Исседовательская работа по лингвистике о причинах сквернословия и пути решения проблемы в школе
Вложение | Размер |
---|---|
o_skvernoslovii.doc | 200.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ингалинская средняя общеобразовательная школа»
НОУ «Рассвет»
Учебно – исследовательская работа
по русскому языку
«О сквернословии»
Автор Камкина Ольга, ученица 8 класса
Руководитель Сысова Валентина
Александровна,
учитель русского языка и литературы
Ингалы 2015
Оглавление
Вступление
Глава I. Что такое сквернословие?
§ 1 Понятие «сквернословие»
§ 2 История возникновения сквернословия
§ 3 Что такое сквернословие
§ 4 Сколько всего слов составляет матерный язык
§ 5 Стадии зависимости от мата
§ 6 Наука о влиянии матерной речи на человека
§ 7 Отношение государства
Глава II. Школьники и сквернословие
Заключение
Список литературы
Введение
«Красота», «любовь», «солнце», «очаровать», «великолепный», «щедро», «мир» - слова, знакомые нам с детства. В каждом из этих слов скрывается свой определенный смысл. Глядя на солнце, мы радуемся его теплу, блеску и восклицаем: «Да будет солнце!» Отдыхая на берегу реки, мы наслаждаемся красотой, величием русской природы, и из груди вырываются слова гордости и ликования: «Это все моя Родина!»
Прекрасен, многообразен, богат, велик русский язык. Любое движение души, порыв чувств можно передать при помощи слова. Но наряду с прекрасными, добрыми словами русского языка, несущими свет, тепло, слышим и другие, пагубно влияющие на человека. Это нецензурные, бранные слова…
Сквернословие – социально опасная проблема нашего общества, наряду с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. Мат делает нашу речь отвратительной. К сожалению, такие выражения неприятно слушать и слышать.
Среди пороков, распространенных в наше время, не последнее место занимает употребление в речи непристойных слов.
В наше время проблема сквернословия является актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему люди, учащиеся используют в разговорах такие слова и с какой целью.
Цель работы:
Задачи:
Методы работы: анкетирование, лингвистический анализ речевой ситуации, метод сплошной выборки.
Объект исследования: речь учащихся школы.
Предмет исследования: бранные слова.
Участники исследования: учащиеся 5 - 11 классов.
Гипотеза:
Возможно, скверные слова появляются в речи школьников потому, что они подражают старшим.
Глава I
Что такое сквернословие
§ 1 Понятие сквернословия
Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля сказано: "Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное". Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.
Это определение – результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие – тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго.
Во всём мире известно, что Русский язык — один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния», и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.
Причём матерные выражения человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы, а ведь это как раз является признаком духовной слабости. Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского: «Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят,– не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословного... Известно, что в хмелю первым делом связан и туго ворочается язык во рту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у всякого не как стелька пьяного человека, почти удесятеряется. А потому естественно, требуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворять этим обоим, противоположным друг другу состояниям... ».
Академик Д. С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.
Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.
Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.
§ 2 История возникновения сквернословия
Существует множество гипотез истории возникновения и происхождения такого явления как русский мат. Одни считают, что корни мата следует искать в дохристианском язычестве славянских народов, другие обнаруживают в матерной брани языковые заимствования с тюркского языка, делая выводы о татаро-монгольском происхождении многих бранных выражений. Но большинство специалистов сходится в одном: мат, или, выражаясь научным языком, «обсцесная лексика», в изначальном своем происхождении и употреблении носила магический характер! Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Любопытны наблюдения, вынесенные из изучения русской бранной лексики лингвистом В. Мокиенко. В привычной и воспринимаемой порой как «шутливая», «добродушная» повседневной брани можно обнаружить следующие пласты:
1. Посулы к какому-либо демоническому персонажу, олицетворяющему зло.
2. Пожелание зла и неудачи.
3. Выражения, прямо именующие «способ» наказания того человека, к которому обращено заклятие.
Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.
Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства (не зря же в нашем языке сохранилась корневая близость слов «мат» и «мать», проявляющееся в простонародном выражении «ругаться по матери», т.е. по «матерному»), позволяет проследить его языческое происхождение. В исследовании Б.А. Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, ее связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений. На Руси говорили: «У человека четыре матери — кровная мать, что на свет породила, Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины. Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято.
В средневековье языческое наполнение матерной брани изменяется на «антихристианское», богохульное. Из магической формулы матерная брань превращается в «язык дьявола», «бесий язык», посредством которого изъясняются одержимые, невменяемые. Это другой язык, где слово «логос», перевернуто, извращено. Здесь, в отличие от Евангелия, где «в начале было Слово», - мат, это слово «в конце» - в смерти, грехопадении, отречении, во всем комплексе мыслимых и немыслимых грехов, нарушающих все человеческие представления и запреты.
Матерная брань, согласно данному комплексу представлений (которые отражаются как в литературных текстах, так и в языковых фактах), - это «песья брань»; это, так сказать, язык псов или, точнее, их речевое поведение, т.е. лай псов, собственно, и выражает соответствующее содержание. Иначе говоря, когда псы лают, они, в сущности, бранятся матерно – на своем языке; матерщина и представляет собой, если угодно, перевод песьего лая (песьей речи) на человеческий язык. Но – только как метафора. Потому что псы не «бранятся», или, по крайней мере, бранятся не всегда. Они просто так «разговаривают». Другое дело, что в пределах собственно «человеческой» территории их речь, как и прочие формы свойственного им поведения, не может восприниматься иначе как брань. И матерщина не есть перевод песьей речи на человеческий язык. Она сама и есть – песья речь. Еще одно подмечено большинством исследователей, но никем до сей поры удовлетворительно не объясненная особенность матерной речи - склонность большинства говорящих «на мате» вставлять едва ли не после каждого «смыслового», «человеческого» слова матерное слово или целую матерную конструкцию.
В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Соборное Уложение 1649 г. открывает статья: «Буде кто иноверцы какия ни буди веры, или русский человек возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Богородицу и присно Деву Марию, или на честный крест, или на святых Его угодников – и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь». При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В дневниках знатока русской души писателя Федора Михайловича Достоевского есть великолепная зарисовка. Группа мастеровых, среди которых Достоевский случайно оказался, в течение получаса передавала «...все мысли, ощущения и даже целые глубокие рассуждения одним лишь названием этого существительного, до крайности к тому же немногосложного».
Законодательные памятники петровского времени – Воинский, а затем, с незначительным дополнениями, и Морской Уставы – уточняли предметы христианского поклонения, брань которых расценивалась как богохульство, и разграничили «умышленное» и «легкомысленно» богохульство, сохранив в целом самые тяжелые формы наказания за подобные преступления: «Кто имени Божие хуление приносит и оное взирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым Таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьяном или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен и отсечена глава будет» (Морской устав, кн. 4, гл.1, п. 2).
По словам исследовавшей данную тему Е. Смилянской, на основании 133 дел о богохульстве и кощунстве в России XVIII в. можно заключить, что большинство преступлений «богохульников» состояло в пьяной брани или ругательстве в состоянии аффекта, когда в бранную речь включались упоминания святых, Церкви, креста, Всевышнего, Богородицы.
Известны примеры, когда смертной казни за матерную брань и кощунство подвергались даже духовные лица. Так, протопоп Екатеринбурга Иван Федосьев в 1738 году на Святой неделе пришел с образами в дом екатеринбургского секретаря Кузнецова и там на свою беду повстречался с лютеранином ректором Штерманом. Возник спор. Поп Иван спросил: «Ты бусурманин и …(непечатное слово)?» Штерман ответил: «Не подобает пьяному с иконами по улице ходить!» Поп Иван: «Которое-де лучше, пьяницей быть или блудником?» Штерман: «Пьянство более грех от того, что от пьянства многие злодеяния происходят, и надлежал тебе быть зерцалом народу (примером поведения –Ред.), а ты хуже скота… Смотри, Богородица пред тобой стоит (икона), а ты скверные и непристойные слова говоришь». Тут разъяренный протопоп произнес: «Что мне Богородица…» (и выбранился). Секретарь Кузнецов донес, и дело рассматривалось Тайной канцелярией. В ходе следствия протопоп Иван Федосьев ссылался на меланхолическую болезнь, что был пьян и ничего не помнит, но казнен 21 сентября 1738 года.
