• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Отражение Смутного времени в зеркале искусства"

Опубликовано Ананьева Надежда Сергеевна вкл 14.02.2022 - 21:31
Ананьева Надежда Сергеевна
Автор: 
Миронова Дарья, Стаканова Татьяна

"Отражение Смутного времени в зеркале искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrazhenie_smutnogo_vremeni_v_zerkale_iskusstva._proekt_1.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Запрудновская средняя школа

Описание: http://pics.livejournal.com/pro100_mica/pic/00b0r3kg

Творческий проект

"Отражение Смутного времени в зеркале искусства"

Выполнили:

ученики 7 класса,

Миронова Даша,

Стаканова Татьяна.

Руководитель:

 учитель истории и обществознания,

Ананьева Н.С.


Содержание

Введение                                                                                        3

Основная часть                                                                                5

Заключение                                                                                        9

Источники                                                                                        10


Введение

Выбор темы. Мы вдвоём увлекаемся историей и, когда учителя предложили нам сделать проект посвящённый событиям Смутного времени и искусству, то мы сразу же согласились. Больше всего нас заинтересовал вопрос отражения Смутного времени в произведениях искусства. Нам было интересно посмотреть как разные мастера: художники, скульпторы и гравёры по-своему переосмысливали этот сложный, "мутный" период отечественной истории.

Постановка проблемы. Представления и образы Смутного времени формируются у каждого человека свои. Люди искусства наиболее остро воспринимают и осмысливают поворотные периоды истории, воплощая их в произведениях искусства, которые, в свою очередь, позволяют другим людям по-новому посмотреть на те или иные исторические события, по-новому их переосмыслить. К сожалению, в школе на уроках мы можем только в меньшей степени знакомиться с историей через художественные образы, да и то фрагментарно, по отдельным событиям. Целостного художественного образа взаимосвязи событий у нас не складывается. Поэтому для нас важно было проследить отражение событий Смутного времени в зеркале искусства в самостоятельной творческой работе, которую мы решили оформить в виде электронной презентации.

Актуальность работы. 2014 г. объявлен годом культуры в Российской Федерации. Государство подчёркивает необходимость привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, а особенно к сохранению культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире. В данном отношении работа по созданию презентации посвящённой отражению событий Смутного времени в зеркале искусства является актуальной. Важной является и практическая направленность работы на использование в школьных курсах истории и МХК.

Цель: разработать презентацию, которая отражает целостный художественный образ взаимосвязи событий Смутного времени. Для достижения поставленной цели нам необходимо было реализовать следующие задачи.

Задачи:

  1. найти необходимую информацию в сети Интернет и литературе;
  2. сопоставить события Смутного времени с произведениями искусства;
  3. презентовать получившийся результат одноклассникам на уроках истории и МХК.

Методическая основа работы. В работе используется общедисциплинарный метод сравнения. Его суть в отношении работы состоит в сравнении произведений искусства с конкретными историческими событиями, что позволяет выявить их взаимосвязь, и, как следствие, наиболее полно проиллюстрировать то или иное событие. Изложение материала в презентации выстроено в хронологической последовательности.

Хронологические рамки исследования. Смутное время – это обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год. Таким образом, нижняя граница исследования определена 1598 годом, так как тогда началась Смута. Верхняя же граница определяется современностью, так как события Смутного времени волнуют творцов культуры и в наши дни.

Новизна. Работа представляет собой попытку создания презентации, посвященной отражению событий Смутного времени "в зеркале искусства". Сведений о других подобных презентациях нам обнаружить не удалось.

Практическое значение. Практическое значение работы в том, что её можно будет использовать на образовательно-просветительных мероприятиях, а также в школьных курсах истории и МХК.

Краткая характеристика источников. В работе широко использованы ресурсы сети Интернет, посвящённые событиям Смутного времени и произведениям искусства, а также специальная историческая и культурологическая литература.


Основная часть

В процессе работы для последовательного развёртывания событий Смутного времени в зеркале искусства нами были отобраны портреты, парсуны, скульптуры, гравюры, произведения исторической живописи и литографии. Всего нами было использовано 67 произведений искусства.

