• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Воскресная школа"

Опубликовано Агузарова Елена Николаевна вкл 15.11.2021 - 15:10
Агузарова Елена Николаевна
Автор: 
Глебова Виктория

«Воскресная школа» - это вовсе не то место,

где занятия проходят только по воскресеньям.

Нет, это школа воскрешения, преображения детских душ!

Актуальность:

Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется  на необходимость усиления внимания к вопросам духовного  воспитания подрастающего поколения.

Цель:

показать духовно-нравственное становление личности ребёенка на примере воскресной школы

Задачи:

  • узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России
  • познакомить с деятельностью воскресной  школы в  городе Оха
  • рассказать, что входит  в программу занятий в воскресной школе, а также
  • выявить пользу духовного развития в жизни человека
  • выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воскресная школа41.88 КБ
Файл Презентация2.41 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.ОХИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ

«Первые шаги – большие надежды»

ТЕМА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

«Воскресная школа»

Составитель:  Глебова Виктория                                                        

 учащаяся 5 класса «Б»

                                                       МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

Научный руководитель: Агузарова Елена Николаевна

учитель  ОДНКНР

МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

2019

Содержание

Введение        3

Что такое воскресная школа?        5

История Воскресных школ в России        6

Моя воскресная школа и ее влияние на  духовное развитие ребенка        8

Заключение        11

Список  литературы:        12

Введение

Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека – нет Народа!      

Владимир Абрамович Караковский

 

Актуальность  моей работы обусловлена тем, что в настоящее время нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи. Данные опроса Института социологии РАН 20017 года  показали, что среди молодежи 55% – те, кто готов переступать через моральные нормы для достижения успеха, а значительная часть – от 30 до 50 % молодежи – не считают, что  обогащение за счет других, хамство, публичное проявление неприязни к людям других национальностей, аморально. Настоящего верующего человека можно вырастить только в единой культурной среде, состоящей из церкви, школы и семейного уклада. Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется  на необходимость усиления внимания к вопросам духовного  воспитания подрастающего поколения.

Цель: показать духовно-нравственное становление личности ребёнка на примере воскресной школы.

Задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России, познакомить с деятельностью воскресной  школы в  городе Оха, рассказать, что входит  в программу занятий в воскресной школе, а также выявить пользу духовного развития в жизни человека; выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: воскресная школа.

Гипотеза: если  я познакомлю детей  с деятельностью воскресной школы, расскажу, насколько это может быть интересно и занимательно, то, может быть, многие проявят интерес, как дети, так и родители и в нашей воскресной школе появятся новые ученики.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анкетирование  одноклассников методом опроса, наблюдение.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР, истории, на внеурочных занятиях. Он  знакомит с историей  и деятельностью воскресных школ, а значит с культурой нашей страны.  Данный проект  несет в себе любовь  к духовным  и нравственным ценностям.

Что такое воскресная школа?

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Марк Лисянский

Сегодня благодаря возрождению в России традиций православного воспитания практически в каждом городе есть своя воскресная школа для детей. В различных источниках информации я нашла такие определения:

  • «Воскресные школы - бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням»
  • «Воскресные школы — христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых. Воскресная школа может носить функции самостоятельной организации местного религиозного объединения или формы служения какой-либо конкретной поместной христианской церкви»
  • «Воскресные школы – занятия для детей, где в доступной, чаще всего игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты»

Воскресная школа, это место, где учат добру, щедрости, пониманию и человеколюбию. В ней есть все, что сейчас так обесценилось в современном мире. Учеба  в Воскресной школе дает необходимые знания по основам Православия и христианской жизни. Без этих  знаний ребенок не может понять не только основы Христианства, но и основы обыкновенной человеческой морали нравственности.

Чтобы понять знают ли мои сверстники о существовании воскресных школ, я начала свою работу с анкетирования, которое содержало 3 простых вопроса:

1) Знаете ли вы что такое воскресная школа?

2) Ходите ли вы в воскресную школу?

3) Хотели бы вы посещать воскресную школу?

Результаты опроса представлены на диаграмме 1.

 Диаграмма 1

Как мы видим из данной диаграммы, 59% детей, пусть и в общих чертах, знают, что такое воскресная школа, тем временем  41% - задаются вопросом: «Это место, где занимаются по воскресеньям?» и никак не связывают с церковью, в количественном соотношении это 26 человек из  63 опрошенных. Из всех опрошенных лишь 3% ходят в воскресную школу и хотят посещать воскресную школу лишь 20%.

Я задумалась, почему получились именно такие результаты анкетирования, возможно, все дело в неправильном представлении о воскресной школе. Мне захотелось рассказать ребятам, что же представляет из себя воскресная школа, чем мы там занимаемся и для чего все это нужно.