Примечательно, что в XVIII в. обвинение в богохульстве выдвигалось даже в случае критического высказывания о плохом пении и чтении в церкви. Например, православных Иван Липа, вернувшись из церкви, пожаловался соседке на несогласное пение: «в церкви пели, аки собаки лаяли». Такие слова доносительница назвала «богохульными». Купец Федор Чутчуев обвинялся в том, что, вспоминая о посещении Воскресенского монастыря в Москве, сказал, что Херувимскую там пели «по-бесовски». За эти слова, произнесенные «в состоянии меланхолии», купец был наказан плетьми».
После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная. Молоденькие девушки, выходящие из дверей филологического факультета МГУ, часами, не повторяясь, демонстрировали свои способности в сквернословии. Налицо нравственная деградация нашего поколения. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно.
Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. А так ли он безобиден?
Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них - представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Кстати, имея столь древнюю историю, лексика далеко невсегда осознавалась как неприличная. Например, одно из самых распространенных в наши дни ругательств - нецензурный синоним проститутки и производные от него слова свободно проникали в книжные источники еще в конце XVII века. Однако постепенно эти слова стали восприниматься как "срамные" и в 1730 году, как говорят специалисты, были запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом.
Второй миф, в чем-то противоположный первому, - убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Мол, уже в глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики даже в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно, у восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба, как источник урожая.
Да, на русских свадьбах пели корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь - однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные. И только по отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской культуры на лексику "телесного низа" был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что "черт матюгов боится", мог для "обереги" использовать нецензурную лексику.
Сквернословие имело своей целью привлечь к себе нечистых духов, разжигающих плоть, возбуждающих похоть и страстные низменные влечения в человеческой душе. В некоторых культах сквернословие служило своеобразной словесной жертвой для злых сил. В V в. н. э. в Древней Греции сквернословие составляло часть трагических представлений, так называемой драмы сатиров, лесных демонов, поносящих богов. Естественно, с зарождением христианства в I в. н. э. поклонники этих и других языческих культов обрушились с бранью на христианские святыни. Они норовили нагадить в храмах, осквернить священные объекты поклонения или хотя бы опохабить их словом. Им и уподобляется сквернословец, изрыгающий словесный «понос» из своих уст.
Ругательства, связанные с глаголами движения: «иди..», «пошел…», «катись на…» в просторечии обозначают действие, выражаемое словосочетанием «послать матом». Если перенести оценку этого действия из филологической плоскости в религиозную, то «послать матом» будет ничем другим, как выражением акта заклятия. «Иди» или «пошел», как глагольные формы, есть обычное вступление магических заговорных формул: «я хочу, чтобы ты пошел туда-то», «чтобы с тобой сделалось то-то». Иначе говоря, ругательство - это проклятие. Такое же значение имеет и, так называемая, «божба» (от божиться - обещаться, клясться именем Бога) как действие, направленное не на другого, а на себя. При божбе Имя Божие не просто употребляется всуе, а святотатствуется, поскольку подвергается различной смысловой хуле. Часто, особенно в пьяном и невменяемом состоянии, божба и ругань, - являют собой акты богоотречения. Человек, утрачивающий над собой контроль в ругани и божбе, никогда не утрачивает его абстрактно. Утрата контроля означает овладение волей человека кем-то другим, в данном случае бесами. Утрата воли есть одержимость, и нередко в пьяной брани опустившегося человека мы слышим жуткие гимны богоотступничества, древние формулы проклятия в адрес Создателя, многотысячелетнюю ненависть падших духов.
