• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Буллинг в школе"

Опубликовано Ерохина Ирина Александровна вкл 02.06.2021 - 9:16
Ерохина Ирина Александровна
Автор: 
Щербинина Виктория

Исследование посвящено проблеме буллинга в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_bullingu.docx680.08 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция

исследовательских работ обучающихся

Исследовательская работа:

«Проблемы буллинга в школе»

Исполнитель:

ученица 6 «Ж» класса МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области, Щербинина Виктория Владимировна

Руководитель:

социальный педагог  МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области, Ерохина Ирина Александровна

2021г.

Содержание

  1. Введение.                                                                                                          3
  2. Теоретическая часть.                                                                                                                                                                    

1. Что такое буллинг?                                                                                   4

2. Типы буллинга.                                                                                          4

               3. Социальная структура буллинга.                                                           5

Практическая часть.

  1. Результаты анкетирования обучающихся нашей школы.              6
  1. Заключение. Выводы.                                                                                  10

Список используемой литературы.                                                                     10

  1. Введение

В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.

Действительно в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности, конфликты,  но в ряду этих  разнообразных проблем, особое место отводится  буллингу. Подростковый буллинг – это не обычная ссора, а это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.

В буллинге существует ряд особенностей, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы».

Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».

Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.

В XXI веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.

Цель данной работы: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  • дать представление о том, что такое буллинг;
  • выявить типы буллинга;
  • рассмотреть социальную структуру буллинга;
  • определить на основе анкетирования степень частоты буллинга в школьной среде;
  • установить наиболее часто встречаемые в школе виды буллинга,
  • подготовить презентацию и памятку на основе полученных данных;
  • продемонстрировать данную презентацию и памятку на  классных часах.

Объект исследования: обучающиеся 6-х классов.

Предмет исследования: явление буллинга.

Методы исследования:

1. сбор и изучение теоретического материала;

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Актуальность работы в том, что проблема распространения  буллинга среди подростков в нашей школе не изучена.

Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на классных часах.

Гипотеза исследования: буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. 

Теоретическая часть.

1.Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?

Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

2.Типы буллинга:

  1. «Косвенный» - социальная агрессия;
  2. «Физический» - непосредственный - агрессия с физическим насилием;
  3. «Поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости» (похищение тетрадей с домашней работой).
  4. «Словесный» - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.
  5. Новая разновидность школьного буллинга - «кибербуллинг» - жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

3.Социальная структура буллинга

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Булли (агрессоры)

1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя,  гораздо легче будет добиваться своих целей;

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли  одноклассников.

«Союзники» или «зрители» булли  чаще всего дети:

  1. боящиеся быть на месте жертвы;
  2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;
  3. дорожащие своими отношениями с лидером;
  4. поддающиеся  влиянию   «сильных мира сего » в классе;
  5. неумеющие  сопереживать и сочувствовать другим;
  6. без собственной инициативы;
  7. принимающие   травлю за развлечение;
  8. дети жестоких родителей;
  9. озлобленные  ровесники, мечтающие  взять реванш  за  свои  унижения;
  10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Жертвы буллинга

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

  1. гиперактивность и повышенная возбудимость;
  2. плохая успеваемость;
  3. ябеды;
  4. синдром дефицита внимания;
  5. любимчики учителей;
  6. с трудом усваивающие чтение и письмо;
  7. гиперопекаемые родителями;
  8. воображалы;
  9. хвастуны;
  10. «белые вороны» во внешности (например, заячья  губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки,  тики, косоглазие,…)
  11. неопрятно одетые или же  суперодетых;
  12. одарённых;
  13. кичащихся достижениями своих родителей;
  14. не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;
  15. вундеркиндов;
  16. интроверты с затруднённой коммуникацией;
  17. часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
  18. необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как вы и  понимаете, может быть что угодно);
  19. дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
  20. дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.

        

Практическая часть.

1.Результаты анкетирования обучающихся нашей школы.            

