Исследовательская работа "Влияние городского транспорта на загрязнение воздушной среды и растительности вблизи автодороги"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 355.5 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа№67 имени Героя Советского Союза Н.П. Кузнецова»
(МБОУ СОШ№67)
(630136, г. Новосибирск, ул. Титова, 94; тел.:350-77-64, 350-77-39, 350-77-94
факс: 350-77-64, sch_67_nsk@nios.ru)
Иляскина Дарья Михайловна
8В класс
Влияние городского транспорта на загрязнение
воздушной среды и растительности вблизи автодороги
Научный руководитель
Мельникова Елена Борисовна
Учитель биологии высшей категории
Новосибирск
2021
Содержание 2
1. Введение 2
1.1. Актуальность темы 2
1.2. Цели и задачи работы 2
2. Антропогенное загрязнение окружающей среды 2
2.1. Загрязнения и их источники 2
2.2. Экологическая цена автомобиля 2
2.3. Загрязнение атмосферы в г. Новосибирске 2
3. Объекты и методы исследования 2
3.1. Примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта 2
3.2. Исследование наличия свинца в травянистых растениях 2
4. Результаты исследований 2
5. Выводы по работе 2
Приложения 2
6. Список литературы 2
Два мира, мир человеческий и мир природы пересекаются и накладываются друг на друга.
Идя по лесу, мы то и дело вторгаемся в жизненное пространство несметного числа разных живых существ, пересекаем невидимые нами границы.
Мы среди них, часто совсем их не видя.
Мы рядом и совершенно раздельно: что важно для них совсем не важно для нас. Мы часто ничего об их жизни не знаем, а ещё чаще не хотим знать.
(Н.Сладков)
1. Введение
1.1. Актуальность темы
Человечество в течение тысячелетней эволюции привыкло потреблять природные ресурсы. До тех пор, пока такое природопользование не нарушало экологического равновесия в геосфере, проблемы охраны окружающей среды не существовало. Однако бурный технический прогресс ХХ века, внедрение новых технологий и расширение технических возможностей сформировали в обществе психологию вседозволенного потребления.
Природа – первооснова всякой красоты и величия. Мы не владыки природы. Мы её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей.
Экологически культурный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной и преобразованной среде.
Как отмечено в статье 18 Конституции РФ, принимаются меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и её недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды.
Необходима серьёзная переориентация умов. Важно научить людей экологически грамотному поведению, воспитывать заботливое отношение ко всему живому и его окружению. Т.е. востребован человек с новым экологическим сознанием.
Экологическое сознание – это та сила, которая может затормозить действие разрушительного механизма человека.
Сегодня жизнь диктует необходимость затрагивать эту проблему. В наше время все думают о хлебе насущном (живут одним днём), но нам жить дальше. Где и как мы будем жить нужно задумываться уже сейчас.
В данной работе затрагивается одна из насущных проблем – проблема загрязнения воздушной среды.
Загрязнение воздуха оказывает большое влияние на организм человека. Улучшение его является одной из актуальных проблем современной науки и практики. Главным для нас направлением, в разработке данной темы явилось
«Влияние городского транспорта на загрязнение воздушной среды и растительности вблизи автодороги».
1.2. Цели и задачи работы
Цель работы: выявить, как влияет городской транспорт на воздушную среду и травянистый покров, растущий вблизи автодороги.
Для реализации темы необходимо решить следующие задачи:
2. Антропогенное загрязнение окружающей среды
2.1. Загрязнения и их источники
Загрязнение – это внесение в какую-либо среду новых не характерных для неё веществ или превышение их естественного фонового уровня.
Регулятором загрязнения среды является изменение физических, химических и биологических характеристик атмосферы, гидросферы и литосферы, которое может оказать отрицательное влияние на жизнь самого человека и существование растений и животных.
Источники загрязнений:
1. Естественные (деятельность вулканов, землетрясения, ураганы, выделения бактерий, и т.д.)
2. Искусственные (промышленность, сельское хозяйство. Транспорт, отопление, и т.д.)
