• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Семейная память

Опубликовано Чайников Александр Юрьевич вкл 14.11.2021 - 13:22
Автор: 
Карпенко Полина Олеговна

Проектная работа "Семейная память" это исследование. Работа посвящена прадеду автора Догадину Ивану Александровичу, ветерану Великой Отечественной войны. Автор  проводит исследования семейного архива, рассказов близких о военном пути своего прадеда с целью обобщить собранный материал, подтвердить или опровергнуть некоторые гипотезы и сохранить его для потомков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovat._r._karpenko.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ в рамках «Проектной декады – 2017»

                                            Проектная работа

                                  Тема: «Семейная память»

                        Направление: исследовательский проект

      Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

                                 Возрастная категория:  5-8 кл.

                           

                                                             Автор: Карпенко Полина Олеговна,

                                                                           учащаяся 7 «А» класса МБОУ

                                                                           СОШ № 2 г. Советский

                                          Домашний адрес: мкр. Нефтяник, д. 25, кв.22,

                                                                           г. Советский

                                               Руководитель: Чайников Александр Юрьевич,

                                                                           учитель истории и

                                                                           обществознания МБОУ СОШ  

                                                                           № 2 г. Советский

г. Советский

2017

                                                 Оглавление.

1. Введение…………………………………………………….. с.3

2. Цель и задачи проекта……………………………………….с.3

3. Актуальность, новизна проекта……………………………..с.4

4. Содержание проекта…………………………………………с.5

5. Результаты работы над проектом…………………………...с.6-7

6. Выводы……………………………………………………….с.8

7. Заключение…………………………………………………..с. 9

Литература.

Приложения.

                                                      Изучая дедов, узнаём внуков, изучая предков,

узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны

признать себя случайностями, не знающими, как

и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём

живём, как и к чему должны стремиться.

(В.О.Ключевский)

  В нашей семье, как величайшие реликвии хранятся награды, и документы моего прадеда Догадина Ивана Александровича, ветерана Великой Отечественной войны (приложение 1). Память о нём и таких как он даёт нам возможность быть лучше и мудрее, лучше знать историю нашей страны и её роль в мире. Ценить её такой, какая она есть, гордиться её свершениями и быть её достойным гражданином.

 

  Проблема: проходит время, уходят из жизни ветераны, переосмысливается история, и вот мой дед уже вроде бы и не освободитель, а оккупант. Как легко всё изменить, переиначить, когда нет тех, кто являлся непосредственным участником событий.

   Цель: изучив материалы семейного архива и документальные свидетельства, найти доказательства подтверждающие факт участия моего прадеда в освобождении своей страны и других народов от фашизма.

 

 Задачи:

1. Собрать имеющуюся в семье информацию.

2. Проанализировать документальные материалы моего прадеда.

3. Найти информацию боевого пути воинской части, в которой служил мой прадед.

4. Доказать или опровергнуть поставленную мной гипотезу.

5. Оформить работу в соответствии с требованиями.

6. Представить результаты своей работы моим родственникам и учащимся класса.

 

   Актуальность, новизна проекта: память формирует наше сознание, и каким оно будет, во многом зависит от того, в каких условиях оно формировалось. Уроки войны учат нас ценить мир и взаимопонимание, быть терпеливым и терпимым по отношению к людям различных наций и народов, и неприять то, что ведёт к саморазрушению и гибели. В этой работе мне впервые предстоит собрать имеющуюся в семье и у родственников информацию о моём прадедушке Догадине Иване Александровиче, ветеране Великой Отечественной войны. Подробнее изучить его боевой путь, опираясь на имеющиеся, в семье документы, а так же собрать воедино всю информацию из дополнительных источников, сохранив их в семье для будущих поколений.

   Гипотеза: мой прадед, участник Великой Отечественной войны являлся участником освобождения своей страны и государств Европы от фашизма в составе Красной армии.

