• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни

Опубликовано Виктория Архипова вкл 05.08.2021 - 9:47
Автор: 
Сибирова Снежана, 8 класс

Проблема исследования смысла жизни – одна из важнейших в психологии формирования личности. С одной стороны, это связано с тенденцией осуществить системно – ценностный подход к исследованию личности, а с другой стороны, стремлением отечественных психологов сформировать адекватное отношение к проблеме смысла жизни в условиях социальных изменений в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnoshenie_podrostkov_k_probleme_smysla_zhizni.docx63.74 КБ
Файл prezentatsiya.pptx112.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Заиграевский район

МБОУ «Ново-Онохойская ООШ»

Дистанционная республиканская научно-практическая конференция

учащихся 8-11 классов

«Сибирская зима»

Номинация: Психология

Тема: «Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни»

Автор: Сибирова Снежана, ученица 8 класса

МБОУ «Ново-Онохойской ООШ»

Руководитель: Архипова В. А.

г.Улан-Удэ

2020г.

Введение

Проблема исследования смысла жизни – одна из важнейших в психологии формирования личности. С одной стороны, это связано с тенденцией осуществить системно – ценностный подход к исследованию личности, а с другой стороны, стремлением отечественных психологов сформировать адекватное отношение к проблеме смысла жизни в условиях социальных изменений в обществе. Современный этап развития общества характеризуется ломкой устоев, кризисным состоянием, что приводит к наложению социального кризиса на возрастной и вызывает у современных подростков переживание «двойного кризиса», обусловленного внешними и внутренними факторами. Это обусловливает отношение взрослеющего человека к своему прошлому, настоящему, будущему, настраивает на более глубокое понимание смысла своей жизни, на осмысление понятий «жизнь», «смысл жизни», «ценности».

Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни

Вопросы, связанные со смыслом жизни, актуальны для человека на любом этапе возрастного развития. «Смысл жизни – не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и приобретает относительную устойчивость и независимость от породивших его условий» [12, 37].

Характеризуя новые мотивы в жизни человека, А.И. Леонтьев отмечает, что они «способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье в жизни» [9, 221]. В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается роль сознания в становлении жизненного смысла: с появлением рефлексии у человека формируется обобщенное, новое отношение к жизни», в котором отражена взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизни человека. Это отношение позволяет рассматривать смысл человеческой жизни [11, 352].

В.Э. Чудновский, рассматривая этапы становления смысла жизни с учетом кризисных моментов возрастного развития, обусловленных внутренними, биологическими факторами, особо выделяет подростковый возраст. В этот «период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла». [13, 21]. Именно в подростковом возрасте, согласно Л.С. Выготскому [5, 327], создаются предпосылки для становления смысла жизни, поскольку это «возраст открытия своего Я», оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения с другой». В процессе взросления у подростка, как отмечает И.С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности» [7, 205]. Очевидно, что на становление смысла жизни влияют конкретные социально экономические, исторические и этнокультурные условия.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). Р.С. Немов под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [10, 141]. Б.С. Волков определяет ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он отмечает, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [3, 122].

В более новой интерпретации ценностные ориентации – это, прежде всего, «…предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и неготовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) реализацию собственного «проекта жизни» [4, 1199].

Многие исследователи придают большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Л.Колберг [6, 32], занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Ж. Пиаже. П.М. Якобсон [14, 60], выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечает важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

Мы опираемся на положения концепции М. Рокича, то есть рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича мы рассматривали два класса ценностей - терминальные (ценности – цели) и инструментальные (ценности – средства) (Рокич, 1973). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и, в связи с этим, люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации, то есть изучать необходимо именно ценностные ориентации.

Цель нашего исследования состоит в теоретическом  и экспериментальном изучении смысложизненных ориентаций старших подростков. Исходя из поставленной цели, было проведено психологическое исследование, направленное на выявление смысложизненных ориентаций у учащихся подросткового возраста средних образовательных учреждений и школ. Исследование проводилось на базе Ново-Онохойской средней школы и Бурятского республиканского автомобильного техникума Онохойский филиал. В исследовании принимало участие 42 учащихся техникума и 53 учащихся школы. Средний возраст обследуемых составлял 15 лет. Выбор данной возрастной категории связан с тем, что именно в этот период идет активное становление личности, формирование ее устойчивых стереотипов и форм поведения, в том числе и смысложизненных ориентаций. Для выявления особенностей смысложизненных и ценностных ориентаций ориентаций подростков были использованы следующие методики: анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Проведена диагностика нравственной мотивации и нравственной самооценки подростков.

Результаты, полученные по методике В.Э. Чудновского, показали следующее. На вопрос: «Что такое смысл жизни?» учащиеся техникума, смыслом жизни отмечают высшее образование (15%), семью (13%), хорошую работу (13%), что-то для чего хочется жить (11%), найти самого себя (9%), добиться успеха (9%), передачу жизненного опыта (8%), общение (7%), любовь (5%), получение удовольствия от жизни (5%). Для некоторых смысл жизни состоит в том, чтобы прожить достойно, добиться чего-то (3%), стремиться к чему-либо, оставаясь при этом человеком (2%).

Учащиеся школы отмечают смыслом жизни семью (24%), детей (18%), жизнь (17%), жизненные цели (13%), образование (10%), материальные блага (8%), друзей (5%), любовь (5%).

