• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние арт-терапии на пятиклассников.

Опубликовано Бондаренко Алевтина Васильевна вкл 18.05.2021 - 16:28
Бондаренко Алевтина Васильевна
Автор: 
Сидаренко Дарья

Исследование о влиянии арт-терапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_vliyanie_art-terapii_sidorenkod._kogalym.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Секция «Психология»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/984927/67466aa7-4f51-4eed-a7b5-11fae7358751/s1200

Влияние арт - терапии на психоэмоциональное состояние подростков

                                          Выполнила:

 учащаяся 11«А»  класса

МАОУ СОШ № 7

Сидоренко Д.А.

                                                 Руководители:

учитель русского языка и литературы

Бондаренко А.В.

педагог-психолог Рябцева Е.Н.

Когалым

2020 г

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...................2

1. Теоретическая  часть исследования ……………………….....................................4

  1. История возникновения арт – терапии………………………...............................4
  2. Методы и техники арт – терапии…………………………....................................7
  3. Психологические особенности учащихся пятых классов……………...…..........9

Выводы по первой главе....................................................................................................10

2. Практическая часть исследования…………………………………………….…..11

2.1  Экспериментальное исследование влияния библиотерапии и изотерапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников…………………………………........11

2.2  Результаты практического исследования…………………………………….....….12

2.3 Разработка рекомендаций, информационной брошюры..........................……….....12

Выводы по второй главе.....................................................................................................13

 Заключение…………………………………………………………………......................13

Список литературы………………………………………………………………..............16

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

                                                                                 

                                                                           

Введение

        В настоящее время во всём мире мы наблюдаем процессы научно-технической революции. С одной стороны - это облегчает нашу жизнь. С другой стороны – эти процессы все чаще становятся для людей причиной многочисленных моральных и психологических трудностей. К сожалению, в современном мире для   — это  стресс, а каждый день  —   за что – то.  этого   все   со стрессами, с переживаниями. Проблема     взрослых. Но в настоящее  она все   на мир детей. Для подростков,  стресса  быть  с друзьями, одноклассниками, родителями. Мы   в школе, конкуренции в учебе, не  в   и возможностях. Но это не приговор,  что во время    и  много положительных изменений во всех   деятельности,  и искусство.

        Наша творческая группа учится в Школе Искусств уже   время. Нам  рисовать, нравятся краски,   наброски. У нас есть желание в   свою жизнь с живописью, с искусством, и хотим пробовать  то, чего ещё не  никто.  и  помогают нам  и  в мир прекрасного. Для нас одно  не мешает.  раскрывает нам мир  людей, что мы и пытаемся  в рисунках.  русский  Ф.М.  сказал, что   мир. А что такое «красота»?  это и есть то,  и удивительное, что  сами люди по  живописи, музыки и слова…

       Об    известно с  времен. Еще на    люди рисовали  и растения,   свои чувства,  свой страх    природы.

      Если стресс,  жизни   человека,   эмоции и чувства, то , наоборот,   духа, вдохновение, и,  исцеляет душу. Наверное поэтому считается, что настоящая   именно в искусстве.  В 1938 году  Хилл ввел в употребление     искусством).  Арт-терапия – это     состояния, которой  люди пользуются,    напряжение, поднять себе настроение, успокоиться.    в мир  и фантазии, порисовать или   , и  отступят, настроение улучшится.

 цель   в  психического     самовыражения и самопознания личности. Ведь    того, что  высказать». Через него люди  себя, своё  состояние,   и своё отношение к  миру.

       В наше    различных   литература, музыка,  и т.д.  вид по-своему прекрасен. Но  и  искусство,   охвату   и  характеров,  самыми универсальными. Так, например,     положительное  на   человека. Нам, например,  произведения   и  писателей. А еще  бы отметить, что в период усталости,   нам очень   живописью. Рисование  и   с  внутренним ощущением.

             Мы задались вопросом,  ли  и  арт – терапии, которые    и  эмоциональное  нам,  на   других подростков.

                        мне выявить ряд  между:

-   общества в    и  возможностью  и    личность;

-     в психолого-педагогической науке.

              в противоречии    арт -  как средства, влияющего на    и недостаточной    подхода.

Цель  - выявить   техник,  как  и библиотерапия, на эмоциональное  подростков.

Задачи:

  1.  ряд  литературы,  понятию «арт - терапии».
  2.   арт – терапии,  как  и изотерапия.
  3. Провести  исследование.
  4.    состояния  до и    техник.