   Краткий обзор литературных источников: Для получения дополнительной информации о боевом пути, где участвовал мой прадед, мне предстоит изучить энциклопедии и материал учебника 9 класса, в них описание битв и сражений даны более доступно, к тому же там есть карты сражений и описаны значения тех или иных битв для хода всей войны. Так же мне необходимо более подробно изучить интернет сайты «Память народа» и «Подвиг народа», где может находиться дополнительная информация, которой ещё нет в нашей семье.

   Продукт: исследовательский материал, собранный в результате работы.

   Место и сроки проведения исследования: 1. МБОУ СОШ №2 города Советский, сентябрь 2016 – февраль 2017 года

   Краткая характеристика объекта: Догадин Иван Александрович (1919-1972гг), участник Великой Отечественной войны. Воинское звание — старший сержант. В период с сентября 1942 по октябрь 1943 г.г. был командиром стрелкового отделения 28-ого стрелкового полка, а с декабря 1943 по апрель 1944 г.г., после ранения и в той же должности был переведен 202-ой запасной стрелковый полк. Награжден: орденом «Красной Звезды», медалями: «За победу над Германией», «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «50 лет Вооруженных сил СССР».

   Метод исследования: - анализ источников:

устных: для получения информации о ветеране необходимо опросить Дранишникова (Догадина) Людмила Ивановна дочь Ивана Александровича. Полученную информацию сопоставить с имеющимися и полученными на сайте «Память народа» документами. Сформировать боевой путь ветерана и части, в которой он служил, описать наиболее крупные операции, в которых участвовал, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

вещественных:  изучение ордена «Красной Звезды», имеющееся повреждение может относиться к военным или послевоенным событиям. Дополнительную информацию может предоставить Дранишникова (Догадина) Людмила Ивановна.

письменных: анализ записей «Военного билета» ветерана, получение информации. Сбор информации с интернет сайтов «Подвиг народа» и «Память народа», составление боевого пути ветерана и воинской части для подтверждения или опровержения гипотезы.

Иван Александрович был четвертым ребенком в семье колхозников Александра Прокопьевича и Матрены Ивановны Догадиных. Поднимать семерых детей было не просто — выручало большое подсобное хозяйство и 50 соток земли. Младшие помогали старшим, то есть к труду в поле и дома ребята привыкли с ранних лет. Эта крестьянская закалка очень пригодилась Ивану в учебе — он в 1938 году закончил Ветлужский лесотехникум по специальности «мастер лесозаготовок» (приложение 2А) и тем более помогла преодолеть все тяготы воинской службы.

Его призвали в армию за два года до начала Великой Отечественной войны в октябре 1939 года. Направили его служить в пограничные войска на Дальний Восток (приложение 2). И хоть обстановка на границе с Манчжурией после нападения Германии на СССР осложняется с каждым днем, советские пограничники понимали, что именно на западных фронтах решалось будущее наше страны. По материалам Военного билета известно, что в сентябре 1942 года он был уволен из части и направлен на службу в 28 стрелковый полк 102 дивизии, командиром отделения (приложение 2БВ).

В критический момент, осенью 1942 года, в сторону Сталинграда и Курска отправились эшелоны с бойцами Дальневосточного военного округа. К февралю 1943 года закончился разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Успешно развивалось наступление и на Южном фронте, где удалось изгнать неприятеля с Северного Кавказа и большей части Донбасса, а также на центральном участке: были освобождены Ржев, Воронеж, Курск. В конце марта 1943 года ситуация на советско-германском фронте стабилизировалась[1].

