любовь своих подопечных». Вот таким она была Учителем. [7]
В 1991году А.И.Гурова приняла на себя руководство школой №1, став ее директором. Не хотелось ей топтаться на месте, надо было лидировать, вырываться вперёд. И началась работа по реформированию школы в совершенно новое учебное заведение - лицей. Была проделана огромная работа – подготовка документов, подбор кадров и др. 1 сентября 1992 года Камбарская средняя школа № 1 получила статус лицея. Аргентина Ивановна была директором добрым и жёстким одновременно.[12]
В тяжёлые 90-е, когда камбаряки месяцами не получали зарплату, а дети нередко приходили в школу голодные, Аргентина Ивановна несла в школьную столовую овощи со своего огорода, чтобы работники столовой подкармливали этих детей. [6] Родители и дети будут вечно благодарны ей за бескорыстную помощь.[7]
Более 30 лет Гурова А.И. проработала в Камбарской школе № 1. Работая учителем истории и классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, директором школы, а затем и первым директором лицея, Аргентина Ивановна всегда оставалась краеведом и ее ученики лучше всех знали курс истории и краеведения.
2.3.Вклад А.И.Гуровой в город Камбарку и камбаряков
Свой путь в политику Аргентина Ивановна начала ещё в молодые годы, будучи секретарём комсомольской организации, возглавляя партийную организацию, баллотируясь на выборах, в депутаты разных уровней. Жить среди людей для неё значило – жить для них. Она считала, что чистота политики зависит от тех людей, кто ею занимается. Секретарь районной партийной организации в течение 12 лет.[12]
12 августа 1999 года А.И. Гурова была избрана председателем Совета народных депутатов. Многое удалось сделать А.И Гуровой за четыре года, которые она проработала в должности председателя районного Совета народных депутатов. Под руководством А.И.Гуровой был разработан и принят Устав муниципального образования «Камбарский район», который был зарегистрирован Госсоветом Удмуртии в 2001 году. Устав был утверждён 10 июля 2001 года. №1.[2] Примечание. Устав муниципального образования «Камбарский район» (утв. Решением Камбарского районного Совета народных депутатов от 10.07.2001 №1) (ред. от 24.09.2003), утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием решения Камбарского районного Совета народных депутатов от 15.06.2005 №7. [18] Также было принято много других нормативных актов местного самоуправления.
А.И.Гурова разработала исторический и муниципальный герб Камбарского района. После утверждения герба Камбарского района Геральдической комиссией при Президенте Российской Федерации, решением районного Совета народных депутатов от 02 февраля 2000 года. №14 было принято Положение о гербе Муниципального образования «Камбарский район». [2] Аргентина Ивановна добилась введения звания "Почетный гражданин Камбарского района". [2]
Работая председателем районного Совета народных депутатов закончила труд П.А.Плешакова, директора Камбарского музея, краеведа "Летопись г.Камбарка", дополнив её историческими событиями с 1964 по 2002 год, а также уточнив основную часть. [2] Летопись, составленная А.И.Гуровой, стала настольной книгой в каждом доме и визитной карточкой Камбарского района. [4]
В должности председателя районного Совета народных депутатов А.И.Гурова проработала по январь 2002 года. [2] Самым главным в своей деятельности в роли председателя она считала – установить контакт с депутатами, так как «сколько депутатов, столько и мнений, суждений». За все годы существования Камбарского района А.И. Гурова - единственная женщина - политик и руководитель такого высокого уровня.
