В проекте рассматриваются возможности организации мобильной экологической тропинки для детей возраста 5-10 лет на любой детской площадке.
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный проект | 662.95 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Категория: социальный проект
Наименование проекта: «Каждой детской площадке в поселке – своя экологическая тропинка»
Авторы проекта:
Галкина Анна
Купцова Надежда
Нистратова Алина
Цуркану Эрик
Руководитель:
Косякова Наталья Сергеевна,
учитель истории, обществознания
и английского языка
ТУМА 2018
Проект «Каждой детской площадке поселка – своя экологическая тропинка» направлен на организацию экологического просвещения дошкольников и младших школьников Тумы. Актуальность проблемы была определена в ходе обсуждения перспектив развития пришкольной экологической тропы.
Были предложены следующие проблемы:
Распределение голосов при определении проблемы проекта
Проблема №1 | 10% присутствующих при обсуждении |
Проблема №2 | 20% присутствующих при обсуждении |
Проблема №3 | 40% присутствующих при обсуждении |
Проблема №4 | 20% присутствующих при обсуждении |
Проблема №5 | 10% присутствующих при обсуждении |
Таким образом, путем рейтингового голосования были выделены проблемы отсутствия экологической тропы в поселке вне пришкольной территории, работы по экологическому просвещению среди дошкольников и младших школьников поселка, организованной вне стен образовательных учреждений и недостаточное количество акций, направленных на экологическое просвещение населения поселка. Следующим шагом стало проведение социологического опроса с целью окончательного определения проблемы. Для удобства работы с респондентами был составлен вопросник, по условиям которого требовалось выбрать ответ на вопрос: «Что, по-вашему, является наиболее эффективной мерой в организации экологического просвещения дошкольников и младших школьников: 1) оформление экологической тропы в поселке (исключая пришкольные территории); 2) организация работы по экологическому просвещению вне образовательных учреждений силами волонтеров; 3) увеличение числа акций экологической направленности».
Участниками опроса стали не только школьники, но и члены педагогического коллектива (учителя начальных классов в количестве 8 человек), представители местного самоуправления и руководители учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений (3человека) и родители, имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста (15 человек). В итоге были получены следующие данные:
Анализ результатов опроса позволил сделать вывод, что наиболее острой всем категориям респондентов представляется проблема №3: отсутствие работы по экологическому просвещению среди дошкольников и младших школьников поселка, организованной силами волонтеров вне стен образовательных учреждений.
В ходе проделанной нами работы по определению актуальности проекта, нацеленного организацию экологического просвещения дошкольников и младших школьников, мы убедились, что данный проект будет востребован.
Среди причин, вызвавших проблему, можно отметить следующие:
- отсутствие социального заказа на участие волонтеров в решении вопросов экологического просвещения, организованного вне стен образовательных учреждений;
- отсутствие инициативной группы, готовой взять на себя исследование общественного мнения и в дальнейшем решение проблемы.
Однако оценка ресурсов по решению проблемы позволяет сделать вывод, что она может быть решена, поскольку имеются следующие ресурсы:
- социальные: учащиеся школы и представители общественности, заинтересованные в решении проблемы;
- экономические: собраны спонсорские средства для оформления раздаточного материала, необходимого для реализации проекта;
- информационные и методические ресурсы, полученные в ходе участия волонтерской группы в региональных проектах экологической направленности.
Цель проекта: составить и провести экскурсии по экологической тематике для детей дошкольного и младшего школьного возраста на детских площадках, расположенных в МО – Тумское городское поселение.
Задачи:
№ | Задача | Пути решения | Индикаторы |
1 | Сформировать инициативную группу по реализации проекта | Объявление о проекте, предложение присоединиться к группе по реализации проекта | Список группы с распределением обязанностей по реализации проекта |
2 | Изучить необходимую информацию по проблеме | Изучение юридической информации, в т.ч. необходимых локальных актов | Владение членами группы необходимой информацией по реализации проекта |
3 | Определить социальных партнеров проекта Получить разрешение на реализацию проекта | Встречи с представителями органов местного самоуправления и общественности | Договоры |
4 | Составить смету проекта | Расчет стоимости проекта | Смета проекта |
5 | Подготовить и провести презентацию проекта Определить возможности развития проекта | Составление экскурсий | Экскурсии |
Ожидаемые результаты:
- в поселке будет сформирован новый опыт работы по экологическому просвещению дошкольников и младших школьников;
- дошкольники и младшие школьники получат возможность приобрести новые знания об окружающем мире.
