• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ демона в произведениях М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

Опубликовано Собашникова Татьяна Илларионовна вкл 06.11.2021 - 13:04
Автор: 
Борисова Валерия

Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.

В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М. Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад76 КБ
Microsoft Office document icon Приложение448.5 КБ
Office presentation icon demon.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятии

Бичурское управление образования

МОУ Мало - Куналейская средняя общеобразовательная школа

Образ демона в произведениях М.А. Врубеля

и М.Ю. Лермонтова

(доклад по МХК)

             

Выполнила: Борисова Валерия,                                                                                                                

                         ученица 9 класса МОУ МКСШ          

                                                            Научный руководитель:

Собашникова Татьяна Илларионовна

                                                               учитель ИЗО и черчения

2012

Содержание

Введение………………..………………………………………………………………3

Глава 1. История возникновения образа демона…………………………………….4

Глава 2.  Образ демона в произведениях М. Лермонтова и М. Врубеля…………..6

2.1   Демон в произведении М. Лермонтова «Демон»………………………………6

2.2  Демон в картинах М. Врубеля……………………………………………………7

2.3 Сравнительный анализ образа демона в произведениях М.Лермонтова и

М. Врубеля…………………………………………………………………………….8

Заключение …………………………………………………………………………..10

Список использованной литературы…………………………………….………….11

Приложение

Введение

Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета – литературу и изобразительное искусство, так как это единое культурное пространство. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств.

Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.

В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М. Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучение истории происхождении образа «демона»;

- изучение творчества М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте заявленной темы;

- выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;

- определение особенностей творческого метода в работе над «Демоном» М. Врубеля и М. Лермонтова;

- сравнительный анализ образа «Демона» в творчестве М.Лермонтова и М. Врубеля.

Объект исследования – образ «Демона»;

Предмет исследования – произведения М.Лермонтова и М.Врубеля;

Выполняя данную работу, мною были  использованы такие методы, как сравнения, анализа, наглядности и поиска.

             

Глава 1. История возникновения образа «Демона»

Демоны (др.-греч. «божество») в мифологии так называют различных сверхъестественных существ, полубогов, духов, занимающих нишу в иерархии между людьми и богами. В более ранних, старинных рукописях практически не заметно различие между понятиями " демоны " и "боги". В то же самое время, раньше существа под названием " демоны " не причислялись ни к темным, ни к светлым. В равной степени демоны могли творить как добрые, так и злые дела. Со временем, термин демоны претерпел некоторое изменение, и уже в христианстве, равно как и в иудаизме, демоны стали причисляться к существам всей языческой традиции и противопоставлялись единому Богу. К демонам отнесли также всех злых духов. А те духи, что были близки к Богу, стали называться ангелами. Поэтому демоны перешли в категорию падших ангелов, утративших покровительство Бога.[8]

       Демоны по своей природе очень многообразны, и в различных культурных традициях нет единого их описания, поэтому существует очень много различных классификаций и описаний демонов. Уже в эпоху становления Древней Греции изначальное практическое единые демоны и боги начинают между собой разделяться.

         В диалоге "Эпиномис" (984-985 гг.) Платоном демоны причислены к разновидности воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвертый ранги, и занимающих свое место после звезд и богов. По мнению Платона, демоны третьего ранга являются чем-то вроде посредников, посему их обязательно нужно почитать в своих молитвах. Такие демоны в христианстве стали называться ангелами. Демоны четвертого ранга состоят только из воздуха и эфира, и поэтому "как бы близко от нас они не находились, они остаются неразличимыми", то есть эти демоны обитают в более высоких слоях астрального мира.

       Из вышесказанного становится понятно, что демоны могут быть божествами многочисленных культов, сект и прочих околорелигиозных организаций.
      В талмуде сказано о том, что демоны были созданы Богом в сумерки после первой субботы. Он не успел доделать их, т.к. наступила ночь, и поэтому демонам не досталось тел. Демоны занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, обитают в воздухе между землей и луной, имея склонность к нечистым и пустынным местам. Христианство причисляет демонов к злым слугам Сатаны, живущим в аду, но имеющим возможность ходить по миру, добывая грешные души.
в эзотерике существует представление, по которому демоны - это все существа, обитающие в среднем астрале. Астрал разделяется на три уровня - нижний, средний и верхний. Если нижний астрал населен преимущественно бесами - сущностями, не имеющими разума, то средний уровень населяют демоны, обладающие интеллектом. В таком разделении демоны - это не только духи никогда не воплощенные на земле, но и души людей, которые при жизни были сильными энергетическими вампирами, и после смерти начинали творить то же самое, подселяясь к людям, имевшим несчастье впустить их в себя.[5]

Образ Демона впервые возникает в русском искусстве у Пушкина в стихотворении «Демон». Недаром великий Гёте называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века».