§ 3 Что такое сквернословие?
Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат?
Заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А.Олянин провел целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. «Если сравнить родную лексику с мощным водным потоком, то мат — это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи», — полагает ученый. Исследователь пришел к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами.
Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь-Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. И тогда, когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого и что почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери-Церкви, против Матери Божией. И недаром в русском народе матершинников издавна называли богохульниками.
Православные верующие знают, что Богородица особо просит у Господа спасения Руси, ибо Русь является одним из Её уделов на земле. Но, молясь за Православную Русь, Пречистая Дева, разумеется, не поминает в Своих молитвах тех, кто сквернословит. Она не может молиться за тех, кто ругается матом.
Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке, и все, для кого «мат» и «матерь» едины, должны помнить, что они добровольно служат сатане. Дьявольские силы, устремившиеся погубить Православную Русь, делали и делают всё, чтобы народ наш сам себя осквернял. Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - человеческий язык.
Также гнусно поступает и тот, кто в качестве ругательства использует наименование церковнославянской буквы, намекая тем самым на похабное слово, также начинающееся с этой буквы. Казалось бы, это даже не ругательство, а всего лишь наименование буквы, только намек на дурное слово. Однако не все знают, что святые просветители Земли Русской, братья Кирилл и Мефодий, ввели эту букву в славянскую азбуку, чтобы начертание ее напоминало о крестной смерти апостола Андрея, близкого друга и ученика Иисуса Христа. Святой Андрей был распят язычниками на косвенном кресте, имеющем форму буквы X, на нем он и окончил свою земную жизнь. Апостол Андрей учил в Крыму, водрузил крест на горах Киевских, в месте, где через 900 лет русичи крестились, и, по преданию, дошел до Валаама. Поэтому он в течение десяти веков почитается как святой покровитель Руси. В связи с этим косвенный крест святого апостола Андрея изображен на славном флаге Морского Флота России. Достойно ли нам использовать для обозначения гнусного слова наименование буквы, начертание которой является государственным общенациональным и религиозным символом, ведь ради него наши солдаты и моряки не щадили своих жизней, защищая его от поругания врага? Особенно скверно на душе, когда слышишь подобную брань из уст военного или офицера.
Использование нецензурных выражений обусловлено различными целями:
- оскорбить, унизить, опорочить;
- сигнализировать о собственной принадлежности к определенной социальной группе: продемонстрировать неприятие социальных запретов, табу;
- показать свою «свободу», раскованность;
- усилить эмоциональность речи;
- снять психологическое напряжение.
Диапазон использования нецензурных выражений широк: от элементарного хулиганства в виде «надписей на заборах» до циничного использования нецензурных выражении некоторыми «деятелями» кинематографа, эстрады, литературы, политики. Особую тревогу вызывает широкое распространение так называемого аффективного сквернословия, которое связано с бурным выражением эмоций, является взрывной реакцией не только на поведение других людей, но даже на свои собственные действия. Речевое поведение формируется:
- на уровне привычки еще в дошкольном возрасте. По свидетельству американского педагога и психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, поскольку им свойственно быстро впитывать все новое и неизведанное. Между тем дурной пример подают сами взрослые. «Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от нас», — утверждает А. Фромм, обращаясь к родителям;
- если нецензурные выражения появились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла произносимого, тем не менее прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Если ребенок после сообщения взрослого о недопустимости использования данных слов продолжает сквернословить, значит, он пытается с их помощью удовлетворить какую-то свою потребность, привлекает к себе внимание. Взрослые не должны оставлять данные факты без внимания. Терпимое отношение к нарушению ребенком норм речевого этикета провоцирует формирование привычки сквернословить. Бранные слова поначалу используются неосознанно, потом — для выражения плохого настроения, неуважения к собеседнику, презрения к нормам морали, а далее уже бесконтрольно, безо всякого повода, и на этой стадии побороть данную привычку практически невозможно.
