• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Метод марафона в преподавании программы «Школа молодого журналиста»

Опубликовано Головлева Анна Сергеевна вкл 23.06.2021 - 15:39
Головлева Анна Сергеевна
Автор: 
Головлева Анна Сергеевна (педагог)

Сказать честно,  в начале своей трудовой  деятельности  я несколько скептически относилась к самому факту использования игры на занятиях с подростками. Журналистика - дело ответственное, значит и подход к преподаванию предмета должен быть соответствующий: лекции, защита рефератов, коллоквиумы - как в институте. Однако жизнь внесла свои коррективы: сначала были обучающие семинары, на которых очень убедительно   раскрывались такие вопросы современного образования, как  переход  на позицию личностно-ориентированной педагогики, затем личное осознание того, что  самыми действенными формами  обучения в дополнительном образовании  являются различные способы организации различных видов деятельности воспитанников, и прежде всего - игра. Это понятие не пришло само собой. И я хочу поделиться теми источниками, которые помогли мне научиться  принимать игру в обучении подростков. Итак,  на протяжении XX века феномен игры обратил на себя внимание многих исследователей из разных наук: психологии, педагогики, культурологии, неврологии... Сначала они пытались разобраться в вопросе, как игра влияет на жизнь каждого человека. Например, Герберт Спенсер рассматривал игру как способ сжигания излишков энергии. В то время, как Карл Гросс  видел в игре подсознательную подготовку к взрослой жизни,  Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества.   Последующие исследователи обратили свое внимание на  социологические и культурологические аспекты значения игры в развитии человечества в целом.  Интересно, но в Америке есть Национальный институт игры, его основал психолог Стюарт Браун, и он считает, что игра – это обычный     биологический процесс, как сон и сновидения. Браун утверждает, что  когда животные спят и видят сны, они в некотором смысле «репетируют» какие-то вещи и тренируют свою память. По его мнению, тот же эффект дает игра человеку: она помогает ему прорепетировать какой-то аспект жизни, находясь при этом в полной безопасности и не испытывая психологического дискомфорта.  Нина Джексон в своей книге «Классный учитель" отмечает: "Каждый ребенок с детского возраста привык играть и примерять на себя разные роли для проживания опыта, который он еще не испытывал в силу своего возраста. Тягу к игре просто необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golovleva_ddyut.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Метод марафона в преподавании программы

 «Школа молодого журналиста»

Головлёва Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО "ДДЮТ" г.о. Тольятти

        Сказать честно,  в начале своей трудовой  деятельности  я несколько скептически относилась к самому факту использования игры на занятиях с подростками. Журналистика - дело ответственное, значит и подход к преподаванию предмета должен быть соответствующий: лекции, защита рефератов, коллоквиумы - как в институте. Однако жизнь внесла свои коррективы: сначала были обучающие семинары, на которых очень убедительно   раскрывались такие вопросы современного образования, как  переход  на позицию личностно-ориентированной педагогики, затем личное осознание того, что  самыми действенными формами  обучения в дополнительном образовании  являются различные способы организации различных видов деятельности воспитанников, и прежде всего - игра. Это понятие не пришло само собой. И я хочу поделиться теми источниками, которые помогли мне научиться  принимать игру в обучении подростков. Итак,  на протяжении XX века феномен игры обратил на себя внимание многих исследователей из разных наук: психологии, педагогики, культурологии, неврологии... Сначала они пытались разобраться в вопросе, как игра влияет на жизнь каждого человека. Например, Герберт Спенсер рассматривал игру как способ сжигания излишков энергии. В то время, как Карл Гросс  видел в игре подсознательную подготовку к взрослой жизни,  Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества.   Последующие исследователи обратили свое внимание на  социологические и культурологические аспекты значения игры в развитии человечества в целом.  Интересно, но в Америке есть Национальный институт игры, его основал психолог Стюарт Браун, и он считает, что игра – это обычный     биологический процесс, как сон и сновидения. Браун утверждает, что  когда животные спят и видят сны, они в некотором смысле «репетируют» какие-то вещи и тренируют свою память. По его мнению, тот же эффект дает игра человеку: она помогает ему прорепетировать какой-то аспект жизни, находясь при этом в полной безопасности и не испытывая психологического дискомфорта.  Нина Джексон в своей книге «Классный учитель" отмечает: "Каждый ребенок с детского возраста привык играть и примерять на себя разные роли для проживания опыта, который он еще не испытывал в силу своего возраста. Тягу к игре просто необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач".

Анализ прочитанного и собственный опыт позволили мне понять, что при работе с подростками стоит учитывать,  что они выходят на качественно новую социальную позицию,  активно осваивают нормы социального поведения.    Ребята много времени проводят в социальных сетях и их необходимо ориентировать на действительно полезные сайты. Правильно направить их действия - моя задача.   

Как это не странно, но для меня движущей силой в поисках   методов и приемов в обучения стала пандемии коронавируса. На втором месяце карантина (с 27 апреля по 3 мая) я увидела, что воспитанники устали от традиционных форм обучения - тестов, видео, zoom- конференций и решила провести пятидневный марафон. Этот выбор был сделан по образцу некоторых сайтов, которые проводят в социальных сетях  различные марафоны, ориентированные на молодую аудиторию,  «играя» со своими посетителями. Я убедилась, что прием марафона просто необходим и  его нужно внедрять в процесс обучения: благодаря ему происходит закрепление полученного на занятиях опыта и устранение пробелов, которые есть у воспитанников. Но все это происходит в игровой форме и исходя из позиции   «Я - победитель», поэтому не происходит травмирующего опыта и  игра не вызывает негатива  у ребят.