Так же образ демона мы наблюдаем  в произведениях искусства М. Лермонтова повести «Демон» и М.Врубеля в картинах «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Демон летящий». Об этом мы хотим раскрыть и во втором разделе

 

Глава 2. Образ демона в произведениях М. Лермонтова и М. Врубеля

2.1 Демон в произведении Лермонтова

Поэма Лермонтова «Демон» не была опубликована при его жизни, но ее читали в рукописи даже при дворе. Известных светских дам увлекал Демон, хотя им следовало бояться его. С тех пор Демон - один из самых интимно близких для юношества образов, таинственный, всесильный и одинокий. Чем же он привлекателен? Конечно, не как «богоборец», не как Дух отрицания, не как «искуситель», не как злое начало. Да и какое зло он творил с начала мира? Зло творили сами люди. Да и зло давно наскучило ему.

Да и кто этот Демон? Падший ангел? Двойник Онегина или Печорина, в которых проступает демоническое как отличительная черта самодовлеющей личности, что находили и у Леонардо да Винчи? В поэме образ Демона обрисован как бы изнутри, от него исходит сияние.[11]


То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..


         Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, еще одного 
Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает у него одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а сам Демон страдает. Дьявол воплощает мир буденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона становится побежденным красотой. Читатель верит в искренности раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду:

И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Читатель верит в глубину чувств Демона к юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора…. 


О! выслушай — из сожаленья!
 Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…

Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность».

2.2 Демон в произведении Врубеля

Иллюстрации и картины Михаила Врубеля проливают свет, и мы воочию видим Демона и верим, таким он был и есть. «Демона сидящего» сам художник описывает в письме к сестре от 22 мая 1890 года так: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».[1]

Сохранилось свидетельство о том, как Врубель говорил о Демоне: он «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Врубель вообще связывал своего Демона с даймоном Сократа, правда, почему-то воспринимая понятие слова «демон» как «душа». Впрочем, Душа у неоплатоников активное начало Мира. Стало быть, художник отходит от образа Демона у Пушкина и Лермонтова; у них Демон однозначно отпавший от Бога ангел, то есть Люцифер, «первенец творенья», «светоносный», «злобный гений». В представлении художника Демон скорее Фауст, которому служит Мефистофель как его «душа». Или Люцифер, который вочеловечился, и не находящий ответа своим сомнениям ни на земле, ни на небе.[2]

Врубель выделяет «демоническое» в человеческом облике от «монументального Демона», от ангела, отпавшего от Бога, то есть Люцифера. Это ценное свидетельство, и оно соответствует проявлениям «демонического» начала в человеческой природе. Это «демоническое» присутствует в Гамлете и в Печорине в иллюстрациях Врубеля. Можно сказать, оно проступает во многих картинах и портретах художника, поскольку «демоническое» находилось в его личности как дар гения, как эманация творческой энергии, ставшей однажды неуправляемой.[4]

Таким образом, Демон у Врубеля - это идеал и образ человека с его наивысшими устремлениями, что особенно ярко проявляется в эпоху Возрождения в явлении плеяды гениальных поэтов, мыслителей и художников, что мы наблюдаем и в России. Демон - это воплощение ренессансной личности с ее устремлениями к высшему развитию сущностных сил человека, когда он может уподобиться ангелам и даже Богу, о чем мечтал особенно пылко Пико делла Мирандола, чтобы вскоре впасть в раскаянье, как Сандро Боттичелли, а в России Гоголь и Лев Толстой, выступивший к концу XIX века против искусства, представили то же явление обращения и раскаянья, отказа от высших достижений мысли и искусства эпохи Возрождения как в Италии, так и в России.
       

2.3 Сравнительная характеристика Демона в произведенииях

М. Врубеля и М.Лермонтова

Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеля принадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи. [9]

          «Демон» - шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия.[13]

Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет В.Г. Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».(См. Таблица 1 )

Таблица 1

Сравнительный анализ образа «Демона» в произведениях

 М. Лермонтова и М. Врубеля

М.Ю.Лермонтов

М.А.Врубель

Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему

Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный

«Царь познанья и свободы»

      Не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия

         Демон – «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Он не связан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия.

Эти социально-философские произведения смело ставят сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни.

Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей. [11]

Демон Лермонтова и Демон Врубеля – романтические произведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции.

Заключение

На страницах доклада раскрыта история происхождения образа демона. Помимо  историй возникновения демонов раскрытых в первой главе, существует еще превеликое множество других. Мы рассматривали происхождение демона в мифологии и в Библии, но еще существует много других, у каждого народа своя история. Сколько людей, столько и мнений!