Возможные риски и их минимизация
Риски | Минимизация рисков |
Отсутствие явки детей на детские площадки в дни, намеченные для проведения экскурсий | Разработка системы оповещения о проведении экскурсий |
Невозможность решить ряд проблем силами только участников проекта | Определение социальных партнеров |
Новизна проекта заключается в том, что опыт организации силами волонтеров экологического просвещения школьников с использованием ресурсов детских площадок осуществляется впервые.
Сроки реализации проекта сентябрь 2018 года – апрель 2019 года.
Сбор и анализ информации по проблеме осуществлялся по следующим направлениям:
Наиболее оптимальными методами для реализации задачи по сбору и анализу информации стали:
Для выяснения актуальности проблемы применялись методы соцопроса, наблюдения и беседы. По результатам соцопроса, как отмечалось выше, был делан вывод об актуальности проблемы для учащихся школы. Что касается бесед, то в основном они проводились с представителями педагогического коллектива школы, которые оценили инициативу как полезную и выразили готовность поддержать волонтерскую группу.
По второму направлению были изучены следующие документы:
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
[http://www.zakonprost.ru]
Статья 12
1.Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц...
Статья 15
1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций… [http://www.un.org/ru/]
4. Закон «Об охране окружающей среды» содержит информацию о правах и обязанностях в области реализации экологического права, в т.ч. и через создание общественных объединений и проведение акций природоохранной направленности.
Статья 27. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Для оформления экологических тропинок были изучены:
Измайлов И.В., Михлин Е.Ш., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
Методические разработки А.Ю. Косяковой, составленные для проекта «Экопросветители». Кроме того, нами было получено при личной встрече авторское разрешение на использование отдельных интеактивных занятий, разработанных для данного проекта, на наших «выездных» экскурсиях.
Работу по сбору и анализу информации по проблеме в целом можно отразить в следующей таблице:
Направление, группа | Методы работы | Результаты | Выводы |
Определение актуальности проблемы Группа социологов | Соцопрос Беседа | Подтверждение заинтересованности в реализации проекта | Проект актуален |
Выяснение правомочности планируемой работы по осуществлению цели проекта Группа юристов | Изучение нормативных документов | Выяснение легитимности предпринимаемых действий | Действия по реализации проекта законны |
Выяснение возможности реализации проекта на территории поселка Группа экспертов | Беседы с представителями органов местного самоуправления | Для реализации проекта получено устное одобрение | |
Определение способа донесения информации до целевой аудитории Определение посещаемости детских площадок Группа аналитиков | Изучение методической литературы Наблюдение | Определены основные направления работы инициативной группы Определены наиболее оптимальные дни для проведения «выездных» экскурсий | Оптимальный способ - организация мобильных экологических тропинок Оптимальные дни для проведения экскурсий – выходные и праздничные |
Для реализации задач проекта по достижению его цели были намечены следующие шаги:
№ | Действие | Сроки | Ответственный |
1 | Создание инициативной группы и распределение обязанностей между членами микрогрупп, определение социальных партнеров и ресурсов проекта | IX. 2018 | Координатор проекта, инициативная группа |
2 | Определение актуальности проекта | IX. 2018 | Инициативная группа |
3 | Обобщение информации, полученной в ходе изучения материалов по проблеме | IX. 2018 | Инициативная группа |
4 | Определение форм работы по экологическому просвещению дошкольников и младших школьников на детских площадках поселка | IX. 2018 | Инициативная группа |
5 | Мониторинг посещения детских площадок; подготовка и апробация интерактивных программ | IX. 2018– III. 2019 | Инициативная группа, волонтеры |
6 | Пробные действия, коррекция запланированных форм работы | III-IV. 2019 | Инициативная группа, волонтеры |