5.        Сравнить результаты.

  -   учащихся 5-х  МАОУ СОШ №7  Когалыма.

  – влияние   на   подростков.

Гипотеза исследования. В  нашего  было  предположение о том, что  в  с   арт-терапии  и изотерапии),  к   состояния подростков.

  и   общенаучный   по   эмпирический (наблюдение, беседа,    и  эксперимент).

Социальная значимость:  наша творческая группа в настоящее время стоит на пороге выбора  будующей професси. Это серьёзный жизненный шаг. Одна из профессий, которая нам интересна – это профессия психолога. В связи с тем, что нас объединяет любовь к литературе и изобразительному искусству, мы решили провести « пробу пера» - попробовать связать воедино наши увлечения с выбранной профессией.  Такому выбору способствовало и изучение в школе предмета « Мировая художственная литература». На уроках мы узнали, что театр, музыка, танец, рисование, искусство слова и т.д. издревле применялись и применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. А это  для подростка служит определённым опытом выражения себя  и является действенным взаимодействием с окружающими.

Практическая значимость: данную исследовательскую работу можно использовать как материал для работы в  профориертационном направлении с учащимися по курсу «Твой выбор», а также как информационный материал для школьников и родителей. 

1. Теоретическая   исследования

1.1   арт – терапии

                  (от англ. art    из уникальных  в  и  коррекции,  основана на     искусств. В современном мире под    терапия,  цель которой    на  состояние личности,  не  даже от возраста.

 При   источников выяснилось, что     - лечение  ввел в    Адриан Хилл в 1938 году. В   работе, он   данное  при  с  больными.  методы в  были   в США  при работе с детьми,  были  из  лагерей во    войны.

Известно, что в  своего     психоаналитические  З.  и К. Г. Юнга, когда  продукт     ли это инсталляция, рисунок или   его   процессы. И уже в 1960 г. в Америке, на основе   ряда экспериментов, была   официальная    [4].

             В  практике  известно, что в  XIX в.   Жан Этьен   в   деятельности стал    в  учреждениях. Применение  в    эмпирический характер.

В   к   искусства и  тоже был очевиден. Так по  В. М.  в 1913 г. в  был создан  по   эффектов, куда  многие   и  мира искусства.  различного  С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П.  и др.   влияние  (и  в  на человека.

       обзор    также в  Л. С. Брусиловского, В. Е. Рожнова, 3. Матейновой, С. Машуры, В. И. Петрушина.

            А вот в Европе в  XX в.  была    изобразительного  для  людей,   психические расстройства. Например, в     М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и  [6].

В  XX в. –  XXI в.   к использованию     в целях     заметно вырос. В   это  с  революцией   средств,   и пр.). Вследствие   в   приоритетными стали :   с   нарушений), психотерапевтическое  с  -  сферой),   (выполняющее катарсистическую, регулятивную,  функции),     с  эстетических потребностей,   и  кругозора, с  потенциальных   в   деятельности и  [12].  

Считается, что  цель   в единстве     человека, таких как  и самопознание.  при этом   искусства в   утверждать, что с его   исследовать    и  любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Вообще,    на убеждении, что  состояние «Я» - это   в  образах, в  его проявлениях – будь то   или   нового, интересного.  в ходе данных   в   ребёнке)   в   [2].

     Общепринятым м считается то, что ведущим ом арт-терапии является   процесс,  включает в себя  творчество. В  жизненных ситуациях, он    жизнь.  идею, в первую очередь,     арт-терапии и  процесса, так как и арт-терапия, и    связаны с   – это   решений   существования, мышления,  и  [7].

В настоящее  в  с  эти  реализуются    и   методики, которые  в  арт -  и арт - терапии.

1.2  и техники арт – терапии

   соединение  методик,   как  принадлежностью к  виду искусства, так и направленностью,    [14].

 Виды арт-терапии в   в  от  и коррекционного  на человека.    их организации. Например, индивидуальные, парные, групповые. Основой для всех     деятельность субъекта,     коррекция тех или иных  в  человека.

  виды арт- терапии:

  1.   или изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3.  (в том  сказкотерапия) —   и   литературных произведений.
  4. Музыкотерапия.
  5. Драматерапия.
  6.  терапия.
  7. Куклотерапия.
  8.  терапия.
  9. Глинотерапия.
  10. Видеотерапия.
  11. .

