Исследовательская работа студентки посвящена учащимся старших классов, а также взрослым, имеющих намерение сменить профессию, в определении выбора будущей профессии, в частности продавца
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_lyalinoy_a.docx | 61.87 КБ |
Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Калмыкия
«Калмыцкий государственный колледж нефти и газа»
в п. Большой Царын
Название работы: « Как выбрать себе профессию
в сфере обслуживания »
Работу выполнила: Лялина Александра Баатровна
группа №3, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
филиал БПОУ РК «КГК НГ» в п. Большой Царын
Руководитель: Эрендженова Ольга Николаевна,
мастер производственного обучения,
I квалификационная категория.
2021
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3 стр
1.Как выбрать себе профессию………………………………………. 4 стр
2.Необходимые условия для работы на предприятии сервиса…….. 8 стр
3.Кто вы: производитель, посредник или «всего понемножку» …… 13 стр
4.Куда же все-таки пойти работать…………………………………… 16 стр
Заключение …………………………………………………………….. 18 стр
Список литературы……………………………………………………... 19 стр
Приложение : профессиограмма продавца……………………………. 20 стр
Введение
«Как хорошо, когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями»
(А. Апшерони)
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст нам та или иная профессия.
Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Чем раньше и удачнее сделан выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь, тем больше времени останется на карьерный рост.
Актуальность темы моего исследования объясняется важностью определения на всю дальнейшую жизнь, поэтому очень важно предостеречь человека от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Цель моего исследования – помочь учащимся старших классов , взрослым, имеющих намерение сменить профессию ,определиться с выбором будущей профессии, в частности продавца
Задачи моего исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме,
Дать определение понятию «профессия».
Выяснить, какие способности нужны для выбора будущей профессии и, наоборот, какие требования предъявляет профессия к человеку.
Составить профессиограмму данной профессии.
Объект исследования: процесс выбора профессии в сфере обслуживания
Предмет исследования: критерии, на основе которых люди выбирают себе профессии.
Гипотеза исследования: процесс выбора профессии будет успешным, если использовать различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии, консультации.
При проведении своей работы я использовала следующие методы исследования: поиск, изучение и анализ данного литературного материала,
профориентационное тестирование в форме анкет, практические задания
Практическая значимость работы состоит в следующем:
Данную работу можно использовать для проведения классных часов и элективных курсов по вопросам профориентации ;
Профессия (лат. – объявляю своим делом) вид трудовой деятельности человека, который требует определенной подготовки и служит обычно источником дохода.
Все мы читали в детстве стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть», которое заканчивается словами : « Кем быть?», которое заканчивается словами : «Все работы хороши- выбирай на вкус!» - то есть в соответствии со своими желаниями. Формирование желание, интереса к чему-либо начинается в детстве и остается с нами всю последующую жизнь. К каждой профессии должно быть призвание. Если человек
выбрал профессию случайно и не находит удовлетворения в ней, то это вызывает утомляемость , нервные срывы, а в итоге моральное и материальное неудовлетворение приводит к общему расстройству здоровья. В своей работе хочу разобраться , по каким причинам я выбрала профессию продавца.
Многочисленные исследования показали , что на первом месте обычно стоит престижность профессии. В переводе с французского слово «престиж» означает «авторитет, влияние, вес в обществе». Повышенный интерес к какой-либо профессии и спрос на нее приходит к нам из самой жизни. Наиболее востребованными потребность в кадрах непосредственно в нашем поселке это продавцы
Следующие причины - высокая заработная плата, интересное содержание труда, доступность обучения, советы родителей, друзей и знакомых.
Приобрести профессию, чтобы потом хорошо зарабатывать,- похвальное желание. Но при этом надо помнить, что оплачивается не профессия, а рабочее место, и заработок зависит еще и от состояния вашего здоровья, от вашего мастерства и, наконец, от желания работать, которое связано с тем, интересно ли вам содержание вашего труда. Доступность обучения также важна. Например, неплохо поступить в учебное заведение, которое ближе к дому, или в то, где конкурс поменьше либо где работает знакомый, который может помочь. При выборе профессии необходимо учитывать индивидуальные желания, потребности, интерес к определенному виду деятельности, которые мы имеем или приобрели в процессе воспитания, обучения, личного опыта. Обозначим их выражением: «Я хочу».
Профессию надо такую, где «я хочу» и «я могу» совпадают. Однако это решение будет лишь наполовину правильным, так как необходимо учесть еще, что же «надо» сейчас рынку труда. Если этого не сделать, можно получить очень интересную профессию, для которой вы идеально подходите, но остаться без работы. Зато в том случае, если «я хочу», «я могу» и «надо» совместятся, перед вами откроются хорошие перспективы.
