Проектная работа "Лента времени"
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 319.5 КБ |
Введение
Изучение истории, раскрывает пред нами, учениками, исторический процесс и его закономерности, дает возможность получить знания о развитии человеческого общества и о формах человеческого сознания.
Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. В связи с этим, первая и непроизвольная ассоциация истории, как учебного предмета прочно связана с датами, ведь, локализация фактов во времени, безусловно, требует от учеников знания хронологии.
Лента времени – замечательный образовательный инструмент, она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории, помогает визуализировать такое абстрактное понятие, как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом, и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды. «Лента времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.
Актуальность: данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, вызывает интерес у учащихся, проект направлен на активизацию познавательной деятельности, способствует развитию творческих и коммуникативных качеств.
Цель проектной работы – создать дидактический материал – панно «Лента времени».
Задачи проектной работы:
1. систематизировать и расширить знания об измерении времени в истории;
2. показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени;
3. привлечь внимание к предмету история, пониманию измерения времени;
4. подобрать фактический и теоретический материал для изготовления продукта проектной работы.
4. оформить ленту времени.
Объект проектной работы – лента времени.
Предмет проектной работы – хронология.
Продукт проектной работы – панно «Лента времени».
Методы и приемы работы над проектом: проект состоит из нескольких частей, логически связанных между собой, включающих ознакомление с художественной литературой исторического содержания, просматривание художественных и документальных фильмов о городах воинской славы, работу с интернет ресурсами, чтение источников исторического содержания, организация самостоятельной работы по умению составлять переносное панно.
1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина.
Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.
Хронология является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий: год, число, месяц; определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.
1.1. Единицы счета времени.
Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени – сутки, месяц и год – определяются астрономическими факторами: сутки – периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц – периодом обращения Луны вокруг Земли, год – периодом обращения Земли вокруг Солнца.
Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны временному интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные сутки определяются аналогичным положением Солнца. Так как Солнце движется относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные сутки короче солнечных примерно на 4 минуты. За год между ними накапливается разница около суток. Однако Земля движется вокруг Солнца с различной скоростью, следовательно, и солнечные сутки не являются величиной постоянной. Для облегчения исчисления времени введено фиктивное понятие среднее солнце, т. е. движение Солнца принято условно считать равномерным. Средние солнечные сутки – главная единица счета времени.
В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца, или синодического месяца (от греческого слова синодос – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.
Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движением Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому, году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.
Средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и синодическим месяцем, который, в свою очередь, несоизмерим с тропическим годом. Основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета времени невозможно. Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие системы времясчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.
В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. Возникновение более мелких единиц измерения времени – часов, минут, секунд – связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета.
1.2. Календарь.
Название «календарь» происходит от латинского слова «календариум», означающего «долговая книжка». Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца – календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах.
Календарь – это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному для нас календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год – это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту маленькую добавочную частичку «примерно 1 час». Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.
Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова.
1.3. Лента времени.
Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего. Но только для того, чтобы лента действительно работала и помогала ребенку хорошо ориентироваться в истории, ему нужно самому принимать участие в создании и ведении ленты времени.
Работая над переносным панно, я принимала во внимание то, что дети должны включиться в процесс создания данного наглядного пособия и оставила место для отображения событий, которых нет на моей ленте времени. Также с обратной стороны имеются файловые карманы для дополнительного материала, туда можно вкладывать интересные факты о событиях, которые имеют отношение к важным историческим датам.
С помощью ленты времени выясняется место исторического события во времени, место относительно других событий. Наконец, встречающиеся даты позволяют закончить изучение системы летоисчисления.
Время можно сравнить с длинной дорогой, по которой идет человечество: когда-то, в прошлом, наши далекие предки начали свой путь по этой дороге, сейчас, в настоящем, по ней идем мы, а после нас, в будущем, пойдут наши потомки.
Историки выделяют четыре периода: Древний мир (в него входят периоды первобытности и древних цивилизаций), история Средних веков, история Нового времени, Новейшая история. Именно эти периоды отражены на моей ленте времени, кроме того она разбита на отрезки по 100 лет – века. Длинной вертикальной чертой на линии времени обозначено начало нашей эры. Справа – наша эра. Здесь годы исчисляются слева направо, т.е. вперед, один за другим: первый, второй, третий и так до нынешнего года. По левую сторону разделительной черты – до нашей эры – время движется как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. За ним, левее, будет 2 год до н.э., затем – 3 год до н.э., и так далее.
2020 год в России объявлен Годом памяти и славы, в честь величайшей Победы в истории человечества – победы над нацизмом, годовщины победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В настоящее время обращение к страницам прошлого России и особой роли страны в истории человечества особенно актуально. Именно Советский Союз, именно наш народ обеспечил решающий вклад в победу над нацизмом, вынес на своих плечах основную тяжесть Второй мировой войны. Именно нашему народу выпало стать хранителем памяти о Великой Победе. Это исторический долг сегодняшнего поколения граждан страны, это святая обязанность всех будущих поколений граждан России. И поэтому принципиально важно, чтобы каждый гражданин и все российское общество не теряли живую память о Великой Отечественной войне, не забывали о страницах истории своей семьи, своего города, своего региона, связанных с Великой Победой.