Начинать борьбу со сквернословием в подростковом возрасте уже поздно. Применительно к подросткам и молодежи уместно говорить о профилактической работе. Необходимо вдоволь «напитывать» воспитательное пространство подростков и молодежи содержательной жизнедеятельностью, актуальными для них и ценными для общества образцами жизнетворчества и примерами успешной социализации, демонстрировать конструктивные модели поведения, воспитывать у них достоинство и самоуважение.
Каковы же причины и факторы употребления нецензурных слов подростками и молодежью — представителями тех возрастных групп, которым самой природой предназначено ощущать радость бытия, позитивный настрой, тягу ко всему прогрессивному, способствующему развитию?
Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило "не выражаться при дамах": мат ныне неизбирателен по полу, и некоторые "дамы", особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа. Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен.
Отмена политической и языковой цензуры привела к проникновению сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики в средства массовой информации, кино и литературу. И. А. Стернин в своей статье «Социальные факторы и развитие современного русского языка» с научной точки зрения филолога-лингвиста показывает нам возможные причины, которые стали основанием для развития и «стабилизации» в языке наших детей нецензурной брани. Он пишет, — «Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова (‘говори, что хочешь’) с понятием свобода речи (‘говори, как хочешь’), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего — в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе ‘речевые вольности’ вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на ‘ты’ к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об ‘условности’ речевого этикета, его ненужности в современном общении. ‘Свобода речи’ заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении — так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и др.». Образовался общенационалъный сленг, занимающий место между разговорной и так называемой сниженной лексикой (словами и выражениями, не соответствующими литературным нормам и языковому стандарту).
Врагом воспитания культурных членов общества являются телевидение, видео и компьютерные технологии, поголовное увлечение просмотром телевизионных программ и компьютерными играми значительно затрудняет физическое и творческое развитие детей и подростков. Оказывается, что даже нейтральные по содержанию телепередачи и игры могут спровоцировать вызывающее поведение и агрессию. Механизмы данного явления раскрывают врачи-антропософы В. Гебель и М. Глеклер. Ребенок, сидя перед экраном, лишен возможности выполнять самые важные для его развития действия: двигаться, общаться, подражать происходящим вокруг процессам, осмысленно делать что-либо. Находясь продолжительное время в неестественной неподвижности, ребенок приходит в состояние повышенного двигательного возбуждения, становится склонен к агрессии, пребывает в дурном настроении и ведет себя вызывающе. Это связано не столько с содержанием увиденного, сколько с долговременным вынужденным покоем у экрана.
Однако чрезмерное увлечение просмотром телевидения, видео и компьютерными играми служит питательной базой для формирования привычки к сквернословию. Дети и подростки, регулярно и подолгу сидящие у телевизора и за компьютером, во-первых, и в реальной жизни склонны к мгновенному получению впечатлений без приложения усилий («нажатием кнопки» в буквальном смысле слова), что стимулирует подверженность вредным привычкам, в том числе сквернословию; во-вторых, у них плохо развита речь, а разрастающиеся пробелы в словарном запасе и пустоты в духовной жизни со временем заполняются «материалом» из окружающей действительности
Ускоренная социализация современных подростков и молодежи приводит к формированию «поведенческой раскованности» (А. В. Петряевская).
