• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!

Опубликовано Зубарева Юлия Васильевна вкл 04.01.2022 - 21:47
Зубарева Юлия Васильевна
Автор: 
Зубарева Ольга Алексеевна

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_suhovskaya_sosh_zubareva_olga_4_klass.docx114.47 КБ

Предварительный просмотр:

Районная конференция проектно-исследовательских работ
обучающихся 3-4 классов
«Первые шаги в науке»

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!

Автор: -------

                                                          4   класс

                                                   Руководитель:----------

учитель начальных классов

                                    место работы: ----------

х. Сухой

2021 г.

План

Введение………………………………….………………..………………………3–4

Глава 1. Что такое грамотность? ...............................................................................5

Глава 2. Роль грамотности в жизни человека и общества……………………....6-7

Глава 3. Отношение к грамотности учащихся МБОУ  «Суховской СОШ» (результаты исследования)…………………………………………………………8

Заключение ……………………………………………………………..………11-14

Список литературы…………....................................................................................13

Приложения………………………………………………………………….……..14

Введение.

Парадоксально, но проблема грамотности в настоящее время обостряется. К сожалению, уже не редкость, когда ведущие центрального телевидения ошибаются, а страницы газет, в том числе и центральные, полны грамматических ошибок.

Задача любого, кто считает себя носителем языка, - самостоятельно овладеть им и максимально использовать богатство языка.

Многим из моих одноклассников не нравятся учить правила русского языка. На уроках русского я часто слышу: «А кто эти правила придумал? И откуда они взялись? "

Я спросила себя: «Откуда берутся правила?». Решила  провести опрос среди своих одноклассников и учащихся 3 класса, спросив у них: «Грамотным быть модно?» Оказалось, что некоторые из  опрошенных не смогли ответить на мой вопрос и почему-то были сбиты с толку. Мне захотелось провести свое исследование.

Гипотеза: изучая отношение к грамотности среди детей младшего школьного возраста, мы можем указать пути преодоления неграмотности.

Цель исследования - выявление и развитие потенциала грамотного отношения к жизни обучающихся  3-4 класса МБОУ Суховской СОШ.

Задачи исследования:

  • иметь представление  развития  письма и грамотности людей Древней Руси;
  • изучить историю правописания русской письменности;
  • провести опрос среди одноклассников, диктант на контроль грамотности;
  • создать маршрут грамотного человека.

Методы исследования: графический, поиск и систематизация информации, анкетирование, сравнение и анализ полученных данных.  

Практическая значимость исследования: работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о ее значимости в обществе. Материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности, а также в работе классных руководителей с родителями.

Работа над  исследованием состоит из следующих этапов:

1 этап

На первом этапе с помощью социологического исследования я определила, модно ли быть грамотным в нашем современном мире среди учеников нашего класса.

 2 этап

На втором этапе я измеряла грамотность учащихся в 4 классе с помощью письменных тестов. На основе этих данных я попыталась нарисовать схематический портрет грамотности современного младшего школьника и  продолжить свою работу.

3 этап

На третьем этапе исследования – провела  тотальный  диктант, где определился самый грамотный ученик класса.

Планируемые результаты проекта:

  • повышение интереса к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • повышение уровня грамотности участников проекта;
  • - улучшение речевых навыков, расширение словарного запаса участников проекта

Глава 1. Что такое грамотность?

"Жизнь могут двигать только  очень грамотные люди..."

Максим Горький

В современном обществе очень остро стоит проблема грамотности. На каждом шагу мы слышим неграмотные речи людей, видим ошибки в Интернете, на страницах газет и журналов. Все меньше и меньше людей, владеющих с языком. Большинство вообще не читают книги, они только пишут короткие, часто необразованные сообщения в социальных сетях. Почему это происходит? Что для нас сегодня образование? Модно ли  быть грамотным сегодня? Эти вопросы стали важными для меня в этой исследовательской работе.

Свое исследование я начала с  вопроса, почему в современном мире так важно быть грамотным?

История истоков грамотности - это место, где был создан первый алфавит. После появления алфавита была буква и вместе с ней чтение. Грамотность начинается с того момента, когда письмо приобретает условный характер и его понимание не требует специальной подготовки.

Грамотность бывает в любой области: профессиональной, политической, экономической и т.д. Мы остановимся на грамотности в традиционном его смысле.