  1. Царь Фёдор Иоаннович. Неизвестный автор.
  2. Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь. XIX в. Кившенко А.Д.
  3. Легенда о царевиче Дмитрии. И. Глазунов.
  4. Борис Годунов. Неизвестный автор.
  5. Предсказание Борису Годунову. 1906 г. К. Иванов.
  6. Борис Годунов выслушивает предсказание астролога. 1890-е гг. Н.В. Неврев.
  7. Коронование. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». 1934 г. К. Коровин.
  8. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. Головин А.Я.
  9. Борис Годунов. Б. Зворыкин.
  10. Миниатюра из «Царского Титулярника», называемого еще «Корнем Российских Государей». 1672 г.
  11. Портрет, в конце 19 века хранился в Московском Архиве Министерства Иностранных дел Российской империи. Впервые публикован в 1898 г.
  12. Портрет-миниатюра «Лицевого Летописного свода».
  13. Голод в Москве при Борисе Годунове. Чориков Б.А.
  14. Борис Годунов и царица Марфа, вызванная в Москву для допроса о царевиче Дмитрии при известии о появлении самозванца. Ге Н.
  15. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862 г. К.Е. Маковский.
  16. Дмитрий-самозванец. Дальневосточный художественный музей. Неврев Н.В.
  17. Келья в Чудовом монастыре. Пимен и Григорий. Зворыкин Б.
  18. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862 г. Григорий Мясоедов. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  19. Дмитрий Самозванец у Вишневецкого. 1876 г. Из коллекции фонда поколений. Неврев Н.В.
  20. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874. Неврев Н.В. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
  21. В смутное время. 1908 г. Иванов С.В.
  22. Вступление Лжедмитрия I в Москву. 1890 г. Лебедев К.В.
  23. Гравюра 1606 года, сделанная знаменитым художником Лукой Килианом (1579-1637) в Аугсбурге.
  24. Дмитрий Иоаннович, Царь и Великий Князь всея Руси (1605-1606), на самом деле Самозванец.
  25. Портрет Лжедмитрия, работы неизвестного художника, до 1876 года находившиеся в замке Вишневец (где в 1603 укрывался Лжедмитрий), позднее выкупленные императором Александром II и подаренный им Государственному Историческому музею в Москве.
  26. Ксения Борисовна Годунова, приведенная к самозванцу. 1883 г. Неврев Н.В.
  27. Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек в Москве 8 мая 1606 года. Около 1613 г. Богушевич Симон. Государственный исторический музей, Москва.
  28. Гравюра с картины неизвестного художника XVII в. В качестве заочного жениха выступал глава Посольского приказа Афанасий Власьев.
  29. Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Ермолаев В.
  30. Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879 г. Вениг К. Нижегородский государственный художественный музей. 
  31. Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле. 1883 г. Клодт М.П.
  32. Смерть Дмитрия Самозванца. Чориков Б. Гравюра. XIX век.
  33. Василий Иванович Шуйский (Василий IV). Неизвестный автор.
  34. Помилование Василия Ивановича Шуйского перед казнью. Неизвестный автор.
  35. Болотников является с повинной перед Василием Шуйским. Неизвестный автор.
  36. Гавриил Никитич Горелов. Восстание Болотникова. 1944 г.
  37. Лжедмитрий II. Неизвестный автор.
  38. М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна.
  39. Михаил Скопин-Шуйский на памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде. 1862 г. Скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман.
  40. Дом в Калуге, где жили Лжедмитрий II и Марина Мнишек. Неизвестный художник. 
  41. Памятник Михаилу Скопину-Шуйскому в Калязине. 2009 г. Е.А.Антонов и А.Г.Комлев.
  42. Осада Троице-Cергиевой обители 13 октября 1608 г. Литография.
  43. Осада Троице-Cергиевой лавры. Василий Верещагин.
  44. Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры. Михаил Нестеров.
  45. Взрыв подкопа. Литография.
  46. Оборона Лавры от войск Лжедмитрия II в 1608-1610 годах. Сергей Милорадович.
  47. Конец Осады Троице-Сергиева монастыря. Польские трофеи воевод Сапеги и Лисовского, бегущих со своим войском, в руках М. Скопина-Шуйского. Неизвестный художник.
  48. Дочь Малюты Скуратова Екатерина отравляет ядом Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Неизвестный художник.
  49. Королевич Владислав Сигизмунд Ваза. Неизвестный художник.
  50. Королевич Владислав Сигизмунд Ваза. Неизвестный художник.
  51. Шведский принц Карл-Филлип Ваза.
  52. Гермоген - патриарх Московский и всея Руси. Икона.
  53. Патриарх Гермоген отказывается подписать договор поляков. Павел Чистяков.
  54. Гермоген. Портрет работы Виктора Шилова.
  55. Василий Суриков. Патриарх Гермоген в молении о низвержении Тушинского вора.
  56. Валерий Рябовол. Смутное время. Беженцы.
  57. П. Рыженко. Смутное время. Первое ополчение и Прокопий Ляпунов. Неизвестный художник.
  58. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. Константин Маковский.
  59. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. Константин Маковский.
  60. Нижегородский подвиг. 1611 г. Сергей Малиновский.
  61. Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы. Вильгельм Котарбинский.
  62. Дмитрий Князь Пожарский. Битва за Москву. Неизвестный художник.
  63. Изгнание поляков из Москвы 1612 г. Михаил Горелик.
  64. Иван Сусанин. М. Фаюстов.
  65. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство. Кившенко А.
  66. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. г. Москва. Иван Мартос.

В результате сравнения изображённых сюжетов с историческими событиями нами была оформлена презентация из 60 слайдов, раскрывающая знаковые моменты Смуты через произведения искусства.

Заключение

В результате проделанной работы мы узнали о периоде «Смутного времени» (с 1598 по 1613 год) в отечественной истории. В процессе работы над проектом мы изучали специальную литературу, осуществляли поиск в интернете, подбирали нужную информацию и сравнивали её с произведениями искусства. Нам удалось построить презентацию, которая раскрывает события Смутного времени в хронологической последовательности, рассказывает о его участниках, оказавших наибольшее влияние на происходящие события. Также в процессе работы мы познакомились с большим количеством художественных произведений мастеров XVII-XX веков, которые воплотили данную эпоху отечественной истории в своих произведениях. Расширили свое представление об особенностях разных видов искусства, их языке, жанрах и техниках.

Сложность работы по созданию презентации заключается в том, что хотя произведений искусства по данной эпохе довольно много, события, запечатленные в них, не всегда отражают реальное историческое положение вещей. Любой мастер, как человек творческий, имеет право на художественный вымысел. Мы узнали, что мастера разных стилей не одинаково относились к художественному вымыслу. Классицизм, реализм и натурализм требовали достоверности, правдоподобия и ограничивали воображение мастера: произвол авторской фантазии не приветствовался. Барокко, романтизм, модернизм благосклонно относились к праву художника изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания или законов земной жизни. Поэтому мы очень осторожно отбирали произведения, учитывая направленность на изображение художественных реалий.

Данный проект представляет перспективу для дальнейшей работы, которая является очень важной именно сейчас, когда из человеческой памяти последующих поколений исчезают воспоминания о сложных периодах русской истории, оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие нашего государства. А произведения искусства, имеющие способность воздействовать на эмоциональную сферу человека, способны вновь «оживить» нашу генетическую память, помочь «погрузиться» в историческую эпоху, глубже переосмыслить события. Мы поняли, что необходимо привлекать внимание общества к вопросам развития культуры, а особенно к сохранению культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире. Данный материал уже используется в школьных курсах истории и МХК.


Источники

  • http://baalmos.livejournal.com/85442.html
  • http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11438300@cmsArticle
  • http://pro100-mica.livejournal.com/57295.html?thread=1384143
  • http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/261-plat-tut-72
  • http://samlib.ru/s/shalina_m_a/kartiny_russkoy_smuty.shtml
  • http://tululu.org/drevneruss/smuta.html
  • http://www.nkj.ru/archive/articles/3363/
  • http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/80-vtoroe-opolchenie.html
  • http://www.razlib.ru/istorija/den_narodnogo_edinstva_biografija_prazdnika/p2.php
  • http://www.russianprints.ru/printmakers/sh/stenglin_iohann/portrait_boris_godunov.shtml
  • http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10303320@SV_Articles
  • Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2007.
  • Иллюстрированная энциклопедия Белый Город. 50 великих художников. М., 2007.
  • Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. М.,1989.
  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций. М., 1989.
  • Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. М., 2006.
  • Энциклопедия для детей. Искусство XVII – XX вв. М., 2005.

Поделиться:

Сказочные цветы за 15 минут

Колумбово яйцо

Как напиться обезьяне?

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Заяц, косач, медведь и весна