Складывающаяся в России американская модель отношения к человеческим ресурсам - воспитательное пространство для избранных. Стратегия поиска лучших, талантливых, успешных, продвинутых, одним словом лидеров, на данный момент недемократична, выстроена в антигуманистическом духе, сопровождается агрессивным информационным обеспечением и создает предпосылки для формирования самых разнообразных комплексов: у добившихся «успеха», попавших «в обойму» — приспособленчества, эгоизма, чувства ложного превосходства, у оказавшихся «за бортом» — зависти, неприязни, чувства неполноценности, попытки демонстративного асоциального поведения
Биологические факторы:
- гормональные изменения в организме, проявляющиеся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, провоцирующих трудности во взаимоотношениях, различные виды девиантного поведения;
- половое созревание, вызывающее желание найти признание у противоположного пола и иногда, по свидетельству И. С. Кона, приводящее к использованию аморальных способов поведения;
- несоответствие биологических данных социальному статусу подростка или юноши, при котором физиологически он является взрослым, а его социальные и психологические возможности ограничены (отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы). Стремление преодолеть это противоречие может привести к принятию внешних атрибутов взрослости, таких как курение, употребление спиртных напитков, сквернословие.
Таким образом, нетрудно заметить, что большая часть перечисленных причин и факторов юношеского сквернословия относится к сфере ответственности общества, взрослых, педагогической общественности. Поэтому впору говорить о сквернословии как о социальной катастрофе: взрослые не просто не создают условий для гуманизации жизни детей, но активно вытравляют присущие им доброту и чувство сострадания.
Теперь мат используется для:
1. Повышения эмоциональности речи.
Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия (кто-то, наверное, легко вспомнит слова, которые он произносит или хочет произнести, когда, изо всех сил ударяя молотком по гвоздю, попадает себе по пальцу). Часто, хотя и не всегда, аффективный мат представляет собой оскорбление.
2. Эмоциональной разрядки.
Кстати, существует точка зрения, согласно которой именно возможность снятия сильного психофизического напряжения за счет употребления запретной лексики как раз и является основной причиной ее существования. Причем чем сильнее табу, тем большую эмоциональную разрядку приносит нарушение запрета. Поэтому в разных культурах создаются и, естественно, табуируются оскорбления того, что является священным или жизненно важным для данного этноса: у русских это оскорбление матери (в славянских культурах ценится родство по материнской линии), у католиков - Мадонны и т.д. Наиболее оскорбительное выражение, бытующее у чукчей и эскимосов, можно перевести примерно так: "Ты - неумеха".
3. Оскорбления, унижения адресата речи.
4. Демонстрации агрессии.
5. Демонстрации отсутствия страха.
6. Демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями.
Основная среда формирования привычного сквернословия - семья, основная причина - культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители "ласкают" друг друга забористым словом, наверняка вырастет "матерноговорящим" и передаст эту привычку своим детям. Широко распространено так называемое аффективное сквернословие.
§ 4 Сколько всего слов составляет матерный язык?
В целом матерный язык составляют где-то около сотни. В активном же словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Предпринимаются попытки (это характерно и для детской среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова блин в своеобразной междометной функции: "Вот, блин, опять не получается". И, хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на "первоисточник", это все же не грязное ругательство. Активно используются замены других слов (ё-моё, едрё- на матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёрш твою медь, ёклмн и др.).
§ 5 Стадии зависимости от мата
В этом процессе наблюдаются 3 стадии:
Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово за компанию, для разрядки или напускной удали;
Третья стадия - человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.
§ 6 Наука о влиянии матерной речи на человека
В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей – до сих пор саднит мне сердце”.
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.
Молекулы ДНК слышат человеческую речь. Их «уши» специально приспособлены к восприятию таких акустических колебаний. Мало того, молекулы наследственности получают и световую информацию: человек может не произносить вслух, а мысленно читать текст, но содержание все равно «дойдет» до его генетического аппарата по электромагнитным каналам. Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия повреждают даже те программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. По словам Петра Гаряева: «Генетическому аппарату далеко не безразлично, о чем вы думаете, говорите или читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном. Любое произнесенное слово — это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь». Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. А жидкость, которую ругали и обзывали «дурой», превратилась в груду уродливых ледяных осколков.
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
Вот такие неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.
Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.