  Мое значение как педагога при проведении марафона состоит в том, что я становлюсь навигатором, который дает  ребятам возможность научиться  последовательности  в выполнении заданий, осознать важность выполнения предыдущих заданий марафона для достижения результата.

 Из 54-х моих воспитанников участие  в марафоне приняли  39. Каждый день марафона  содержал  2 задания. Первое задание – разминка: игровая, легкая,  направленная больше на поднятие настроения. Второе задание – практическое, которое отталкивается от разминки и от заданий предыдущих дней марафона.

 Ребята знают мой  педагогический девиз:

 Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?

 Каждое дело – людям, иначе – зачем?

 Каждое дело – творчески, иначе – зачем?

и уверены, что все, что мы делаем на занятиях, будет увидено, услышано другими участниками марафона  и  найдет своё применение.

Представляю задания 5-дневного марафона:

Разминка

Поисково- практическое задание

1 день

Задание:

В комментариях  появляются фотографии журналистов, блогеров и медийных личностей.

Ваша задача   определить по фотографии  личность каждого и написать 1-2 предложения про его деятельность.

Зачем: 

Если вам интересна   сфера журналистики, то для своего развития вы должны   смотреть много передач с  участием известных или авторитетных журналистов, блогеров и медийных личностей.  

Подобного рода задания очень часто появляются в олимпиадах и брейн-рингах.

Задания:

1.Выберите одного из тех, кто был представлен в разминке, и создайте 5 карточек с самыми яркими его цитатами.
2.Создайте свое облако слов, которое у вас ассоциируется со словом «Журналистика».


Зачем:

-  чтобы соотнести образ человека и его слова;

- чтобы  наполнить нашу группу.

2 день

Мы с вами вспомнили, как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, пора идти дальше.
Давайте освежим в памяти вчерашний день и пройдем тест. Вашими результатами делитесь в комментариях. 

Задание: 

Разгадать кроссворд; в нем  спрятаны термины, которые связаны с журналистикой.
Ответы   писать в комментариях или выкладывать в сеть другим способом.   Главное - на все вопросы должны быть ответы.

Итог:

 Мы цепляем и активизируем опыт прошлого дня и задействуем новое задание – умение разгадывать кроссворд, знание журналистских терминов, жанров журналистики.

Задание:

1. Выберите одну известную русскую сказку ( Колобок, Курочка Ряба, Теремок, Репка, Маша и медведь, Царевна - лягушка и т.д.)
2. Переписать ее в одном из жанров журналистики: опрос, интервью, репортаж   от одного  лица или нескольких герое.

 Соблюдать  особенности  жанра.

Фото к сказке приветствуется.



Итог: 

закрепляем умение писать в информационных жанрах.

3 день

Задание:

Мы  вспомнили как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, отгадали кроссворд на некоторые термины (кто еще не отгадал  -  в помощь ссылка)

Задание:
По  дате  публикации и фамилии автора найти материал и дать на него ссылку.  

Итог: 

Знакомимся с текстами своих одногруппников, запоминаем, как писать лиды и их варианты;

проецируем свой опыт, читаем и становимся лучше.

Задание: 

Сделать фоторепортаж из окна своей квартиры.

Репортаж может быть как

 «на улицу», так и на те события, которые происходят  «внутри квартиры».

Итог: 

Журналист работает не только с текстом, но и с визуальной информацией, поэтому важно уметь видеть детали.

Выполнение этого задания поможет при участии   в конкурсе по данной теме.

 

4 день

Задание:

Сформировать информационную повестку с 27 апреля по 30 апреля и выписать самые громкие события.
Обязательно указывать источники!
Выбирать в качестве   источников проверенные СМИ и информационные агентства.

2. Заполнить таблицу топ-5  интернет-СМИ.

Итог:

 Ребята вспомнили всероссийские издания и посмотрели  актуальные темы.

Задание: 

Мы   вспомнили, как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, отгадали кроссворд на некоторые термины, посмотрели   работы всех участников,   дневники тем.

 Настало время вернутся к визуальной информации.

Актуальные события отражаются в мемах, которые   встречаются  в интернете.

Предложите готовые мемы на актуальную тему ( кроме пандемии) и создайте свой актуальный мем.

Итог: отслеживание информационной повестки дня.

5 день. Завершение марафона

Подводим итоги!  
Предлагаем игру «Бинго»!

Отмечаем любимым смайлом/галочкой/плюсиком  сделанные пунктики.
Выкладываем свои работы в социальные сети, не забывая  
#ШМЖ. 
Пишем  комментарии.

Первый и последний дни марафона -   расслабляющие и простые. Каждое последующее задание   отталкивается от того, что было пройдено в предыдущие дни марафона  При этом необходимо погружать  участников     в такой опыт,  который мотивировал бы их на участие в марафоне, начиная с любого этапа, и  помогал   понять ребятам, что когда они что-то будут утрачивать в логической цепочке,  то не смогут выполнить предыдущие задания.

Таким образом, применение приема марафона в  педагогической практике обеспечивает не выполнение заранее заданных установок, а максимальное развитие  индивидуальных познавательных способностей каждого воспитанника на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

 

 


Поделиться:

Акварельные гвоздики

5 зимних аудиосказок

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Горка

За еду птицы готовы собирать мусор