В результате действия искусственных источников изменяется состав атмосферы, гидросферы, загрязняется поверхность Земли, происходят необратимые изменения в биосфере.
Виды загрязнений:
1. Физическое: а) тепловое,
б) шумовое,
в) электромагнитное,
г) световое,
д) радиоактивное (радиационное),
е) вибрационное.
2. Химическое: а) химические вещества,
б) тяжёлые металлы,
в) диоксины,
г) пестициды,
д) аэрозоли,
е) пластмассы,
ж) вещества космического происхождения
з) СПАВ1.
3. Биологическое: а) биотическое (биогенное),
б) микробиологическое,
в) генно-инженерное.
В результате физического загрязнения изменяются физические параметры среды. Химическое загрязнение увеличивает концентрацию природных соединений в общем фоне или вносит в природную среду новые вещества, которых в ней ранее не было. Биологическое загрязнение приводит к появлению в природе новых организмов, не всегда нужных и полезных.
Все виды загрязнений отрицательно влияют на биосферу и здоровье человека (приложение 1), вызывая ряд тяжелых болезней, мутагенный2 и тератогенный3 эффекты (1).
Добывая руду и выплавляя из неё металл, сжигая и перерабатывая нефть, газ и уголь, создавая искусственные материалы, человек получает не только необходимые ему энергию, продукты и товары. Он неизбежно «производит» ещё сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм самого человека. Вблизи крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыри и свалки. К этому добавляются также электромагнитное и тепловое излучение, радиация, шум.
Основными источниками загрязнения атмосферы являются такие газообразные вещества, как SO2 (сжигание угля и нефти), H2S (химические производства, сточные воды), СО, СО2 (процессы горения и выхлопные газы автотранспорта), N0, N02 (процессы горения), NH3 (разложение отходов), углеводороды (процессы горения, химические производства), 03 (фотохимический смог4), а также соединения свинца (выхлопные газы автомобилей) и оксиды металлов (промышленность, электростанции)(1) .
Ежегодно сжигается около 9 млрд. т топлива (условного), что приводит к выбросу в атмосферу более 20 млрд. т СО2 и более 700 млн. т других соединений. Многие из этих веществ имеют высокую токсичность5(1).
Попадание их в атмосферу может вызвать и другие отрицательные последствия. Так, оксиды серы и азота, взаимодействуя с атмосферной влагой, образуют растворы кислот, в результате на поверхность выпадают кислотные осадки (дождь, снег, туман). Почва приобретает кислую реакцию, на ней не могут развиваться многие виды растений, а это приводит к нарушению экологического равновесия. Кислотные осадки также усиливают коррозию металлических изделий, приводят к преждевременному разрушению построек. Из-за кислотных дождей известный всем Акрополь в Греции разрушился за последние 30—40 лет больше, чем за все предыдущие годы своего существования. В закрытых водоемах увеличивается кислотность воды, что негативно влияет на их обитателей (рыб, моллюсков, водоросли и т. д.).
Углекислый газ задерживает тепловое излучение, которое идет с поверхности Земли в космос. Увеличение содержания СО2 в атмосфере может привести к парниковому эффекту — повышению температуры планеты. В результате парникового эффекта пустыни станут распространяться на север, растают полярные льды, вследствие чего повысится уровень Мирового океана и многие города, которые расположены на уровне, близком к уровню моря, могут оказаться под водой.
Соединения углерода с хлором и фтором, которые используются в промышленности, попадая в атмосферу, реагируют с озоном и способствуют разрушению озонового слоя, который играет защитную роль от УФ-излучения Солнца. В атмосфере образуются «озоновые дыры», т.е. толщина (плотность) озонового слоя уменьшается, что представляет опасность для жизни на планете. С другой стороны, за счет работы двигателей внутреннего сгорания у поверхности Земли может локально повышаться содержание озона (процессы фотохимического смога) (1).
