• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Туризм как вид досуга

Опубликовано Бархатова Оксана Васильевна вкл 02.03.2022 - 16:19
Бархатова Оксана Васильевна
Автор: 
Бадашкеева Татьяна, Истомина Элина

Цель исследования: определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_npk.doc503 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Сотниковская средняя общеобразовательная школа

НПК «Экология-наука о чистом жилище»

Туризм как вид досуга

Выполнили : ученицы 10 класса

Бадашкеева Татьяна, Истомина Элина

Сотниково,2017

Содержание

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Анализ состояния здоровья школьников.
  2. Мониторинг.
  3. Туризм и ЗОЖ.
  1. 3аключение. Выводы.
  2. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Досуг как обширная и значимая часть социального времени исследуется социологами достаточно активно. Однако проблема эта неисчерпаема, так как современная действительность активно меняет виды и приоритеты досуговой деятельности. В западной, и особенно американской социологии, уже более полувека исследователи отмечают, что ценность свободного времни, досуга имеет тенденцию к росту, а некоторые утверждают, что она превысила ценность работы.

В российском обществе этот феномен отсутствует. Итоги масштабного исследования. Проведенного Институтом социологии РАН в 2009 г., показывают, что «…второсортность свободного времени и досуга по отношению к работе - устойчивый стереотип российского общественного сознания. Доля людей,  полагающих, что  «самое важное -это работа, а досуг нужен для того, чтобы восстановить силы для нее» вдвое больше доли тех для кого самым важным было то, чем человек занимается в свободное время».

Несмотря на это досуг и для россиян является ценностью, хотя для большинства и не приоритетной.

Существует несколько определений досуга. В словаре С.И. Ожегова понятие досуг трактуется как время свободное от работы. Но если вычленить общее, то досуг- это свободное время, предполагающее свободу выбора видов деятельности в целях удовлетворения разнообразных потребностей.

Также существует множество классификаций видов досуга. Наиболее традиционным является деление досуга на активный и пассивный.

Туризм относится к активным видам досуга, причем в современном российском обществе он занимает весьма скромное место среди других видов рекреационной деятельности.

Самый массовый в советское время вид туризма- палаточный. По выражению одного из экспертов, «буквально обрушился » в начале 90-х годов. Многие считают. Что у него нет перспектив, хотя этот вид туризма самый малозатратный. Фундаментальными причинами следует считать:

  1. Сформированность у населения потребности в комфорте вообще и на отдыхе в особенности
  2. Отсутствие пропаганды- турфирмам он не совсем выгоден, ОУ не имеют желания и денег для его поддержки.

Таким образом, туризм в структуре досуговой деятельности населения занимает пока скромное место, хотя потенциал его велик: путешествовать хотят многие, а молодежь практически вся. Главными сдерживающими факторами являются низкие доходы значительной части населения. Не менее значимым представляется и сформировавшийся у российского населения  за многие десятилетия перекос предпочтений от активных видов досуга к пассивным. Кроме этого имеется тенденция «одомашнивания »досуга, то есть снижается доля россиян, проводящих свободное время вне дома, и растет число тех, для кого досуг в кругу семьи и ли наедине с телевизором и компьютером предпочительнее.

Однако ,«без здоровых детей у страны нет будущего». На это утверждение всё больше уделяется внимания  в нашем государстве особенно в последнее время.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.  Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни. В начале XXI века социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом, детского.                      

В наше время научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

Цель исследования: определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма.

 Гипотеза: если выявить влияние туризма  на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.

 Задачи:

1) определить, влияет ли туризм на формирование потребности в здоровом образе жизни школьников и культуры  здоровьесбережения;

2) формирование здорового образа жизни и навыков самобслуживания средствами туризма;

3) развивать организационные и коммуникативные качества у учащихся;

4)создавать условия для саморазвития и самореализации творческого потенциала детей

Методы исследования

В процессе написания  исследовательской работы использовались следующие методы:

1) реферирование - краткое письменное содержание изучаемого научно-методического материала;

2) анализ и обобщение научно-методической литературы;

3) анкетирование;

5) анализ документов (план воспитательной работы, информации по летнему отдыху):

Анализ литературных источников. Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников занятий туризмом  было основной цель данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 «Без здоровых детей у страны нет будущего».

Эта  проблема актуальна  для учащихся Сотниковской  СОШ

К сожалению, выше указанные негативные факты о состоянии здоровья школьников, отражаются и на уровне здоровья учеников  нашей школы. По итогам медосмотра учащихся в  2017  году из почти1300 учащихся выявлено с отклонениями в состоянии здоровья 778, что составляет почти 50%.

 Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся  ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60% учащихся плохо засыпают, сказываются учебные перегрузки: после 6-7 уроков, а в старших классах зачастую и 7 уроков, на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 3-4 часа ежедневно. На лицо нервное переутомление, которое, хронически накапливаясь,   приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе.  Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %.

Далеко не всем людям дарует хорошее здоровье  природа. Однако его  можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста, вести здоровый образ жизни. Состояние здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения («Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков»).

Этому  способствуют занятия туризмом.

Почему именно туризмом?

  1. Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков и культуры ЗОЖ.  
  2. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
  3. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
  4. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
  5. Туризм помогает занять детей, отвлекая от вредных привычек (курения, наркомании).

  Исследование проводилось при помощи анкеты.

«АНКЕТА определения роли туризма жизни школьника» (Приложение №2)

         Анкетирование  показало, что:

- учащиеся школы  любят заниматься туризмом 95 % анкетируемых;

- в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;

- в  многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;

- в школьномдне здоровья участвовало 60%  учеников школы.

В школе разработана и действует  система туристско – краеведческой работы, в центре которой – турклуб «Байкальская одиссея»

Школьный турклуб «Байкальская одиссея», созданный в 2009году, возглавляют опытные туристы педагоги Бархатова О.В и Гришунова Н.К Цель клуба: воспитание учащихся посредством туризма, формирование потребности в ЗОЖ и культуры  здоровьесбережения.

С основания турклуба его деятельность велась в трёх взаимосвязанных направлениях: оздоровительном, спортивном, информационном.

Школьная тургруппа совершала пешие походы по родному краю, а с 1996 – приоритетным стал водный туризм. За эти годы были покорены реки Селенга, ее притоки, школьники достигли озера Байкал.

В этом учебном году нашим классом был совершен поход к скале «Белый Камень » и восхождение на нее.Поход длился  5 дней и оставил неизгладимые впечатления. Вот некоторые результаты.

В результате реализации проекта  повысился уровень  активности и воспитанности учащихсянашего класса.

Ведение оптимального режима отдыха и труда .

Осознанное отношение учащихся к состоянию здоровья как фактору успеха на последующих этапах жизни.

Появление навыков самостоятельности.

Эмоционально насыщенный отдых .

Осознанное развитие мотивации к творчеству.

Содержательный отдых при минимальных материальных затратах.

Пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика правонарушений.

Комплекс мероприятий, условий, обеспечивающий укрепление и охрану здоровья

соблюдение режима дня;

обязательна утренняя зарядка;

ежедневные занятия спортом, спортивные мероприятия, подвижные игры;

соблюдение правил поведения в походе и техники безопасности;

полноценное разнообразное питание, включающее фрукты, соки и другие экологически чистые продукты;

соответствие одежды  сезону и погоде.

Смета расходов.

Денежная сумма на продукты определяется из расчёта – 100 руб. в сутки на человека.

Проезд д700р

Количество детей – 17 ч.

Количество дней – 5дн.

Деньги на канцелярские товары – 600 руб.

Медикаменты – 500 руб.

Итого

Таким образом палаточный туризм не только способствует сохранении. И укреплению здоровья, но и малобюджетен. А также формирует такие качества как самостоятельность, комуникабельность, умение помочь другим.

Основной вид деятельности в походе – это особым образом организованная жизнедеятельность в походных условиях на основе самообслуживания.  В походе проводились ся  соревнования по пешеходному и водному туризму, коллективные творческие дела, работают мастерские и школы: «Краеведение», «Оформительская», «Экологическая».

Кроме оздоровления, во всех походах, поездках ученики учатся общаться, получают навыки самообслуживания, укрепляют здоровье – получают навыки ЗОЖ, учатся культуре здоровьесбережения.

Всех туристов из клуба не перечислишь, но главное, что сегодня они считают, что туризм помог стать успешными в жизни, развил много качеств, которые пригождаются им сегодня. Об этом они говорили на «Встрече друзей», состоявшейся в 2007 году во время областного мероприятия по туризму.

Многие сегодняшние члены турклуба – пример для подражания. Они участвуют в пропаганде здорового образа жизни.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы попытались  обосновать  потребность в здоровом образе жизни и его формирование  средствами туризма. Рассмотрели данную проблему на примере исследований состояния здоровья, потребности в ЗОЖ учащихся.

Гипотеза: если выявить влияние туризма  на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни  -  нашла подтверждение в наблюдениях над опытом работы Сотниковской СОШ по формированию потребности в ЗОЖ средствами туризма и культуры здоровьесбережения школьников.

Данные результаты исследования  можно использовать в организации туристско – краеведческой работы в школе, классе, в организации работы школьного турклуба.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков.
  2. Закон РФ «Об образовании»  
  3. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.
  4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
  5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . - М.: Академия, 2001. - 320с.
  6. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1989. - 76с.
  7. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.
  8. nrma.ru7thHealth/index.shtml
  9. 5ballov.qip.ru›Рефераты›preview/20414
    7.
    fadm.gov.ru› news/9658/

         

АНКЕТА определения роли туризма в жизни школьника

Уважаемый товарищ! Просим охарактеризовать свое отношение к занятиям туризмом. Для этого необходимо последовательно ответнтъ на все поставленные перед Вами вопросы. Вариант ответа к каждому вопросу уже напечатан, так что Вам нужно выбрать соответствующий вариант.

1. Ваш пол: мужской, женский (подчеркнуть).

2. Ваш возраст (полных лет).

3. Любите ли вы заниматься туризмом?

Да                                                 Нет

  1. Что для Вас значит «заниматься туризмом»?

_____________________________________________________________

  1. Ходили  ли  ВЫ в однодневные походы с классным руководителем?

____________________________________________________________

  1. Ходили  ли  ВЫ в однодневные походы с классным руководителем?

____________________________________________________________

7. Участвовали ли Вы в школьных турслётах?

____________________________________________________________

3. Схема 1

                         


Поделиться:

Филимоновская игрушка

Муравьиная кухня

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Как нарисовать зайчика