Где бы и кем не работала Аргентина Ивановна, она вся отдавалась делу, помогала в решении любых проблем. В характере Аргентины Ивановны сочетались порядочность и профессионализм. [7] На посту председателя райсовета главными вопросами для Аргентины Ивановны были социальные, касающиеся каждого человека, особенно малых и старых, о ком больше всего болела душа. (Депутаты райсовета) [11]
Аргентина Ивановна помогла такому количеству людей, что невольно думается, что совет, помощь, моральную и материальную помощь от неё получил каждый, с кем её сводила жизнь. [9] Одним она помогла решить жилищные проблемы, другим – получить работу. А сколько выпускников школ города и района по её рекомендации и помощи смогли поступить в пединститут, университеты, академии! [7]
Жизненным девизом Аргентины Ивановны было стихотворение Риммы Казаковой «Если грянет беда – крепись» (Корепанова Н.А.). А.И. была очень целеустремлённой. «И если она поставила перед собой задачу - удержать её было невозможно». [5] Лидер по натуре, человек с большой буквы, жизнь её была яркой и служит примером для нас. Всё, что делала Аргентина Ивановна, получалось масштабнее, талантливее. [8]
А.И.Гурова вела активную общественную работу. В Камбарском краеведческом хранится музее исследовательский материал А.И.Гуровой "История Камбарки в годы Великой Отечественной войны". Также являлась членом редколлегии по подготовке к изданию книги Памяти, ноябрь 1993 г. Вместе с музеем Аргентина Ивановна планировала создать в нашем районе заповедные и исторические места». [10]
Много лет была внештатным корреспондентом газеты «Камская новь». В 2003 году Аргентина Ивановна была избрана председателем общества историков-архивистов Камбарского района.
Аргентиной Ивановной были подготовлены списки погибших жителей г. Камбарки в годы Великой отечественной войны для мемориала у памятника солдату-освободителю, чтобы высечь их имена на мраморе.
В 2004 года она начала работу над изданием книги "Камбарский завод", но 16 сентября 2004 года жизнь Гуровой А.И. трагически оборвалась. Книга вышла в свет после ее смерти.
20 января 2007 года в Камбарке состоялось открытие мемориальной доски (Прил.2), посвященной директору школы №1 им. Крупской, основателю, первому директору Камбарского лицея №1 А.И. Гуровой. [14]
За годы жизни была удостоена различных районных, республиканских и российских наград. В архивном фонде Камбарского района хранятся более 50 почётных грамот, которыми была награждена А.И.Гурова: «За трудовую доблесть» (1978), «Старший учитель» (1986), «Отличник народного просвещения РСФСР» (1987), лауреат премии им. Н.К.Крупской (1989), «Ветеран труда» (1991), «Заслуженный работник народного образования» (1995). В 2000 году А.И.Гуровой было присвоено звание «Женщина – политик – 2000». В Энциклопедии Удмуртской Республики о ней сказано: «Аргентина Ивановна Гурова – организатор народного образования». [13]
А.И. Гурову любят и помнят многие. «Если бы её жизнь не оборвалась так рано, Аргентина Ивановна ещё очень много успела бы сделать для нашего района». (Л.П. Бочкарёва) Она попала в аварию, была неделю в коме. Ушла из жизни А.И. Гурова 16 сентября 2004 года, но «навсегда осталась в памяти людей душевным, искренним, всегда готовым прийти на помощь любому, правдивым и жизнелюбивым Человеком».[8]
«Есть такие люди, которые думают не только о себе и своих родственниках, но также и о судьбе Родины, о будущем, которое придёт тогда, когда нас уже не будет. Жизнь такого человека – это повседневный труд на благо общества. Труд не для похвал и наград, не для материального благополучия, а просто потому, что по-другому жить невозможно». [11]
Накануне аварии она опубликовала статью, которая стала фактически её завещанием – сделать Камбарку городом, достойным для проживания Людей. [8]
Заключение
Местное самоуправление - это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, зависит благополучие граждан, в них проживающих.[15] В первую очередь качество жизни людей на местах зависит от местных управленцев.
Исследуя деятельность председателя райсовета А.И.Гуровой, мы доказали, что она внесла достойный вклад в развитие местного самоуправления Камбарского района. Под руководством А.И.Гуровой были разработаны и приняты Устав и герб МО «Камбарский район», введено звание "Почетный гражданин Камбарского района". Благодаря её личностным качествам оказана адресная помощь очень многим людям.
