• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Легенды и быль села Сары»

Опубликовано ЗУЛЬФИЯ МИРАТОВНА БУЛАТОВА вкл 21.01.2022 - 18:56
ЗУЛЬФИЯ МИРАТОВНА БУЛАТОВА
Автор: 
Нигматуллина Полина Дамировна

Описание историчеких событий, легенд , преданий о возникновении нашего села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sarino_nigmatullina_polina.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Полина Дамировна Нигматуллина,

01.09.2006 года рождения

Челябинская область Кунашакский район,

 д. Каинкуль, ул. Центральная-26,  456701.

Мать – Матвеева Юлия Викторовна, 75-03

№649709, Кусинским РОВД, 31.07.2003

Зульфия Миратовна Булатова,

bzmzzzulfiya@mail.ru, 89518091351,

 89226975802,

«Легенды и быль села Сары»

Саринская средняя общеобразовательная школа,

МКУК «ЦКС» МО Саринское сельское поселение,

 директор Асылгареева Альфира Баймухаметовна

Легенды и быль села Сары.

        Село Сары (Сарино) Кунашакского района расположено на северо-востоке Челябинской области, в лесостепной зоне между озерами Калды и Чебакуль.  Еще в конце X века на территории Сарино был непроходимый лес. Место озера Калды тоже было покрыто лесом.

        Сарино (Сары) - старинное поселение, получившее название по имени группы сары из рода сарт-калмак, входившего в состав зауральских башкир-катайцев.Это одна из версий названия села –Сары.Древние сарты, чьи роды входили в состав айлинцев и катайцев и упоминаются среди челябинских башкир XVIII века - предки башкир Аргаяшского и Кунашакского районов. Именно здесь скопление "сарских" следов на карте. Всего здесь более десятка названий с корнем "сар". У тюрков "сары" - желтый, реже - южный или еще реже - священный. В деревне Сарино проживают потомки рода сарт-калмак из числа катайцев . Калмак - племя в составе катайских башкир. Своим родоначальником калмаки считают Буранягарака, который, по преданию, пришел с Иртыша. Калмаки - оставшаяся в Зауралье группа калмыков Сибири, которая поступила на службу к русскому царю и получила вотчинные права.

       На окраине Сарино, на берегу озера Калды расположено необычное захоронение времен восстания Емельяна Пугачева. Это большие круги, выложенные валунами. На одном из вертикальных памятных камней высечена надпись. Как  рассказывают местные, на староарабском она гласит: «Здесь захоронены джигиты-батыры». На некоторых других камнях тоже угадываются надписи, но различить какие-либо знаки уже невозможно.Это место в народе называют  -«калмак зиярат»(калмакское кладбище).(рис.3,4,5,6,7)

        Старики рассказывали, что когда раньше проезжали на повозках с лошадьми, то кони иной раз останавливались здесь как вкопанные, было поверье .что духи погибших и неупокоенныхвоинов садились на повозки и лошадям было тяжело трогаться с места. Только после того как путники помолятся повозки трогались с места.    

     Проезжая мимо кладбища аксакалы, призывали путников: «Не шумите, здесь лежат шэгиты!», что означает батыры, герои.

      В этом месте также шли бои во времена гражданской войны, чему свидетели – явно выраженные линии окопов, которые даже сейчас хорошо видны. Нам также рассказали, что среди захоронений есть и братские могилы красноармейцев и белочехов, воевавших здесь в 1918 г. К сожалению, они тоже никак не обозначены.  Край хранит память о событиях гражданской войны: окопы, братские могилы на окраинах села, обнаруженные фрагменты винтовок. По рассказам старожилов бои шли по всему селу, село переходило то к "белым", то к "красным". Краевед, старожил Мухиб Хусаинов пишет, что стоял отряд "белых" Арбузова. Было убито 47 "белых". Также у села был захоронен офицер-белочех, памятник которого был разрушен комсомольцами в 1924 году.

     Сейчас в этом тихом и спокойном месте – лишь отголоски отшумевших войн и забытые могилы бойцов…

         По второй версии название села произошло вот откуда. Проходивший караван верблюдов остановился на ночевку.  Это были башкиры "бала катай" (младшие катайцы). Так, в 1612 году, появились в нашей местности первые поселенцы. Жили они в юртах, занимались скотоводством, охотой, рыболовством. С наступлением весны они перекочевали в «джайляу» - Саринскую дачу, которая находилась недалеко от Уфалея. Аксакалом – старейшим в роде был рыжий старик. Все стали называть имение «рыжий старик», что по башкирски означает «сары». Предположительно – Сары Абдуллин – старшина Бала – катайской волости. В пору « пугачевщины» старшина был одним из руководителей восставших башкир в Исетьской провинции. Его отряды действовали совместно с казаками Ивана Грязнова в Чебаркульской крепости, в осаде Челябинской и сражении с отрядом Деколанга под дер. «Першино». Возвратился в прежние повиновения после указа о помиловании мятежных башкир и возвращен на прежний пост.

