Городская конференция по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и
религиозность»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 30.66 КБ |
ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕРКВЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОСВЯЩЕННЫХ СВЯТИТЕЛЮ МИТРОФАНУ ВОРОНЕЖСКОМУ
Постиженко Дарья Павловна,
ученица 7 «Б» класса
МАОУ «СОШ №10»,
Московская область, г.о. Реутов
Руководитель: Герасимова Н.А.
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №10»
Актуальность. Тема нашего исследования «Духовный наставник Петра Великого. История создания церквей Московской области, посвященных Святителю Митрофану Воронежскому».
Пётр I – величайшая фигура в российской истории. Споры о нём начались при его жизни и продолжаются до сих пор. Одни видят в императоре разрушителя русской самобытности, другие – создателя подлинной России.
Новые начала европейского мировоззрения соединялись у Петра с традиционными началами религиозного образования, полученного им в детстве. Петр знал Евангелие, изучал церковный устав и богослужебное пение, осваивал русскую историю по летописям и житиям святых. Первый российский император сознательно обставлял церковными церемониями важные государственные события: «Кто забывает Бога и не исполняет заповедей Его, тот, сколько бы ни трудился, не сделает многого». [1; 3]
В годы петровских преобразований, которые сочетали ориентацию на западный мир и отказ от многовековой духовной культуры народа, святитель Митрофан стал образом понимания и принятия благих начинаний. Он был помощником и духовным наставником царя, при этом всегда оставался твердым защитником веры и благочестия.
Цель нашей работы: выяснить особенности взаимоотношений Петра I и святителя Митрофана Воронежского, в честь духовного подвига которого освящены ряд храмов и приделов в Московской области.
Для решения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи: собрать информацию о святителе Митрофане Воронежском и его «споре» с Петром I; изучить историю создания церквей Московской области, посвященных Святителю Митрофану.
Объект исследования – государство и церковь в XVIII в.
Предмет исследования – взаимоотношения Петра I и святителя Митрофана Воронежского, в честь духовного подвига которого освящены ряд храмов и приделов в Московской области.
Святой Митрофан Воронежский в миру носил имя Михаил. Он был приходским священником, но овдовев, принял монашеский постриг. В 1682 году назначен епископом Воронежским. Обитель под началом Митрофана славилась строгим соблюдением монашеского устава. [4]
Поддерживая деятельность Петра I, святитель Митрофан поддерживал строительство сильного государства, способного противостоять врагам. Поэтому, когда Государь впервые приехал в Воронеж для строительства флота, готовясь к походу на Азов, он стал одним из первых жертвователей на корабельные нужды.
В это нелёгкое для России время святитель Митрофан стал преданным помощником правителю. Он разъяснял населению пользу преобразований царя. Святитель Митрофан, в отличие от многих людей старшего поколения, видел в Петре избранного Богом правителя России, которому он был готов служить верой и правдой.
Но не только духовную поддержку получал царь от епископа. Случилось так, что строительство кораблей остановилось из-за нехватки денег в казне. Узнав об этом, святитель собрал все средства и принёс их государю со словами: «Всякий сын отечества должен от своего достатка помогать нужде государственной».
После взятия Русским флотом крепости Азов государь повелел епископу Митрофану, который жертвовал на строительство военного флота немалые денежные средства, «именоваться впредь титулом «Азовский» - за неоценимые заслуги перед Державой. [1; 3]
При этом Митрофан Воронежский не поощрял в царе поклонения перед всем западным. Приехав однажды в Воронеж, Петр пригласил святителя на обед. При входе во дворец стояли греческие статуи. Когда Митрофан прибыл и увидел «изваяния языческих богов», то повернул обратно к себе домой. Петр узнал, что Митрофан был у дворца и ушел, тогда царь велел послать за старцем. Посланнику епископ отвечал: «Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ – не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне». Надо ли говорить, что Петр пришел в ярость и стал угрожать казнить святителя как преступника, ослушавшегося царской воли. Митрофан с христианским смирением отвечал: «Жизнь моя во власти царя, но для меня лучше умереть, чем своим присутствием одобрять язычество». После этих слов святитель поспешил приготовиться к смерти. Митрофан спешил совершить последнее в своей жизни богослужение. Когда же государь узнал о том, что старец готов умереть, то был поражен его решимостью. Царь приказал убрать статуи. На следующий день Митрофан сам пришел к царю и благодарил его за уничтожение статуй. [4]
Последнее свидание святителя с государем состоялось в феврале 1702 года, когда царь, пользуясь перерывом в войне со шведами, прибыл на свои верфи в Воронеж. Зная, как дороги архипастырю успехи России, Петр привёз ему в подарок «печатный чертёж о Слюсенбурхе», то есть, изображение взятия русскими войсками 11 октября 1702 года шведской крепости Нотебург, переименованной в Шлюсельбург. Этот «ключ-город» открывал России доступ к Балтийскому морю.