Основной источник сведений о потребности в кадрах на местах – это местные средства массовой информации.
А теперь надо попробовать понять свои желания и возможности, чтобы определить свое место в мире профессий. В этом вам поможет специальная анкета «Ориентация», разработанная учеными М.Бендюковой, И.Соломиной и Д.Чернейко. Она состоит из двух частей: «я хочу» и «я могу».
Напротив каждого высказывания на полях справа поставьте цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности: 0- вовсе нет, 1- пожалуй, так, 2—совершенно верно.
Я ХОЧУ (мне нравиться, меня привлекает,я предпочитаю): |
1 Обслуживать людей… 0 1 2 3 Заниматься лечением …... 0 1 2 3 Обучать, воспитывать … 0 1 2 3 Защищать права и безопасность людей. . 0 1 2 3 Управлять людьми ... 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
2 Управлять машинами.... 0 1 2 3 Ремонтировать оборудование …….. 0 1 2 3 Собирать материалы, изготавливать ……. 0 1 2 3 предметы и вещи Заниматься строительством…… 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
3 Обрабатывать тексты и таблицы …. 0 1 2 3 Производить расчеты и вычисления…. 0 1 2 3 Перерабатывать информацию….. 0 1 2 3 Работать с чертежами, картами…. 0 1 2 3 и схемами Принимать и передавать сигналы … 0 1 2 3 и сообщения |
Сумма баллов: |
4 Заниматься художественным Оформлением. 0 1 2 3 Рисовать, фотографировать. 0 1 2 3 Создавать произведения искусства . 0 1 2 3 Выступать на сцене. 0 1 2 3 Шить, вышивать, вязать. 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
5 Ухаживать за животными 0 1 2 3 Заготавливать продукты 0 1 2 3 Работать на открытом воздухе 0 1 2 3 Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3 Иметь дело с природой 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
А Работать руками 0 1 2 3 Выполнять решения 0 1 2 3 Воспроизводить образы, размножать, Копировать 0 1 2 3 Получать конкретный практический Результат 0 1 2 3 Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
Б Работать головой 0 1 2 3 Принимать решения 0 1 2 3 Создавать новые образы 0 1 2 3 Анализировать, изучать, исследовать, Наблюдать, измерять, испытывать, Контролировать 0 1 2 3 Планировать, конструировать, Проектировать, разрабатывать, Моделировать 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками): |
1 Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3 Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3 Выслушивать людей 0 1 2 3 Разбираться в людях 0 1 2 3 Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
2 Искать и устранять неисправности 0 1 2 3 Использовать приборы, машины, Механизмы 0 1 2 3 Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3 Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3 Хорошо ориентироваться В пространстве 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
3 Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3 Хорошо считать в уме 0 1 2 3 Кодировать информацию 0 1 2 3 Оперировать знаками и символами 0 1 2 3 Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
4 Создавать красивые, со вкусом Сделанные вещи 0 1 2 3 Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3 Петь, играть на музыкальных Инструментах 0 1 2 3 Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3 Рисовать 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
5 Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3 Разводить растения или животных 0 1 2 3 Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3 Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3 Работать на земле 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
А Быстро выполнять указания 0 1 2 3 Точно следовать инструкциям 0 1 2 3 Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3 Выполнять однообразную работу 0 1 2 3 Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
Б Создавать новые инструкции и давать Указания 0 1 2 3 Принимать нестандартные решения 0 1 2 3 Легко придумывать новые способы Деятельности 0 1 2 3 Брать на себя ответственность 0 1 2 3 Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3 |
Сумма баллов: |
О б р а б о т к а результатов анкеты очень проста.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений , можно определить наиболее подходящую для вас профессиональную группу. Для этого в каждой группе из пяти суждений подсчитайте сумму, которая может составлять от 0 до 15 баллов. Начнем с обработки данных в группах, обозначенных в левом столбце цифрами от 1 до 5.Это пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:
Отметьте в части «я хочу» и в части «я могу» ту группу среди этих типов профессий (1,2,3,4, или 5), где вы набрали самую большую сумму,- и узнаете:
а) к работе в какой сфере наиболее склонны; б) к работе в какой сфере вы наиболее способны. Сравните результаты. Наиболее удачным является случай, когда ваши склонности располагаются в той же группе профессий, что и ваши способности,-то есть самая большая сумма баллов и в части «я хочу», ив части «я могу» набрана в группе под одной цифрой. Это значит , что вам нравится делать именно то, что вы умеете, и у вас есть прекрасная возможность достичь высоких профессиональных успехов и получать удовольствие от результатов своего труда.