65% учащихся техникума согласны с утверждением, что наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе, 30% учащихся техникума не верят в судьбу, а остальные 5% считают, что каждому предопределено что-то свое. Для учащихся школ характерно мнение, что наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе – 64%, остальные 36% не верят в судьбу.

Большинство учащихся обеих выборок считают, что смысл жизни с возрастом все-таки меняется, при этом многие отмечают, что у них произошли изменения в понимании смысла жизни в последние годы.

На становление смысла жизни, по мнению учащихся техникума, влияют в большей степени родители (46%), собственный жизненный опыт (34%), общение со сверстниками (20%). Схожие результаты были получены в выборке учащихся школы: собственный жизненный опыт (38%), пример родителей (36%), общение со сверстниками (20%).

Были получены следующие данные по методике М. Рокича, направленной на выявление терминальных и инструментальных ценностей.

Согласно полученным результатам, учащиеся школ отдают предпочтение таким пунктам ценностей – целей, как активная деятельная жизнь (40%), здоровье (20%), любовь (18%), жизненная мудрость (12%), а также наличие хороших и верных друзей (10%). Учащиеся техникума, отмечают следующие ценности – цели: здоровье (64%), материально обеспеченная жизнь (36%). Наименее важными терминальными ценностями являются у учащихся школы: красота природы и искусства (60%), творчество (35%) и познание (5%). А учащиеся техникума отмечают, как менее значимые: счастье других (42%), творчество (28%), красота природы (16%), активная деятельная жизнь (14%).

Учащиеся школ, выделяют среди наиболее важных инструментальных ценностей такие, как жизнерадостность (53%), воспитанность (18%), исполнительность (18%), независимость (11%). Незначимыми ценностями – средствами для учащихся школ являются высокие запросы (78%), непримиримость к недостаткам в себе и других (16%), аккуратность (6%). Выборка учащихся техникума, на последние места определила такие ценности – средства, как непримиримость к недостаткам в себе и других (36%), высокие запросы (34%), чуткость (17%), эффективность в делах (13%). А наиболее важными ценностями – средствами, для учащихся техникума являются жизнерадостность (53%), аккуратность (27%), воспитанность (20%).                          

26% учащихся техникума имеют высокий уровень нравственной самооценки, 65% этой же группы имеют средний уровень, т.е. они стремится воспринять и усвоить нормы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.  

92% учащихся школ, имеют средний уровень нравственной самооценки – подростки стремятся к самостоятельности, к известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, к умалению их достоинства, их прав. Отношение к ним как к «маленьким» их обижает и отталкивает от взрослых. У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.

Учащиеся школы – 58% имеют низкий уровень нравственной мотивации. 34%  – средний и лишь 8% высокий уровень нравственной мотивации. 17% учащихся техникума имеют высокий уровень нравственной мотивации, это свидетельствует о том, что подростки строят свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия и считаются с мнением любого, кто сильнее их.

Можно предположить, что данные совпадения в ценностных доминантах у подростков обусловлены, прежде всего, фактором возраста и нахождением в схожих внешних условиях – условиях образовательных учреждений.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

– у учащихся средних образовательных школ и учащихся средних профессиональных учреждений отсутствуют весомые различия в понимании смысла жизни, отношения к будущему;

В заключение следует отметить, что как такового весомого различия в понимании ценностей, отношении к миру, к судьбе у учащихся школ и СУЗов в возрасте 15 лет не обнаружено.

Литература

  1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
  2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека. // Психологический журнал. Т.19, №5. – М. 1998. – С.3.
  3. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
  4. Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. науч.ред. и сост. А.А. Грицанов.-М.: Мысль, 2001.- 1550с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, т.3, М., 1984, с.327
  6. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
  7. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984, с.205
  8. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.
  9. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975., с.221
  10. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
  11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973., с.352
  12. Чудновский В.Э., Смысл жизни и судьба. М. 1997. с.37
  13. Чудновский В.Э.,  Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего. Психологический журнал, 1995, №2, с.21
  14. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-137с.

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Ново- Онохойская основная общеобразовательная школа» Секция «Психология» «Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни» Автор: Сибирова Снежана, ученица 8 класса

Слайд 2

Цель - теоретическое и экспериментальное изучение смысложизненных ориентаций старших подростков. База исследования - Ново- Онохойская ООШ и Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта Онохойский филиал. В исследовании принимало участие 42 учащихся техникума и 53 учащихся школы. Средний возраст обследуемых составлял 14-15 лет. Выбор данной возрастной категории связан с тем, что именно в этот период идет активное становление личности, формирование ее устойчивых стереотипов и форм поведения, в том числе и смысложизненных ориентаций. Для выявления особенностей смысложизненных и ценностных ориентаций ориентаций подростков были использованы следующие методики: анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского ; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича . Проведена диагностика нравственной мотивации и нравственной самооценки подростков.

Слайд 6

Заключение Таким образом, можно сделать следующий вывод: – у учащихся средних образовательных школ и учащихся средних профессиональных учреждений отсутствуют весомые различия в понимании смысла жизни, отношения к будущему; В заключение следует отметить, что как такового весомого различия в понимании ценностей, отношении к миру, к судьбе у учащихся школ и СУЗов в возрасте 15 лет не обнаружено. Спасибо за внимание!

Поделиться:

Ералаш

Компас своими руками

Плавает ли канцелярская скрепка?

Несчастный Андрей

Горка