7 | Презентация проекта | IV. 2019 | Инициативная группа |
Смета расходов для реализации проекта
Бумага ф. А4, 2 уп. | 2Х250=500 руб. |
Картриджи цветной и монохромной печати (4 шт.) | 2Х1300+2Х1100=4800 руб. |
Листы для ламинирования | 700 руб. |
Практические действия по реализации проекта
Взаимодействие с социальными партнерами
Направление деятельности | Партнеры |
Разработка нормативно-правовой базы, необходимой для реализации проекта | Администрация МОУ «Тумская СОШ №3» |
Формирование методической базы для организации экскурсий | ФГБУ НП «Мещерский» в лице А.Ю. Косяковой |
Подготовка площадок к экскурсиям | Родители потенциальных экскурсантов |
Получение разрешения на реализацию проекта на территории собственника | Администрация МО городского поселения Тума |
Апробация форм работы | Учителя начальных классов МОУ «Тумская СОШ №3» |
Информирование о проведении проекта | МБУ «Тумский Дом детского творчества» |
Предоставление спонсорских средств | ИП, действующие в поселке |
Определение актуальности проекта
Метод | Вывод |
Социальный опрос | Подавляющее большинство респондентов признает актуальность проекта |
Анализ Интернет-ресурсов | Проблемы экологического просвещения актуальны |
Обращение в органы местного самоуправления | Проблемы экологического просвещения в поселке требуют своего решения, целесообразно искать новые формы организации досуга детей на детских площадках |
Беседы с администрацией школы | Вопросы экологического просвещения – одна из наиболее распространенных отчетных тем |
Беседы с родителями дошкольников и младших школьников | Детям будет полезно получить познавательную информацию в форме интерактивной игры на свежем воздухе; участие в программе старших товарищей (волонтеров) сделает мероприятие более интересным |
Наблюдение | Младшие школьники с удовольствием принимают участие в интерактивных программах по экологической тематике; рефлексивные беседы по итогам работы свидетельствуют об изменении отношения к природе: готовности беречь окружающую среду |
Беседы с учителями начальной школы | Внеурочная деятельность по предмету (окружающий мир) способствует восприятию вопросов экологического просвещения как личностно значимых |
Определение форм работы по экологическому просвещению дошкольников и младших школьников на детских площадках поселка
Основным методом определения форм работы по экологическому просвещению детей во время прогулок на детских площадках стал анализ опыта работы с младшими школьниками на пришкольной экологической тропе. Наши наблюдения показали, что наибольший интерес у младших товарищей вызывают интерактивные игры. Исходя из этого, мы определили необходимость разработки программ, требующих постоянного «погружения в происходящее» во время экскурсии.
Мониторинг посещения детских площадок.
Подготовка и апробация интерактивных программ
Начиная с сентября, порводился мониторинг посещаемости детских площадок с 15.00 до 17.00 в будние дни и с 12.00 до 16.00 в выходные и праздничные дни. У нас получились следующие данные
Таким образом, мы пришли к выводу, что площадкой для пилотного проекта удобнее всего выбрать детские площадки по ул. Колданова и Энгельса. Данный выбор объясняется еще и показателем плотности пребывания детей: на ул. Урицкого и Гагарина одновременно в основном на площадке находится 3-4 ребенка, тогда как на выбранных нами объектах 4-6 детей.
В течение осени 2018 г. – начала весны 2019 г. инициативная группа проекта отбирала те интерактивные программы, которые вызывали наибольший интерес у младших школьников.
Презентация проекта
Местом для проведения пилотного проекта была выбрана детская площадка по улице Колданова. Накануне в детском саду было размещено объявление о предстоящей акции. Были заготовлены изображения животных в натуральную величину (лисы, зайца, ежа), «раскраски» большой синицы, необходимый материал для игры «Детский сад для бабочки».
Станция «Ростомер». Здесь каждый участник экскурсии смог определить, каков его рост в лисах, ежах и зайцах – наиболее распространенных животных в нашей местности. Каждый пришел к выводу, что он больше лисы, зайца, ежа, а обижать маленьких нехорошо. Кроме того, детям было разъяснено, почему нельзя подходить к диким животным, если встретить их в лесу.
На станции «Детский сад для бабочки» надо помочь маме-бабочке найти свою дочку. На выбор предлагались уменьшенные копии бабочек и гусеницы. Участники экскурсии узнали, что если раздавить гусеницу, которая может показаться неприятной на вид, то не будет бабочки. Далее путь на станцию «Лаборатория ученого». Если ты наблюдательный, если ты настоящий ученый, то тебе не составит труда раскрасить большую синицу, соблюдая каждую деталь ее «наряда».
Такое необычное занятие по экологии понравилось детям и получило высокую оценку у их родителей. «Моя дочка объяснила мне, что бабочки не сразу появляются на свет бабочками, они бывают и гусеницами», – поделилась впечатлениями одна из мам. Другой маме дочь разъяснила, что не надо трогать ежика, если встретишь его в лесу: и животному страшно, да и небезопасно для человека. Третья мама, присутствовавшая на экскурсии, пригласила нас провести такую же экологическую игру на детской площадке по улице Энгельса, что мы и сделали через несколько дней.
В День защиты детей нашу группу пригласили провести аналогичную игру для детей поселка на большом празднике, организованном в честь этого события.
Итогом реализации проекта, в первую очередь, стала апробация новых форм работы на пришкольной экологической тропе: мы перешли преимущественно к интерактивным формам работы. При этом мы сами научились составлять интерактивные программы.
Мы провели 3 экологические экскурсии на разных детских площадках поселка и получили заказ на проведение еще 2 таких экскурсий в августе.
Наши младшие товарищи узнали новые факты из жизни животных и пришли к выводу, что в природе все надо беречь (установлено методом бесед с детьми и по отзывам их родителей).
Укрепилось сотрудничество инициативной группы проекта с представителями администрации местного самоуправления. Это выразилось в том, что к нашему мнению прислушались при проведении ряда экологических акций.
Всего в проекте «Каждой детской площадке в поселке – своя экологическая тропинка» за весну 2019 года приняли участие более 60 дошкольников и школьников младшего школьного возраста.
Мы убедились, что любовь к родному краю должна быть деятельной.
Наш проект реализован, его цель достигнута, проблема организации экологического просвещения дошкольников и младших школьников вне образовательных учреждений силами волонтеров нашла решение.
7. Требования к содержанию зданий, сооружений и объектов инфраструктуры 7.2.9. размещение объявлений, листовок, различных информационных материалов, графических изображений, установка средств размещения информации без соответствующего согласования с администрацией муниципального образования - Тумское городское поселение Клепиковского муниципального района. 7.4. Здания и строения должны быть оборудованы табличками с указанием номера дома и вывесками с названием улиц (домовыми знаками), которые содержатся в чистоте и исправном состоянии. Многоэтажные жилые здания должны быть оборудованы указателями номеров подъездов. 7.17. Содержание частных жилых домов: 7.17.1. Собственники частных жилых домов, если иное не предусмотрено законом или договором, обязаны: 7.17.2. обеспечить надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений, а также прочих сооружений в пределах землеотвода. Своевременно производить поддерживающий их ремонт и окраску; 7.17.3. иметь на жилом доме номерной знак и поддерживать его в исправном состоянии; 7.17.4. содержать в порядке земельный участок в пределах землеотвода и обеспечивать надлежащее санитарное состояние прилегающей территории по ширине домовладения до проезжей части; производить уборку ее от мусора, окашивание; 7.17.5. содержать в порядке зеленые насаждения в пределах землеотвода, проводить санитарную обрезку кустарников и деревьев, не допускать посадок деревьев в охранной зоне газопроводов, кабельных и воздушных линий электропередачи и других инженерных сетей; 7.17.6. оборудовать в соответствии с санитарными нормами в пределах землеотвода при отсутствии централизованного канализования местную канализацию, помойную яму, туалет, содержать их в чистоте и порядке, регулярно производить их очистку и дезинфекцию; 7.17.7. не допускать захламления прилегающей территории отходами производства и потребления. Полностью с текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте МО – Тумское городское поселение http://tumaadm.ru/admin-komissia/pravila/ | Уважаемые земляки! Соблюдая эти правила, мы сможем не только сделать чистым и уютным родной поселок, но и внесем свой вклад в улучшение экологической обстановки на нашей планете. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери | |
22 апреля отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома. Праздник был установлен на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 апреля 2009 года (резолюция № A/RES/63/278, ее соавторами выступили более 50 государств-членов ООН) и отмечается, начиная с 2010 года. Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/538/ © Calend.ru Строкой документа Решение 18 января 2016 г. №3 Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования - Тумское городское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области (выписки из документа) 2. Организация содержания и благоустройства территорий 2.5. Содержание придомовой территории многоквартирного дома осуществляется в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом: товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме. 2.10. Уборка и содержание территорий частных домовладений возлагается на собственника соответствующего частного домовладения, по уборке дворовых территорий - на товарищество собственников жилья, ЖСК, ЖК, УК (управляющая компания) либо на организацию, в чьем ведении находится данная территория. | 2.12. Уборка и содержание объектов, находящихся в муниципальной собственности, не переданных во владение и/или пользование третьим лицам, - администрацию муниципального образования - Тумское городское поселение на ответственную эксплуатационную организацию. 3. Требования по санитарному содержанию территорий 3.1. Во всех общественных местах: улицах, парках, скверах, дворах, стадионах, автозаправочных станциях, автостоянках, рынках, объектах торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, других местах массового посещения людей и прилегающих к ним территориях - должны соблюдаться чистота и порядок. 3.5. Запрещается: 3.5.1. Сорить на улицах, площадях, участках с зелеными насаждениями, в скверах, парках, на газонах, на пляжах и других территориях общего пользования; 3.5.2. Ломать и повреждать элементы обустройства зданий и сооружений, памятники, мемориальные доски, деревья, кустарники, малые архитектурные формы и другие элементы благоустройства на территориях общего пользования, а также производить их самовольную переделку, перестройку и перестановку; 3.5.3. Наносить надписи, рисунки, расклеивать и развешивать информационно-печатную продукцию, наносить граффити на остановочных пунктах, стенах, столбах, ограждениях (заборах) и иных не предусмотренных для этих целей объектах; 3.5.6. Перемещать на проезжую часть улиц, дорог, внутриквартальных проездов мусор, смет, снег, собираемые с дворовых и прилегающих территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов. 3.5.7. Сжигать мусор, листву, траву, части деревьев и кустарников, тару, производственные отходы, разводить костры в местах общественного использования, включая территории хозяйствующих субъектов, сбрасывать бытовой и строительный мусор в не отведенные для этих целей места. | 3.5.8. Перевозить грунт, листву, спил с деревьев, мусор, сыпучие строительные материалы, легкую тару без покрытия тентом или другим материалом, исключающим загрязнение дорог, улиц и прилегающих территорий. 3.5.9. Захоронение мусора на территориях частного сектора (при наличии организованных контейнерных площадок), территориях хозяйствующих субъектов, озелененных территориях и прилегающих к ним территориях. 3.5.10. Мусорить во дворах, на улицах, площадях, в парках, скверах, на пляжах и в других общественных местах, выставлять тару с мусором и отходами на улицы. 3.5.12. Выливать помои на территории двора и на улицы, использовать для этого водосточные (ливневые) канавы, а также пользоваться поглощающими ямами и закапывать нечистоты в землю. 3.5.13. Устраивать выпуск сточных вод из канализации жилых домов, септиков в ливневые канавы, колодцы инженерных сетей, на проезжую часть, на территорию, прилегающую к домовладению, на земли общего пользования. 3.5.14. Устанавливать септик за пределами земельного участка на территории, прилегающей к домовладению, на землях общего пользования. 3.11. Ртутьсодержащие осветительные приборы (отработанные и брак) должны храниться в герметичной таре в отведенных для этих целей помещениях и вывозиться на специализированные предприятия для их демеркуризации. 3.12. Стоянка и размещение транспортных средств на дворовых и внутриквартальных территориях допускаются в один ряд в отведенных для этой цели местах и должны обеспечить беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники. Хранение и отстой грузового автотранспорта, в т.ч. индивидуального, допускается только в гаражах, на специализированных автостоянках или автопредприятиях. Санитарная очистка и вывоз мусора с автостоянок, гаражей должны производиться в установленном порядке специализированными предприятиями или на транспортных средствах, оборудованных специальными пологами. Мойка, чистка транспортных средств разрешаются в специально отведенных местах. |
Областная пресса о нас
Так сложилось, что в 2015-2016 учебном году «Рязанские вести» смогли проследить почти всю нашу деятельность в проекте. Первые сведения о нашем проекте читатели получили 9 октября 2015 года.