Если вы набрали высший балл в группе «человек-человек», вам рекомендована работа продавца, коммерческого агента, официанта, бармена, администратора гостиницы. Люди, выбравшие такую работу по призванию, удачливы в жизни, потому что их деятельность наполнена радостью взаимопонимания и они всегда встречают благодарный отклик со стороны других.
Теперь подведем итоги и обобщим сказанное. Итак, какие же физические данные, психические свойства и черты характера нужны для успешной работы представителям этих профессий.
2. Необходимые условия для работы на предприятии сервиса
2.1.Отсутствие бациллоносительства, хронических инфекционных заболеваний, заболеваний кожи: чистоплотность, аккуратность.
Все работники сферы обслуживания ежедневно так или иначе вступают в контакт с большим количеством людей. Подавляющее большинство при этом связано с продуктами питания (повар, кондитер, продавец продовольственных товаров, официант, бармен. Работники гостиниц).Внешний вид тех, кто непосредственно общается с клиентами, не должен внушать последним опасений за собственное здоровье: недопустимы неопрятность в одежде и прическе, неухоженные руки, бросающиеся в глаза раздражения на коже( даже если они и не передаются контактно), неприятный запах от тела или изо рта.
? Ответьте «да» или «нет»
1.Вы сразу замечаете пятно на своей одежде? | |
2.Если утром вы опаздываете в школу или на работу, вы станете чистить зубы? | |
3.Вам доставляет удовольствие что-либо из этого: мыться под душем, принимать ванну, ходить в баню? | |
4.Вам нравится делать уборку в квартире? | |
5.Долго искать нужную вещь по всей квартире- это для вас редкий случай? |
О б р а б о т к а д а н н ы х. Подсчитайте ответов «да » и оцените собственную чистоплотность и аккуратность по 5-ти бальной системе (Если результат неутешительный, у вас есть повод поработать над собой: эти качества пригодятся не только для работы в сфере обслуживания)
2.2.Крепкое физическое здоровье, физическая выносливость. Подавляющее большинство работников сферы обслуживания все день проводят «на ногах», в движении и затрачивают много физической энергии: продавец непрерывно курсирует в торговом зале либо за прилавком снимает товар с полок, демонстрирует, развешивает, упаковывает; повар работает с высокой скоростью, а иногда переносит тяжелые предметы.
Не работает «на ногах» только кассир, но у него свои сложности : он весь день проводит в одной позе, довольно напряженной, что тоже ведет к перегрузкам.
? Ответьте «да» или «нет»
| |
| |
| |
| |
|
О б р а б о т к а данных . Подсчитайте количества ответов «да» и оцените по 5-ти бальной системе свою склонность к работе «на ногах», связанной с большими затратами энергии .
2.3.Подвижность и устойчивость нервной системы.
График работы в магазинах «24 часа»- круглосуточный. Скользящий: чередование суток или удлиненных рабочих дней с полностью свободными либо чередование утренних и вечерних смен. К частой смене режима дня может приспособиться не каждый. Не все умеют как бодрствовать, так и засыпать в любое время суток, а также легко включаться в напряженную работу после длительного перерыва.
Кроме того, работа в сфере обслуживания относится к «нервным». Здесь требуется умение переходить от одного состояния к другому, от неторопливого, размеренного режима к часам «пик». Представьте себе, что вы продавец. Вас постоянно кто-то спрашивает, всем от вас все время что-то нужно; клиенты на вас наседают толпой, все непременно куда-то спешат, и каждый уверен, что именно ему вы обязаны уделить максимум внимания! Вы стараетесь обслужить всех как можно быстрее, но это плохо получается … и вот уже клиенты нервничают, а от их неодобрительных замечаний вы окончательно выбиваетесь из ритма.
? Ответьте «да» или «нет»
| |
| |
| |
| |
Посторонний шум, чужие вопросы и замечания? |
О б р а б о т к а данных. Подсчитайте количества ответов «нет» и оцените по 5-ти бальной системе свою способность работать в нерегулярном ритме и в нервной обстановке.
2.4.Ловкость рук и пальцев. Важность этого очевидна: продавец не должен сыпать крупу мимо пакета или ронять товары на пол, кассир - попадать не на те клавиши.