В  работе   на   арт – терапии, как изотерапия и библиотерапия.

 (рисунок, лепка, аппликация,   – это  воздействие, коррекция   деятельности. В ней   уже существующих     их анализа и    к  творческим  в   [2].

Во  случаях     справиться со   проблемами. Она, как  О. А. Карабанова, рассматривается, в  очередь, как проекция  ребенка, как   его  к миру. В терапии     не выступает   его   обладает  ценностью,  с   разрешения   ребенка).   помогает   и   ситуацию, внешне ее  в   и определить  из нее [4].

 (от лат.  —  и гр. therapia — лечение).  -    (терапия  книгу,  В. Н.  [14].

 это метод психотерапии,    как одну из форм  словом. Она применяется для    с  целенаправленного чтения. В   вида арт -   использование   для   материала с     через  с    при помощи   [14].

В  годы  самостоятельная методика,  к  - сказкотерапия, в   также     произведения -  (Д. Ю. Соколов, Е. Ю.  [4].

  можно    с  (агрессивным, неуверенным, застенчивым).

Для коррекции и    у  и подростков   и игры с  арт-терапии.  воздействия этих упражнений,  и игр на   повышается, если они  музыкой и рисованием, в     виды воздействия [10].

     со  видами   утверждать, что в   продуктов  в    система побуждений, где  является:

  •   своих чувств,  во  форме;
  •  понять и  в том, что  в   мире;
  •    в  с  людьми    деятельности;
  •  познание  мира   его в  форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).

  и   материал по теме   мы  к выводу, что арт - терапия,  не только   и   личности, но и индикатором   развития. При этом она   перспективы в  обучения,  и  детей.

1.3  особенности   классов

         состояние –  это     человека, переживания с     отношения к   и к  себе [9].  

          Для того,  понимать, как арт – терапия   на   подростков, рассмотрим     классов.

               Возраст     назвать  от   к  подростковому. Психологически этот   с   чувства  -    младшего подростка. Путь  себя сложен. Стремление себя как  порождает  в  от всех, кто до   оказывал на  влияние, и в   - от семьи, от родителей, от близких.  это отчуждение чаще всего  в  -  противостоять  предложениям, суждениям,  взрослых.   количество  с взрослыми. При этом  является первичной формой механизма отчуждения, но это же  и    собственной уникальности,   «Я».  же  и ориентир  на   отношений, также при этом  навыки    или  поведения, социальные   ,  ценности.  другого, «похожего на меня», дает , как в ,  и  свои собственные проблемы.

             при этом   этого возраста    и  различных   и т.п.),   и крайнюю   [15].

    психологические     можно  вывод, что    возрастного     подростков. В пятом     к новым  обучения. Это   программа,  учителя и одноклассники.


 по  главе

В ходе  части  мы выяснили:

1. Все виды арт –   собой     на детей.

2. Приемы  в    использоваться как    и  качеств личности.

3.  на  день  и  арт-терапии  быть  в   с целью  и    учащихся.

2. Практическая часть исследования

Место проведения исследования: город Когалым.

Сроки проведения исследования: декабрь - февраль 2019 - 2020 г.

Испытуемые: учащиеся МАОУ СОШ № 7 (5-е классы).

Этапы практического исследования:

I этап – входная диагностика (декабрь 2019): диагностика эмоционального состояния учащихся 5-х классов (54 учащихся).

II этап – практический (январь - февраль 2020): разработка и проведение занятий с элементами изотерапии и библиотерапии в 5-х классах МАОУ СОШ № 7.

III этап – итоговая диагностика (февраль 2020): анализ, систематизация, обобщение и интерпретация данных диагностики, формулировка выводов.

2.1. Экспериментальное исследование влияния библиотерапии и изотерапии на психоэмоциональное состояние пятиклассников

      В практическом исследовании принимали участие 54 учащихся из 5-х классов. С 11.12.19 - 04.02.20 с ними проводились занятия с элементами арт - терапии (изотерапия и библиотерапия). Целью занятий было изучить влияние данных методов арт - терапии на эмоциональное состояние учащихся 5 классов (Приложение №1).

          Для диагностики эмоционального состояния учащихся пятых классов были подобраны методики "Самочувствие, активность, настроение" (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева) и проективная методика "Карта эмоциональных состояний" (С. Панченко)  (Приложение №2).

