• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Жестокое обращение с детьми"

Опубликовано Логинова Наталья Валерьевна вкл 04.12.2021 - 16:11
Логинова Наталья Валерьевна
Автор: 
Логинов Илья 11 класс

Работа выполнена к Дню правовой помощи детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Логинов Илья Александрович, 11 класс

Тема работы:  Проблема насилия (жестокого обращения с детьми) в семье.

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа с.Каменка Самойловского района Саратовской области» в с.Благовещенка

                                                    2021 год

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».  

Выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

                                                      (20 ноября 1959 года)

Все привыкли считать , что самое безопасное место для ребенка- это его дом, где он окружен родительской любовью и заботой. На первый взгляд,  кажется, что всё верно: что может надежнее уберечь маленького человека от опасностей и угроз внешнего мира, чем стены родного дома и внимание мамы и папы?  Только статистика говорит другое: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей алкоголик или наркоман либо имеет психические отклонения. В семьях, которые могут показаться со стороны не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых многие могут искренне позавидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает – и пропадает навсегда… Кто-то накладывает на себя руки, так как не видит иного выхода из этого кошмара…

Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке. Социологические исследования, проведенные в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает все более изощренные формы. К сожалению, это явление распространено в нашем обществе значительно шире, чем принято считать.

Цель моей работы - выяснить причины насилия над детьми; определить, что собственно является насилием; почему в наше время эта проблема стоит наиболее остро, выяснить - какие меры принимаются для выхода из этой проблемы.

Жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества.

Первобытные родители приносили собственных детей в жертву. Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. В Древней Спарте ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который был недостаточно силен, как правило, убивали, сбрасывая со скалы.

Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э. Церковь противодействовала детоубийству. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.

В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В «цивилизованной» Франции подростков привлекали к каторжному труду на галерах. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. Ломоносов М. В. описал процедуру домашнего крещения, на которой он присутствовал: «...большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца ... ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка...». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса.

Мнение, что младенцы и дети -- всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.

Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха -- таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой:

огромное количество детей-сирот;

массовую беспризорность и безнадзорность;

еще более жестокое обращение с детьми.

Именно в начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

Юридическое понятие «жестокое обращение с детьми» впервые было употреблено в нормах семейного права в статье 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года в качестве основания для лишения родительских прав. Однако само содержание указанного понятия Кодекс не раскрывал. Для практического применения его официальное толкование закрепил Пленум Верховного Суда СССР в п. 14 Постановления от 07 декабря 1979 г. № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Пленум указал, что жестокое обращение с детьми может проявляться в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приемов воспитания, унижении человеческого достоинства детей и т.п.

В настоящее время в семейном праве жестокое обращение с детьми признается наиболее опасным видом злоупотребления родительскими правами и является безусловным основанием для применения крайней меры ответственности - лишения родительских прав.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состояние ребенка, и как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшем его развитие и социальную адаптацию.

Насилие над детьми может быть двух типов: явное и скрытое (косвенное).

По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом.

По месту происшествия и окружения насилие бывает:

-дома - со стороны родственников;

-в школе - со стороны педагогов или детей;

- на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, верёвками,  причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.

·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие.
К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- слова, которые говорит один человек другому, содержат угрозу «Если еще раз такое сделаешь – я тебя изобью!», «Это тебе даром не пройдет!», «Только скажи кому-нибудь, и я тебя убью!». Эти слова вызывают страх в человеке, заставляют его молчать, а значит человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и безопасно и повторять свое насилие;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

·  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни.  Важно осознавать, что каждый из этих видов наносит непоправимый вред личности жертвы, и каждый из них нельзя недооценивать, ведь последствия насилия не поддаются анализу и прогнозу.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются о таких фактах:

·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления;

·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Правовая ответственность родителей за жестокость к детям

Жестокое обращение с детьми — это преступление, и за эти действия в российском законодательстве существует несколько видов ответственности.

Уголовная ответственность

За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Административная ответственность

Пренебрежение основными потребностями ребенка и неисполнение обязанностей по его содержанию и воспитанию подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35.).

Гражданско-правовая ответственность

За жестокое обращение с ребенком привлекаются к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ родители или лица, их заменяющие (ст. 69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 – изъятие ребенка при угрозе жизни или здоровья).

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. 

Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь. К ним относятся:

- ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;

- ст.  6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка;

- ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства
в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

- ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

 -ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного 'и социального развития;

- ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

- ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

-ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

>        ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;

>        ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

  • ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";
  • ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника":

Семейный кодекс РФ:

  • ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
  • ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
  • ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру

защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

    >        ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Закон РФ  «О защите прав детей»:

>        ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

В общей сложности с 1993 г. в нашей стране принято более 200 нормативно-правовых актов, охватывающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей. Это федеральные законы, указы президента России, постановления правительства и др.

Насилие над детьми – актуальная проблема для России. Хоть закон всестороннее защищает права несовершеннолетних, нет реальных действий со стороны общественности по выявлению и огласке подобных фактов. Ответственность за воспитание будущего поколения лежит на каждом члене общества. Если человек становится свидетелем жестокого обращения с ребенком, не стоит оставаться равнодушным к проблеме, нужно сразу обращаться в правоохранительные органы.

Список литературы.

1.     И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия, Помощь. – М.: Генезис, 2005. (1, 3,4,5).

 2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

3. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления./ Под ред. Е.Н. Волковой. ―Спб.: Питер, 2008. 12―80 c.(3)

4. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Методические рекомендации по организации системы профилактики

жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»

5.Права ребенка: Основные международные документы. — М.: Дом, 1992.

6. Права ребенка: Сборник документов и статей. — М.,1992.

8. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.

9. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения. Питер 2007.

10. Киреев Г.Н. Сущность насилия М 1990.

11. Сафонова Т.Я, Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М 1993.


Поделиться:

Цветение вишни в лунную ночь

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Бородино. М.Ю. Лермонтов

Стеклянный Человечек

Кто должен измениться?