• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

В мире ребусов

Опубликовано Иванова Ирина Викторовна вкл 01.06.2021 - 8:17
Иванова Ирина Викторовна
Автор: 
Меркурьева А, Сулайманова Д

Исследовательская работа по изучению истории возникновения ребусов, правил их решения и создания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_rebusov_.docx440.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Ларисы Ивановны Золотухиной

Научно-практическая конференция

молодых исследователей

«Ступенька в будущее»

В мире ребусов

Выполнили: учащиеся 5 «В» класса

Меркурьева Ангелина Александровна

Сулайманова Диана Уланбековна

Руководитель: учитель математики

Иванова Ирина Викторовна

Сургут 2021

                                                                  Оглавление

  1. Введение                                                                                         - стр. 3
  2. История возникновения ребусов                                                  - стр. 3 - 4
  3. Правила составления и разгадывания ребусов                           - стр. 6 – 8
  4. Заключение                                                                                    - стр. 9
  5. Список используемой литературы                                              - стр. 9
  6. Приложение «Памятка «Как научиться решать ребусы»»       - стр. 10


 1.Введение.

Актуальность: большинство учащихся моей школы и класса в перерывах между уроками проявляют интерес к играм на телефонах и планшетах. Я считаю, что это свободное время можно провести с интересом и пользой для ума – решение ребусов и головоломок является самым подходящим вариантом. Они развивают умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, а также повышают интерес к самому предмету.

Проблема: Низкий интерес учащихся к логическим играм и головоломкам и высокая зависимость от «гаджетов».

Целью нашей работы является научиться решать и составлять математические ребусы; привлечь учащихся к  решению ребусов в урочное и  внеурочное время, повысить интерес к математике.

Задачи:

  1. Найти и изучить информацию о ребусах.
  2. Исследовать правила решения ребусов.
  3. Создать свои ребусы.
  4. Создать альбом-папку «Математические ребусы».
  5. Создать памятку «Как научиться решать ребусы».
  6. Повысить интерес к математике с помощью ребусов.

Гипотеза: решение ребусов поможет нам развить логическое мышление.

Объект исследования: ребусы

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.

2. История возникновения ребусов.

          В начале своей работы мы решили выяснить историю возникновения  ребусов.

Ребус (латинского rebus - предмет, вещь) — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками.

  • Сами ребусы, зародились во Франции в конце XV начале XVI века.
  • После, ребусы появились в Англии, Италии, Германии. 
  • Ребусы стали всеобщим увлечением, которое можно было увидеть почти везде.
  • В России ребусы появились лишь в 1845 году.

Зародился  ребус  во Франции в XV веке. Первоначально ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня". В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется настоящее время.

   Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах он  часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что  очень нравилось  детям. 

В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти появились в  1937 году:   появились буклеты   которые носили название "Как читать ребусы". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы"  В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". [8]


3. Правила  составления и решения ребусов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Для большей наглядности некоторые из них пояснены примерами.

  1. Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
  2. Картинка в ребусе может иметь не одно название. Пример: нога и лапа, глаз и око. Или изображение может иметь общее или частное название (птица – общее название; петух, голубь, чайка – частное название). Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, понадобятся смекалка и логика.
  3. Запятые (не имеет значения, перевернутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Сначала слова, если запятые стоят перед картинкой, или с конца слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых.

                         

  1. Зачеркнутые буквы означают, что такие буквы следует убрать из слова. Если зачеркнутые буквы повторяются, то они убираются все.

         

  1. Зачеркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать.
  2. Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове.

                 

  1. Стрелка между буквами (Е -> В) тоже указывает на соответствующую замену букв.
  2. Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры.             ТАНК
  3. Перевернутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. (КОТ - ТОК)
  4. Стрелка, остриём влево, изображенная над картинкой указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.

  КОТ

  1. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как «НА» (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как «ПОЛ» (половина).

  ПОЛКА   ФОНАРЬ

  1. При составлении ребусов используют ноты.
  2. Внутри буквы «О» расположен слог «ЛЯ», получается В-О-ЛЯ, т.е. «ВОЛЯ». Также это можно прочитать как ЛЯ-В-О, но выбирается вариант, подходящий по смыслу.

                 

  1. Когда картинки расположены друг над другом, это читается как «НАД», «НА», «ПОД» (в зависимости от того, что подходит по смыслу).

 АНАНАС  ПОДАРОК

  1. Буква, состоящая из других букв, читается как предлог «ИЗ». Например из буквы «Б» составим букву «А», получим: ИЗ-Б-А (ИЗБА).

  1. Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как «ПО». Например ПО-Л-Е.

       C:\Users\мвидео\Desktop\МОУ СШ № 18\Новая папка (2)\Новая папка\785ea9fc303e926a7926238f5faa8f0e_i-270.jpg

  1. Буква, изображенная за другой буквой, читается как предлог «ЗА» или «ПЕРЕД». Выбирается вариант, подходящий по смыслу.

  1. Знак «+» означает предлог «К». Можно прочитать как К-О-КОН или К-КОН-О. Но слова К-КОН-О не бывает! Тут и должны прийти на помощь смекалка и логика. Следует выбирать вариант подходящий по смыслу.

    ОКНО

  1. Двойная стрелка между цифрами означает, что буквы под этими номерами нужно поменять местами друг с другом.  

 ЛАПКА

  1. Перечёркнутый знак «=» между картинками следует читать как «НЕ». Например, «С» НЕ равно «Г».

  1.  Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-У-К», «Д-У-Б»:

C:\Users\мвидео\Desktop\МОУ СШ № 18\Конкурсы\0-13.gif

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, «:)» - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

rebus24


   6.Заключение.

  Решение ребусов помогает нам развивать логическое мышление. Ребусы - это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при  помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребус развивает внимание, память, мышление. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что решение ребусов помогает нам развить логическое мышление,  подтвердилась.

При выполнении данной работы мы:

  1. Узнали историю  происхождения ребусов, их виды.
  2. Изучили правила составления и решения ребусов.
  3. Создали памятку «Как научиться решать ребусы», и альбом-папку «Математические ребусы».

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме, в которых узнали определение понятию «ребус», информацию об истории происхождения ребусов, о видах ребусов, узнали правила решения и составления ребусов. Работая над проектом, мы научились находить нужную информацию, Интернет-ресурсах, работать с программами: Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point. Мы собрали информацию о ребусах и представили ее в виде презентации. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание. Тренируя ум, мы становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретаем многие другие важные и полезные качества. Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные

6.Список используемой литературы:

http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy

http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html

http://www.igraza.ru/page-1-1-20.html -  .

http://rebus1.com/index.php?item=rebus&mode=2-  .

http://allriddles.ru/ru/rebuses/ -.

http://elancev.narod.ru/kids/ref_reb/ref_reb.htm 


Поделиться:

Как Дед Мороз сделал себе помощников

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Сверчок

Золотой циркуль

Лист Мёбиуса