конкурсное эссе участника Областной олимпиады по защите прав потребителя
Вложение | Размер |
---|---|
o_polze_finansovoy_gramotnosti.docx | 14.72 КБ |
Олешко Виктория Геннадьевна. МБОУ Орловская СОШ №3
О пользе финансовой грамотности,
или сколько стоит финансовая неграмотность.
Сегодня большое значение придается повышению финансовой грамотности и правовой культуры населения. Даже предметы в школе теперь такие есть. И это оправдано. В условиях тотального рынка мы вынуждены быть «сами себе финансисты и юристы» - уметь ориентироваться в сфере финансовых услуг и при необходимости защитить свои нарушенные права.
Финансовые услуги - деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств граждан и предприятий. Кто оказывает такие услуги? В первую очередь это банки.
В настоящее время в нашей стране стремительно растет ассортимент услуг на финансово - потребительском рынке. Мы получили широкие возможности выбирать банк с выгодной ставкой годовых процентов, но широкая свобода выбора для финансово неграмотного потребителя может обернуться серьезными проблемами. Цель нуждающегося в деньгах - как можно быстрее получить деньги, поэтому он, как правило, невнимательно читает предложенный банком проект договора. Банки, в свою очередь, умело этим пользуются и вынуждают потенциального клиента вступать с ним в кредитные правоотношения. Приведу пример. Потребитель, желая взять 1 млн. рублей в кредит, рассчитывает выплатить его в течение 2 лет. Банк предлагает взять кредит на 3 года под предлогом облегчения бремени ежемесячных платежей с возможностью досрочного погашения. Клиент соглашается на такие условия, ему кажется, что это выгодно и не так рискованно. Подвох заключается в том, что при расчете ежемесячного платежа, банк непропорционально рассчитывает проценты по кредиту и сумму погашения основного долга клиента. Первичными для банка являются собственные интересы, поэтому при ежемесячном платеже по кредиту в 1 млн. рублей при ежемесячном платеже в 40 тыс. рублей, 35 тыс. рублей – это проценты в пользу банка из расчета 3 лет кредитования, и лишь 5 тыс. рублей являются суммой погашения основного долга.
И это - не единственные выгоды банка. Он не акцентирует внимание на то, что потребитель обязан при заключении кредитного договора платить за открытие счета, за его ежегодное ведение. Часто навязываются дополнительные услуги. При автокредитовании, например, банк обязует потребителя страховать автомобиль на период кредитования, при ипотечном кредитовании - квартиру и жизнь. В договоре может содержаться пункт о возможности повышения процента по кредиту.
Поэтому прежде чем брать кредит в банке, нужно реально оценить свои финансовые возможности, просчитать с помощью онлайн-калькулятора параметры кредита. Важно тщательно изучать кредитный договор и все условия, предложенные банком, обязательно сохранить копию договора!
Государство работает в направлении защиты прав потребителей финансовых услуг: совершенствуется законодательство, создан институт финансового уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг, работают горячие линии. Но, как говорится, на государство надейся, а сам не плошай!
По официальным данным, только в 2020 году в Банк России поступило 278 тысяч жалоб от клиентов банков, наша финансовая неграмотность может стоить нам очень дорого, а это потерянные деньги, время, здоровье!
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Философские стихи Кристины Россетти
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
"Портрет". Н.В. Гоголь
Этот древний-древний-древний мир!