За стойкость духа Петр настолько уважал святителя, что после его кончины в 1703 г. лично нес его гроб к могиле и заявил «Не осталось у меня другого такого святого старца».
Значительное число церквей с приделами во имя Святителя Митрофана расположены в Московской области: список включает 10 церквей и храмов.
1. Дмитровский городской округ. Дмитров. Успения Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Митрофана Воронежского).
2. Зарайский городской округ. Зарайск. Спаса Преображения, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
3. Зарайский городской округ. Журавна. Спаса Преображения, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
4. Коломенский городской округ. Коломна. Никиты мученика, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
5. Богородский городской округ. Богослово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
Церковь Успения (Казанская) расположена в центральной части села Богослово. В XVI веке село было дворцовым, и в нем была деревянная церковь. В смутное время церковь была уничтожена, а церковная земля сдавалась в оброк. В XVIII веке в селе основана Богословская пустынь, в которой были уже две церкви – каменный Успенский собор и деревянная церковь во имя Иоанна Богослова.
Ныне существующая церковь Успения Божией Матери с пределами апостола Иоанна Богослова и святителя Митрофана Воронежского построена в период с 1838 по 1853 год.
Кирпичная кладка стен скрыта под штукатуркой, покрашенной в тепло-розовый цвет, с которым контрастируют колонны и детали белого цвета, придавая нарядный вид церкви. В интерьере храма сохранились остатки росписи, выполненной в начале XX века, когда в церкви проходили большие ремонтные работы и она была переосвящена в честь иконы Казанской Божьей Матери. Роспись храма осуществил художник из Палеха.
Сохранившийся каркас иконостаса был сделан в середине XIX века. Иконостасы приделов более поздние - 2-ой половины XIX века. Среди святилищ — частицы мощей святителя Митрофана Воронежского, святого мученика Константина Богородского. [2]
6. Рузский городской округ. Руза. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
7. Сергиево-Посадский городской округ. Хотьково. Покровский монастырь. Надвратная церковь Митрофана Воронежского.
Церковь в честь святителя Митрофана Воронежского была возведена в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. Церковь представляет собой небольшой кирпичный однокупольный храм, выполненный в стиле классицизма, на сводах которого сохранилась масляная живопись первой половины XIX века. В храме долгое время размещалась богадельня и больница, поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В середине XX века был сломан купол, и здание использовалось под жильё. В 1994 году храм возвращён монастырю. В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовой. [5]
8. Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино. Незнань (Пирогово). Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
9. Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
10. Егорьевский городской округ. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Митрофана Воронежского).
Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской паствой и достиг глубокой старости. Был он прост в обращении, доступен и богатому, и бедному. В доме его находили приют всякие люди. Большие суммы денег раздавал он на милостыню. Вот как говорил один из его жизнеописателей: «У святителя было всегдашним правилом жизни ничего не оставлять себе, а все приобретения отдавать Богу, давшему всё, и ближним, у которых нет нечего».
Список использованных источников
1. Анисимов, Е.В. Петр Великий: личность и реформы [Текст] / Евгений Анисимов. – М.: Питер, 2009. – 446 с.
2. Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района [Электронный ресурс]. – Богородск, 1992. – 62 с. – Режим доступа: https://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/svyatyni.html
3. Пётр Великий – первый Российский император: к 350-летию со дня рождения: методико-библиографическое пособие [Электронный ресурс] / ГБУК «СКУНБ им. Лермонтова» составители: Л. А. Бедарева, Т. А. Иванова. – Ставрополь, 2021. – 84 с. – Режим доступа: http://skunb.ru/data/upload/documents/files/ibo/Petr%20I.pdf
4. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Опыт осмысления служения и подвига святителя Митрофана Воронежского человеком XXI века [Электронный ресурс] // Вестник Благовещенского кафедрального собора. – 2019. – №12. – С. 2–3. – Режим доступа: https://sobor-vrn.ru/upload/iblock/68e/68ec4ad2d704f7a8cf0d0c88c2f14aca.pdf
5. Покровский Хотьков монастырь. Русская Православная Церковь. Храмы обители [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://khotkovmonastery.ru/monastery/temples
Самодельный телефон
Лиса и волк
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сказка "Колосок"
Знакомимся с плотностью жидкостей