? Ответьте «да» или «нет»
1.Вам часто приходиться слышать от окружающих, что у вас руки… ну, не оттуда растут, откуда у большинства людей? | |
2. Вы часто случайно что-то роняете, бьете посуду? | |
3. Вы часто обнаруживаете, что запачкали одежду, когда ели на улице мороженое или жирные пирожки? | |
4. Вы можете назвать какую-либо ручную работу , доставляющая вам удовольствие? | |
5. (Ответь на вопрос А или Б зависимость от вашего пола и рода привычных занятий): А. Вам редко удается забить гвоздь с первой попытки, не согнув его? Б. Вы часто наносите себе травмы (порезы, ожоги), работая на кухне? |
Обработка данных. Подсчитайте количество ответов «нет» и оцените по 5 бальной системе свою способность работать руками.
2.5.Хорошее зрение, слух и осязание. Если плохо работает один из этих органов, то это может привести к конфликтным ситуациям!
Начнем с остроты зрения и способности различать цвета. Продавец должен зрительно помнить расположение товара, его цены, замечать незначительные оттенки цветов различных товаров – в противном случае будет тормозить процесс продажи. Повар и официант должны оценивать внешний вид блюда или кулинарного изделия.
Также необходим острый слух. Несмотря на рабочий шум в торговом зале магазина или холе отеля, грохот музыки в ресторане, посетитель не должен надрываться, чтобы быть услышанным. Осязание помогает на ощупь оценивать фактуру материала, с которым работает профессионал: различать виды, иногда – определять качество.
? Диагностика зрения и слуха – дело врачей, а вот осязание можно проверить в домашних условиях.
Попробуйте с закрытыми глазами:
2.6.Хорошие внимание и память.
Вроде бы ясно: повар говорит несколько блюд одновременно и помнит множество рецептур; продавец отвечает на самые разнообразные вопросы по широкому ассортименту товаров;лфициант держит в памяти сразу несколько заказов. Желательно , чтобы работник сервиса запоминал постоянных посетителей, их привычные запросы.
Именно так формируется самая надежная клиентура.
? Попросите кого-нибудь разложить на столе 10 мелких предметов. Посмотрите на них в течение нескольких секунд, затем отвернитесь и назовите эти предметы по памяти. Хороший результат – 7 единиц, удовлетворительный – 5, отличный – 9. Попробуйте повторить эксперимент, постепенно увеличивая количество предметов на столе.
Попробуйте вечером вспомнить как можно больше людей, с которыми встречались за день , и описать, как они были одеты. Желательно, чтобы вы провели этот эксперимент внезапно, не давая себе установки на него с утра.
2.7. Чувство ответственности. В сфере обслуживания есть два вида ответственности: материальная ответственность, поскольку все работники здесь имеют дело с материальными ценностями, а многие – и с наличными деньгами, и моральная ответственность перед клиентами, которые доверяют им свое здоровье и жизнь . Работники сферы обслуживания должны ощущать и взаимную ответственность друг перед другом, поскольку все они работают в команде и успех общего дела зависит от каждого. Сегодня идет жесткая конкурентная борьба за клиентуру, так как от этого зависит прибыль предприятия, а значит, и заработки работников.
? Ответьте «да» или «нет»
1.Вам редко приходилось слышать от окружающих, что вы всех подвели? | |
2. Вы долго помните упреки окружающих? | |
3. Вы обычно волновались перед контрольной работе в школе? | |
4. Вы переживаете, если опаздываете туда, где вас ждут другие люди? | |
5. Вы пожертвуете своим свободным временем, если вас об этом просят? |
Обработка данных. Подсчитайте количество ответов «нет» и оцените по 5 бальной системе свою способность нести ответственность.
2.8.Умение работать в команде. Помимо чувства взаимной ответственности необходим и навык коллективной работы. Надо уметь подчиняться указаниям руководства и пользоваться трудом ваших помощников; четко выполнять свои обязанности, не перекладывая их на чужие плечи, но и не брать на себя чужие функции; помогать коллегам в трудных ситуациях и не стесняться обратиться за помощью, если это необходимо в общих интересах . Крайне мешают работать в команде лень, зависть, подозрительность, завышенная самооценка и чрезмерное внимание к чужим недостаткам! Но противопоказаны бригадные методы работы и очень хорошим людям, склонным к уединению и любящим делать все самостоятельно « от и до».
?Возьмите на себя «функции руководства» в каком либо деле, на производстве или в семье. Распределите обязанности между собой и другими
и проконтролируйте результат.
2.9.Познавательная инициатива – качество, позволяющее добывать и постоянно совершенствовать свои умения и навыки. Работники сервиса должны изучать новые направления в своей работе , посещать профессиональные выставки, читать специальную литературу, чтобы не отставать от жизни.
? Заведите специальную папку и в течение месяца собирайте в нее все, что найдете о выбранной вами профессии: вырезки и выписки из журналов
и газет, рекламные проспекты, объявления, свои записи бесед с профессионалами.
