• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Семантика и функционирование широкозначного глагола «machen» в немецком языке.

Опубликовано Чиковкина Наталья Александровна вкл 02.11.2021 - 14:24
Чиковкина Наталья Александровна
Автор: 
Долгополова Евгения

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semantika_i_funktsionirovanie_shirokoznachnogo_glagol_machen_v_nemetskom_yazyke.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Семантика и функционирование широкозначного глагола «machen» в немецком языке.

Долгополова Евгения, группа 18-31 ТМ

Руководитель: преподаватель немецкого языка Чиковкина Н.А.

Данная работа посвящена исследованию семантики и функционирования широкозначного глагола  «machen» в немецком языке.

Проблема слов широкой семантики за последнее время получила достаточно широкое освещение в работах разных авторов. Рассмотрение данной проблемы началось еще в 50-е годы прошлого столетия, когда впервые было выделено  явление широкозначности, но и сейчас еще остается немало вопросов, требующих своего решения. Понятие широкозначности, или эврисемии требует определение места этого лексико-семантического явления в языковой системе, что, в свою очередь, невозможно без целостного, системного подхода к широкозначным словам.

Широкозначность языковых единиц определяется, как способность слов соотноситься с понятием широкого объема и сужать свой объем смыслового содержания за счет лексического окружения. Характерной особенностью данного лингвистического феномена является неопределенность и расплывчатость, что становится непосредственным результатом ''емкости'' и, в то же время, ''гибкости'' значений широкозначных слов.

Объектом настоящего исследования являются функционально-семантические особенности глаголов широкой семантики в немецком языке.

Предметом исследования являются особенности функционирование глагола  «machen»  в системе немецкого языка.

Актуальность темы заключается в определении специфики функционирования  глагола широкой семантики «machen» в немецком языке.

Цель исследования заключается в проведении комплексного изучения   широкозначного глагола действия в немецком языке, в выявлении специфики функционирования глаголов широкой семантики.

Достижение цели предполагает решение следующих конкретных задач:

  • изучить теоретическую литературу по проблемам широкозначности;
  • уточнить определение понятия "широкозначность;
  • выявить критерии разграничения понятий "широкозначность" и "многозначность";
  • уточнить семантику и функциональные возможности   широкозначного глагола  «machen»  в немецком языке;
  •  исследовать фразеологические единицы с глаголом «machen».  

Для решения поставленных задач и достижения цели в работе применяются следующие методы исследования:

  • описательный с использованием приемов наблюдения, классификации и интерпретации исследуемого материала;
  • элементы компонентного анализа;
  • контекстуальный анализ, являющийся основным при определении смысловой структуры глагола действия;
  • функциональный анализ и элементы дистрибутивного анализа.

Основным материалом исследования послужили лексикографические источники: толковые и этимологические словари Дудена, Клаппенбах, Варига, немецко-русских словарей Лепинг, Страховой и др., К. Лейна, Д.Г. Мальцевой и др., словари синонимов, двуязычные фразеологические словари, словари пословиц и поговорок.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней проводится анализ   широкозначного глагола действия в немецком языке с учетом семантического и  функционального аспектов, определяется степень его широкозначности.

Теоретическая значимость обусловлена исследованием широкозначного   глагола действия, расширением представлений об особенностях его функционирования в речи.

В настоящее время существование широкозначности (эврисемии) как особой лексико-семантической категории признано многими лингвистами.

Исследуя вопросы широкозначности, лингвисты по-разному называют данное явление. В лингвистической литературе встречаются следующие термины: "слова широкой семантики", "слова с широким значением", "слова с широкой понятийной основой", "номинация широкого семантического охвата", "диффузы", "слова-губки".

Самое общее определение широкозначности как разновидности лексической семантики звучит как высокая степень обобщения, объединяющая слова с широкой понятийной основой.

На основании семантического принципа выделяются прямое и переносное значение, которое в свою очередь подразделяется на широкие и узкие значения, на конкретные и абстрактные.

По мнению исследователей, широкозначным словам характерны синкретизм (нерасчлененность значения), полиденотативность, десемантизация, синсематизм, полифункциональность, высокая частотность употребления.

Глагол «machen» имеет вне контекста одно значение - делать, производить, изготавливать, производить, т.е. совершать какое-то действие, которое будет иметь конкретный результат. Исследователи относят его к "фундаментальным глаголам действия". В речи это действие уточняется:

  • das Essen machen - готовить еду
  • Staub machen - поднимать пыль
  • sich einen Anzug machen lassen - отдать шить костюм
  • die Aufgabe machen - выполнять задание
  • ist nichts zu machen - ничего не поделаешь 
  • Anfang machen - начинать что- то делать
  • was macht dein Bein? - как поживает твоя нога?
  • Angst machen - пугать кого-либо
  • Bett machen - убирать кроватьmachen - мастерить столы
  • Spaß machen - шутить usw.

Легко заметить, что все эти уточненные значения представляют собой вариации общего широкого, а их реализация зависит от контекста и проходит так же, как и в случае многозначного слова. По сути, общее широкое значение в глаголе «machen» остается неизменным, уточняется только способ или результат "действия" в зависимости от сочетания, в котором используется глагол.

По своему значению и выполняемой в предложении роли глаголы делятся на: смысловые, вспомогательные, глаголы-связки и модальные глаголы. Глагол «machen» может относиться к смысловым глаголам, которые имеют самостоятельное значение и употребляются в предложении в роли простого глагольного сказуемого. Этот же глагол относится и к вспомогательным глаголам и как каузативный глагол. Приведем примеры всех перечисленных свойств глагола «machen»:

1. Как смысловой глагол он является двухвалентным:

  • Aus den Äpfeln machen wir Saft.
  • Es ist dunkel, machen Sie bitte Licht.
  • Die Kinder machen immer viel Lärm.

2. Как элемент аналитической глагольной лексемы выполняет чисто грамматическую, можно сказать, служебную функцию:

  • sich auf die Reise machen
  • abreisenBekanntschaft machen
  • kennen lernenEnde machen
  • beeendenetwas Gebrauch machen
  • etwas gebrauchen

3. Может быть и как каузативный глагол:

  • Das machte mich lachen;
  • sich reden machen;
  • j-n fürchten machen.

Анализ словарных статей глагола "machen" в различных словарях, семантической структуры, сочетаемости и фразеологизмов глагола привел к следующим выводам:

1.  Глагол «machen»  по своей семантической природе неоднозначен.

2. При разграничении вариантов значения глагола «machen» был использован дистрибутивный метод, предполагающий описание его синтаксического и лексического окружения. В словарях выделяется от 18 до 25 вариантов значения глагола «machen». Фактически, они лишь иллюстрируют сочетаемость глагола «machen» с конкретными лексическими единицами в каждом отдельном случае. Анализ показал, что глагол «machen» имеет большое количество вариантов значений и как простой, и составной глагол, а также как основа фразеологических образований.

3. В силу своей широкозначности глагол «machen» образует большое количество фразеологических словосочетаний (332). Анализ словосочетаний с глаголом «machen» по степени их фразеологичности показывает, что эти сочетания имеют различную степень фразеологичной связанности cо значениями компонентов, а также различный характер значения, возникающего в результате взаимодействия компонентов структуры.


Поделиться:

5 зимних аудиосказок

Снегири и коты

Прекрасное далёко

Ласточка

Осенняя паутина