Значение слова в Толковом словаре современного русского языка Ушакова: «Грамотность – умение читать и писать» [5, с.102].

Словарь синонимов дает такое представление об этом понятии: «осведомленность, компетентность,знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность» [1,  с.318 ].

Согласно словарю С.И. Ожегова под словом "грамотный" подразумевают человека, умеющего читать и писать, а также умеющего писать грамматически правильно [4, с.123].

Вывод: Следовательно, мы понимаем, что грамотность - это не только умение человека, верно, писать и читать. Важнее под данным термином понять способность человека внятно и связно излагать собственные мысли, соблюдая при этом критерии орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Но чтобы быть толковым, надо владеть определенными познаниями, способностями и умениями, дабы принимать участие в общественных процессах и быть нужным социуму. Грамотность - это доля совместной культуры человека.

Глава 2. Роль грамотности в жизни человека и общества

Сейчас достаточно нередко можно повстречать малограмотных, которые не беспокоятся о правильном ударении в словах, добавляя в свою речь сленговые слова, им и в голову не приходит, что возможно мысли выражать складно, а писать  без орфографических и пунктуационных ошибок.  При том, что русский язык изучается с первого класса и является одним из  основных предметов в школе.

Грамотность закладывается в человеке с раннего возраста. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения идей. Именно это становится главным моментом в их предстоящей жизни.  Вот поэтому, сначала, от родителей зависит, будут ли их малыш культурным и интеллигентным человеком. [2, с.3].

Если человек грамотный, ему легче отыскать престижную работу. Грамотный человек  это мастер собственного дела, а такие труженики необходимы на любом предприятии. Благодаря грамотным специалистам развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей.

Сейчас странички в социальных сетях есть абсолютно у всех, это очень удачный канал коммуникаций.  Вот поэтому очень принципиально, чтоб люди правильно понимали друг друга.  Это  касается и веб-сайтов, где информация написана доступно, хорошо, любопытно.

Человек - существо социальное и нуждается в экономическом благополучии. В свою очередь, здоровое общество нуждается в здоровых и грамотных людях. Чтобы грамотность была полезной, она должна быть функциональной. Функциональная грамотность не только показывает знание чтения, репетиций и арифметики, но также указывает на способность человека эффективно выполнять свои экономические, социальные и гражданские обязанности.

Грамотность традиционно определялась, как умение читать и писать. Современное значение грамотности было расширено и теперь включает способность использовать язык, числа, изображения, компьютеры и другие базовые средства для понимания, общения, приобретения полезных знаний.

Человек, который путешествует и живет в другой стране, но не может читать или писать на языке страны пребывания, также будет считаться местными жителями неграмотным.

8 сентября - это международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет грамотность как "способность определить, понять, интерпретировать, создать, сообщить и вычислить, используя напечатанные и письменные материалы, связанные с переменными контекстами. Грамотность включает всевозможные методы исследования в предоставлении способности людям добиться их целей, развивать их познание и потенциал, и принимать участие обществе".  

Вывод: Одним из элементов грамотного человека является умение грамотно излагать свои мысли, вести диалог, иметь устную и письменную речь.

Глава 3. Отношение к грамотности учащихся МБОУ «Суховской  СОШ» (результаты исследования)

Для реализации цели исследования была разработана анкета по выявлению отношения к грамотности учащихся МБОУ «Суховской СОШ»  (см. Приложение 1). В опросе приняли участие обучающиеся 3-4 классов.

Всего 30учащихся. Результаты анкетирования представлены в диаграммах.

 Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Что такое грамотность, по вашему мнению? 

2. Зачем нужна грамотность человеку?

3.  Какой человек является грамотным?

4. Как стать грамотным?

5.  Модно ли быть грамотным человеком?

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся  3-  4 класса МБОУ «Суховской СОШ»  67%  считают, что грамотным быть модно, 30 % считают, что это ценится, это необходимая часть нашей жизни. Но среди отвечающих  3 %  считают, что в наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно. Поэтому мы с руководителем решили  организовать и провести  мероприятия, способствующие  изменению отношения учащихся 3-4 классов к грамотности, повышению интереса к учению. Затем провести повторное анкетирование и результаты сравнить.

Нами были проведены: лингвистическая викторина «Будь грамотным – будь успешным!» (см. Приложение 2), Затем провели вторичное анкетирование.

Опрос определил отношение учащихся к грамотности. На вопрос: «Модно ли быть грамотным сегодня?» - 25 респондентов ответили, что «грамотным быть модно всегда», 5 человек считают – что «сейчас это ценится, актуально, необходимо».

Современное поколение школьников, и не только они, мало читают и много общаются в Интернете, где не нужно читать и писать, нужно уметь быстро набирать ответ на пост оппонента. А как насчет ошибок и опечаток? - это еще интереснее и удобнее. Многие слова, используемые в Интернете для удобства, становятся нормой.

«Грамоте учиться - всегда пригодится», - говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили.

Но может все не так уж и плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займет достойное место! Мы к этому придем? Надеюсь, да.

Не секрет, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Важно помнить, что учиться правильной интеллигентной речи надо в течение долгого времени, используя при этом определенные способы.

Мы раздали обучающимся 3-4 классов памятки "Как повысить грамотность?" (см. Приложение 3)

Заключение

В заключении хочу сказать, ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!

Во-первых, неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не сможет правильно оформлять какой-либо ценный  документ.

Во-вторых, неграмотная личность слабо владеет своим родным языком. Максим Горький писал: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».   Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя пользоваться.

В-третьих, такие люди не могут быть полезны обществу: невозможно развивать современную культуру и искусство, чётко отстаивать свои интересы на различных дипломатических переговорах, международных конференциях.

В-четвёртых, грамотность – это наличие знаний в какой-либо области, она способствует развитию науки и техники. В наше время человеку нужно владеть современными технологиями, чтобы шагать в ногу со временем.

По-моему, грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. Сейчас появились электронные письма, SMS- сообщения, факсы, которые помогают людям общаться. Но несмотря на это, необходимо правильно и грамотно выражать свои мысли.

Итак, почему же важно быть грамотным человеком? Я думаю, что грамотные люди – счастливые люди. Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении «Кот и лодыри» писал: « Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть».  

Любовь к родной речи, родному языку начинается с любви к самому себе, к своей школе. Постепенно расширяясь, эти чувства переходят в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой языковой культуре.

А для себя индивидуальный маршрут грамотного человека я определила так:

  • систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности)
  • участие в школьном этапе Всероссийских предметных олимпиад участие в очных и заочных творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.

Свое выступление хочется закончить словами    Максима Горького   «Жизнью могут двигать только очень грамотные люди…»

Список литературы

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л.А.Чешко. Изд.4-е репродуцированное. М.: "Русский язык", 1975. -  600 с.
  2. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
  3. Большая российская энциклопедия: М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007. – 767 с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 797 с.
  5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка, М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
  6. Poль гpaмoтнocти в жизни coвpeмeннoгo чeлoвeкa. Иcтoчник: http://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania/gramotnost/rol-gramotnosti-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka/3844/?q=641 HYPERLINK

Приложение 1

Анкета  «Мое отношение к грамотности»

№

Вопрос

Ответ

1

Что такое грамотность, по вашему мнению?

а) Знание русского языка

б) Правильность письма, чтения, речи

в) Проявление ума, интеллигентности, культуры

г) Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием

д) Затрудняюсь ответить

2

Зачем нужна грамотность человеку?

а) Чтобы красиво говорить и выражать свое мнение

б) Быть вежливым

в) Чтобы с тобой было интересно общаться

г) Чтобы быть примером

д) Затрудняюсь ответить

3

Какой человек является грамотным?

а) Умный, образованный

б) Тот, кто правильно говорит, пишет, учит других

в) Тот, кто хорошо учится

г) Все люди грамотные в разной степени

д) Затрудняюсь ответить

4

Как стать грамотным?

а) Много учиться и работать над собой

б) Учить правила

в) Больше читать

г) Всем уступать, не перебивать, не кричать

д) Затрудняюсь ответить

5

Модно ли быть грамотным?

а) Грамотным быть модно всегда

б) В наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно

в) Сейчас это ценится, актуально, необходимо

г) Нет

д) Затрудняюсь ответить


Поделиться:

О чем поет Шотландская волынка?

Цветок или сорняк?

Волшебная фортепианная музыка

Дымковский петушок

Два морехода