2.10. Способность к творчеству. Своевременное предприятие сервиса должно иметь свою «изюминку» - нечто такое, что отличает его от других, этим и притягивая клиентов. Это могут быть оригинальные формы обслуживания, необычный дизайн, фирменная продукция или оригинальные фирменные услуги… Пределов фантазии нет, но придумывать нечто новое могут далеко не все люди. Собственно, все работники и не обязаны этого делать, но тот, кто обладает креативностью (то есть способность к творчеству), имеет в сфере сервиса хорошие шансы для продвижения по служебной лестнице.
?Придумайте, для чего можно использовать обыкновенную сковородку кроме приготовления жареных блюд. Например на ней можно кататься с ледяной горки… А что еще?
вы в его работу, если бы были его хозяином?
2.11. Способность долго выполнять однообразную работу, выработка автоматических навыков. Представители всех этих профессий очень многое должны делать « на автомате», не отвлекаясь и не тратя времени на раздумья: кассир- нажимать нужные клавиши, продавец- упаковывать товар.
Автоматизация навыков способствует повышению производительности
труда и помогает справиться с нервными перегрузками.
?Попробуйте смотреть по телевизору интересный фильм и одновременно
Выполнять руками однообразную работу: например, вязать, шить, чистить картофель и т.д. Проанализируйте, часто ли фильм заставлял вас останавливаться или допускать брак, много ли вы успели сделать – и запомнили ли вы при этом содержание фильма?
2.12. Эстетический вкус, тяга к прекрасному. Это качество одно из ведущих для работников сферы обслуживания. Продавец оформляет витрины и полки с товарами, повар блюда перед подачей, официант сервирует и украшает столы, бармен коктейли, работники гостиниц создают интерьер, расставляя мебель. Все это должно привлекать клиента, создавать положительные эмоции, вызывать желание приходить в приглянувшийся магазин или ресторан, кафе, бар, останавливаться в любимой гостинице.
? Ответьте «да» или «нет»
1.Вы запоминаете , как было оформлено помещение, из которого вы вышли, как были одеты люди, с которыми вы расстались? | |
2. Вас когда –нибудь тянуло коллекционировать что-либо абсолютно бесполезное, но красивое? | |
3. Вы любите получать в подарок или дарить другим цветы? | |
4. Вы готовы тратить деньги ради того, чтобы в вашей комнате было не только удобно и чисто, но и красиво? | |
5.Вам хочется иногда нарисовать или сделать своими руками что-то красивое? |
О б р а б о т к а данных. Подсчитайте количество ответов «нет» и оцените по 5 бальной системе свою склонность к эстетическому восприятию мира.
У представителей разных профессий на предприятиях сервиса разные профессиональные задачи и роли. Одни производят продукцию, другие доводят ее до потребителя. Условно делят работников на 3 типа по виду деятельности.
1.Производители. «Чистых производителей» в сфере обслуживания нет.
Более всего под эту категорию подходят повар и кондитер, которые производят кулинарную и кондитерскую продукцию
2.Посредники. Это продавец, контролер-кассир, официант, администратор, которые доводят до потребителя произведенное кем-то другим. Однако и они «производят» красоту на своих рабочих местах, занимаются оформлением интерьеров, упаковкой товаров или сервировкой столов.
3. Смешанный тип. Это бармен и парикмахер. Бармен сам производит коктейли, которые сам же предлагает посетителям. Парикмахер создает свое произведение непосредственно на голове клиента. Заполняя анкету «Ориентация» мы уже определили свою склонность к производству, либо посредничеству. Если ваши предпочтения оказались в группе «человек-человек, то вы посредник, если же в группе «человек – художественный образ , то вы производитель. Для «смешанного типа» примерно равные предпочтения в этих группах.
Посредникам и работникам смешанного типа необходимо иметь качества , позволяющие легко вступать в контакт с людьми и получать результат в профессиональном общении. Рассмотрим их:
Коммуникабельность - это способность к общению, потребность в общении. Человеку не должно быть «тяжело в толпе», ему должно доставлять удовольствие знакомиться с людьми, разговаривать. Немаловажна и психологическая предрасположенность , особенно устойчивое хорошее настроение, сдержанность, способность подавлять раздражение, чувство юмора. Способность оставаться спокойным, вежливым, тактичным, не терять улыбку в любой ситуации едва ли не самое необходимое качество работника сервиса, в чем люди убедились еще в древности. «Человеку с хмурым лицом лучше не открывать лавку»,- гласит восточная мудрость.
