Публикации учеников
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 38.78 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Андреевская средняя общеобразовательная школа»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«Экзаменационный стресс и способы его преодоления»
Выполнил:
Смирнова Ирина Олеговна
Ученица 9 класса
Руководитель проекта:
Григорьева Ольга Олеговна
п. Андреево, 2021 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава.1 Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов……5
1.1 Понятие стресса ……………………………………………………….5
1.2 Симптомы экзаменационного стресса …………………………….…6
1.3 Виды и причины школьного стресса …………………………………8
Глава.2 Выявление экзаменационного стресса у учащихся 9, 11 классов..
………………………………………………………………………………9
2.1 Методика и опрос учащихся………………………………………….10
2.2. Анализ проведения полученных результатов……………………….11
Заключение…………………………………................................................12
Список используемых источников …………………………………….…13
Приложения…………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность проработки данной проблемы.
Как показывает анализ литературы проблема экзаменационного стресса еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке. В имеющих место исследованиях показано, что экзаменационный стресс – одна из возможных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.
Наиболее подвержены стрессу школьники с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.
Независимо от характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего количества современных школьников и студентов.
Нас заинтересовала данная проблема, потому что мы хотели узнать насколько выпускники 9 и 11 классов МБОУ «Андреевская СОШ» психологически готовы к итоговой государственной аттестации, поскольку им скоро предстоит сдавать свои первые выпускные экзамены. Все ли ученики испытывают стресс на экзамене, какова природа стресса и как его избежать?
Темой исследования является одна из современных и актуальных проблем-это изучение влияния стресса на эмоциональное состояние школьников в период экзаменов.
Цель моей исследовательской работы: изучение психологических особенностей школьников и их эмоционального состояния для того, чтобы выявить, является ли экзамен для них стрессом.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Охарактеризовать понятие стресс, выявить основные реакции человека на стресс и факторы развития стресса.
4.Подобрать методики, направленные на выявление психологических особенностей школьников.
5.Обобщить теоретические и практические результаты исследования, разработать практические рекомендации
Объект исследования: влияние экзаменационного стресса на эмоциональное состояние обучающихся 9 и 11 классов.
Предмет исследования: процесс протекания экзаменационного стресса у обучающихся 9 и 11 классов.
Гипотеза: Если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии школьников.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, анализ, сравнение.
Исследовательская работа «Экзаменационный стресс и способы его преодоления» имеет прикладной характер, она имеет практическую направленность, её результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке к экзаменам школьников.
Что такое стресс? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своей работе.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ «Андреевская СОШ» -34 человека, среди них- 17 обучающихся 11 класса, 17 обучающихся 9-х классов.
В ходе диагностики был использован следующий инструментарий:
-Шкала ситуативной тревожности (СТ) Ч. Д. Спилберга
В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования.
Глава.1 Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов
1.1 Понятие стресса
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность.
По данным Википедии стресс-совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров, нарушающие его гемеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма.
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную и отрицательную форму стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой, голодовой, лишение сна и другие стрессы.
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Этот неспецифический синдром складывается из ряда изменений.
На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.
Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью.
Я считаю, что стресс это отрицательная реакция организма на окружающую среду. На события, которые мозг подростка не узнает. Реакция на что то новое, неожиданное.
1.2 Симптомы экзаменационного стресса.
Физиологические симптомы
Эмоциональные симптомы
Когнитивные симптомы
1.3 Виды и причины школьного стресса.
Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:
Рассмотрим откуда берется экзаменационный стресс.
Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания.
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
- физические (мышечные);
- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);
- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
- эмоциональные;
Глава.2 Выявление экзаменационного стресса у учащихся 9,11 классов
Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга.
Методика предназначена для определения тревожного состояния у подростка (12-17 лет) с учетом его глубины. Данная методика состоит из двух опросников, при помощи которых можно определить уровень ситуативной тревожности (СТ) личности в условиях сложной психологической ситуации, уровень личностной тревожности (ЛТ), как индивидуальной черты подростка, которая не зависит на момент обследования от конкретной ситуации. Но в нашем случаем мы применит тест по определению ситуативной тревожности (СТ).
Учащимся 9 и 11 классов было предложено пройти опрос по выявлению их уровня тревожности на момент перед сдачей экзамена или написания контрольной работы. Ответы учеников представлены ниже в таблице.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 6 | 4 | 7 | 4 | |||
2 | 3 | 4 | 2 | 5 | |||
3 | 6 | 5 | 3 | 2 | |||
4 | 4 | 5 | 1 | 1 | |||
5 | 2 | 5 | 4 | 1 | |||
6 | 5 | 3 | 3 | 2 | |||
7 | 4 | 3 | 3 | 4 | |||
8 | 5 | 4 | 4 | 1 | |||
9 | 5 | 4 | 3 | 6 | |||
10 | 4 | 5 | 4 | 0 | |||
11 | 4 | 1 | 7 | 2 | |||
12 | 2 | 4 | 4 | 4 | |||
13 | 5 | 4 | 2 | 2 | |||
14 | 9 | 2 | 1 | 1 | |||
15 | 4 | 3 | 4 | 1 | |||
16 | 5 | 3 | 3 | 2 | |||
17 | 7 | 2 | 4 | 1 | |||
18 | 9 | 2 | 3 | 1 | |||
19 | 7 | 3 | 1 | 1 | |||
20 | 7 | 4 | 1 | 1 |
Выводы: Большинство из опрошенных учеников не испытывают стресс перед экзаменом. Так же при разговоре с учениками было выявлено, что они не переживают из-за хорошей подготовки, пытаются успокоится сами и успокаивают друзей. Но все же есть несколько учеников, которые не могут успокоится перед сдачей ОГЭ или ЕГЭ. Для них был подготовлен буклет на котором сказано, как лучше справляться со стрессом.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Разлука
Выбери путь