Первые школы появились очень давно. Они устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.
Прошло время. Произошли огромные изменения в жизни, во внешнем облике школы за этот период. Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. Изучение истории школы – важное условие формирования общей и педагогической культуры. Обращение к истории зарождения школ позволяет уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. В этом я вижу актуальность настоящей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_poshla_shkola_novgorodskaya.doc | 204.5 КБ |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
«Колокола времени»
РАЗДЕЛ: «История образования»
«ОТКУДА ПОШЛА ШКОЛА НОВГОРОДСКАЯ»
Рубина Дарья Дмитриевна,
ученица 11 «Б» класса
МАОУСОШ П.Батецкий.
п.Батецкий, 2009.
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………………….3
II. Основная часть:
2.1. Появление и распространение грамотности на Новгородской
земле……………………………………………………………………..5
2.2. «Учение книжное» и первая школа в Новгороде……………………..7
2.3. Деятельность греко-славянской школы. Братья Лихуды.…………….9
III. Заключение………………………………………………………………...11
IV. Список литературы……………………………………………………….12
V. Приложения…………………………………………………………………13
-3-
I. Введение.
Первые школы появились очень давно. Они устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.
Прошло время. Произошли огромные изменения в жизни, во внешнем облике школы за этот период. Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. Изучение истории школы – важное условие формирования общей и педагогической культуры. Обращение к истории зарождения школ позволяет уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. В этом я вижу актуальность настоящей работы.
Школа (от греч. schole) – учебное заведение (образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования.
В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания.
Школа содержится на средства государства, частных лиц и общественных объединений, а также религиозных конфессий. Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6-7 лет и оканчивают в 17. Таким образом, обучение длится 10-11 лет.
Понятно, что современная школьная система разительно отличается от ранее существовавшей. Первые школы были мало похожи на те, в которых
мы учимся сейчас, да и система обучения тоже отличалась. Меня данный вопрос заинтересовал, поэтому настоящую работу я посвятила изучению первых школ, которые появились на территории Новгорода. Это и стало целью моего исследования. Исходя из цели, определились следующие задачи:
1.проанализировать время и степень распространения грамотности на территории Новгорода;
2.исследовать особенности обучения в первых школах Новгорода;
3.раскрыть степень влияния деятельности братьев Лихудов на образование в Новгороде.
Объект исследования – система образования древнего Новгорода.
Предмет исследования – деятельность первых школ в Новгороде.
-4-
Гипотеза исследования – картина зарождения образования в Новгороде помогает восстановить особенности воспитания и обучения в древности.
Методы, использованные в работе: описание, систематизация и анализ источников, полученных путем исследования литературы по данной теме и наглядных источников (фотографии берестяных грамот, первой школы, учебника, репродукции картин).
-5-
II. Основная часть:
2.1. Появление и распространение грамотности на Новгородской земле.
Особую страницу в истории становления и развития образования в Новгороде открыли данные, полученные при археологических раскопках.
Берестяные грамоты, найденные в процессе археологического изучения Новгорода, свидетельствуют о широком распространении грамотности среди различных слоев населения города уже в ХI - XIV веках (3,86).
Об употреблении бересты для письма ученые до находки в 1951 году новгородских грамот не только знали, но даже обсуждали вопрос о том, каким способом береста подготавливалась к употреблению. Исследователи отмечали мягкость, эластичность и сопротивляемость бересты разрушению, а этнограф А.А. Дунин-Горкавич, который в начале ХХ в. наблюдал подготовку бересты у хантов, писал, что для превращения в писчий материал бересту кипятят в воде. Бересту подготавливали, расслаивая, убирая наиболее грубые слои. После наносили на берестяной лист текста грамоту.
Многообразие тем и сюжетов, обсуждаемых в берестяных грамотах, практически также безгранично, как неисчерпаема и разнообразна сама жизнь. Грамоты рассказывают о том, о чем молчат летописи и другие официальные документы. Среди записей на бересте первые школьные упражнения, письма о войне и мире, урожае и голоде, всевозможных хозяйственных распоряжениях, сватовстве и любви. Все стороны человеческой жизни и деятельности находят отражение в берестяных текстах (см. Приложение 1).