После изучения социальной структуры буллинга, было проведено исследование. В исследовании приняло участие 48 учащихся 6-х классов нашей школы. Среди них было проведено анкетирование на знание понятия «буллинг» и отношения к нему. Результаты представлены в таблице:

АНКЕТА

6Е

(23 чел)

6Ж

(25 чел)

1. Вы знаете, что такое «буллинг»?

а) да

20

23

б) нет

3

2

2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

а) да, сталкивался

20

16

б) никогда не встречал(а)

2

9

в) другое

1

3. Если да, то в какой форме:

а) унижение (бойкот, изоляция, воровство)

2

9

б) оскорбления (насмешки, обзывание, сплетни)

17

16

в) физическое насилие (расправа)

1

4

г) съемка издевательства на телефон

1

3

д) киберуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)

5

1

4. Где чаще всего встречается травля?

а) в школе

5

9

б) во дворе, на улице

3

5

в) в соц. сетях, в интернете

8

7

г) везде (все вышеперечисленные ответы)

12

3

5. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

а) тот, кто слабее и не может дать сдачи

13

11

б) тот, кто отличается от других (внешне, физически)

12

9

в) тот, кто имеет своё мнение

4

3

г) другие причины

2

11

6. Как вы считаете, есть ли дети, явно нуждающиеся в помощи и защите?

а) да, и много

15

20

б) да, но мало

8

3

в) нет

2

7.Испытывали ли  буллинг на себе?

а) да

12

9

б) нет

11

16

8.Если да, то как вы поступали?

а) не рассказывали о буллинге

2

5

б) делились с друзьями

3

1

в) рассказали родителям

1

2

г) обращались к учителям

д) другое

7

1

По результатам анкетирования, 10 % обучающихся 6-х классов  не знают, что такое буллинг, но все подростки понимают, что такое травля.

Только 23 % опрошенных,  не сталкивались с проблемой буллинга.

 

Самыми распространенными типами  буллинга  среди шестиклассников являются оскорбления (69%), затем унижения (23%) и  кибербуллинг (12,5 %).

Чаще всего буллинг встречается в интернете (31%) и в школе (29%).

По результатам исследования заметили,  что жертвой булли может стать человек, который слабее и не может дать сдачи (50 %), а также тот, кто отличается от других школьников внешне (44%).

Среди подростков 71% опрошенных нуждается в помощи и защите.

Явление буллинга испытало на себе 44%  шестиклассников.

В подавляющем большинстве «жертвы» буллинга  никому не рассказывали о травле.

III.Заключение.  Выводы.                                                                                  

В ходе проведенного  исследования, было выяснено, что такое буллинг, его формы и типы, социальная структура буллинга, проведено анкетирование среди учащихся 6-х  классов МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова.

В ходе исследования получила подтверждение  гипотеза, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как рассмотрено явление буллинга среди обучающихся 6-х классов, а также распространение нового вида буллинга- кибербуллинга.

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Явление буллинга широко распространено в школьной среде.
  2. Из 48 опрашиваемых 90% имеют знания о понятии «буллинг», 77% шестиклассников  сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими, 44% испытали на себе явление буллинга  в каких-либо формах, в большинстве случаев, по мнению опрашиваемых, это проявляется в виде унижений и оскорблений в сети интернет и школе.

В связи с тем, что обучающиеся чаще всего  явление буллинга наблюдают в школе и интернете, продуктом нашего исследования стали презентация и памятка для подростков, чтобы школьники понимали, как вести себя в ситуации буллинга.

    Список используемой литературы

  1.  «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В., М.-1997г.
  2. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006г.
  3. Курбатова Т. Н. Психология агрессии// Агрессия/ Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004г.
  4. С.В.Кривцова. «Буллинг в школе  VS  сплоченность неравнодушных» 2011г.
  5. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006г, № 11. с.15-18.
  6. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004г.
  7. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб. , 2001г.
  8. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012г.— 264 с.
  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999г.


Поделиться:

Колумбово яйцо

Невидимое письмо

Новый снимок Юпитера

Без сердца что поймём?

Нечаянная победа. Айзек Азимов