Через деятельность и личные качества А.И.Гуровой, мы рассмотрели портрет современного управленца. А.И.Гурова обладала всеми ролями современного управленца. Как «хозяин» общественные интересы ставила выше своих; как предприниматель всю ответственность брала на себя; как хороший менеджер умела ставить цели и добиваться их; как эффективный профессионал активно использовала свои знания в работе и оказывала помощь подчинённым; как цивилизованный человек хорошо относилась к людям.
Вот таким получился портрет А.И. Гуровой - управленца, которая жила почти 20 лет назад, но как она была современна! Так как главными её качествами были человечность и неравнодушие.
Итак, А.И.Гурова – лидер местного самоуправления Камбарского района Удмуртского Республики, человек с большим сердцем, оставивший добрую память о себе на долгие годы.
Именно с тех пор, как А.И.Гурова была директором, наша школа, точнее «МБОУ «Лицей №1 им.Н.К.Крупской» всегда является лучшей в Камбарском районе. И я горжусь, что учусь именно в этой школе. (Прил.2)
Список использованных источников и литературы
Нормативно–правовые акты:
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.12.1993 года
Литература
2. Архивная выписка №Д-30-т от 06.04.2021 (Личное дело Гуровой А.И.)
3. Боголюбов Л.Н. «Обществознание» Учебник 9 класс, с.44-45
4. Бузилов В. «Скорбим и помним». Газета «Камская Новь», 10.09.2004 с.2
5. Гуров В.А. «Она не тлела, она горела». Газета «Камская Новь» от 26.10.2004 с.2
6. Ермакова О.В. «Вся жизнь–служение людям». Газета «Камская Новь» от 26.10.2004
7.Коняшин В.Я. «Другой такой не будет никогда». Газета «Камская Новь» от
26.10.2004 с.2
8. Мазитова Ф.А. «Лидер». Газета «Камская Новь» от 26.10.2004 с.2
9. Первакова Е.А. «Она торопилась жить». Газета «Камская Новь» от 26.10.2004 с.2
10.Самохвалова Т.А. «Заветная мечта осуществилась». Газета «Камская Новь», от
26.10.2004 с.2
11.Фёдорова Т.И. «Памяти товарища» // Газета «Камская Новь» от 16.09.2014 с.2
12..Хацкевич Э. «Семь ипостасей Аргентины Гуровой» (женщина, жена, мать, учитель, руководитель, политик, председатель райсовета). Камская новь от 29.12.2001 с.2
13.Шумкова Л.А. «Памяти А.И.Гуровой» // Газета «Камская Новь» от 20.09.2005 с.4
Интернет – ресурс
14.Мемориальная доска в честь Аргентины. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://izvestiaur.ru/news/view/12149.html (Дата обращения 23.04.2021)
15.Местное самоуправление -Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki–Местное самоуправление (Дата обращения: 03.03.2021).
16.Роль руководителя в управлении организацией - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://constructorus.ru/uspex/roli-rukovoditelya.html-(Датаобращения: 25.03.2021)
17.Современный менеджер. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studref.com /496603/menedzhment /sovremennyy_menedzher (Дата обращения: 25.03.2021)
18. Устав муниципального образования «Камбарский район». [Электронный ресурс]. Режим доступа:// https://zakon-region3.ru/5/141372/ (Дата обращения: 27 .02.2021)
Приложение 1
А.И.Гурова с сыновьями А.И.Гурова на уроке истории
А.И. Гурова с гостями в школьном музее А.И.Гурова в президиуме
Приложение 2
Мемориальная доска А.И.Гуровой МБОУ «Лицей №1 им.Н.К.Крупской» г.Камбарка
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Два плуга
Солнечная система. Взгляд со стороны
Какая бывает зима
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?