Озон, углеводороды, оксиды азота и другие загрязнители под действием яркого солнца и в безветренную погоду могут вступать в химические реакции. В результате в атмосфере образуется смог. В самом общем виде, смог — это смесь газообразных загрязнителей, частиц пыли и капель тумана. Смог чаще всего образуется в больших городах и промышленных регионах. Он отрицательно влияет на растительный и животный мир, на здоровье человека, на состояние строительных и архитектурных сооружений.
2.2. Экологическая цена автомобиля
На протяжении всего XX века производство автомобилей стремительно возрастало. В 1998 г. по дорогам мира ездило уже 700 млн. автомобилей. Ожидается, что к 2030 г. это число достигнет двух миллиардной отметки.
Такое распространение автомобиль получил главным образом благодаря качествам установленного на нём двигателя. При сравнительно небольшой массе он развивает мощность, достаточную для быстрой езды, потребляя при этом не так уж много топлива: одной заправки хватает на 400—500 км. Двигатель готов к работе и летом и зимой.
Всё было хорошо, пока автомобилей не стало слишком много. В столицах развитых стран на каждую тысячу жителей приходится более 300 автомобилей; в Москве — 250 (а всего в российской столице 2,2 млн автомобилей). Очевидно, что при таком количестве машин лёгкий дымок, выходящий из выхлопных труб, загрязняет окружающий воздух настолько, что это причиняет ощутимый вред здоровью людей и природе. Среди множества различных газов и химических соединений, выбрасываемых автомобилем, есть и токсичные вещества. На некоторых московских магистралях в часы пик их содержание в воздухе превосходит предельно допустимые концентрации в десять и более раз. А по всей России выброс вредных веществ автомобилями уже в 1998 г. составил 11,8 млн тонн (4).(приложение 2)(10).
В цилиндрах двигателя происходит окисление мелкораспылённого и испарённого топлива кислородом воздуха с образованием тепла, углекислого газа (СО2) и воды. За тысячные доли секунды, отводимые на этот процесс при каждом такте работы двигателя, часть топлива не успевает сгореть. Продукты его неполного сгорания выбрасываются из выхлопной трубы в атмосферу.
Больше всего выделяется моноксида углерода (СО — угарного газа) и различных углеводородов, среди которых особую опасность представляет бензопирен — вещество, способствующее возникновению онкологических заболеваний. Кроме того, азот, входящий в состав воздуха, при высоких температурах и давлении, развиваемых в цилиндрах двигателя, реагирует с кислородом, образуя весьма опасные оксиды.
Дизели выбрасывают ещё и сернистый ангидрид (SO2) — при работе на топливе, в котором содержится много серы, а также твёрдые частицы, образующиеся при горении топлива в цилиндрах, и масляные аэрозоли. При больших количествах твёрдых частиц отработанные газы делаются видимыми — двигатель дымит.
Страны Европы ввели специальный закон, ограничивающий содержание в бензине свинца, но в России такого ограничения пока нет; в результате в безветренные дни концентрация загрязняющих воздух веществ на оживлённых магистралях намного превышает допустимый уровень. Свинец, попавший в атмосферу с выхлопами, быстро оседает вблизи от дороги. В полосе шириной 10—15 м вдоль трасс он накапливается в почве и растениях; на таких участках запрещено пасти скот и заготавливать сено (9).
В 13 городах и поселках Приморья ученые взяли пробы песка с детских площадок, расположенных вблизи дорог. Оказалось, что свинец присутствует даже в песочницах, а это прямая угроза здоровью малышей.
Стало очевидно: чтобы остановить загрязнение окружающей среды, необходимо вводить законы, ограничивающие выброс вредных веществ. В США и Японии, а затем и в европейских странах (в том числе и России) были установлены предельно допустимые нормы выброса для различных категорий автомобилей (4).
Первоначально законодательные ограничения вводились лишь на те вещества, которых выбрасывалось особенно много, и на наиболее ядовитые, а также на дымность и твёрдые частицы (сажу, пыль и т. д.). Но по мере роста числа автомобилей нормы ужесточались. Их устанавливает один из комитетов Европейской экономической комиссии ООН, вынуждая автомобилестроителей совершенствовать выпускаемую продукцию таким образом, чтобы уменьшить токсичность отработанных газов. С 2000 г. в России также установлены соответствующие европейским стандартам нормы на новые модели автомобилей (9).
