• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Символический образ сна Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова

Опубликовано Чувашева Наталья Сергеевна вкл 20.06.2021 - 19:41
Автор: 
Соломатин Артём, Подрядова Анастасия, победители городской НПК учащихся г. Нефтекамска, участники VIIIВсероссийской студенческой НПК "Первые шаги в науку третьего тысячелетия", г. Уфа

Определение образов-символов, характеризующих человеческую суть Обломова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Символический образ сна Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова

Соломатин Артём Артакович, Подрядова Анастасия Юрьевна, обучающиеся 11 в класса МОБУ «Гимназия №1» городского округа

 г. Нефтекамск.

Руководитель: Чувашева Н. С.

Цель исследования: найти в тексте романа И. А. Гончарова «Обломов» образы – символы, определяющие человеческую суть Ильи Ильича.

Гипотеза: если И. А. Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» «увертюрой всего романа» назвал «Сон Обломова», то, вероятно, именно в снах можно найти причины постоянного сонного состояния Ильи Ильича. 

Предмет исследования: текст романа И. А. Гончарова «Обломов».

Методы исследования: аналитическое чтение романа «Обломов» и просмотр фильма «Один день из жизни Обломова», социологический опрос, сопоставление

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;

2) определить значение символов, сопутствующих образу Обломова;

3) определить причины постоянного сонного состояния у Ильи Ильича с точки зрения психологии (цветовая гамма);

4) провести социологический опрос среди учащихся 10-х классов с изучением содержания их снов.

Практическая значимость исследования: материал может быть применён для повышения уровня литературного образования и воспитания читательского интереса школьников.

Научная новизна исследования: собранный материал обеспечит эффективный подход к литературному образованию учащихся в урочной и внеклассной работе.

Актуальность исследования:  в настоящее время, когда читательская способность подрастающего поколения катастрофически падает, нужны определённые пути и методы решения данной проблемы. Первым шагом в литературном образовании школьников, в данном случае в изучении романа И. А. Гончарова «Обломов»,  может стать вовлечение подростков в смежные области познания: психологию, живопись, фотографию, кино. Выбранную тему считаем актуальной для более детального изучения текста и формирования навыка исследования образов- символов: имя, окружающие люди, предметы, фразы, явления, цвет, свет.

Выводы: можно отметить несколько символических моментов в снах Обломова:

1) Носитель имени Илья - человек мягкий. Весь набор приятных и положительных качеств может быть сведен на нет отсутствием у его обладателя силы и мощи. Значит, изначально имя наложило определенный отпечаток на характер Обломова.

3) Благодаря няне Обломов не может провести четкую грань между сном и реальностью.

4) В образе матери Бог появляется во сне Обломову.

5) Состояние обломовщины останавливает Илью Ильича в своем развитии, а значит, делает неполноценным.

6) Сравнение Бальтазар и Обломов используется, чтобы показать, что если Илья Ильич не прекратит вести сонный образ жизни, то он погибнет.

7) Значения имён «Ольга» и «Илья» - прямо противоположные: отсутствие силы, мощи, мягкотелость, с одной стороны, и святая - с другой.


Поделиться:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Рисуем тыкву

Ночная стрельба

В поисках капитана Гранта

На горке