В настоящее время, когда число берестяных грамот приближается к тысяче и превышает количество многих других категорий находок, когда находки берестяных свитков стали постоянным явлением при раскопках Новгорода, стало совершенно очевидно, что писание на бересте было
привычным занятием новгородских жителей. Тексты на бересте свидетельствуют о том, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев новгородского общества. На бересте писали бояре и управляющие их владениями, ростовщики и священники, купцы и воины, ремесленники и просто горожане. Особенно показательно участие в берестяной переписке женщин, что само по себе демонстрирует высокий уровень образованности в новгородском обществе и является показателем социального положения горожанок. Обнаружено немало писем, авторами или получателями которых были женщины.
Обнаружив столь широкое распространение грамотности в Новгороде, исследователи не могли не заинтересоваться, как эта грамотность пробивала себе дорогу, как происходило обучение грамоте. Ответ на вопрос о том, как новгородцы учились грамоте, был получен из самих записей на бересте. Очевидно, что любое обучение грамоте начинается со знакомства и
-6-
запоминания азбуки. В коллекции новгородских берестяных грамот содержится несколько листов бересты с полной азбукой XI-XIII веков.
В древнем Новгороде обучать грамоте начинали, видимо, в 6-7 лет.
Основные сведения об обучении маленьких новгородцев были получены из так называемых "грамот мальчика Онфима". 13 и 14 июля 1956 года в слое ХШ века было найдено семнадцать различного рода обрывков бересты с записями и разнообразными рисунками. Надпись грамоты сделана на овальном донышке туеса, берестяного сосуда, который отслужив свой срок был отдан мальчику и использован, как писчий материал (3, 118).
В 1957 году были найдены и первые ученические упражнения в цифровом письме. Цифры в древней Руси не отличались от обычных букв. Цифру 1 изображали буквой "а", цифру 2-буквой "в", 3- буквой "г" и так далее. Чтобы отличить цифры от букв, их снабжали особыми значками –
"титлами"(3,122)(см.Приложение2).
Еще одной категорией находок, связанных с обучением грамотности, являются церы, представляющие собой деревянные таблички с углублениями, которые заливались воском. И маленькие новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому , как сейчас при обучении применяется школьная доска. Иногда оборотные стороны цер украшали богатым растительным орнаментом, иногда на обороте вырезали азбуку, которая служила пособием. На нее смотрел ученик, списывая буквы. И снова аналогия с современными пособиями, например, с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей.
Обучение грамоте не было экстраординарным событием в жизни новгородцев, о чем наглядно свидетельствует берестяное письмо конца XIV века. В этом послании, сохранившемся, к сожалению, в обрывке, содержится ряд хозяйственных распоряжений мужа жене. И среди прочего, как о самом обычном деле, звучит напоминание: " ...отдай учить грамоте...".
Просвещение и школа в Великом Новгороде прошли несколько этапов в развитии. На начальной стадии учение выливалось в постоянное и последовательное обучение грамоте, счету и письму, в изучении литературы религиозного и светского содержания.
-7-
2.2. «Учение книжное» и первая школа в Новгороде.
Сфера образования и культуры Новгорода, который впервые упоминается в летописях под 859 годом, имеет глубокие исторические корни.
Важнейшее значение в развитии Киевской Руси и Новгорода имело принятие христианства в 988-989 гг. в период княжения Владимира. Принятие Русью христианства явилось мощным толчком в развитии и распространении письменности, просвещения, оно обеспечило приток византийской книжности, составной частью которой были элементы античной культуры и науки. Это способствовало развитию русской, в том числе новгородской, письменности, литературы, живописи, архитектуры.
Уже при Владимире греческое духовенство единственным средством распространения и утверждения христианства считало грамотность, учение книгам. При книгах нужны были и грамотные священники, которые могли бы учить народ. Тогда же возникла определенная система образования. При Ярославе Мудром строились церкви, священникам которых приказывалось учить людей грамоте. И можно утверждать, что Ярослав ввел Русь в круг европейской мысли, подарив русским людям грамотность и книги - кладези премудрости.
В Новгороде, как и в других древнерусских городах, обучением грамоте занимались отдельные лица, это были служители церкви, богословы, книжники, деяния которых отражены в летописях, хронографах, житиях.
Практически сразу после крещения в Новгороде, при первом новгородском архиепископе Иоакиме Корсунянине, был построен тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, при котором была открыта школа, где некто Ефрем обучал детей христианскому закону и греческому языку.