Что же делается для того, чтобы обеспечить соответствие автомобилей современным, весьма жёстким нормам? Совершенствуются уже существующие двигатели, создаются новые, обеспечивающие более полное сгорание топлива.
На токсичность отработанных газов большое влияние оказывает сорт применяемого топлива и его качество. В настоящее время увеличивается производство бензинов без свинцовистых присадок, в дизельном топливе ограничено содержание серы, топливо из нефти заменяется более «чистым» сжатым природным газом.
2.3. Загрязнение атмосферы в г. Новосибирске
Уровень загрязнения воздуха в г. Новосибирске ниже среднего значения по стране (по величине индекса загрязнения атмосферы (ИЗА)), но систематически проводимые наблюдения за содержанием вредных примесей свидетельствуют о сложности сложившейся обстановки. При анализе статистики случаев превышения предельно допустимых норм (ПДК) обращает на себя внимание то, что практически в любой день года хотя бы в одном пункте за один срок наблюдения (чаще ночной, утренний или вечерний) наблюдается превышение ПДК хотя бы одной примеси. Необходимо отметить, что в Сибири вообще худшее по сравнению с европейской территорией России условия рассеивания выбросов, обусловленное особенностями циркуляции атмосферы. Индекс загрязнения атмосферы по Новосибирску за последние 10 лет снизился с 24,45 до 10,76, но особых причин для оптимизма мало, ибо столица Сибири все-таки осталась среди городов с высоким загрязнением атмосферы ( индекс низкого загрязнения - до 5).
Зимой практически во всех районах города бывает смог. Новосибирск - один из самых холодных городов-миллионеров в мире, поэтому городу без теплоснабжения не обойтись, а вместе с автотранспортом система теплоснабжения даёт 90% всех выбросов в атмосферу города.
Ежегодно в воздух, которым мы дышим, выбрасывается более 300 тонн вредных взвесей. Автомобиль сегодня является основным источником загрязнения городского воздуха, 71,4% от валового выброса токсичных и канцерогенных веществ, приходится на выхлопные газы машин, 11,8% выбрасывают ТЭЦ, котельные и печные трубы частных домов, 16,8% загрязнения из труб промышленных предприятий и других источников. Пыль, формальдегид, бензапирен, диоксид азота - вот далеко не полный перечень опасных веществ, которые попадают в лёгкие горожан при каждом вдохе. Число автомобилей в Новосибирске постоянно растёт и увеличивается в городе количество заболеваний органов дыхания, 34% взрослых и более 50% детей страдают от хронических и частых бронхитов и воспалений лёгких. Отрадно, что свинца за последние годы в автомобильных выхлопах стало меньше. Ежегодно его выбрасывалось в атмосферу и потом оседало на улицах города более 200 тонн. Свинец относится к высокому классу опасности, он влияет на центральную нервную систему и мозг, вызывает у детей такие страшные заболевания, как дебилизм, отставание в развитии, агрессивность. Источник свинца - этилированный бензин. В Европе и США отказались от него более 20 лет назад. Новосибирск - один из немногих городов России, который отказался от этилированного бензина. Экологи отмечают снижение количества свинца в снеге в 20 раз. Но в автомобильных выхлопах и в дыме ТЭЦ до сих пор присутствуют очень опасные элементы - окись азота и окись углерода. По хорошему, город должен быть разделён на промышленную зону и "спальные" микрорайоны. В Новосибирске все вперемежку. Близкое соседство ТЭЦ, предприятий и автодорог с интенсивным движением очень опасно. Поэтому жить с точки зрения экологов хуже всего в Центральном и Железнодорожном районах (Приложение 4). По мнению сотрудников Института химической кинетики и горения СО РАН первые ряды домов на улицах с интенсивным движением транспорта, например, на Красном Проспекте, находятся в зоне повышенного атмосферного загрязнения (7).
