• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«К 220–летию со дня рождения А.С.Пушкина».

Опубликовано Ананьева Надежда Сергеевна вкл 13.02.2022 - 15:46
Ананьева Надежда Сергеевна
Автор: 
Мигунова Анастасия

«К 220–летию со дня рождения А.С.Пушкина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

       «К 220–летию со дня рождения А.С.Пушкина»

Исследовательская краеведческая  работа

«К 220–летию со дня рождения А.С.Пушкина».

Автор работы:

Мигунова Анастасия Вадимовна, 7 класс,

МБОУ Запрудновская СШ

Нижегородская область,

Кстовский район, с.Запрудное

Ул. Магистральная д.29 инд.607690

 E-mail: kor050184@yandex.ru

Руководитель:

Ананьева Надежда Сергеевна, учитель.

Тел.8(908)152-66-19

2018

2018 г.

Содержание

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..стр.3

  1. Большое Болдино – нижегородское имение Пушкиных…………..стр.4
  2. Первое знакомство с Болдином…………………………………..стр.5-6
  3. Вторая болдинская осень…………………………………………стр.7-9
  4. Третий приезд на нижегородчину………………………………...стр.10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..стр.11

Список используемой литературы

Введение

Много мест в России освящено памятью о пребывании в них Александра Сергеевича Пушкина. Кроме Москвы и Петербурга, Кишинева и Одессы о нем помнят Псков и Казань, Нижний Новгород и Тбилиси…

Среди пушкинских мест России нижегородское Болдино занимает особое место. Фантастический взлет вдохновения, которым было отмечено пребывание великого поэта в нижегородской вотчине, уникален. Никогда и нигде больше за такое короткое время им не написано столь гениальных строк. Не случайно словосочетание «Болдинская осень» стало понятием нарицательным для любой сферы творчества. Таков след Болдина в русской культуре. Поэтому интерес к нему не иссякает.

Болдинская осень была, остается и останется тайной. Это не только время года, любимое Пушкиным и созвучное его вдохновению. И это не только волшебной красоты болдинские пейзажи. Скорее это состояние души, нервное, напряженное, с сильнейшими эмоциональными всплесками, что так необходимо для творчества.

В три осенних приезда (в 1830, 1833 и 1834 годах) поэт провел на нижегородской земле несколько более пяти месяцев, приблизительно 160 дней. За это время им были созданы произведения, которые всегда будут составлять гордость русской литературы: «Медный всадник», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и многие другие. Здесь им был закончен роман «Евгений Онегин». Поэтому все, что связано в пребыванием поэта в Нижегородском крае представляет не только местный, но поистине всенародный интерес.

1.

В 230 км от Нижнего Новгорода, на пологих холмах среди русских равнин раскинулось старинное село Большое Болдино. История села уходит корнями в средние века.

Своими родовыми корнями поэт связан не только с вотчинным селом, но и с самим Нижним Новгородом и с Нижегородским краем. Уже древние предки его числились в составе нижегородского дворянства или имели прямое отношение к Нижнему и его округе.

В 1585 году древний предок А.С.Пушкина - Евстафий Михайлович Пушкин, дипломат при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в качестве поместья (без права передачи по наследству) в награду от царя за свои ратные подвиги.

В 1612 году село Большое Болдино было пожаловано в вотчину Ивану Фёдоровичу Пушкину за заслуги в освобождении Москвы от польских оккупантов. После смерти бездетного Ивана Фёдоровича его брат — воевода Фёдор Фёдорович Пушкин — получил Болдино в награду от царя Михаила Фёдоровича за ратную службу и личную доблесть, отразив наступление на Москву польско-литовских войск. С тех пор дворяне Пушкины стали знатными землевладельцами, передававшими родовое имение Болдино по наследству. Зная это и гордясь своей родословной, в одном из стихотворений А.С.Пушкин написал:

"Не торговал мой дед блинами,

Не ваксил царских сапогов,

Не пел с придворными дьячками,

В князья не прыгал из хохлов..."

2.