История Воскресных школ в России

В.А.

Размышляя на тему православных воскресных школ, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ. Воскресная школа – явление очень старое. Корни его лежат в основе всего дореволюционного образования – в церковно-приходской школе. Еще наши прадедушки и прабабушки застали время церковно-приходских и воскресных школ, в которых их обучали не только закону Божию, то есть основам православия, но и письму, чтению, арифметики и истории.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную историю, литературу, географию, законоведение, природоведение.

В России первые воскресные школы появились в середине 19 века. Тогда целью воскресной школы было обучение грамоте всех желающих. Первая воскресная школа была открыта в городе Киеве российским врачом и педагогом Пироговым Н.И.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью.

В 1959-1964  началась активная кампания по борьбе с религией, были закрыты практически все воскресные школы. Это было связано с политикой государства.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи.

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом, возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое, главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого проводится просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое служит развитию у воспитанников христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Моя воскресная школа и ее влияние на  духовное развитие ребенка

Воскресная школа при храме Сергея Радонежского  открыла свои двери для всех желающих в 1995 году. Школа прихода работала стабильно как для взрослых, так и для детей:  были составлены Программы  обучения с благословения  настоятеля прихода протоиерея Георгия Журавель. Программы были представлены в Епархиальное управление, обучение проводилось   в соответствии с этими программами.

Наряду  с  изучением основ православной веры и знакомства с простыми и доступными пониманию детей библейскими рассказами, в воскресной школе проводятся занятия по развитию творческих способностей  ребят (лепка и рисование).

Три года назад  я первый раз пришла на занятия в воскресную школу.  Это необычная школа. Мы привыкли к общеобразовательной школе с ее партами и звонками, мелом и досками, дневниками и тяжелыми рюкзаками. НЕТ! в Воскресной школе многое по-другому. Так как же? Воскресная школа — это семья, это место, где каждый ребенок понимает, что быть православным — это здорово! И среди таких счастливчиков не я одна: «Маша, Лера, Лена, Кира …. нас много! И мы одна большая дружная семья»! Итак, в воскресной школе мы с радостью познаем нашу веру, приобретая не только теоретические знания, но и практический опыт.

Первое занятие проходит в виде лекций, где нам в доступной, игровой форме, рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты. В этой школе учат правильному пониманию веры, помогают изучать Священное Писание, прививают навыки чтения православных книг. Нам рассказывают о Боге и Христе, Святых Отцах, ангелах, священных праздниках и постах. Также проходят  занятия,  посвященные нравственному воспитанию. На этих занятиях нас учат уважению к старшим, заботе о младших, чуткому отношению к близким, моральным и нравственным законам. Мы учимся понимать особенности христианского мировосприятия, ответственному отношению к порученным делам, самостоятельному выбору решений, знакомимся с устоями, традициями Православной церкви и Древней Руси. В нашем мире очень важно понимать и различать добро и зло.

Основы этого понимания закладываются именно в Воскресной школе. В наш цифровой век многие увлечены компьютерными играми, а игры носят отрицательный характер  - драки, стрелялки  и прочее. Многие подростки после таких  игр проявляют агрессию по отношению к родителям, друзьям. Волна жестокости проявляется и в нашем городе среди подростков. На мой взгляд, это связанно с тем, что сейчас родители в основном думают об успеваемости детей. Конечно, знания нужны, но  еще ребенка надо учить доброте, порядочности, заботе. И в этом родителям может помочь Воскресная школа.

В воскресной школе мы не только изучаем, но и работаем творчески, делаем аппликации, рисуем, показываем свои театральные способности.

На Рождество Христово воспитанники воскресной школы и ученики музыкальной школы вместе готовят Рождественское  песнопение, ставят мини-спектакли на основе библейских сюжетов, играют классическую музыку, которая очень хорошо развивает музыкальный вкус. Концерт проходит в музыкальной школе, где царит атмосфера праздника. А какие мы учим красивые мелодичные песни!

На великий праздник Пасхи мы так же  готовим праздничный библейский спектакль для детей из приюта. Это ведь очень здорово, когда ты можешь порадовать окружающих.

В начале октября к нам в воскресную школу с города Южно-Сахалинска приезжал  отец Сергий и рассказывал о государственном деятеле и полководце князе Александре Невском. Нам показали фильм про  Александра Невского. Я узнала много интересных фактов из его жизни. И эти знания мне помогли правильно ответить на многие вопросы в олимпиаде по ОДНКНР. Также, знания, полученные в воскресной школе, помогли мне лучше усвоить материал по истории древнего мира.