29.06.2016
№114 (5155) |
Вторая полоса
Школьники области попробовали себя в роли экопросветителей
В национальном парке «Мещера» (территория национального парка «Мещерский») подвели итоги регионального проекта для школьников под названием «Экопросветители». Парк предложил интересующимся экологией ребятам попробовать себя в роли специалистов по экологическому просвещению.
В течение учебного года участники получали сценарии занятий, игр, классных часов, разработанных сотрудниками парка специально для проекта. Задачей ребят было самостоятельно подготовить и провести мероприятие перед аудиторией, которую они тоже определяли сами. Слушателями выступали ученики младших классов, воспитанники детских садов.
По словам начальника научного отдела нацпарка «Мещера» Алины Косяковой, привлечением школьников к эколого-просветительской деятельности парк занимается не первый год. Первоначально для этих целей задумывался проект по созданию и поддержке школьных экологических троп «Подружись с природой». Но работа над экологической тропой требует немалой подготовки, и ее невозможно полностью возложить на плечи учеников, значительная нагрузка падает и на учителя. Другое дело – использование готовых разработок.
– То, что дети получают эмоциональную отдачу, видно из их собственных отчетов о проведенных занятиях, – говорит Алина Косякова. – Мероприятия мы старались посвятить природе родного края, задействовали различные формы работы. Было включено много игровых моментов: весело и необычно помериться ростом с журавлем, ощутить размеры животного, попытавшись пройти по его импровизированному «следу». Совершить воображаемое путешествие вместе с осетром на нерест или сочинить сказку про дружное семейство растений.
На предложение парка откликнулись восемь школ из Клепиковского, Скопинского, Сасовского, Милославского районов и города Рязани. В общей сложности проект «Экопросветители» охватил около восьми сотен человек. Проигравших среди участников нет: самые активные получили первые места (это Тумская средняя общеобразовательная школа №3, Батьковская основная школа и Чернавская средняя школа), остальные разделили второе и третье.
В числе самых активных «экопросветителей» – ученица 3-й Тумской школы Анна Галкина. Вместе со своими товарищами она провела почти двадцать занятий и игр для более чем 350 человек: День животных, День журавля, «Куда плывет осетр?» и многие другие.
– Кто же такой экопросветитель? – делится размышлениями Аня. – Это человек, помогающий людям понять окружающий мир, стать друзьями природы и научиться защищать ее. Но заставлять и принуждать делать все это невозможно, ведь для настоящего результата нужно, чтобы люди сами осознавали всю важность этого. Экопросветители как раз и стараются повлиять на сознание людей. И легче сформировать правильные понятия у детей, чем менять сознание взрослых. Так мы и стараемся поступать. Причем пользу от занятий получают не только наши слушатели, но и мы сами. Участие в таких проектах помогает в учебе, мы узнаем много нового и делимся этим с другими. Мы являемся волонтерами, что очень интересно и важно в наше время. Кроме того, появляется желание связать свою жизнь с экологией и воплотить все задумки в реальность.
К слову, участие в проектах нацпарка подтолкнуло экоактивистов школы к новой идее – провести акцию «Каждой детской площадке в поселке – своя экологическая тропинка». В определенные дни ребята проводили на детской площадке Тумы игры экологической направленности, разъясняли, почему нужно беречь природу. Их проект был отмечен как лучший на областном слете экологов.
Статья опубликована в номере 114 (5155) от 29 июня 2016
Мы готовы к новым экологическим проектам!
Весёлые польки для детей
Шум и человек
Спасибо тебе, дедушка!
Заповеди детства и юности
Сказка на ночь про Снеговика