    В районе Курска в составе 28-ого стрелкового полка 102 дивизии принял боевое крещение  младший сержант Иван Догадин. В районе села Нижний Реут, Фатежского района Курской области 17 марта 1943 года он получил легкое пулевое ранение в бедро (приложение 3). С того времени возле школы, в глубине сада установлен памятник в память о защитниках села, погибших в 1943 году. На этом месте захоронен летчик младший лейтенант Иван Харитонович Ищенко, погибший 30 мая в период сражений на Курской дуге в воздушном бою при сопровождении бомбардировщиков. Во время войны некоторое время в здании школы располагался советский военный штаб.[2]

    Готовясь к летней компании, нацистские стратеги сконцентрировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта, обращённый на запад. Ставка Верховного главнокомандования, вовремя получив от разведки информацию о планируемом наступлении, хорошо подготовилась к обороне и ответным действиям. Когда 5 июля 1943 года вермахт обрушил удар на Курскую дугу, Красная армия сумела выдержать его, а спустя семь дней перешла к стратегическому наступлению.

    Курская битва завершилась коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки Красной армии. Немецкие войска начали отступление с территории Советского союза. Контрнаступление Красной Армии на орловском и Белогородско-Харьковском направлениях шло при жестоком сопротивлении врага[3]. В одном из таких боев — за освобождении г. Щорса Черниговской области Украинской ССР — командир 1-ого стрелкового отделения Догадин И.А. в составе 55 стрелковой дивизии 111 стрелкового полка 61 армии Белорусского фронта под минометным огнем «...проявил исключительный героизм лично уничтожив 3-х немцев… Следуя его примеру бойцы и других отделений не взирая на смертельную опасность, бросились в атаку и очистили город от оккупантов»,  - сказано в рапорте командира полка, представившего прадедушку к правительственной награде — ордену «Красной звезды» (приложение 4). Ивану в то время было 24 года, когда он был награждён орденом Красной Звезды (приложение 5АБ, 6). Командиром дивизии в то время был полковник Заиюльев Николай Николаевич. Родители передают легенду, что именно этот орден и спас однажды деда, когда пуля попала в него. До сегодняшнего дня этот след сохранился на ордене (приложение 7)

   С октября 1943 года находился на излечении в эвакогоспитале по декабрь 1943, затем переведён в 202 запасной стрелковый полк,  а в апреле 1944 года был уволен в запас в связи с ранением (приложение 2Б).

    В начале 1942 прибыла на Северо - Западный фронт, где участвовала в боях в Новгородской области. Под деревнями Рыкалово и Большие Дубовицы нанесла жестокое поражение эсэсовской дивизии "Мертвая голова". В последующем дивизия участвовала в Курской битве, освобождала левобережную Украину, Белоруссию. За участие в освобождении города Мозырь получила почетное наименование "Мозырская", за доблесть в бою награждена орденом Красного Знамени. В конце 1944 дивизия участвовала в освобождении Советской Латвии. В том же году была передана в состав Военно - Морского Флота (КБФ), став 1-й Мозырской Краснознаменной дивизией морской пехоты. Праздник Победы дивизия встретила на военно - морской базе Порккала - Удд. 
   Дивизией командовали: 
Шевчук Иван Павлович (12.12.1941 - 10.05.1942), генерал-майор; 
Заиюльев Николай Николаевич (11.05.1942 - 21.01.1944), полковник; 
Андрусенко Корней Михайлович (22.01.1944 - 07.10.1944), полковник
[4]. 

     55 стрелковая дивизия 111 стрелкового полка 61 армии Белорусского фронта продолжила участвовать в освобождении Белоруссии, затем городов Литвы, Латвии, Кёнигсберга, Польши. Её бойцы участвовали в штурме Берлина, а закончила она свой победоносный поход в городе Прага столице Чехии (приложение 8).