       О появлении названия «калды» повествует местное предание, будто когда-то здесь жили башкиры рода бала-катай, затем пришли башкиры племени табын, которые оттеснили бала-катайцев к северу , заняв эту территорию . Бала-катайцы, покидая обжитые места и дали озеру название «Калды-куль» - «оставшееся озеро».

          Вторая версия этой легенды такова : жил на берегу озера старик-рыбак. Всю жизнь провел он на берегу этого озера и вот на смертном одре он сказал: -«Я ухожу, а озеро осталось» - «куль калды» .

   В нашем краю много легенд и преданий ,из поколения в поколение передаются они. Одно из них - предание  о камне, который по-башкирски называется «хынты-таш». На русский переводится как «обломанный камень». Этот камень называют и «килен-таш», что переводится как «сноха-камень». Он стоит на берегу озера Калды, на склоне ,примерно в 20 метрах от берега. Стоит уже несколько столетий.

   Говорят , что если на камень надеть платок, то он будет похож на сноху. Предки говорили , что этот камень- заколдованная и окаменевшая килен (сноха). Когда-то здесь, недалеко от озера, жил молодой охотник со своей матерью. И вот настало время жениться сыну, он привел в юрту молодую жену. Его мать оказалась сварливой свекровью. Она невзлюбила невестку и когда сын уходил на охоту, пилила и пилила сноху. Лишь редкие минуты, проведенные снохой у озера, куда она ходила за водой, были счастливыми и один раз она надолго задержалась у озера. Старуха ждала-ждала её и не дождавшись плюнула три раза и сказала проклятие: «Килен , таш  бул». Так сноха и осталась там на берегу озера, превратилась в камень.

    На берегу озера возле  килен-таш всегда была райская красота. Но в советское время построили около  « килен-таш» животноводческую ферму и один тракторист нечаянно столкнул «килен-таш» с горы. Камень скатился со склона и обломился пополам. И с тех пор там и стоит этот  хынты-таш – «обломанный камень».

        В XVIII веке при Екатерине II проводились земельные ревизии. В седьмую по счету ревизию подпала и д. Сарино. В 8-йи 9-й земельных ревизиях в деревне никого не нашли, и члены комиссии отметили ,что здесь- свободный надел. Жители же, находясь в Саринской даче, узнав об этом , забеспокоились, что могут остаться без земли, вернулись в зимовья и стали жить в деревне .

      Тогда же через деревню был проложен тракт от Челябинска до Екатеринбурга. Путники останавливались передохнуть, приобретали себе необходимое, об этом свидетельствуют найденные монеты XVIII-XX века.

      В конце XIX здесь побывал Д. Н. Мамин-Сибиряк. В рассказе "Орда" он повествует о безысходной жизни земляков. Башкиры не знали земледелия до конца XIX века, они ловили рыбу, занимались кочевым скотоводством и охотой.

     В 1914-16 годы была открыта первая светская школа на башкирском языке. Учителем был Соловьев Сулейман Салаватович. Известно, что в 1924 году здесь учился будущий известный башкирский поэт Галимов Салям, уроженец деревни Таскино, принадлежавшей тогда Кунашакскому району.

     Край хранит память о событиях гражданской войны: окопы, братские могилы на окраинах села, обнаруженные фрагменты винтовок. По рассказам старожилов бои шли по всему селу, село переходило то к "белым", то к "красным". Краевед, старожил Мухиб Хусаинов пишет, что стоял отряд "белых" Арбузова. Было убито 47 "белых". Также у села был захоронен офицер-белочех, памятник которого был разрушен комсомольцами в 1924 году.

     Земляки пережили  вместе с другими народами Российской империи тяготы, связанные с экономическим кризисом 1900-1903 гг.. революциями 1905-1907 гг., Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, гражданской и Отечественной войн.

       Саринцы гордятся Героем Советского Союза Кадыргалеевым  Хикматуллой Хисматовичем (1925-1965 гг.) из д.Надыров мост Саринского сельсовета. Среди участников войны мужественные девушки из с. Сары: Мухаметшина  Сабира, прослужила водителем на фронтах, Глухова (Елисеева) Александра – зенитчица.