? Ответьте «да» или «нет»
Вы хорошо себя чувствуете в большой шумной компании? | ||
Вам легко заговорить на улице с незнакомым человеком? | ||
Вас очень раздражает, когда к вам обращаются с вопросами во время работы? | ||
Вы любите звонить по телефону своим знакомым «просто так», без особого повода? | ||
Вы часто улыбаетесь или смеетесь? |
О б р а б о т к а д а н н ы х. Подсчитайте количество ответов «да» и оцените по 5-то бальной системе свою коммуникабельность.
Доброжелательность.
Люди бывают очень разными, но для работника сервиса «плохих клиентов» быть не должно! Как бы ни вел себя посетитель, каким бы «неудобным» или «невыгодным» ни казался, к нему надо отнестись по-доброму, внимательно, учтиво, уважительно, и тогда, возможно, он окажется очень даже нужным лицом в вашем бизнесе
?Расчертите лист бумаги на 3 колонки «Хорошие люди», «Плохие люди», «Не знаю». Распределите по этим колонкам 100 ваших знакомых в том порядке, в котором они будут возникать в вашей памяти, не пропуская ни одного мелькнувшего образа.
Эмпатия, то есть способность чувствовать переживания другого существа. Мы не оговорились: именно существа – не только человека, поскольку речь идет не о словесном общении, а о чувственном! Если у вас есть собака, то вы не раз видели с ее стороны проявление эмпатии: она наверняка всегда мгновенно угадывает, какое у вас настроение, чего вы ждете от нее. Вот также опытный работник сервиса с первого взгляда, не дожидаясь слов, «настраивается на клиента».
?Понаблюдайте за покупателями, входящими в какой-либо магазин, и попробуйте определить в какой отдел они направятся, какие товары их заинтересуют.
Умение слушать человека.
Кто говорит сам, тот не узнает ничего нового!» - каждому стоит вспомнить о старой мудрости, а работнику сервиса – особенно. Не зря у каждого человека два уха, но всего лишь один рот: общение состоится только в том случае, если вы сумеете выслушать собеседника, досконально выяснить его желания и запросы.
?Послушайте диалоги продавцов и покупателей у прилавка и отследите моменты, когда покупка не состоялась, потому что продавец не внимательно слушал покупателя.
Умение хорошо говорить: логично, точно, правильно, внятно и выразительно. Увы, без этого даже самая искренняя доброжелательность и полное понимание к клиенту не помогут установить с ним контакт и добиться взаимопонимания.
Следить надо не только за выбором слов, но и также за скоростью, громкостью, тональностью речи. Важны тончайшие нюансы интонации, построения фразы. Сравните например две фразы «Да вы что?» и « Да что вы?» - чувствуете разницу
Успех рекламной компании, продвижение товаров и услуг требуют уже не просто правильной речи, а высокого речевого мастерства. Здесь нужно уметь говорить и писать еще и нестандартно, неожиданно, привлекая и удерживая внимание слушателей ил читателей.
Находчивость.
Увы, возможности каждого предприятия ограничены, к тому же бывают и временные неурядицы, поэтому не все запросы клиента всегда можно удовлетворить. Как же не потерять его и в этом случае? Пример: преподаватель, зайдя в учебный ресторан профессионального лицея, решил удивить пошедшего к нему официанта-практиканта, в шутку разыграв сценку «Утро американского бизнесмена» и сказал:
- Двойной кофе и свежую газету с биржевым курсом акций!
Практикант отнюдь не смутился и с улыбкой в глазах, но серьезно ответил:
Извините, прессу еще не доставили. Но кофе у нас очень хороший. И только что испекли наши фирменные булочки со сливками!
Вот это и есть «высший пилотаж» в обслуживании: отнестись с пониманием к запросам клиента, даже если они абсолютно не уместны - заинтересовать его, найти, что предложить, даже если начальное пожелание невыполнимо!
?Отследите момент, когда продавец ограничится информацией, что какого-то товара нет, и подумайте, что бы вы предложили покупателю взамен из имеющегося в ассортименте или же какие слова добавили бы к этому «нет», чтобы не потерять клиента в дальнейшем.
Уверенность в себе, выдержка, настойчивость, твердость характера.