Историки вспоминают, что в 1825 году знаменитый парижский врач и педагог, один из родоначальников детской психиатрии Жан Итар безуспешно пытался вылечить 26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была загадочная болезнь. Маркиза с ранних лет страдала так называемыми генерализованными тиками – импульсивными подергиваниями мышц лица, рук, плечевого и тазового пояса. В самые неподходящие моменты, например, на балу, она вдруг принималась подмигивать, закатывать глаза, вертела головой, подрагивала плечами и руками, подпрыгивала, приседала. Кроме того, мадемуазель де Демпьер неожиданно для окружающих и самой себя начинала громко и изобретательно ругаться. Доктор Итар описал эти синдромы и дал название заболеванию – капролалия (от греческого kopros- «помет», «кал» и lalia – «речь»). Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении которые ее безуспешно лечили многие медики Европы. Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон Альберт Брут Жиль де ля Туретт (1857 – 1904). В 1884-1885 годах он опубликовал доклады о девяти подобных пациентах. С тех пор недуг носит его имя.
Однако вот что интересно: если с 1885 по 1965 годы в мире было зарегистрировано лишь 50 случаев синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 году – около 200, то к началу третьего тысячелетия число одержимых «синдромом сквернословия» начало стремительно увеличиваться. Сегодня ученые говорят, что «в общей популяции проявления синдрома Туретта в 3-30 раз выше, чем раньше. Начинается это заболевание, как правило, в возрасте 7-10 лет. Копролалия развивается не сразу: ее появлению предшествует промежуток от нескольких месяцев до 10 лет, по истечении которого возникают так называемые «вокализации» - непровоцированное выкрикивание бранных слов, лай, вой. Некоторые в такие моменты кукарекают, хрюкают, мяукают, квакают, шипят как змеи или кошки, воркуют как голуби, и т.п. Особенно мучаются те, кто непроизвольно выкрикивает отвратительные ругательства.
В медицинской практике существует непонятное явление. Порой, при полной парализации речи, когда человек вообще не может выговорить ни одного слова, он тем не менее свободно произносит целые фразы, состоящие из непонятной брани. О чем же оно свидетельствует? И врачи, и священнослужители в этом вопросе единодушны. Получается, что бранные слова проходят путь от мозга к органам речи совершенно по другим нервным цепочкам, чем все остальные.
В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Аналогичные результаты были получены на другой стороне земного шара. Американская ассоциация психотерапевтов опубликовала данные многолетних исследований здоровья тысяч верующих и атеистов. Медики пришли к выводу, что в среднем человек, регулярно посещающий церковь и молящийся в ней, живет дольше, чем отвергающий религию. При этом верующие гораздо реже болеют так называемыми болезнями века: раком, гипертонией, диабетом.
Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится все ниже. Другими словами, если женщина матерится, в ее организме происходит гормональный дисбаланс.
Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается. Сквернословить — это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т. д. Если сквернословишь, то превращаешь своей мир, т. е. мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Так человек попадает в очень жестокие и суровые человеческие отношения. мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали — грубо, грязно (не важно, по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс — к нервным расстройствам, а последние — к совершенно конкретным болезням: экземам на тыльных сторонах рук и ног, язве желудка, а также к инфаркту и инсульту.
В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.
§ 7 Отношение государства.
Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков». А какие же у нас теперь времена, если сквернословие стало нормой? У нас в России теперь даже с подмостков самых больших театров сквернословить модно.
«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» - русская пословица.
Государство действует здесь своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».
В начале марта 2004 года нижняя палата Конгресса ЕС подавляющим большинством голосов одобрила законопроект, предусматривающий серьезное ужесточение наказания за загрязнение телевизионного и радиоэфира нецензурными выражениями и непристойностями. Штраф за подобные правонарушения теперь составит полмиллиона долларов. В европейских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке ребенка заставляют вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.
Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.
Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной?
Вызывает тревогу, что значительная часть россиян, по данным опросов, в своей речи использует матерные слова
Глава II
Школьники и сквернословие.