        В 1924 г. идёт процесс создания комсомольских ячеек в Аргаяшском кантоне Кунашакской волости, в селе Сары была создана ячейка из 13 человек во главе с Фаткуллиным  Закиром. В 1928 г. В селе началась коллективизация.

    Коллективизация в селе началась в 1928 году. Сначала образовалась четыре артели: Артель – Батыр, которая объединяла 13 дворов и имела 200 гектаров земли. Председателем этой артели был  Аминев Хайрислам. В артели были одни плуг, одна сеялка.   Вторая артель Тату – 12 дворов, председатель – Исламов Габидулла.   Третья артель – Башакуль, председатель Мухаметшин Закир.    Четвертая – Рыбная, председатель Жамилов  Гельметдин.

       В 1929-1930 г.г. началась сплошная коллективизация и все артели соединились в единый колхоз, который получил название Кызыл маяк (Красный маяк).

   Председателем колхоза был рабочий из Башкирии Мажитов. Членами комбеда были избраны АминевХайрислам, Гафаров Кинжабай, ТангатаровШамсетдин, Сафиуллин Гатай и Муртаза. В колхоз входили девять деревень.  

        В 1931 году колхоз был разделен. В Сарах образовался колхоз «Калды», 1934 году был переименован в колхоз имени М. Горького.

   В 1952 году колхозы снова объединились: колхоз им.Горького с колхозом им.Куйбышева. Объединились и колхозы «Октябрь» (Аминева) и «Чебакуль», «Чапаева»(Каинкуль)

      В 1957 году колхозы «Куйбышев, «Чапаев», «Урал» (Кунашак) стали иметь одно название «Чапаев».

      В 1960 году колхоз «Чапаева» входит в Курмановский совхоз, куда входили нынешние Курмановский и совхоз Восход.

      В 1961 году был образован Кунашакский откормочный совхоз, директором которого был Мурашкин, потом директорами работали Сдобнов, Хабиров, Горнак, Ахтямов.

     В 1992 году Кунашакский откормочный совхоз переименован в ООО «Урал».

    В 1941-45 годах из Саринского сельского совета на фронт было мобилизовано 540 человек, в том числе из Сары 61 человек. С войны не вернулись 254 человека из сельсовета, в том числе 46 фронтовиков из Сары.

    В центре села, на территории Дома культуры, стоит памятник павшим воинам  ( рис.11), построенный по проекту прораба Шакирова К. Там же установлен памятник В.И.Ленину (рис.1)

    В послевоенное время село преобразилось. Проведены электрификация, телефонизация. В 1951 году открыт фельдшерско-акушерский пункт, в 1952 году - первый клуб, в 1953 году проложена дорога в райцентр Кунашак.

   В 1961 году был образован Кунашакский откормочный совхоз в Сарино, который был единственной площадкой для откорма молодняка (бычков) в районе.

    В 1966 году построена Саринская восьмилетняя школа (рис.10), в 1973 году школьный интернат(рис.13). Позже появились Дом культуры(рис.16),  , новое здание  сельсовета, детский сад "Родничок",  мечеть (рис.9), фельдшерский пункт(рис.14), почта и  другие объекты..

     В 2005-2006 году наша Саринская средняя общеобразовательная школа завоевала грант губернатора области. Гордостью школы является школьный музей «Память сердца», которым  руководит Флюра Байжигитовна Вагапова. В экспозиции музея представлены   события и Гражданской войны, и Великой отечественной,  и  история колхозов и совхозов, и быт башкир .

   Численность населения села Сары на 2017 год составляет 960 человек,

  Земля богата полезными ископаемыми: бурым углем, железной и медной рудами. За озером Калды начались разработки рудника железной руды.

  Три озера - Калды, Чебакуль и Каинкуль привлекают внимание многочисленных туристов. Имеются десятки баз отдыха.

  Основным центром культурной жизни села являются: Дом культуры(рис.16),  где работают народный фольклорный коллектив «Рябинушка»,вокальные группы «Лэйсан», «Гаухар», детскакя творческая студия «Ритм»;Саринская сельская модельная Павленковская  библиотека, Саринская средняя общеобразовательная школа.(рис.11)

 


Поделиться:

Два морехода

Карты планет и спутников Солнечной системы

Марши для детей в классической музыке

Сорняки

Что такое музыка?