Новосибирск не рассчитан на такое количество автомобилей. Скорость перемещения автотранспорта по городу, особенно по его центральной части, существенно снизилась, пробки стали ежедневными. Такой режим движения приводит к увеличению автомобильных выбросов в 7-8 раз. "Модель каньона" городских магистралей не способствует быстрому рассеиванию вредных веществ. В безветренную погоду на Красном Проспекте фиксируется превышение ПДК по бензапирену в 10 раз. Бензапирен относится к 1 классу опасности и вызывает рак лёгких. Здания, расположенные вдоль оживлённых автомагистралей, принимают на себя "основной удар". Замеры показали, что весь "букет" вредных веществ оказывался внутри квартир и офисов уже через 2 часа после начала интенсивного движения транспорта. Более чистый воздух в Заельцовском и Ленинском районах, а лучше всего на общем фоне выглядят Академгородок, ВАСХНИИЛ и 3атулинский жилмассив (Приложение 4). Предприятия, максимально загрязняющие атмосферу: Стрелочный завод, ТЭЦ, Электровозоремонтный завод, Оловокомбинат (8).
Недавно за счёт реконструкции и установки нового оборудования снизили свои выбросы: ТЭЦ-3 на 60 тонн золы в год, издательство "Советская Сибирь" - на 2,3 тонны углеводородов, ПО "Сибсельмаш" - на 32 тонны и НПП "Сибгормаш" на 1,64 тонны, завод конденсаторов на 332 тонны твёрдых отходов (8).
Из атмосферы вредные вещества поступают в почву и накапливаются в растениях. Вокруг завода "Сибсельмаш", почва загрязнена свинцом (7 ПДК), медью (2 ПДК), цинком (1-2 ПДК);
По-прежнему существенный вклад в загрязнение почвы свинцом вносит автотранспорт, до 1-2 ПДК возле почти всех автомагистралей (8).
3. Объекты и методы исследования
3.1. Примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта
1. Недалеко от школы выбрать три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения.
2. На каждой из них определить участок дороги, протяженностью примерно в 100 м.
3. Подсчитать число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 мин. Умножить полученное число на 4 и узнать их численность за час (N).
4. Рассчитать общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 ч. S = Nx100 м.
5. Рассчитать количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин (R). R = SxK, где К — расход топлива на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных— 0,4 л.
6. Рассчитать количество выделившихся вредных веществ на выбранном участке дороги по бензину. Для этого воспользоваться такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л. угарного газа, 0,1 л. углеводородов, 0,04 л. диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 (!) раза меньше.
3.2. Исследование наличия свинца в травянистых растениях
Ход работы:
1. Собрать по 100 г растительных проб одного вида растений на разной удаленности от оживленной автомагистрали, например: у самой дороги; на расстоянии 10, 25, 50,100 м от дороги.
2. Измельчить растения и добавить к каждой пробе по 50 мл смеси этилового спирта и воды (т. е. водки). Тщательно перемешать, чтобы соединения свинца (а это главным образом — бромид свинца) перешли в раствор.
3. Отфильтровать.
4. Упарить экстракт до 10 мл.
5. Добавить его по каплям в свежеприготовленный 5% -ный раствор сульфида натрия. Черный осадок сульфида свинца укажет на наличие в экстракте ионов свинца. Обычно он закономерно уменьшается в зависимости от расстояния до дороги.
4. Результаты исследований
Для исследования загрязнения воздуха городским транспортом были выбраны три улицы:
В результате проведенных исследований и расчетов были получены данные, которые представлены в таблице:
Название улицы | Кол-во машин за 1 час (N) | Общий путь S=N*100м | Расход топлива на 1 км пути | Кол-во топлива, сжигаемого двигателями R=S*K | Кол-во вредных выбросов на 1 км пробега | Кол-во выделившихся вредных веществ |
ул. Титова | 1944 | 194,4 км | 0,1 л/км | 19,44 л | 0,74 л | 14,39 л |
ул. Пермская | 1392 | 139,2 км | 0,1 л/км | 13,92 л | 0,74 л | 10,3 л |
ул. Осипенко | 156 | 15,6 км | 0,1 л/км | 1,56 л | 0,74 л | 1,15 л |
Из полученных данных видно, что наибольшее количество газообразных веществ поступает в окружающую среду на улице Титова (14,39 л), незначительно меньше выбрасывается вредных веществ на улице Пермская (10,3 л) и наименьшее количество вредных веществ выбрасывается на улице Осипенко (1,15 л).
Произведенные расчеты являются приблизительными, т.к. нами не учитывались автомобили с дизельным топливом, которые выбрасывают в атмосферу в 4 раза меньше вредных веществ. Кроме того, величина вредных выбросов при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км (0,74) является средней, т.к. грузовые и легковые автомобили выбрасывают разное количество вредных веществ.
Для проведения опыта было собрано растительных проб по 100 г. одного вида растения пырея ползучего, произрастающего:
Растения были измельчены, и к каждой пробе было добавлено 50 мл смеси этилового спирта и воды (водки). Пробы тщательно перемешали, чтобы соединения свинца перешли в раствор. После чего экстракт был отфильтрован и упарен до 10 мл.
В шести пробирках был приготовлен 5% раствор сульфида натрия, в который по каплям добавлялся упаренный экстракт. Вследствие чего произошло выпадение черного осадка (сульфида свинца), что указало на наличие в экстракте ионов свинца.
Опыт проводился в 3-х повторностях. Полученные данные представлены в таблице 2.
Высота столба осадка
Расстояние от дороги | Высота столба осадка, мм | Средний показатель | ||
Проба №1 | Проба №2 | Проба №3 | ||
у дороги | 12 | 10 | 12 | 11,3 |
10 м | 10 | 9 | 11 | 10 |
25 м | 9 | 8 | 8 | 8,3 |
50 м | 5 | 4 | 6 | 5 |
100 м | 2 | 2 | 3 | 2,3 |
контроль | 0 | 0 | 0 | 0 |
Из полученных данных видно, что во всех пробах присутствует свинец. Причем с удалением от дороги высота столба осадка уменьшается закономерно, но незначительно. В контрольных пробах растений свинец не обнаружен. На основании таблицы были построены диаграммы.
Диаграмма №1. Высота столба осадка
Диаграмма №2. Средние показатели столба осадка
5. Выводы по работе
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Приложение
Химические загрязнители окружающей среды
Виды загрязнителей | Основные источники загрязнения | Возможное влияние на состояние окружающей среды и здоровье человека |
ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ | ||
Оксид серы (IV), сернистый газ SO2 | Сжигание топлива, металлургия | Изменение климата, «кислотные осадки». Обострение хронических заболеваний дыхательных путей: бронхиты, плевриты, бронхиальная астма |
Оксид углерода (IV), углекислый газ СО2 | Сжигание топлива, транспорт | Изменение климата, «парниковый эффект». Снижение работоспособности, повышение утомляемости, нарушение сна у человека |
Оксид углерода (II), угарный газ СО | Сжигание топлива, транспорт | Изменение климата, нарушение теплового баланса верхних слоев атмосферы. Ослабление мыслительных способностей, замедление рефлексов, сонливость, при передозировке — потеря сознания и смерть |
Оксиды азота NOX | Сжигание топлива, транспорт | Изменение климата, разрушение озонового слоя, «кислотные осадки», смог, усиление коррозии, увеличение концентрации нитратов (нитритов) в пищевых цепях и т. д. У человека усиление восприимчивости организма к вирусным заболеваниям, а также заболеваниям дыхательных путей: бронхит, пневмония |
Озон О3 | Фотохимические реакции в атмосфере | Изменение климата. Снижение сопротивляемости к простудным заболеваниям, обострение заболеваний дыхательных путей и хронических заболеваний сердца |
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) (бензопирен) | Химическая промышленность, сжигание топлива и мусора, транспорт, курение | Изменение климата, уменьшение озонового слоя, увеличение концентрации в пищевых цепях. Сильные канцерогены |
Хлорированные углеводороды (диоксины) | Химическая и целлюлозно бумажная промышленность, сжигание мусора, хлорирование воды | Изменение климата, уменьшение озонового слоя. Влияние на кровеносную систему, на наследственность, подавление ферментативной активности и иммунитета |