На занятиях нас учат уважению к страшим, заботе о младших, чуткому отношению к близким, моральным и нравственным законам. Мы учимся понимать особенности христианского мировосприятия, ответственному отношению к порученным делам. Знакомимся  с устоями, традициями Православной церкви. В нашем мире очень важно понимать и различать, где добро, а где зло. Основы этого понимания закладываются в воскресной школе.

Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.

Отрадно, что сейчас на высшем государственном уровне осознаётся необходимость духовно-нравственного воспитания. Об этом говорят нормативные документы, по которым работают все школы Российской Федерации. Любой разумный человек должен осознавать, что достижения в образовании могут быть растрачены человеком, если не будет заложено прочной основы его духовной жизни, которая является своеобразным фундаментом, на котором строится всё здание нашей жизни.

Заключение

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумилев

Принцип жизни Воскресной школы – радость. Радость от встречи с храмом, с Богом, с друзьями. И этому нужно учиться с малых лет. Ведь так часто в нашем современном мире мы видим неумение подрастающего поколения радоваться самым простым вещам – весеннему солнышку, улыбке мамы, доброму слову. Воскресная школа – это, наверное, самое лучшее место, что бы передать детям драгоценное достояние православной  веры. Обучение в воскресной школе призвано способствовать нравственному воспитанию учащихся, дать понятие о совести, душе, порядочности, о благодарности; вызывать у детей интерес к полученным знаниям, ответственности за свою жизнь, за судьбу России и малой родины, исполнения христианских норм в повседневной жизни. «Воскресная школа» - это вовсе не то место, где занятия проходят только по воскресеньям. Нет, это школа воскрешения, преображения детских душ! Лично для меня это начало пути. Я еще только учусь, порой допускаю ошибки, но готова их исправлять, работать над собой. Учусь понимать,  что каждый человек достоин любви, ему надо всегда протягивать руку помощи. Очень важно не быть безразличным к окружающим. Учусь прощать и не стыдиться самой просить прощения. В этом мне помогает моя мама и мои наставники в воскресной школе: Байкина Вера Васильевна и Афанасьева Лариса Петровна.        

Очевидно, что духовная жизнь человека не может быть отодвинута куда-то на задний план. Воскресная школа смотрит на духовно-нравственное воспитание как на воспитание души человека. Чтобы душа была способна к подвигу – её надо воспитывать. Воспитание происходит от слова питание. От нас зависит – чем мы будем питать детские души. Верные идеалы, приобщение к духовному опыту и работа над своим духовным состоянием преобразят жизнь будущего поколения.

Я очень надеюсь, что ребята, познакомившись  с этим проектом, проявят интерес к занятиям в нашей воскресной школе и вместе со мной ощутят атмосферу добра, принятия и общей радости.

Список  литературы:

  1. Бахметева А.Н. История Церкви для детей

  2. Тальберг Н.Д. История Церкви

  3. Интернет-ресурс: https://www.na-vasilieva.ru/istoriya-voskresnyx-shkol/

  4. Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye-shkoly-poltora-veka-istorii-i-novye-perspektivy.shtml

  5. Интернет-ресурс: http://okha.prihod.ru

  6. Библиотека воскресной школы при Храме Сергея Радонежского


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Первые шаги – большие надежды» проектно-исследовательская работа: «Воскресная школа» составитель: Глебова Виктория учащаяся 5 класса «Б» МБОУ СОШ № 1 г.Охи им. А.Е. Буюклы научный руководитель: Агузарова Елена Николаевна учитель ОДНКНР МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

Слайд 2

Актуальность проекта: Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.

Слайд 4

Цель работы: показать духовно-нравственное становление личности ребёнка на примере воскресной школы Задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе выявить пользу духовного развития в жизни человека выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития

Слайд 5

Воскресные школы - это бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского характера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых занятия для детей, где в доступной, чаще всего игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты

Слайд 6

Результаты анкетирования

Слайд 7

Воскресная школа – явление очень старое

Слайд 8

1804 год – учреждены церковно-приходские школы

Слайд 9

В России первые воскресные школы появились в середине 19 века . Тогда целью воскресной школы было обучение грамоте всех желающих. Первая воскресная школа была открыта в г.Киеве российским врачом и педагогом Пироговым Н.И.

Слайд 10

Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.

Слайд 11

Воскресная школа – это вовсе не то место, где занятия проходят только по воскресеньям. Нет, это школа воскрешения, преображения детских душ!

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Этот древний-древний-древний мир!

Мать-и-мачеха

Для чего нужна астрономия?

Отчего синичка развеселилась

Мальчик и колокольчики ландышей