• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние темперамента на успеваемость учащихся

Опубликовано Шадрина Любовь Викторовна вкл 06.01.2022 - 20:59
Шадрина Любовь Викторовна
Автор: 
ученица 5 класса Л. Виктория

Зависит ли успеваемость учеников  от типа темперамента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_temperamenta_na_uspevaemost_uchashchihsya.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние темперамента на успеваемость учащихся

Научная статья

На Земле нет одинаковых людей! Каждый человек уникален. Все воспринимают окружающий мир, что происходит вокруг по- разному.        

Действительно, почему люди по-разному относятся к окружающему, выбирают разных друзей, разные профессии, у всех разные взгляды и вкусы.Обучаясь в одной школе, в одном классе ученики по-разному воспитаны. Ребятам дают знания одни и те же педагоги, но у всех разный уровень успеваемости. Таким образом, было решено провести исследование. Тема исследования: «Влияние темперамента на успеваемость учащихся».                  Объект исследования: ученики 5 класса.

Предмет исследования: типы темперамента учащихся, табеля успеваемости.

 Цель работы: влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.

Задачи:        

  • изучить литературы по данному вопросу;
  • провести диагностику в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников;
  • проанализировать успеваемость учащихся за 4-5 классы;
  • оформить результаты исследования.

Гипотеза: успеваемость учеников зависит от типа темперамента.

Методы исследования: анкетирование, вычисление, сравнительно-сопоставительный и статистический.

В ходе исследования была использована следующая литература:

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990.
  2. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984
  3. http://www.wikiznanie.ru/ru wz/index.php/Типы_темпераментов_по_Павлову
  4. http://testoteka.narod.ru/lichn/1/20.html

Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.
В психические свойства входят такие психические процессы:

Способности. Это особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать.

Направленность. Такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.

Эмоции. Это психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям.

Воля. Способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими.

Характер. Складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств.

Темперамент. Это врождённое свойство любого человека, своеобразная биологическая основа, на которой базируется собственно социальная личность.

 «Темперамент» (лат. temperamenty) -  древнегреческое слово, которое обозначает «надлежащее соотношение частей»        Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V- IVвв. до н.э.).

В современной психологии выделяют 4 типа темперамента (Я. Стреляу).

Флегматик.Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить).  Флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Сангвиник.Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь.

Холерик. Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные. Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование,

опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми.

В экспериментальной части работы была проведена диагностика на определение темперамента обучающихся 5 класса.

        Инструментарием данной диагностики выбран тест, разработанный английским психологом Г.Айзенком(см. приложение 1).

        Для обработки результатов необходимо по каждому показателю посчитать сумму баллов: за каждый ответ, совпадающий с «ключом», начисляется 1 балл. Затем отложить на схеме Айзенка (см. приложение 2) полученные результаты по горизонтальной и вертикальной шкалах. После проделанной работы соотнести тип темперамента ученика с его успеваемостью.

В результате проведения теста в 5 классе было выявлено, что в данном коллективе преобладают только3 типа темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики. У 11учеников выявлен холерический тип темперамента, 5обучащихся – сангвинический тип, 3 человека - меланхолический тип темперамента.

Рис.1 Типы темперамента учеников 5 класса

Из диаграммы видно, что большинство учащихся 11 человек (58%) – холерики.

Для того, чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростка была изучена и проанализирована успеваемость 5 класса за 3 четверти текущего учебного года и успеваемость за 4 класс этих же учеников. Учитывались показатели успеваемости одноклассников по всем предметам. Результаты исследования представлены в виде таблицы.

Таблица 1

Ф.И.

учеников

Тип темперамента

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

холерик

имеет отметки «3»

имеет  отметки  «3»

холерик

хорошист

хорошист

меланхолик

хорошист

хорошист

холерик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

холерик

хорошист

хорошист

холерик

хорошист

хорошист

холерик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

сангвиник

хорошист

хорошист

сангвиник

имеет  отметки  «3»

хорошист

холерик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

меланхолик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

сангвиник

хорошист

хорошист

сангвиник

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

холерик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

холерик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

холерик

хорошист

хорошист

холерик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

сангвиник

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

меланхолик

имеет  отметки  «3»

имеет  отметки  «3»

Таким образом, рассмотрев все данные, мы выяснили, что успешными в обучении на протяжении 2 лет являются учащиеся с разными типами темперамента.  Однако, в процессе наблюдения было замечено, что представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности.

   В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он определяет индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Таким образом наша гипотеза не нашла полного подтверждения.

Следует отметить, что каждый тип темперамента требует индивидуального подхода к ученику, тем самым это поможет детям быть успешными в учении.

        

         Приложение 1

Личностный опросник Г. Айзенка (определение темперамента)

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте. 
Текст опросника
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене обстановки? 
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить? 
3. Вы считаете себя человеком беспечным, беззаботным? 
4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»? 
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать? 
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания? 
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не задумываясь? 
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастливы, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 
10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения? 
11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола? 
12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку? 
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения? 
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить? 
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми? 
16. Легко ли вас обидеть? 
17. Любите ли вы часто бывать в компании? 
18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? 
19. Верно ли, что вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 
20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато близких вам? 
21. Часто ли вы мечтаете? 
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же? 
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? 
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? 
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? 
26. Можете ли вы сказать, что у вас часто нервы бывают натянуты до предела?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым? 
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше? 
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? 
30. Вы иногда сплетничаете? 
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить у людей? 
33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте? 
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания? 
35. Бывают ли у вас слабость и головокружения? 
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки? 
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом? 
38. Раздражительны ли вы? 
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий? 
40. Верно ли, что нередко вам не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 
41. Вы ходите медленно, не спеша? 
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или в школу (на работу)? 
43. Часто ли вам снятся кошмары? 
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? 
45. Бывают ли у вас сильные головные боли? 
46. Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми? 
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком? 
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся? 
49. Можете ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек? 
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи? 
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? 
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 
56. Любите ли вы шутить? 
57. Страдаете ли вы от длительной бессонницы? 

Обработка данных.

При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности. 

Показатель А (искренность ответов) 

Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 6, 24, 36. 
Присвойте балл каждому ответу "Нет", за №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54. 

Если по шкале А получено более 4 баллов - результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренни.

Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям) 

Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56. 
Присвойте балл каждому ответу "Нет", за №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. 

Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, озбудимости) 

Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. 


Приложение 2

Флегматик - сумма по показателю Б - от 0 до 12 и по показателю В - от 0 до 12
Меланхолик - сумма по показателю Б - от 0 до 12 и по показателю В - от 12 до 24
Сангвиник -  сумма по показателю Б - от 12 до 24 и по показателю В - от 0 до 12
Холерик -  сумма по показателю Б - от 12 до 24 и по показателю В - от 12 до 24

Круг Айзенка (EPI).png


Поделиться:

Для чего нужна астрономия?

Как я избавился от обидчивости

Ель

Калитка в сад

Как нарисовать зайчика