 Учащимся было предложено выбрать и нарисовать эмоциональное состояние, которое они испытывают в начале каждого занятия с арт - терапией и в конце их.   Так ребята заполнили "Карту эмоционального состояния" в течении 7 дней.

     Арт - терапевтические упражнения, которые мы подобрали для психологической разгрузки учащихся, использовались на уроках литературы, биологии, ИЗО, технологии. В течение недели ребята выполняли домашнее задание (изотерапия) и заполняли карты эмоционального состояния (Приложение №3).

        По окончании практического исследования была проведена повторная диагностика.  

2.2. Результаты практического исследования

       Результаты входной диагностики "САН" показали, что благоприятное состояние преобладает у 59% обучающихся из 5"И", 5"А" классов, у 30% учащихся фон настроения в норме, у 10% учащихся неблагоприятное состояние психологического самочувствия, снижен фон настроения на момент диагностического обследования.

       Сравнительный анализ итоговой диагностики "САН" показал, что самочувствие изменилось на благоприятное у 5% учащихся, активность у 17%, настроение у 5% учащихся.

             Результаты заполнения "Карты эмоционального состояния" показали, что у 23% учащихся 5-х классов наблюдается позитивная динамика после проведения занятий с использованием арт - терапии (Приложение №4).

            Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в том, что включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии), привело к улучшению психоэмоционального состояния у школьников.

2.3.  Разработка рекомендаций, информационной брошюры

           Итогом нашего исследования является разработка рекомендаций для родителей и самих подростков по применению методов арт–терапии. Занимаясь творчеством, ребята могут не только самовыражаться и познавать свой внутренний мир, но и поднимать себе настроение; улучшать своё эмоциональное состояние. Такая деятельность помогает им легче адаптироваться к новым условиям обучения в 5 классе. Рекомендации содержат в себе краткую информацию о методах и техниках арт - терапии и практические упражнения для ребят.

        Используя методы арт – терапии, такие как изотерапия и библиотерапия, учителя и родители тоже могут помочь подросткам справиться со многими психологическими проблемами, лучше понять себя и окружающих людей, развивать творческие способности, что очень важно в данный возрастной период.

     Рекомендации для учителей содержат обзор методов арт - терапии, практические упражнения, которые можно включать в уроки литературы, изобразительного искусства, биологии, истории и внеклассные мероприятия. Рекомендации были распространены среди педагогов и родителей учащихся 5 классов.

 (Приложение № 5, 6, 7).

     Итогом нашего исследования стала выставка работ учащихся 5 классов "Весеннее настроение" и популяризация методов арт - терапии среди учащихся, педагогов и родителей в МАОУ СОШ №7.

Выводы по второй главе

    Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение. Включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии) способствует улучшению психоэмоционального  состояния у учеников.

Заключение

    Обобщение результатов проведенного теоретического и практического исследования позволило сделать следующие выводы:

1. В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющую коммуникативную функцию), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей). 

       Реализация этих направлений в работе с детьми осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии, такие как изотерапия и библиотерапия.

2.  В основе создания продуктов деятельности в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:

  • выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;
  • стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире;
  •  удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
  •  познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).

          Арт-терапия, являясь источником и индикатором общего психического развития ребенка, открывает широкие перспективы в процессе обучения и воспитания, а также социализации детей.

3. Психоэмоциональное состояние младших подростков характеризуется высокой познавательной активностью, конфликтными установками по отношению к взрослым людям. А также эмоциональной неустойчивостью из - за гормональные изменения. Младшие подростки особенно нуждаются в развитии самопознания и самопринятия, коммуникативных навыков, работе над коррекцией эмоциональных состояний (страхи, агрессия, тревожность, стресс, подавленность и так далее).

4. Можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение и включение в занятия элементов арт-терапии (библиотерапии и изотерапии), привело к улучшению психоэмоционального  состояния у подростков.

5. Итогом нашего исследования является разработка информационных буклетов для учителей, родителей и самих подростков по применению методов арт–терапии. Занимаясь творчеством школьники могут не только самовыражаться и познавать свой внутренний мир, но и поднимать себе настроение, улучшать эмоциональное состояние (снимать негативные состояния - гнев, тревогу, обиду), легче адаптироваться к новым условиям обучения в 5- м классе. Рекомендации содержат в себе краткую информацию   о методах и техниках арт - терапии и практические упражнения для ребят.


Поделиться:

Лиса-охотница

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Медведь и солнце

Рождественский венок

Сочные помидорки