Еще из Москвы, накануне отъезда в Болдино, Пушкин пишет Плетневу: «Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Качановского».

Выехав из Москвы 31 августа 1830 г., А.С. Пушкин рассчитывал за месяц управиться с делами по введению во владение выделенной отцом деревней, заложить ее[1] и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу.

По рассказу одного из болдинских крестьян, записанному в шестидесятые годы, кто-то поздно ночью с колокольчиком подъехал к барскому дому. «Наутро сказывают, что молодой барин приехал. Потом позвали нас к барскому крыльцу. Вышел он к нам. Милостиво поздоровался…». Это было 3 сентября 1830 г. Пушкин в первый раз приехал в Болдино.

Сомнения поэта рассеялись вскоре по его приезде. Болдино встретило Пушкина теплыми днями уходящего лета. Болдинские дали и старый замшелый дом сразу же ему понравились. В ближайших селениях помещики не жили – не надо ездить с визитами и к себе звать. Менее чем через неделю он пишет Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть, здешняя деревня! Вообрази: степь, да степь, соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши, сколько вздумается, никто не помешает». Он не собирался задерживаться здесь надолго, торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины. Поэт задержался здесь на все три осенних месяца. Связи с внешним миром у него почти не было (получил не более 14 писем). Однако вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и самого Пушкина, написавшего П.А. Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…».

«Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости и поискам новых путей.

В болдинском уединении Пушкин передумывал прошедшее. Он размышлял о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождались трагедии, которым суждено было стать великими. Это «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», и т.д. Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять чувства и мысли, которые владели Пушкиным. Он вспоминал свою молодость и былые увлечения. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для берегов отчизны дальной". В этих стихотворениях Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним. Он создал в Болдине совершенно разноплановые произведения. Болдинская осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Фон пушкинского воображения - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой» и т.д.

В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:

Я понять тебя хочу,Смысла я в тебе ищу.

3.

«Сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться…» - из письма А.С. Пушкина к жене 12 сентября 1833 г. Во второй раз Пушкин побывал в Болдине осенью 1833 г., завершив поездку по пугачёвским местам Урала и Поволжья. Он работал над "Историей Пугачёва" и собирался здесь завершить её.

С первого же дня Пушкин с увлечением отдается своим литературным занятиям. Используя обширные исторические материалы, собранные им в архивах, полученные от частных лиц и, наконец, записанные во время путешествия, он создает замечательный научный труд – «Историю Пугачева». Работа над ним захватила его, оттеснила на время поэтические замыслы, и он полушутливо жалуется в одном из писем: «Стихи пока еще спят».

Так же как и три года назад, Пушкин ведет в Болдине трудовую, строго размеренную жизнь. 30 октября 1833 г. из письма А.С. Пушкина жене: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, а в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо». И действительно, за короткий срок – Пушкин в эту осень провел в Болдине 40 дней – он написал поразительно много. Здесь выполняет он большую часть работы над «Историей Пугачева», создает поэму «Медный всадник», пишет сказки «О рыбаке и рыбке» и «О мертвой царевне», переводит два стихотворения Мицкевича: «Воевода» и «Будрыс и его сыновья». Здесь наконец он работает над «Пиковой дамой» - бессмертным образцом предельно сжатой, лаконичной повести.

Все созданное Пушкиным во вторую болдинскую осень свидетельствует о страстной, вдохновленной напряженности его труда, о неиссякаемом богатстве его творческих сил, о все более широком размахе его мирообъемлющей мысли.

В этот период поэтом было написано лишь одно лирическое стихотворение – «Осень», но по обширности содержания, яркости красок и поэтическому совершенству оно достойно занять одно из первых мест в лирике Пушкина.

В Нижнем Новгороде Пушкин побывал всего один раз – путешествуя за материалами для «Истории Пугачева» в период с 2 по 3 сентября 1833г. Город встретил поэта полосатым шлагбаумом, деревянной некрашеной пирамидой с двумя губернскими гербами и рядом стоящим мышиного цвета верстовым столбом с надписью на дощечке: «Граница Нижегородского уезда». А. С. Пушкин ехал в Нижний Новгород к губернатору М.П. Бутурлину и задержался в городе, имея определенную цель: ознакомиться с содержанием «пугачевских» дел местного архива.