В нашей школе мы провели исследование на тему сквернословия и бранных слов среди учащихся 5-11 классов. Всего было опрошено 54 человека. Учащимся было предложено заполнить анкету, состоящую из восьми вопросов с вариантами ответов и открытой формой ответа.
1. Ругаешься ли ты матерными словами?
2. Кто в семье ругается нецензурными словами?
3. Слышите ли мат на улице?
4. Слышите ли мат в школе?
5. Где еще вам приходится слышать мат?
6. В каких случаях сквернословит человек?
7. Ругаются ли матом в твоем классе дети?
8. Знаешь ли ты последствия сквернословия? (укажи какие)
Итак, подведём итоги нашего исследования и выявим основные причины того, почему школьники используют в своей речи бранные слова и ругательства.
По результатам проведенного исследования мы видим, что отношение к бранным словам у опрошенных школьников нашей школы в целом отрицательное, существенных различий в ответах мальчиков и девочек нет. Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и продемонстрировать свою взрослость. Дети бранятся, когда ссорятся и испытывают чувство злости. Большинство опрошенных утверждают, что нецензурную лексику не употребляют. 9 % не отрицают, что используют в речи бранные слова. Чаще всего в семьях «ругается» папа - 8% опрошенных. 67 % респондентов обращают внимание на мат и бранные слова на улице, остальным «все равно». 22 % опрошенных утверждают, что им приходится слышать нецензурную брань в школе. Но все же чаще всего мат слышится на улице – 78% опрошенных. 80% говорят, что человек использует нецензурную лексику в порыве злости и гнева, крайней раздраженности. И только 20 % - по привычке. Почти все респонденты утверждают, что сквернословие ведет к конфликтам, взаимной неприязни, хамству поколения, невоспитанности потере друзей. Никто из респондентов не знает, что употребление бранной речи ведет к деградации, а иногда ( и это доказано учеными) к генетическим изменениям психики, к плохой наследственности.
Учащиеся школы не знают, как можно искоренить эту вредную привычку. При этом никто не хочет, чтобы его дети использовали в своей речи ненормативную лексику. Отдельные старшеклассники предлагают ввести систему штрафов, чтобы избавиться от сквернословия.
Таким образом, наша гипотеза лишь получила частичное подтверждение, так как только каждый шестой школьник слышит матерную речь от взрослых, остальные от сверстников, друзей, одноклассников.
Причины, употребления нецензурных слов:
Что предлагают учащиеся школы для искоренения нецензурной брани в обществе:
Также мы хотим обратить внимание на то, что часть опрошенных нами учащихся 32% не знают, что нужно сделать для того, чтобы другие ребята, и они сами не ругались матом.
Заключение
Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценности — любовь, красота и добро. Словесное оскорбление, ругательство во все времена было символом агрессии и бессилия одновременно. Печальной тенденцией последнего времени становится употребление нецензурных выражений безо всякой причины, «для связки слов». Именно эту ситуацию эксперты называют «бранной эпидемией», «вирусом сквернословия». Возникает социально-психологическая «гремучая смесь».
С одной стороны — и это видно по результатам социологических исследований, — подрастающее поколение понимает, что сквернословие означает грязь, ущербность, деградацию. С другой стороны, сквернословие становится вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения, и чтобы быть понятыми, «своими», находиться «на волне», подростки и юноши стремятся не отставать.
Кто-то из великих сказал: воспитанность человека определяется не тем, чего он не может себе позволить при посторонних, а тем, чего он не может себе позволить наедине с самим собой. Проблема обеспечения условий для чистоты и красоты речи подрастающего поколения — это осознанный нравственный выбор взрослых и кропотливый, ответственный педагогический труд.
Овладение родным языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для тех, кто старается занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.
И в заключение, хотелось бы привести слова Александра Межирова:
" Друзья мои, внушайте людям веру.
И чаще говорите: " Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей!"
Список литературы
Сказка про Серого Зайку
Снегири и коты
"Портрет". Н.В. Гоголь
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку