• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Смысловое содержание украшений героев в народных сказках

Опубликовано Чувашева Наталья Сергеевна вкл 20.06.2021 - 19:49
Автор: 
Сунагатуллина Наиля, победитель городской НПК учащихся г. Нефтекамска и Республиканской НПК "Совёнок" (г. Бирск), призёр Республиканской НПК "Ломоносовские чтения" (г. Стерлитамак)

Изучение смыслового содержания украшений сказочных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое содержание украшений героев в народных сказках

Сунагатуллина Наиля Флюровна

Республика Башкортостан

г. Нефтекамск, проспект Юбилейный, д.12, кв.30

Раньше я думала, что в сказках присутствует только волшебство, но оказалось, что в сказках  значительное место занимают украшения из драгоценных камней и металлов, которые носили герои сказок.

ЦЕЛЬ моей исследовательской работы - изучить смысловое содержание украшений героев в сказках.

Часть 1. «ЦАРЬ ГОРОХ», ИЛИ ШАПКА МОНОМАХА

Часто в народе, в обыденной речи, мы слышим фразу: «Это  еще при царе Горохе было». Эта фраза означает, что это было очень давно. Я решила прочитать «Сказку об Иване Горохе и о его сестре Василисе Красе – золотой косе». Примечательно, что в концовке сказки речь идет об очень давних временах. А сказка кончается так: «Деды дедов там были, мед пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой державной, и в роды родов славилось имя царя Гороха». В этой концовке мое внимание привлекло словосочетание «царский венец». Из справочников я узнала, что царский венец русских государей – это шапка Мономаха.

ШАПКА МОНОМАХА - золотой филигранный остроконечный головной убор работы мастеров XIV в., с собольей опушкой, украшенной драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ Самодержавия в России. В XV — XVI вв. бытовала легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, присланной императором Константином  великому князю киевскому Владимиру Мономаху. Князь Владимир Всеволодович Мономах жил в ХI веке, т. е. очень давно,  и сказка об  Иване Горохе, возможно,  именно об этом времени. Сказка-ложь, да в ней намек. С давних пор русский люд знает толк в украшениях: за украшения можно было выменять что угодно: крепостного крестьянина, дом, скотину, взять в жёны лучшую красавицу!

ЧАСТЬ 2. Красота жемчуга в сказке «Вещий сон»

В сказке «Вещий сон» рассказчик хотел описать богатство и роскошь ("Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный").  Обратим внимание на замечание Елены Прекрасной Ивану:

- Экий ты мешкотный! Сколько времени за одним башмачком провозился!

Села она (Елена Прекрасная) за рабочий столик, начала вышивать башмак золотом, крупным жемчугом унизывать, самоцветными камнями усаживать. А Иван тут же очутился, вынул свой башмачок и сам то же делает: какой она возьмет камушек, такой и он выбирает; где она приткнет жемчужину, так и он насаживает.

Из этой сказки мы замечаем, что царские особы женского пола носили обувь, сшитую из шелка и вышитую  скатным жемчугом и драгоценными камнями, такими, как изумруды, алмазы, рубины.

Елена Прекрасная села за рабочий столик, взяла утку, убрала ей крылья лентами, хохолок - бриллианта ми, грудку птицы - драгоценными камнями.

Когда женщина была в жемчуге, о ней былины складывали. Иссяк жемчуг - верх взяла частушка.

Итак, удивляло иностранцев то обстоятельство, что знали русские люди в жемчуге толк, поэтому и подчёркивали свою красоту ценностью и неповторимостью жемчужного  камня.

Часть 3. Роль историзмов в сказке «Барма  Ярыжка»

Я часто задумывалась, почему в сказках часто присутствует имя мужское Иван. Сначала  думала, что это просто наиболее распространенное мужское русское имя, а затем, изучив различные справочные материалы, я поняла, что каждый Иван собой символизирует Ивана Грозного. Народ Ивана Грозного и боялся, и очень любил, на него смотрели как на освободителя, и поэтому в каждой сказке Иван  очень остроумный, находчивый, иногда выдающий себя за простачка человека. Но мне бы хотелось найти сказку, где он запечатлён  под своим собственным именем царь Иван Грозный. И я нашла эту сказку. Это  «Барма Ярыжка». Барма Ярыжка принёс через 3 года царю Ивану Васильевичу царства корону, скипетр, рук державу и книжку при них. Меня в  этой сказке удивили слова «скипетр и «рук держава».

Иван Грозный в этой сказке доказывает, что не так прост Иван, каким привыкли видеть его читатели. Иван знает толк в красоте: в алмазах, золоте, жемчуге, поэтому и захотел, чтобы все эти драгоценности были в его государстве!

Часть 4. Меч - кладенец в русских народных сказках и былинах

Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Корень данного эпитета — «клад…» — обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно — меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный», что попросту означает «стальной» — возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. По еще одной версии, слово связано с технологией производства, при которой железо закапывалось в землю — через несколько лет низкокачественные куски съедала ржавчина, и оставался металл пригодный для изготовления оружия для знати.

Меч – кладенец – атрибут силы, неприкосновенности, успешности, поэтому и причислялся к государственной символике.

        Если русский народ очень любит дорогие украшения, то почему бы не знать происхождение государственной атрибутики – атрибутики власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, меч-кладенец?!


Поделиться:

Валентин Берестов. Аист и соловей

Злая мать и добрая тётя

О путнике

Две снежинки

Финист - Ясный сокол