2 сентября Пушкин отправил Наталье Николаевне два письма. Первое он написал сразу по приезду, а второе – вечером. Из этих писем мы узнаем, что в день приезда Пушкин смыл дорожную пыль в одной из нижегородских бань, посетил военного губернатора М.П. Бутурлина и успел ещё съездить на ярмарку. На другой день, 3 сентября, поэт обедал у губернатора.

Еще одно место в городе, которое Пушкин мог посетить – это губернский архив. В черновых «архивных тетрадях» Пушкина скопировано или пересказано 83 документа о восстании Пугачева. 6 из 83 – нижегородского происхождения. В 1978 г. сотрудницей Пушкинского дома Н.Н. Петруниной выявлен документ, «изъятый Пушкиным из архивного дела…» Нижегородского губернского архива. Нижегородский губернский архив «по случаю происшедшего в 1809 г. здешним присутственным местам пожара» был помещен в Дмитриевскую башню Кремля и находился тут с небольшим перерывом до к. XIX в., когда башня подверглась реконструкции (упоминание о состоянии Дмитриевской башни сохранилось в фонде Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии).

Вторая болдинская осень подошла к концу. Еще раз мелькнули за холмом соломенные крыши болдинских изб и пропали за горизонтом.

В Шатках поэта ждала обрадовавшая его встреча. Задержанный здесь за отсутствием лошадей, он успел проголодаться. На его просьбу дать ему что-нибудь поесть, хозяйка, простая крестьянка, ответила: «У нас ничего сегодня не готовили, барин». Разговор Пушкина с хозяйкой станционной избы слышал незнакомый поэту проезжий, находившийся тут же. Он приказал принести из своей кареты дорожный завтрак, вина и пригласил Пушкина с собою за стол. Проезжий назвал ему свою фамилию: Севостьянов.  Пушкин с живостью спросил, не приходится ли ему родней Константин Иванович Севастьянов. И в ответ услышал, что это его сын и что он здесь же, ждет в карете. Тут же послали за ним, обрадованный К.И. Севастьянов увидел Пушкина, и друзья после четырехлетней разлуки крепко, горячо обнялись. Они познакомились в Тифлисе в мае 1829 года, когда Пушкин ехал в Закавказье.

Осенью 1833 года К.И. Севастьянов ехал вместе с отцом в Краснослободск (Пензинской губернии). В этом городке у отца К.И. был свой дом и большая усадьба. Обрадованный встречей, увлеченный воспоминаниями о Кавказе, Пушкин решил заехать к своему другу, тем более что Краснослободск мог заинтересовать его и как исследователя эпохи Пугачева.

 В доме Севостьяновых Пушкин много и горячо говорил о своей поездке на восток, передавал слышанные им рассказы о Пугачеве, приводил слова крестьян. Лично знавших его и глубоко убежденных в том, что это был настоящий. Законный царь.  Лишь несколько дней тому назад Пушкин закончил «Историю», и его рассказы дышали неостывшим творческим вдохновением.

На другой день он снова был в дороге. В доме своего друга он оставил о себе незабываемые воспоминания. По словам К.И. Севастьянова, отец много раз говорил ему, что «в жизнь свою он не встречал такого умного и очаровательного разговора, как у Пушкина».

4

Для устройства дел по имению Пушкин 25 августа1834 г. уезжает из Петербурга в Болдино. 13 сентября 1834 г. коляска Пушкина в третий раз застучала по болдинской улице.

Третья болдинская осень прошла без творческого подъема. В этот раз, живя в Болдине, поэт должен был заниматься и хозяйственными делами. Это был период, когда он принял во временное владение от отца разорявшееся болдинское имение. Новые заботы были слишком обременительны для поэта, и в 1835 году он отказался от управления отцовским имением.

Впервые скучно было Пушкину в Болдино. Не позднее 25 сентября 1834 г. из письма А.С. Пушкина жене: «Скучно, мой ангел…Все об вас думаю… Видно, нынешнюю осень мне долго в Болдине не прожить. Дела мои я кое-как уладил. Погожу еще немножко, не распишусь ли; коли нет – так с богом и в путь».

Тот могучий порыв вдохновения, который охватывал здесь поэта в первые две осени, так и не пришел. Душевная подавленность, зловещие предчувствия новых гонений со стороны царя не покидали поэта и здесь. Лишь однажды явилось вдохновение, и он написал «Сказку о золотом петушке» - единственное произведение третьей болдинской осени. Сатирическая сказка о царе, который был убит за свою неблагодарность, обман и жестокость, отражала глубокое чувство вражды поэта к царю.

В середине октября Пушкин был уже в дороге, в последний раз мелькнули за серыми холмами темные крыши болдинских изб. Больше никогда не видели крестьяне далеко за полночь горящий в комнате поэта свет, склоненную над листами бумаги курчавую голову. Не прошло и двух с половиной лет, как донеслась до них скорбная весть о гибели великого поэта Русской земли.

Заключение

Таким образом, Александр Сергеевич был в Нижегородской губернии ни один раз. Многое его здесь восхищало, заставляло задуматься. Не только свои переживания, но и минуты радости, он воплотил в произведениях, которые стали мировыми шедеврами литературы.

Хотя А.С. Пушкин за всю свою короткую жизнь провел в Нижегородской губернии не так много времени, но этого было достаточно, чтобы написать здесь столько замечательных произведений, наполненных добротой и душевной теплотой. Каждое произведение, написанное здесь, по-своему уникально. Удивительной красоты природа, исторические места не могли не оставить в памяти поэта неизгладимых впечатлений. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что А.С. Пушкин запечатлел в своих произведениях душевные порывы и эмоции, которые возникли под влиянием его пребывания в Нижегородском крае. Именно здесь он реализовал свои ранние замыслы, переосмыслил свой творческий путь.

Безусловно, А.С. Пушкин заслуживает восхищения. Его творчество - неотъемлемая часть нашей культуры, которая будет жить веками, радуя сердца читателей душевными строками. Будут быстротечно меняться события, да и сами люди, но каждый найдет в его произведениях то, что дорого сердцу.

Пушкин – лучший из людей своего времени, и эпоха доверила ему сказать о себе. И в награду за то, что сказал он правдиво, эпоха с радостью назвалась пушкинской.

Список использованной литературы

  1. И. Новиков. «Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество». Москва – Ленинград, Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1952 г.
  2. В.А. Грехнев. «Болдинская лирика А.С. Пушкина (1830 год)». Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1980 г.
  3. А. Еремин. «Пушкин в Нижегородском крае». Горький, Горьковское областное государственное издательство, 1951 г.
  4. Д.Д. Арсенин «Теперь моя пора …», Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1987 г.
  5. Вступительная статья, составление и подготовка текстов В.И. Баранова. «Очей очарованье: Пушкинское Болдино в советской литературе». Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1987 г.
  6. Ю. Левина. «Пушкинское Болдино». Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1979 г.
  7. А.А. Еремин. «Пушкин в Болдине». Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1972 г.
  8. Н.И. Куприянова. «К сему: Александр Пушкин». Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1988 г.
  9. Н. Фортунатов. «Эффект Болдинской осени». Нижний Новгород, «ДЕКОМ», 1999 г.
  10.  Ю.М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя». Ленинград, «Просвещение» Ленинградское отделение, 1982 г.


[1] Введение во владение – производившаяся через местную судебную палату канцелярская операция, которая оформляет передачу поместья новому владельцу; заклад – финансовая операция, при которой банк выдавал помещику под залог ревизских душ сумму денег, в дальнейшем подлежащее погашению.


Поделиться:

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Хитрый коврик

Позвольте, я вам помогу

Весенняя гроза

У меня в портфеле