«Воскресная школа» - это вовсе не то место,
где занятия проходят только по воскресеньям.
Нет, это школа воскрешения, преображения детских душ!
Актуальность:
Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.
Цель:
показать духовно-нравственное становление личности ребёенка на примере воскресной школы
Задачи:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.88 КБ | |
| 2.41 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.ОХИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ
«Первые шаги – большие надежды»
ТЕМА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Воскресная школа»
Составитель: Глебова Виктория
учащаяся 5 класса «Б»
МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы
Научный руководитель: Агузарова Елена Николаевна
учитель ОДНКНР
МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы
2019
Содержание
Введение 3
Что такое воскресная школа? 5
История Воскресных школ в России 6
Моя воскресная школа и ее влияние на духовное развитие ребенка 8
Заключение 11
Список литературы: 12
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека – нет Народа!
Владимир Абрамович Караковский
Актуальность моей работы обусловлена тем, что в настоящее время нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи. Данные опроса Института социологии РАН 20017 года показали, что среди молодежи 55% – те, кто готов переступать через моральные нормы для достижения успеха, а значительная часть – от 30 до 50 % молодежи – не считают, что обогащение за счет других, хамство, публичное проявление неприязни к людям других национальностей, аморально. Настоящего верующего человека можно вырастить только в единой культурной среде, состоящей из церкви, школы и семейного уклада. Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.
Цель: показать духовно-нравственное становление личности ребёнка на примере воскресной школы.
Задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России, познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха, рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе, а также выявить пользу духовного развития в жизни человека; выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: воскресная школа.
Гипотеза: если я познакомлю детей с деятельностью воскресной школы, расскажу, насколько это может быть интересно и занимательно, то, может быть, многие проявят интерес, как дети, так и родители и в нашей воскресной школе появятся новые ученики.
Методы исследования: изучение различных источников информации, анкетирование одноклассников методом опроса, наблюдение.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР, истории, на внеурочных занятиях. Он знакомит с историей и деятельностью воскресных школ, а значит с культурой нашей страны. Данный проект несет в себе любовь к духовным и нравственным ценностям.
Сегодня благодаря возрождению в России традиций православного воспитания практически в каждом городе есть своя воскресная школа для детей. В различных источниках информации я нашла такие определения:
Воскресная школа, это место, где учат добру, щедрости, пониманию и человеколюбию. В ней есть все, что сейчас так обесценилось в современном мире. Учеба в Воскресной школе дает необходимые знания по основам Православия и христианской жизни. Без этих знаний ребенок не может понять не только основы Христианства, но и основы обыкновенной человеческой морали нравственности.
Чтобы понять знают ли мои сверстники о существовании воскресных школ, я начала свою работу с анкетирования, которое содержало 3 простых вопроса:
1) Знаете ли вы что такое воскресная школа?
2) Ходите ли вы в воскресную школу?
3) Хотели бы вы посещать воскресную школу?
Результаты опроса представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1

Как мы видим из данной диаграммы, 59% детей, пусть и в общих чертах, знают, что такое воскресная школа, тем временем 41% - задаются вопросом: «Это место, где занимаются по воскресеньям?» и никак не связывают с церковью, в количественном соотношении это 26 человек из 63 опрошенных. Из всех опрошенных лишь 3% ходят в воскресную школу и хотят посещать воскресную школу лишь 20%.
Я задумалась, почему получились именно такие результаты анкетирования, возможно, все дело в неправильном представлении о воскресной школе. Мне захотелось рассказать ребятам, что же представляет из себя воскресная школа, чем мы там занимаемся и для чего все это нужно.
В.А.
Размышляя на тему православных воскресных школ, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ. Воскресная школа – явление очень старое. Корни его лежат в основе всего дореволюционного образования – в церковно-приходской школе. Еще наши прадедушки и прабабушки застали время церковно-приходских и воскресных школ, в которых их обучали не только закону Божию, то есть основам православия, но и письму, чтению, арифметики и истории.
Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.
Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную историю, литературу, географию, законоведение, природоведение.
В России первые воскресные школы появились в середине 19 века. Тогда целью воскресной школы было обучение грамоте всех желающих. Первая воскресная школа была открыта в городе Киеве российским врачом и педагогом Пироговым Н.И.
Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью.
В 1959-1964 началась активная кампания по борьбе с религией, были закрыты практически все воскресные школы. Это было связано с политикой государства.
Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи.
В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом, возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.
Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.
Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:
Воскресная школа при храме Сергея Радонежского открыла свои двери для всех желающих в 1995 году. Школа прихода работала стабильно как для взрослых, так и для детей: были составлены Программы обучения с благословения настоятеля прихода протоиерея Георгия Журавель. Программы были представлены в Епархиальное управление, обучение проводилось в соответствии с этими программами.
Наряду с изучением основ православной веры и знакомства с простыми и доступными пониманию детей библейскими рассказами, в воскресной школе проводятся занятия по развитию творческих способностей ребят (лепка и рисование).
Основы этого понимания закладываются именно в Воскресной школе. В наш цифровой век многие увлечены компьютерными играми, а игры носят отрицательный характер - драки, стрелялки и прочее. Многие подростки после таких игр проявляют агрессию по отношению к родителям, друзьям. Волна жестокости проявляется и в нашем городе среди подростков. На мой взгляд, это связанно с тем, что сейчас родители в основном думают об успеваемости детей. Конечно, знания нужны, но еще ребенка надо учить доброте, порядочности, заботе. И в этом родителям может помочь Воскресная школа.
Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.
Слайд 1
«Первые шаги – большие надежды» проектно-исследовательская работа: «Воскресная школа» составитель: Глебова Виктория учащаяся 5 класса «Б» МБОУ СОШ № 1 г.Охи им. А.Е. Буюклы научный руководитель: Агузарова Елена Николаевна учитель ОДНКНР МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. БуюклыСлайд 2
Актуальность проекта: Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.
Слайд 4
Цель работы: показать духовно-нравственное становление личности ребёнка на примере воскресной школы Задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе выявить пользу духовного развития в жизни человека выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития
Слайд 5
Воскресные школы - это бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского характера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых занятия для детей, где в доступной, чаще всего игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты
Слайд 6
Результаты анкетирования
Слайд 7
Воскресная школа – явление очень старое
Слайд 8
1804 год – учреждены церковно-приходские школы
Слайд 9
В России первые воскресные школы появились в середине 19 века . Тогда целью воскресной школы было обучение грамоте всех желающих. Первая воскресная школа была открыта в г.Киеве российским врачом и педагогом Пироговым Н.И.
Слайд 10
Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.
Слайд 11
Воскресная школа – это вовсе не то место, где занятия проходят только по воскресеньям. Нет, это школа воскрешения, преображения детских душ!
Слайд 12
Спасибо за внимание!

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Бенгальские огни

Рисуем осень: поле после сбора урожая