 

После войны, вернувшись на родину, в Горьковскую область, фронтовик Догадин долго носил фуражку пограничника и очень дорожил ею. Обзавелся семьей. Работал на лесозаготовках. А в 1954 г. овдовел и долгое время воспитывал один троих детей. Помогал   им решать задачи и сам учился, чтобы не терять профессиональную квалификацию. Его уважали на работе, потому что он был грамотным, знающим свое дело специалистом. Много читал, его настольными газетами были «Советская Россия» и «Лесная промышленность».  27 трудовых лет он отдал своей профессии. Еще успел поработать и в нефтегазоразведочной экспедиции в Березовском районе. Но в 1967 году все — таки вернулся в лесную отрасль, приехав в молодой поселок Советский. Здесь прадедушка трудился на заготовке древесины, на разделке и погрузке леса в Советском ЛПХ.

26 декабря 1972 года мой прадед умер из-за ишемической болезни сердца (приложение 9). Он  похоронен в городе Советский . Тогда его детям было около 20 лет.

  1. На основании семейных материалов (устных и письменных), материалов интернет сайтов собраны материалы об участии моего прадеда Догадина И.А. в боях и походах Великой Отечественной войне в составе 55 стрелковой дивизии 111 стрелкового полка 61 армии Белорусского фронта.
  2. Стрелковая дивизия, в которой участвовал мой прадед, освобождала города России, Украины и Белоруссии, что подтверждается соответствующими документами.
  3. Ввиду ранения и перевода в запасной стрелковый полк, и дальнейшей демобилизации Догадин И.А., не мог участвовать в освобождении Европы от фашизма.
  4. 55 стрелковая дивизия 111 стрелкового полка 61 армии Белорусского фронта участвовала в освобождении городов Литвы, Латвии, Кёнигсберга, Польши. Её бойцы штурмовали Берлин, а закончила она свой победоносный поход в городе Прага столице Чехии.
  5. В результате проведённого исследования я доказала факт участия моего прадеда в освобождении своей страны и городов Украины и Белоруссии от фашизма, а его часть и дивизия успешно била врага на территории Европы, неся освобождение от фашизма.

  В результате работы я получила:

  1. Новые источники информации об участниках Великой Отечественной войны (интернет сайты «Подвиг народа», «Память народа»), которые созданы на основе архивных материалов Центрального военного архива;
  2. Дополнительную информацию о моём прадеде Догадине Иване Александровиче, его боевом пути и пути его воинской части по освобождению своей Родины и Европы от фашизма.
  3. Собранный материал опирается на архивные материалы и материалы других письменных источников, является наиболее достоверным и будет храниться в нашем семейном архиве.
  4. Навык в написании исследовательского проекта, который может мне пригодиться в будущем.

Результаты исследовательского проекта были представлены мною на школьной научной конференции по проектно-исследовательской деятельности, в классе, а так же моим родителям.

   В заключении хочется сказать, что большую помощь в написании моей работы мне оказала Дранишникова (Догадина) Людмила Ивановна дочь Ивана Александровича.

   В результате этой работы была сохранена память о страшных событиях Великой Отечественной войны. Воспоминания страшных событий особенно запоминается, когда о них рассказывает близкий человек, сам переживший войну и ее последствия.

 

Мои рекомендации:

  1. Изучайте историю своей семьи, чтобы знать её корни, гордится заслугами своих предков.
  2. Знайте, что изучая историю своей семьи, вы изучаете и историю своей Родины.
  3. Любопытство не порок старайтесь его удовлетворить, тогда обучение станет интересным.
  4. Если вы зашли в тупик это не повод для отчаивания, попробуйте начать с другого конца или просто отдохните.

                                                 Литература

  1. А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «История России XX в.»,-М., «Просвещение» 2003

Интернетсайты:

- //ru.wikipedia.org/wiki/Нижний_Реут;

- https://pamyat-naroda.ru/heroes/.;

- https://ru.wikipedia.org/wiki/55.


[1] А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «История России XX в.»,-М., «Просвещение» 2003

[2] Википедия.

[3] А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «История России XX в.»,-М., «Просвещение» 2003

[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/55.


Поделиться:

Загадочная система из шести экзопланет

Растрёпанный воробей

Весенняя гроза

Пчёлы и муха

Воздух - музыкант