Другие галогенированные (F, Br, I) углеводороды (фреоны) | Химическая и холодильная промышленность, производство аэрозолей | Разрушение озонового слоя планеты, изменение климата. В зависимости от дозы возможны острые отравления и смерть. Канцерогенный, мутагенный и тератогенный эффекты |
Нефть | Нефтехимическая промышленность, разливы нефтепродуктов | Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой. Гибель морских организмов, птиц. Увеличение концентрации в пищевых цепях. |
Копоть, сажа | Сжигание топлива, транспорт | Канцерогены |
Тяжелые металлы и их соединения: свинец РЬ | Выплавка металлов, двигатели внутреннего сгорания, пестициды, придорожная пыль, почва вокруг предприятий и городов, вода и донные осадки | Увеличение концентрации в пищевых цепях. Интоксикация. Нарушение эндокринных функций, угнетение иммунных реакций, снижение умственных способностей, поражения центральной нервной системы (ЦНС), печени, почек, мозга, половых органов |
ртуть Нg | Добыча и производство, пестициды, сжигание органического топлива, небрежное обращение | Интоксикация, нервные расстройства, паралич, нарушения психики, психическая неполноценность новорожденных |
мышьяк As | Промышленное производство, пестициды | Интоксикация. Нарушение функций желудка, меланоз кожи, невриты и т. п. Канцерогены (рак легких и кожи) |
железо Fe | Промышленное производство, почва и вода в результате коррозии металлоконструкций и труб | Негативное влияние на репродуктивную функцию, сердце, сухость и зуд кожи, костную систему, язва желудка и 12-перстной кишки |
алюминий AI | Промышленное производство, предметы и посуда из алюминия. | Возрастание смертности (при концентрации > 0,5 мг/л), угнетающее действие на центральную нервную и иммунную системы детей |
Повышение доз минеральных удобрений: нитраты и нитриты | Удобрения, отходы животноводства. | Метгемоглобинемия (неспособность гемоглобина переносить О2, кислородное голодание) |
фосфаты | Удобрения, моющие средства | Зарастание водоемов, снижение в воде содержания О2, гибель организмов |
пестициды (фосфороорганические соединения — ФОС) | Сельское хозяйство | Накопление в пищевых цепях. Интоксикация. Канцерогенный, мутагенный и тератогенный эффекты, нарушение функций нервной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения |
Приложение 2
Загрязняющие вещества в выхлопных газах дизельного и бензинового двигателя
Топливные отходы | Дизтопливо | Бензин |
СО | 0,01—0,5 % | 0,1—8,0% |
СН | 100—500 млн -1 | 200—4000 млн -1 |
NOX | 500—5000 млн -1 | 0—5000 млн-1 |
сажа | 0—20000 мг/м3 | 0—100 мг/м3 |
PL | 0 | 0—60 мг/м3 |
SO2 | 0—0,015 мг/м3 | 0—0,003 мг/м3 |
Приложение 3
Понятие и условные сокращения
1 СПАВ — синтетические поверхностно-активные вещества (моющие средства, стиральные порошки и т. д.).
2 Мутагенный эффект — наследственные изменения (мутации) в организме.
3 Тератогенный эффект — повреждение зародыша с возникновением аномалии и пороков развития.
4 Фотохимический смог — результат процессов, происходящих, как правило, в атмосфере больших городов при участии солнечного излучения. Служит источником появления озона в нижних слоях атмосферы.
5 Токсичность — свойство вещества вызывать отравление организма.
6 АПЛ — атомная подводная лодка.
7 дБ — децибел; бел — единица уровня интенсивности звука.
Приложение 4
Экологическая обстановка г. Новосибирска
Условные обозначения:
- экологически чистые районы
- районы низкой степени загрязненности
- районы высокой степени загрязненности
Приложение 5
Схема исследуемых участков
6. Список литературы
Рисуем акварельное мороженое
Крутильный маятник своими руками
Мать-и-мачеха
Снег своими руками
Прекрасная химия