Цели и задачи, поставленные в начале доклада, были выполнены. Проанализировано достаточно источников литературы, в которых мы выявили многое интересное о происхождении Демонов.

В ходе исследования мы выяснили черты сходства и различия образа демона в произведениях Врубеля и Лермонтова. Очень интересно и оригинально передают образ  каждый в своем произведении. Как Лермонтов описал в своем произведении образ демона, так чтобы у читателей он представлялся, так как хотел автор. Так же и у Врубеля, только он рисовал его портреты, и в них передавай его характер, душу и мысли.

Данный доклад может быть в дальнейшем использован  в работе учителей МХК, литературы, изобразительного искусства.

Список литературы

  1. Аленов М.М., «Михаил Врубель», М., «Слово», 2006
  2. Алпатов М.М. «Врубель», журнал «Искусство», стр.221, 2009.
  3. Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд., М.,2008
  4. Белошапкина Я. «Михаил Врубель», журнал «Искусство», № 21 (333), 1-  15 ноября 2005
  5. Белинский В.Г. Собрание сочинений VII, стр.555, 2007Михаил Врубель, М. «Слово», 2004
  6. Грибков В. «Врубель – живописец - пророк», журнал «Юный художник», М., 11, 2006
  7. Дмитриева М.А., «Михаил Врубель. Жизнь и творчество», М., «Детская литература», 2004
  8. Искусство, М. «Просвещение», 2005
  9. Коровин В.И. «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», 2001
  10. Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981, стр.158
  11. Ревякин А.И. «История русской литературы XIX в», М., 2006
  12. Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М., 2005, стр.13
  13.  Русское искусство X – начало XX в., М. «Искусство», 2003
  14.  INTERNET (www. art. ru)


Предварительный просмотр:

Приложение

Картина М.Врубеля «Демон сидящий»

Картина М.Врубеля «Демон поверженный»

Картина М.Врубеля «Демон  и Тамара»


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

в творчестве М. А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова" Выполнил: ученица 9 класса Борисова Лера Научный руководитель: Собашникова Т.И.

Слайд 2

Цель: изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М. Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон». Объект: образ «Демона»; Предмет: произведения М.Лермонтова и М.Врубеля ;

Слайд 3

Демон не чёрт, который понимается, как рогатая нечистая сила Демон не дьявол, который понимается, как клевещущий Демон – понятие человеческой мечущейся, ищущей свою дорогу, души.

Слайд 4

Демонизм — общее поэтическое настроение, слагающееся из гнева и презрения; чем зрелее становится талант поэта, тем реальнее выражается это настроение и аккорд разлагается на более частные, но зато и более определённые мотивы. Михаил Юрьевич Лермонтов- русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Слайд 5

Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет, И, ангел радостный, он в первый раз Взглянул на будущность. И сколько лет, И сколько тысяч лет с тех пор прошло! И он уже не тот. Его чело Померкло… он один , один… один… Враг счастья и порока властелин. Михаил Юрьевич Лермонтов из поэмы «Демон»

Слайд 6

«Увы! злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник. Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.»… «Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела.»… «В пространстве синего эфира Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих.»…

Слайд 7

«То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка;» «В последний раз она плясала, Её, наследницу ГудалаСвободы резвую дитя, судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне И незнакомая семья…»

Слайд 8

«Упала на постель свою, Рыдает бедная Тамара; Слеза катится за слезой, Грудь высоко и трудно дышит; И вот она как будто слышит Волшебный голос над собой: «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!».. «Я опущусь на дно морское. Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня! И он слегка коснулся жаркими устами К её трепещущим губам…»

Слайд 9

Воплощая, по словам художника, терзания «мятущегося человеческого духа», этот цикл связан с наследием М. Ю. Лермонтова. Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 в.

Слайд 10

«Когда сквозь вечные туманы, Познаний жадный он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много …и всего Припомнить не имел он силы!»

Слайд 11

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой;

Слайд 12

«И кости злого человека Вновь упокоилися там; И превратилася в кладбище Скала, родная облакам: Как будто ближе к небесам Теплей посмертное жилище?..»

Слайд 13

"Демон поверженный"

Слайд 14

М.Ю.Лермонтов М.А.Врубель Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный «Царь познанья и свободы» Не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия Сравнительный анализ образа « Демона » в произведениях М. Лермонтова и М. Врубеля

Слайд 15

"Демон сидящий"

Поделиться:

Каргопольская игрушка

Карты планет и спутников Солнечной системы

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Нарисуем попугая цветными карандашами

Мальчик и колокольчики ландышей