• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальный проект «Правильная осанка – здоровый школьник»

Опубликовано Золотова Ольга Владимировна вкл 25.10.2021 - 12:23
Золотова Ольга Владимировна
Автор: 
Царегородцева Варвара и Смирнов Алексей

На современном этапе акутуальной проблемой здоровья подростков и младших школьников стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Социальный проект187 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Поздеевская ОШ

Социальный проект

«Правильная осанка – здоровый школьник»

                                                                                                   Выполнили:

                                                                                                   Обучающиеся  4 класса

                                                                                                   Царегородцева Варвара

                                                                                                   Смирнов Алексей

                                                                                                   Руководитель:

                                                                                                   Золотова Ольга Владимировна

                                                                                                   учитель начальных классов

2018-2019 уч.г.

«Правильная осанка – здоровый школьник»

    Цель:

Показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его внутренних органов.        

Задачи:

  1. Рассмотреть причины возникновения искривлений позвоночника в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  2. Охарактеризовать виды заболеваний связанные с возникновением нарушений осанки тела.
  3. Рассмотреть методику исследовательской работы по выявлению деформации позвоночника.
  4. Обосновать основные методы профилактики искривления позвоночника.

    На современном этапе актуальной проблемой  здоровья у  подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя. В 6-9 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника?

           В борьбе за правильную осанку важно сделать ребенка нашим союзником. Давайте поможем ему захотеть быть стройным. Только никаких лекций! Они нам вряд ли помогут. Лучше подведем к этой мысли ребенка самостоятельно.

           Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Многие наши одноклассники занимаются физкультурой только на уроках в школе и совсем не занимаются спортом во внеурочное время. Они очень много времени уделяют просмотру телевизионных передач и работе с компьютером. При этом у них возникают головные боли, теряется  тонус спины, развивается сутулость, происходит нарушение осанки.

Строение скелета человека

Скелет человека включает более 200 костей. Вместе с мышечной системой и суставами скелет образует опорно-двигательный аппарат человека. Он выполняет опорную функцию, заключает в себе костный мозг, служит хранилищем важнейших минералов, защищает внутренние органы от механических повреждений.При движении скелет выполняет лишь пассивную роль, тогда как активная роль осуществляется мышцами, прикрепленными двумя концами к разным костям. Масса скелета составляет в среднем 1/5-1/7  массы тела.

Выделяют осевой скелет, в который входит череп, позвоночный столб, кости грудной клетки и добавочный скелет, объединяющий кости верхних и нижних конечностей.

 Позвоночный столб формируется в процессе эмбрионального развития вокруг спинного мозга: образуется костный канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночный столб выполняет одновременно несколько функций: он защищает спинной мозг, является опорой для мышц, органов и тканей туловища, поддерживает голову, участвует в образовании стенок грудной и брюшной области таза.

Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков. Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков. Сросшиеся крестцовые и копчиковые позвонки образуют соответственно крестец и копчик. Размеры и масса позвонков увеличивается сверху вниз в связи с возрастающей на них нагрузкой

                                           Появление изгибов позвоночника

Позвоночный столб у новорожденного почти прямой. В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы (выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.  

      Появление изгибов связано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам, которые связаны с силой земного тяготения. Ребенок пытается поднять голову - появляется шейный лордоз. Это первая антигравитационная реакция организма, она наблюдается в начальные три месяца жизни. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз, вторая антигравитационная реакция, которая формируется в шесть месяцев. Ребенок делает попытки ходить - возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам.

Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность. Соединение позвонков представлено межпозвоночными суставами, дисками, связками. Суставы образованы суставными отростками, диски залегают между телами позвонков и состоят из пружинящего студенистого ядра и замыкающего фиброзного кольца. Две продольные связки проходят по передней и задней поверхности тел всех позвонков. Такая конструкция придает позвоночнику прочность и одновременно гибкость, а также  подвижность при малой амплитуде движения каждой пары позвонков.    