Именно поэтому особое место в моем проекте отведено тем памятным событиям. На ленте времени отображены все основные даты той страшной войны. Мой прадедушка, Кочкин Иван Васильевич, с 6 октября 1942 года по 31 ноября 1944 года проходил службу при 86 армейской артиллерийской дивизии в должности разведчика. Во время очередной операции он был ранен и потерял руку, в результате чего был освобожден от воинской обязанности, получив инвалидность 1 группы. Он неоднократно награжден орденами и медалями. Прабабушка, Кочкина Екатерина Андреевна, была тружеником тыла. Она работала швеей и шила солдатам на фронт такую необходимую одежду. Я никогда не видела своего прадедушку и прабабушку, но каждый год, с гордостью, иду с их фотографиями в «Бессмертном полку». Поэтому для меня было принципиально важно сделать отдельный лист на ленте времени, посвященный Великой отечественной войне.
На смену одним поколениям приходят другие, уходят живые свидетели той эпохи… Но время не в силах вытеснить из памяти человечества всех тех, кто сражался во имя своего народа, во имя своей Родины! Именно наша память не дает порваться той нити жизни, которая связывает нас со всеми живущими и ушедшими от нас, героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Наш святой долг помнить и чтить подвиг своих предков!
2. Изготовление панно «Лента времени».
В сентябре 2020 года я начала работу над проектом.
Первый этап состоял в выборе темы. Мне хотелось сделать наглядность, которая помогала бы впоследствии, моему классному руководителю и учителю истории Эповой Анастасии Олеговне. В условиях пандемии, когда учитель вынужден перемещаться из класса в класс, очень удобно брать с собой, на очередной урок такое наглядное пособие. Идея сделать историческое переносное панно раскладку возникла сразу, меня заинтересовала лента времени. Существует масса вариантов оформления такой наглядности, я остановилась на переносной раскладке, где каждый исторический период будет размещен на отдельном листе с отображением важнейших событий той эпохи. На таком панно легко наблюдать линейное движение исторического времени.
Я разработала требования и придерживалась их при оформлении своего переносного панно:
- каждая составляющая часть ленты времени должна иметь заголовок, соответствующий эпохе;
- исторические факты должны быть оформлены и размещены так, чтобы даты было видно со значительного расстояния;
- дизайн должен привлекать внимание учеников и быть им интересен;
- рядом с датами необходимо расположить картинку с изображением событий, соответствующих данной дате;
- продумать размеры панно и удобное соединение частей между собой.
Когда я определилась с материалом, размерами и формой панно, началась работа с интернет ресурсами, историческими справочниками и учебниками истории по нахождению исторических дат и изображений к ним. Я работала с каждой эпохой поочередно. Процесс можно в полной мере назвать творческим, так как не сразу все получалось, приходилось пробовать разные варианты, и размещения, и крепления, учитывая то, что данная наглядность должна прослужить не один год. Так, чтобы избежать деформации бумаги при использовании клея, я решила крепить готовые изображения на двух сторонний скотч.
Когда я дошла до нового времени у меня возникла идея вынести даты, связанные с Великой отечественной войной на отдельный лист, так как данные события представляют для меня огромную ценность и являются гордостью за свою страну и народ, который смог выстоять и победить в этой страшной войне. В каждой семье есть свой герой приближавший победу, и наша семья не исключение. Мы бережно храним память о моих прабабушке и прадедушке, которые были ее участниками.
Далее предстояло решить, каким образом листы будут скреплены между собой. Я рассмотрела несколько вариантов и остановилась на брошюровании. Также предстояло решить вопрос хранения ленты времени.
Для того чтобы листы не потеряли форму по краям я проклеила скотчем листы по контуру.
В процессе работы возникла идея оформить файловые карманы с обратной стороны панно, для дополнительного материала.
Я учитывала такой важный аспект как желание учеников участвовать в процессе оформления ленты времени и оставляла место для того, чтобы каждый желающий мог вклеить изготовленную своими руками карточку с датой и иллюстрацией к ней. Также каждый может распечатать и вложить в файловый карман заинтересовавшую информацию по истории, интересный факты, мнения историков и так далее.
Заключение
Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие исторических событий через «живое созерцание». Надеюсь, что таким «живым созерцанием» на уроках истории и помощником учителей будет являться мое панно «Лента времени».
Список литературы и источников
1. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Уколова В.И. – М.: Просвещение, Сферы, 2018.
2. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
3. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
4. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
5. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
6. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
7. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
8. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
9. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.
10. История России. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. В 2 частях. Часть I. В.А. Никонов, С.В. Девятов; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова. – М.: Русское слово, 2018г.
11. История России. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. В 2 частях. Часть II. В.А. Никонов, С.В. Девятов; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова. – М.: Русское слово, 2018г.
12. Каменцева Е. И. Хронология. Учебное пособие. – М., 2003.
13.https://www.academia.edu/37516926/Вспомогательные_исторические_дисциплины_хронология_палеография – статья «Вспомогательные исторические дисциплины: хронология, палеографии» В. Шевцов.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Весёлые польки для детей
Отчего синичка развеселилась
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен