• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Отражение эпохи Средневековья в технике "гризайль""

Опубликовано Белякова Людмила Михайловна вкл 16.01.2022 - 7:44
Белякова Людмила Михайловна
Автор: 
Соловьёва Вероника

 

 

            Изучая на уроках истории период Средневековья, я решила исследовать именно это период, а занятия в художественной школе определили выбор темы – техника гризайль в живописи, показать особенности этой средневековой живописи, не всегда заметной на фоне достижений других монументальных искусств Средневековья. Сложность анализа феномена гризайль заключается в том, что эта техника находится как бы вне истории: возникнув в далёком Средневековье, она и сегодня используется художниками разных направлений и жанров. Отсюда можно обозначить высокую актуальность моей работы.

            В первой главе мы рассмотрели эту технику на примерах произведений искусства.

Гризайль не является ни техникой изображения, ни жанром ни, тем более, материалом, а именно разновидностью изобразительного искусства. В зависимости от назначения, рода изобразительной поверхности, материалов и технических приёмов гризайль может быть ближе, подобно акварели, к рисунку или графике, например в подготовительных эскизах или набросках кистью и тушью, сепией или соусом. Вот, например, как выглядит натюрморт выполненный в этой технике.

К такой технике близки монохромные рисунки углём, сажей, мелом, сангиной, пастелью. Но к гризайли принято относить только изображения, выполненные размывкой: кистью и красками, в том числе акварельными, гуашью, темперой или маслом.

             Рассмотрим  произведение, созданное через 5 лет (1437 год) одним из братьев,  Яном ван Эйком  в Дрездене – Дрезденский триптих.

 В настоящее время входит в состав постоянной экспозиции дрезденской Галереи старых мастеров. Оригинальные рамы панелей также дошли до наших дней. Этот триптих — единственный из сохранившихся триптихов, приписываемых ван Эйку, и единственная непортретная работа, подписанной личным девизом художника ALC IXH XAN («Так хорошо, как я могу»).

 Алтарь имеет маленькие размеры. Вместе с рамой всего 33х27,5 см. Его использовали как переносной, во время путешествий. В закрытом виде он похож на изящную шкатулку для драгоценностей. На внешней стороне створок выполнена сцена Благовещения в манере имитации скульптуры: слева зритель видит архангела Гавриила, принесшего Марии (справа) благую весть о рождении сына, будущего спасителя человечества. Торжество момента выражено не через многоцветие и декоративность фигур, а сдержанных тонах, мягкой технике «гризайль», что объясняется этим сюжетом. Ведь вместе с радостной вестью о рождении сына, архангел Гавриил сообщает Марии и печальную весть: через 33 года сын погибнет, приняв на себя все грехи человеческие. 

            Чтобы доказать актуальность данной темы, я провела анкетирование по данной теме в 6 «в» классе. И вот  к каким результатам мы пришли:

  1. Как Вы считаете, есть ли у Вас  способности к изобразительному творчеству?

- да -7

- нет -8

- очень умеренные способности -1

- есть интерес, но творчеством назвать нельзя -2

 

  1. Известны ли Вам какие-либо техники рисования?

- да       - 11

- нет - 3

- мне это неинтересно – 4

 

3. Представьте, что Вам нужно подготовить рисунок. Какой материал из предложенного вы выберете?

- краски -10

- уголь -0

- цветные мелки -1

- наборы цветных карандашей -6

- фломастеры -2

- сангина -0

 

4.  Известна ли Вам такая техника как «гризайль»?

- да       - 3

-нет - 9

- когда-то слышал  - 6

 

5. *[1] В каком жанре живописи чаще всего используется  гризайль? (дайте только один вариант ответа)

- портрет - 2

- натюрморт - 2

- сюжетная живопись - 12

- пейзаж – 2

 

6. Как известно, гризайль как искусство зародилось в эпоху Средневековья. Отметьте те сюжеты (не более 2-х), которые, по вашему мнению, были самые распространённые:

- сцены сражений; - 10

- религиозные темы; - 8

- бытовые истории; - 3

- картинки природы – 5

 

7. Хотели бы вы больше узнать об этой технике?

- да - 10

- нет  - 3

- затрудняюсь ответить – 5

 Таким образом, социологический опрос показал актуальность данной темы и подтвердил гипотезу: техника гризайль актуальна во все времена, но мало знакома современному ценителю искусства живописи.

Итак:

- гризайль зародилась в эпоху Средневековья, а вошла в моду в XIV веке:    

- чаще всего гризайль использовалась в росписи религиозных сюжетов;

- самое широкое распространение эта техника получила во Франции;

- в эпоху Карла V  (XIV в.в.) техника гризайли стала исключительно популярной в миниатюре, витраже и живописи («Нарбоннская пелена», Париж, Лувр), в станковой живописи она была характерной чертой северной школы — на оборотной стороне алтарных картин часто изображалось Благовещение, исполненное гризайлью («Гентский алтарь» Яна ван Эйка, Гент, собор св. Бавона);

- и сегодня техника гризайль широко используется в живописи, в том числе и среди художников-иллюстраторов.

 



[1] Отвечают только те, кто ответил положительно на 4 вопрос

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solovyova._proekt.docx1.51 МБ
Файл grizayl_v_zhivopisi_epohi_srednevekovya._zashchita.pptx1.18 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРИЗАЙЛЬ В ЖИВОПИСИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИСТОРИЯ

Слайд 2

ГРИЗАЙЛЬ В ЖИВОПИСИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Цель: - определение уровня интереса и знаний современников по теме, изучение техники гризайль как части средневекового искусства, а также её влияния на современное искусство. Задачи: - охарактеризовать особенности и характерные черты техники гризайль в искусстве; - изучить зарождение и развитие техники гризайль; - проанализировать направления развития техники гризайль в искусстве Средневековья; - выявить влияние техники гризайль на современное искусство. - оформить приложения к проекту – иллюстрации в технике гризайль.

Слайд 3

Кувшин в технике гризайль

Слайд 4

ЯН ВАН ЭЙК. ДРЕЗДЕНСКИЙ ТРИПТИХ

Слайд 5

1. Как Вы считаете, есть ли у Вас способности к изобразительному творчеству?

Слайд 6

2. Известны ли Вам какие-либо техники рисования?

Слайд 7

3. Представьте, что Вам нужно подготовить рисунок. Какой материал из предложенного вы выберете?

Слайд 8

4. Известна ли вам такая техника как «гризайль»

Слайд 9

5. В каком жанре живописи чаще всего используется гризайль?

Слайд 10

6. Как известно, гризайль как искусство зародилось в эпоху Средневековья. Какие сюжеты были самые распространённые

Слайд 11

7. Хотели бы вы больше узнать об этой технике?

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ гризайль зародилась в эпоху Средневековья, а вошла в моду в XIV веке; чаще всего гризайль использовалась в росписи религиозных сюжетов; - самое широкое распространение эта техника получила во Франции; техника гризайли стала исключительно популярной в миниатюре, витраже и живописи; сегодня техника гризайль широко используется в живописи, в том числе и среди художников-иллюстраторов.

Поделиться:

Прощание с летом

Спасибо тебе, дедушка!

Музыка космоса

Композитор Алексей Рыбников

Пчёлки на разведках