Причины нарушения правильной осанки тела

           Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы.

  1. Искривления позвоночника,  возникающие в младенческом возрасте, при этом действие родителей по отношению к ребенку опережают его физическое развитие.
  2. Искривление позвоночника может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез,  механических травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения.
  3. Искривление позвоночника может возникнуть в школьный период, когда окостенение скелета только на 65%  и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован.

В школьный период меняется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения его ждет сидение долгими часами в вынужденной позе. Ко всему этому еще присоединяется  и умственная работа. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга,  что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.

Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое,  у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат:  одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное  питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани.

Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени школьник проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы, а так как  скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Происходит снижение материальной насыщенности костной ткани, наблюдается отрицательный кальциевый баланс, задерживается развитие и формирование организма. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.

                Виды искривлений позвоночника.

Клиника течения заболеваний.

 Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками:

  1. Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры.
  2. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
  3.  Изгибы позвоночника умеренно выражены.
  4. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.
  5. Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая.
  6. Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.
  7. Симметричное расположение ягодичных складок.
  8. Одинаковая длина нижних конечностей.
  9. Правильное положение стоп.

При отклонении от этих характеристик, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника.

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена.

Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают  легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом   живот становится выпуклым, появляется его округлость. При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

          Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков.                                           Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении  мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Условный рефлекс у учеников повторяется, поза становится привычной. При сколиозах возникают утомления спины, головокружения, происходят боковые защемления органов дыхания, затрудняются акты вдоха и выдоха, появляются сердечно-сосудистые заболевания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца.

     нормальное                     сколиоз                   нормальное              лордоз                   кифоз

      положение                                                       положение

Искривление позвоночника

Методика проведения исследований.

Данные исследований

Обследование проводилось группой ребят. Ребята следили за развитием и  состоянием опорно-двигательного аппарата учеников 2008-2011 годов рождения. Всего обследовали 9  учеников.

Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника.              

Определение лордозов.

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.

Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника.

Определение кифозов.

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Методика определений бокового искривления позвоночника.

Определение сколиозов.

Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток  слева и справа до  отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.

Итоги обследований учащихся МБОУ Поздеевская ОШ

Год рождения

Кол-во

уч-ся

класс

Заболевания

сколиоз

лордоз

кифоз

 

всего

2008-2009

2

       4

        1

-

-

1

2009-2010

3

3

1

-

1

2

2010-2011

4

2

2

-

-

2

Итоги обследований опорно-двигательного аппарата у школьников показывают, что физическое состояние учащихся  ухудшается из года в год.

Профилактика и лечение заболеваний  позвоночника

    Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением. Заботиться об осанке тела  ребенка необходимо с рождения.

Для этого надо правильно научить его ползать, вовремя учить сидеть и ходить  В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.

Постепенно с возрастом ученик  должен самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, развивать свою мускулатуру и скелет. Для правильного формирования  осанки и тела  разработаны специальные упражнения, которые хорошо развивают опорно-двигательную систему. Положительно влияет на развитие позвоночника  ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика, прогулка на свежем воздухе.                                                                          

Необходимо следить за рационом питания подростка, у него должна быть в меру жесткая постель, удобная одежда и обувь. Необходимо правильно организовать рабочий уголок ученика, должно быть хорошее освещение комнаты, ученические парты должны быть удобными и соответствовать росту ребенка. Портфель ученика не должен быть перегружен.

Методы лечения  позвоночника зависят от степени  тяжести заболевания. Самые тяжелые формы искривлений позвоночника лечатся только с помощью хирургического вмешательства. Заболевание средней тяжести искривлений позвоночника можно вылечить при ношении определенных корригирующих корсетов, посещение  физиолечений, электрофорезов, в завершении лечения  врач назначает  массажи, лечебную гимнастику. Такой процесс лечения затягивается на долгое время, поэтому иногда это проходит в специализированных школах – интернатах.

I-ую и II-ую степень заболевания позвоночника можно вылечить, если устранить неблагоприятные факторы в жизни ученика, которые способствуют возникновению неправильной осанки.  Для этого необходимо правильно организовать двигательную активность, посещение уроков физического воспитания в школе, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой 2-3 раза в неделю в кабинетах лечебной физкультуры под руководством врача (комплекс упражнений по корригирующей гимнастике прилагается), специализированный массаж для позвоночника и мышц тела, разгрузить позвоночник от ношения тяжестей. Весь цикл повседневных нагрузок включает в себя шесть базовых движений - это правильно сидеть, стоять, опираться, подниматься, наклоняться и тянуться. Если точно выполнять эти движения, можно полностью избежать проблем с позвоночником.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА

1.  Исходное положение, стоя на носках ,с поднятыми вверх и сцепленными в замок

руками; производят покачивания туловищем из стороны в сторону.

2.   Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, затем то же в другую сторону.

3.   Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.

4.   Исходное положение,  стоя,  ноги на ширине плеч;  поднимают вверх руки и одновременно, наклоняя туловище в противоположную сторону, другую руку заводят за спину; повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону,

5. Стоя боком к стене и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, производят усиленный наклон в бок.

6.  Исходное положение, стоя на одном колене, руки на поясе; одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону.

7.  Исходное положение, лежа на животе; разводят руки в сторону и одновременно прогибаются.

8.   Исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед; приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног.

9. Лежа на животе, вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.

10. Исходное положение, стоя на четвереньках; поднимают одну руку и одновременно вытягивают   назад   противоположную   ногу,   затем   возвращаются   в   исходное положение, повторят несколько раз, меняя положение рук и ног.

11. Исходное положение, сидя на подогнутых под себя ногах; поднимают вверх руку, прогибаясь,  и одновременно выдвигают назад противоположную  ногу,  затем возвращаются в исходное положение.

12.     Исходное    положение,    стоя    на    четвереньках:    поворачивают    туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходное положение; повторяют

несколько раз в одну и другую стороны. 13-14, Стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед

руки, затем подтягивают их к коленям. 15. Асимметричный вис на стенке - одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута. 16-17. Ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая

одновременно ногу.

18.  Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника,  одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову.

19.  Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления     позвоночника,     производят     наклоны    туловища    в     сторону, противоположную искривлению.

20.(3аключительное упражнение)- лежа на спине, вытягивают руки вдоль туловища.

Заключение

Красивая фигура и правильная осанка тела - это необходимое условие для    нормального развития организма и полноценного функционирования всех его систем органов.

Для того чтобы иметь красивую фигуру и правильную осанку тела, необходимо постоянно следить за формированием и развитием опорно-двигательного аппарата, а для этого необходимо заниматься спортом, посещать бассейн, уроки физкультуры, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.

Красота человека  должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе, он уверен в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения.  Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника  внутренние органы.

Список литературы

  1. Васильев З.А. "Резервы здоровья" Санкт-Петербург, изд. "Медицина" 2009г,        стр187-190.
  2. Геппе Н. А. "Детские болезни"  Москва, издательство "Русский врач" 1997 г. стр. 50-53
  3. Гласс Дж. "Жизнь до 180 лет" Москва, издательство "Физкультура и спорт" 1991 г. стр. 35-39
  4. Гукасова  Н.А. "Лечебная физкультура в системе комплексного лечения сколиоза", Москва, "Медицина" 2010г.  стр. 195.
  5. Нордемар Р. "Боль в спине" Москва изд. "Медицина" 1991 г. стр. 31; 58.
  6. Обреимова Н.И. "Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и  подростков", Москва,  изд. "Академия" 2000 г. стр. 331-333.
  7. http://www.za-partoi.ru/
  8. http://veselajashkola.ru/
  9. http://www.diets.ru/


Поделиться:

Пчёлы и муха

Ручей и камень

Солдатская шинель

Тигрёнок на подсолнухе

Дерево в снегу