Эти качества помогают выработать в себе то, что называется «профессиональное отношении к клиентам». Работник сервиса должен правильно описывать предлагаемые товары и услуги. Давать рекомендации. Есть категория клиентов, которым хочется что бы их «уговорили». Сами они теряются в условиях широкого выбора. Все блузки в магазине кажутся по-своему красивыми, все названия блюд в меню – по- своему заманчивыми… Что же взять? А если еще и продавец с официантом начнут в ответ бубнить: «У нас все блузки хорошие!», «У нас все блюда вкусные!» - и вовсе беда. То ли дело, если вам объяснят, какой фасон и почему вам больше к лицу, обратят ваше внимание на какое-то уникальное блюдо! Но для этого работнику мало быть компетентным (то есть разбираться в ассортименте) – он должен быть еще и сам уверен в собственной компетентности, чтобы вас убедить.
?Поймайте момент, когда вас в очередной раз будут за что-то незаслуженно и несправедливо ругать, и постарайтесь доказать свою правоту, но и найти способ «мирно урегулировать» этот конфликт.
Приятная внешность. Особенно это важно для работников парикмахерской ил салона красоты: ведь к ним приходит, чтобы самим стать красивыми, а чего ждать от «мастера», который и себя не может сделать таким? Однако и другие категории работников сервиса должны выглядеть так, чтобы смотреть на них было приятно. Увы, «параметры фотомодели» имеют немногие счастливчики, но если вам кажется, что природа наградила вас недостаточно, придется поработать над собой, найти привлекательный имидж. Главное, не забывайте: красивыми не рождаются – красивыми становятся!
Интерес к людям и наблюдательность.
Уже говорилось, что лучшие клиенты предприятий сервиса – постоянные клиенты. Они приходят именно к вам, даже если сегодня им не по пути. Они рекомендуют вас своим знакомым. Они прощают вам случайные ошибки и остаются с вами, когда у вас временные трудности… Почему? Да потому, что им нравится, как здесь к ним относятся! Чтобы сформировать постоянную клиентуру, надо показывать таким посетителям, что они здесь не случайные люди – «не чужие»: здесь знают и помнят их привычки, потребности.
?Перечислите по памяти характерные привычки нескольких своих знакомых.
И, наконец, представителям всех этих профессий нужно просто любить людей и свое дело. Каждое посещение магазина, ресторана или парикмахерской должно убеждать клиента в том, что обслуживает его не только профессионал высокого класса, но и умный, интересный, чуткий и прекрасно воспитанный человек!
Итак, если вы подходите для работы, связанной с непрерывном общением, осталось выяснить одно: где вы хотите обслуживать людей – в магазине, на предприятии питания или в парикмахерской?
Если с этим вы еще не определились, заполните еще одну, последнюю, анкету.
? Ответьте «да» или «нет»
А | 1. Я люблю есть не «на бегу», а непременно за столом, «с чувством, с толком, с расстановкой». | |
2. Вечером я легко вспоминаю все, что съел (съела) за день. | ||
3. Друзья любят ходить ко мне в гости, встречать у меня праздники. | ||
4. Когда моя семья обедает, я стараюсь что-то сделать, чтобы стол выглядел красиво. | ||
5. Я люблю громкую музыку, и она нисколько не мешает мне работать. | ||
Сумма ответов: | ||
В | 1. Я люблю в свободное время бродить по магазинам, даже если не собираюсь ничего покупать. | |
2. Я люблю выбирать подарки для своих знакомых. | ||
3. Другие часто говорят мне, что мой подарок – это именно то, о чем они мечтали. | ||
4. Если я узнаю что-то новое и интересное, то могу без устали снова и снова рассказывать это разным людям. | ||
5. Я люблю находиться в толпе, в потоке людей. | ||
Сумма ответов: | ||
С | 1. Мне нравится наводить порядок в своем доме, делать уборку. | |
2. Я считаю, что большое количество приезжих – это очень хорошо для города, края, страны. | ||
3. Я всегда стараюсь помочь, когда вижу, что приезжие не могут найти дорогу в моем городе или крае. | ||
4. Меня иногда хвалят за мои организаторские способности. | ||
5. Мне кажется, что изучать культурные традиции других народов – это интересно. | ||
Сумма ответов: | ||
D | 1. Я часто меня прическу ищу для себя новый имидж. | |
2. Мне часто говорят, что у меня хороший вкус, и иногда со мной советуются, как одеться или причесаться. | ||
3. Я сочувствую некрасивым людям, мне хочется им помочь. | ||
4. Мне нравится смотреть журналы мод и демонстрации моделей по телевизору. | ||
5. Мне нравится запах парфюмерии. | ||
Сумма ответов: |
О б р а т о б о т к а д а н н ы х. Подсчитайте, в какой их трех групп наибольшее количество ответов «да»: А – общественное питание; В – торговля; С – гостиничные предприятия; D – парикмахерские.
! Борис Чопп, менеджер по персоналу группы компаний «Контур-авто», считает, что людей, которые более других преуспели в искусстве убеждать или умении продавать, отличают следующие особенности.
У каждого из нас своя причина стремиться к успеху. Мною двигало желание утвердиться в своих глазах и в глазах родителей. Однажды отец сказал: «Мы с матерью всегда будем любить тебя, даже если ты ничего и не добьешься в жизни». Эти слова все во мне перевернули и пробудили желание стать самым лучшим.
Вы искренне интересуетесь другими людьми и от души желаете сделать их жизнь лучше. Вы умеете вести разговор, вызывать у человека ощущение особенной значимости и разбираетесь в людях.
У вас хорошая осанка. Вы умеете носить одежду. Ваши речь и жесты свидетельствуют о компетентности и профессионализме.
Вы от души желаете добра людям, с которыми вас сталкивает ваша профессия, благодаря чему умеете создавать атмосферу доверия и открытости. Вам легко работать не только с клиентами, но и со своими друзьями, родственниками и знакомыми.
Вы уже определили, чего хотите и когда намерены этого достичь. Точно зная, каким будет ваше будущее, вы спокойно и целеустремленно продвигаетесь к нему, добиваясь каждый день конкретных результатов.
Наличие точного плана действий позволяет более эффективно распределять время и рассчитывать силы. Вы полагаетесь на научные системы планирования и умеете организовывать работу так, что ни одна минута не пропадает впустую.
Вы не растрачиваете энергию на отрицательные эмоции и не позволяете им сбить вас с избранного пути.
Вы помните о том, что, с одной стороны, деньги нужно тратить так, чтобы они приносили доход, а с другой – что умение продавать есть искусство общения с людьми. Вы тратите деньги на то, что приносит пользу в первую очередь людям, которых вы обслуживаете.
Поставьте себе целью никогда не прекращать учебу. Вы не будите скучать и добьетесь успехов в деле, которому посвятили всю жизнь!
Раз вы читаете эти строки, значит следуете 10-му принципу. А теперь просмотрите еще раз весь список качеств и определите, какие из них можно отнести к вам. Если какие-то их них отсутствуют в вашем характере, подумайте, как обрести их, чтобы чаще слышать в жизни «да».
Заключение:
На основе всего изложенного можно сделать вывод :чтобы сделать верный профессиональный выбор, нужно суметь учесть одновременно несколько факторов, суметь их все сопоставить, проанализировать, а потом определить свои приоритеты и, наконец, сделать жизненно важный выбор.
В ходе моего исследования на основе предлагаемых профориентационных тестов и практических заданий выяснила, по каким критериям люди выбирают себе профессии, основываясь на жизненные принципы. Считаю что весь собранный материал, будет интересен и полезен учащимся, стоящих перед проблемой выбора будущей профессии ,а взрослым , имеющих намерение сменить профессию, не помешает проверить себя с помощью профориентационных тестов, чтобы избежать возможного разочарования в реальной жизни. Думаю, что я достигла цели данной работы –
предостеречь от ошибок при совершении такого ответственного шага,
как выбор профессии.
Список использованной литературы:
1.Профессии работников сферы обслуживания: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ А.Ю.Лапин, Л.Г.Чеснокова, И.Г.Чижевская и др. Под редакцией И.Ю.Ляпиной и Т.Л.Служевской. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004.-272с
3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Черненко Д.С., - Ты и твоя профессия.
2000 г.
4. Климов Е.О. Как выбирать профессию,-1984,М.:
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия
Приложение: профессиограмма
Тип профессии: «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ИСПОЛНИТЕЛЬ)» |
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ очень высокая | РАСПРОСТРАННЕННОСТЬ очень широкая | ПРЕСТИЖНОСТЬ средняя |
ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СТРЕССУ высокая | УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ средний |
БЕЗОПАСНОСТЬ хорошая | КОМФОРТНОСТЬ УСЛОВИЙ ТРУДА средняя |
ВАЖНЕЙШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА |
ФИЗИЧЕСКИЕ: выносливость, хорошее здоровье, быстродействие | ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ хороший слух; хорошее зрение; хорошая память(словесно-логическая и наглядно-образная); переключение внимания; эмоциональная устойчивость; четкая дикция; быстрота устного счета; хорошая координация движений; быстрота реакции | ЛИЧНОСТНЫЕ: умение общаться с людьми; готовность помочь; аккуратность; добросовестность; четкость; умение сглаживать конфликты; доброжелательность; честность; осведомленность; дисциплинированность общая эрудиция |
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Тигрёнок на подсолнухе
Этот древний-древний-древний мир!
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Финист - Ясный сокол