Переписка книг считалась богоугодным делом. Наибольшей популярностью из всех ветхозаветных книг пользовалась Псалтырь. По этой книге учили грамоте. Тексты псалмов заучивались наизусть. Псалтырь привлекала внимание древнерусского читателя своим лирическим пафосом,
повествовательностью, высокохудожественной формой изложения. В сравнительно мирной обстановке Новгорода рукописи не подвергались уничтожению вместе с церквами, как это произошло в южной и средней полосе при монгольском нашествии. Новгород стал своеобразным центром, снабжавшим книгами многочисленные церкви по всей Новгородской земле.
Под покровительством новгородских архиепископов осуществлялось летописание (см.Приложение 3).
Самой древней, дошедшей до нас, с точной датировкой русской книгой, является Евангелие, изготовленное дъяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира, начато перепиской 21 октября 1056 года и закончено 12 мая 1057 года. Рукопись написана крупным почерком на пергамене отличного качества с обилием художественно оформленных заглавных букв (инициалов) и тремя миниатюрами, на которых изображены евангелисты (нет портрета Матфея).
-8-
В Новгороде помимо духовной, исторической, житийной литературы в 1136 году дъяконом Антониева монастыря Кириком было создано первое из известных нам русских математических сочинений, откуда новгородцы могли почерпнуть и знания математические. Называлось это произведение "Учение имже ведати человеку числа всех лет" (5, 94).
Годом основания библиотеки в Софийском соборе можно считать 1050 год - год завершения строительства собора, поскольку уже первые богослужения не могли обходиться без священнослужебных книг.
Библиотека Софийского собора была настоящим кладезем уникальных письменных источников. О положении книгохранилища в Софийском соборе радели князья, их родственники, именитые люди новгородские, священнослужители. Новгородские владыки на протяжении многих столетий заботились о пополнении книжных собраний Святой Софии. В библиотеке хранились различные богослужебные книги, жития святых, переводы греческих и латинских авторов, летописи, исторические и назидательные сочинения.
Не сохранилось точных сведений о размерах библиотеки Софийского собора XI-XVI вв., так как происходили колебания в связи с миграцией книг, некоторые тексты передавались для размножения в церкви и монастырские скриптории.
Сохранившиеся же до наших дней книжные богатства библиотеки Софийского собора размещаются в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и насчитывают 1575 рукописных книг.
-9-
2.3. Деятельность Греко-славянской школы. Братья Лихуды.
В конце XVП- начале XVШ века в России при архиерейских домах по инициативе образованных иерархов стали возникать школы, копировавшие учебные программы Киевской и Московской академий. В 1706 году усилиями митрополита Новгородского и Великолуцкого Иова при архиерейском доме в Новгороде была открыта школа, создание которой неразрывно связано с именами братьев Лихудов, греками по происхождению. Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды родились на острове Кефалония, учились в Венеции и Падуанском университете, где получили докторские степени. Окончившие один из лучших западноевропейских университетов и одновременно принадлежавшие к православному миру братья были воспитаны в обстановке взаимопроникновения двух культур, что помогло им построить систему обучения, органично воспринятую на русской почве. В 1685 году по просьбе царя Федора Алексеевича и по благословению константинопольского патриарха братья Лихуды переехали из Константинополя в Москву, где основали Славяно-греко-латинскую академию. В России они получили известность как образованные преподаватели, переводчики, писатели. Через девять лет по проискам духовной власти, обвинившей братьев в «латинстве», их отстранили от преподавания и отправили в ссылку в Костромской монастырь, откуда их в 1706 году вызволил митрополит Новгорода Иов.
Петр 1 относился к Иову благосклонно и разрешил Лихудам переехать в Новгород, где митрополит устраивал греко-славянскую школу по примеру московской. Иов познакомился с Иоанникием и Софронием в Москве.
Школа, основанная Иовом, разместилась на территории Владычного двора в Детинце, в здании, построенном в 1670 году, которое в память о братьях Лихудах стало именоваться Лихудовым корпусом (см. Приложение 4)
Софроний пробыл в Новгороде недолго. В 1707 году он уехал в Москву по заданию Иова, но был там удержан и более в Новгород не вернулся. Иоаникий же в течение десяти лет преподавал в школе и оставил глубокий след на стезе духовного просвещения в Новгороде. Вместе с Лихудами в устройстве греко-славянской школы участвовали их ученики – монах Савватий , переводчик Федор Герасимов. Первые ученики, всего 154 человека, были из разных чинов и разных возрастов.
Школа была хорошо обеспечена литературой. Лихуды перевезли в Новгород часть своей обширной библиотеки, митрополит Иов предоставил в распоряжение учащихся свое книжное собрание, включавшее более 70 книг на греческом, латинском, польском, немецком, сербском языках.
В школе было открыто два класса: славянский и греческий. Обучавшиеся в греческом классе именовались первостатейными учениками, в славянском классе - малостатейными. Славянским классом, курс наук которого
-10-
заключался в изучении церковнославянского языка, заведовал Федор Герасимов. Ученики, успешно прошедшие первую ступень обучения в славянском классе, усвоив « и чтение славенское и письмо российское», начинали изучение славянской грамматики Мелетия Смотрицкого. Грамматика изучалась очень пространно, так что по признанию самих учителей «конец ея и чрез многое время с немалым трудом совершенным познанием достигается». Кроме этимологической части грамматики, ученики Новгородской школы изучали и «сочинение», то есть синтаксис.
В греческом классе преподавание заключалось в обучении первостатейников греческому чтению и письму. Некоторые из учеников, усвоив элементы греческой грамматики, дошли до синтаксиса. Прошедшие полный курс грамматики изучали пиитику. И как венец школьной науки изучалась риторика. Курс риторики, преподаваемой Лихудами в новгородской школе, соединялся, как требовалось школьными традициями, с « диспутациями и разглагольствами », что очень нравилось митрополиту
Иову. Из его письма к графу Николаю Моисеевичу Зотову: «мнози от наших новых учеников не токмо греко-словено-латинскую грамматику добре изучиша, но и в разглагольствах и в писании литер по премногу искусны суть». Греческий класс вели сами Лихуды. Они использовали собственные учебники, некоторые из которых были созданы ими в Новгороде. Часть этих учебников, находившихся первоначально в книжном собрании Новгородского архиерейского дома, оказались затем в составе рукописей библиотеки Новгородской духовной семинарии, а ныне хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в том числе «Грамматика греческая иеромонаха Софрония Лихудиева»; «Иоанникия и Софрония иеромонахов же и учителей самобратии Лихудиевых о грамматическом художестве» (2, 147) (см. Приложение 5).
Учебный план Новгородской греко-славянской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской славяно-греко-латинской академии и преподавание Лихудов в Новгороде по своему характеру не отличалось от их учебной деятельности в Москве.
-11-
III. Заключение.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам.
В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания.
Тексты на бересте свидетельствуют о том, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев новгородского общества.
Просвещение и школа в Великом Новгороде прошли несколько этапов в развитии. На начальной стадии учение выливалось в постоянное и последовательное обучение грамоте, счету и письму, в изучении литературы религиозного и светского содержания.
В Новгороде, как и в других древнерусских городах, обучением грамоте занимались отдельные лица, это были служители церкви, богословы, книжники, деяния которых отражены в летописях, хронографах, житиях.
Учебный план Новгородской греко-славянской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской славяно-греко-латинской академии и преподавание Лихудов в Новгороде по своему характеру не отличалось от их учебной деятельности в Москве.
Гипотеза, сформулированная в начале работы о том, что картина зарождения образования в Новгороде помогает восстановить особенности воспитания в древности, нашла свое подтверждение. Действительно, без исследования, откуда берет свое начало школа, как и образование вообще, невозможно понять, какие особенности были в преподавании предметов, какую роль сыграли в этом люди, занимавшиеся преподавательской деятельностью, как школа повлияла на развитие отдельных общественных слоев и общества в целом.
Выводы настоящей работы могут быть использованы учащимися, чья исследовательская деятельность связана с историей образования, и студентами педагогических специальностей.
-12-
IV. Список литературы.
-13-
V. Приложения.
Приложение 1.
«Берестяная книжица с текстом вечерней молитвы. XIII век.»
-14-
Приложение 2.
«Грамота мальчика Онфима»
-15-
Приложение 3.
|
«Так неизвестный художник начала XVIII века изобразил урок в древнерусской школе»
-16-
Приложение 4.
.
«Лихудов корпус. Фото нач.ХХв».
-17-
Приложение 5.
«Титульный лист учебника Лихудов
«... о грамматическом художестве»
Загадка Бабы-Яги
Лист Мёбиуса
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как зима кончилась
Нора Аргунова. Щенята