• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Стилистические фигуры речи

Опубликовано Кабирова Анфиса Нурихановна вкл 20.03.2022 - 14:34
Кабирова Анфиса Нурихановна
Автор: 
Касьянова Мария, Ярославова Полина

Стилистика. Оксюморон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_stilisticheskaya_figura.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Школьный проект

на тему

Стилистические фигуры речи.

Выполнили:

ученицы 7А класса 

Касьянова Мария

Ярославова Полина

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Кабирова А. Н.

Бирск 2022

Пояснительная записка.

     «Грустная радость»,  «красноречивое молчание», «жидкие гвозди», «сухая вода», «Старый Новый год», «печальный смех», «тусклый блеск», «долгое мгновение», «оригинальные копии», «сладкие слезы», «виртуальная реальность» - вот лишь несколько необычных  словосочетаний,  являющихся оксюморонами.

    Чем больше мы  узнавали  об этом понятии, тем больше нам  хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками.

   Актуальность нашего исследования заключается в следующем: оксюмороны  настолько прочно вошли в обиходное употребление, что мы даже и не задумываемся о том, насколько они противоречивы по своему смыслу. Изучение оксюморонов может подтолкнуть к тому, чтобы по-другому взглянуть на привычные слова, выражения и на язык в целом, а это очень важно для детей, которые любят свой родной язык и хотят узнавать о нем еще больше нового и интересного.

   Итак, цель нашего  исследования: выяснить,  что такое «оксюморон» и познакомить одноклассников с этим понятием.

   Исходя их этой цели, мы  сформулировали  следующие задачи:

  1. Изучить интернет-ресурсы  и  литературу о данном понятии.
  2. Найти примеры оксюморона в устной речи, художественной литературе.
  3. Провести анкетирование  одноклассников.
  4. Провести « мозговой штурм» и попробовать всем вместе придумать свои оксюмороны.
  5. Обобщить результаты практической работы и сделать выводы.

   Мы выдвинули следующую гипотезу: у нас с одноклассниками получится самим придумать оксюмороны.

   Объектом нашего  исследования является понятие «оксюморон».

   Предметом исследования выступают примеры оксюморонов.

   В своей работе мы использовали  такие методы как:

  1. Изучение литературы (цитирование) .
  2. Метод опроса  (анкетирование).
  3. Метод коллективной работы: «мозговой штурм».
  4. Систематизация и обобщение результатов.

Глава I. Теоретическая часть исследования

  1. Что такое «оксюморон»?   

 Сначала мы  решил изучить литературу и выяснить, что же такое «оксюморон»? Для этого выписали определение «оксюморона» из разных источников:

 Оксюморон - ("Советский энциклопедический словарь") - сочетание противоположных по значению слов (жар-холода).
Оксюморон - ("Словарь литературоведческих терминов") - стилистическая фигура с необычным соединением слов, противоречащих друг другу (долгий миг,сложна простота).
Оксюморон - ("Литературный справочник") - стилистическая фигура, соединение контрастных по смыслу слов.
ОКСЮМОРОН [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.

Само слово «оксюморон» (букв. «остроумно-глупое») является оксюмороном.

  Мы  задумались, а зачем совмещать несовместимое?

  В первую очередь оксюморон — это способ привлечь внимание, заинтересовать, заставить человека удивиться, остановиться, задуматься... Например, фраза «долгий миг» или «сложная простота» несколько обескураживает, ошеломляет (как такое вообще возможно?), вызывает необычные и неожиданные ассоциации, кого-то даже может заставить улыбнуться (вот завернули!).

А где это лучше всего использовать? Ну, конечно же, там, где требуется буквально несколькими словами привлечь внимание: реклама, художественная литература.

1.2 Примеры «оксюморона» в устной речи и художественной литературе.

  Оксюмороны очень часто встречаются:

 -  в названиях книг:

  1. Мартынов «Богатый нищий»
  2. Гурченко «Моё взрослое детство»
  3. Пушкин «Барышня-крестьянка»
  4. Гоголь «Мертвые души»
  5.  Достоевский «Честный вор»
  6. Толстой «Живой труп»
  7. Тургенев «Живые мощи»
  8. Вишневский «Оптимистическая трагедия»
  9. Бондарев «Горячий снег»
  10. Шварц «Обыкновенное чудо»
  11. Галковский «Бесконечный тупик»
  12. Азимов «Конец вечности»
  13. Кундера «Невыносимая легкость бытия»
  14. Браун «Красноречивое молчание»
  15. Кестлер «Слепящая тьма»
  16. Блик «Честный вор»
  17. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»;

   - в   стихах:

«Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин)

«Но красоты их безобразной

 Я скоро таинство постиг…»(М.Лермонтов)

«Беспокойная ласковость взгляда

 И поддельная краска ланит

 И убогая роскошь наряда-

 Всё в пользу её говорит…»(Н.Некрасов)

«Жить, храня веселье горя,

 Помня радость прошлых весен…»(В.Брюсов)

«Мама! Ваш сын прекрасно болен!

 Мама! У него жар сердца.»(В.Маяковский)

«Кого позвать мне?

 С кем поделиться,

 Той грустной радостью,

 Что я остался жив…»(С.Есенин)

«О, как мучительно тобою счастлив я!» (А.Пушкин)

«Порой влюбляется он страстно

 В свою нарядную печаль» (М.Лермонтов)

 Приводя в названии произведения (или стихах) оксюморон (два противоположных и взаимоисключающих понятия) авторы  добиваются того, что оба слова теряют свой изначальный смысл, но в итоге в голове формируется что-то новое, невиданное, а значит манящее и вызывающее желание эту книгу прочитать, посмотреть фильм, а стихи читать и читать без конца. Замечательная вещь, не правда ли?

  Удивительно, как часто мы произносим фразы, содержащие оксюмороны, но даже не догадываемся об этом. Вот некоторые примеры, оксюморон в которых почти никто не замечает: мощное бессилие, сладкие слёзы, сухая вода, тусклый блеск, горькое счастье.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование

  Для достижения цели нашего  исследования, одной из задач было: проведение анкетирования на тему «Что такое оксюморон»?

  Мы  раздали  ребятам анкеты, где были сформулированы 4 вопроса:

Любите ли вы русский язык? Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке?  Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»?  Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»?

По итогам анкетирования  получились следующие результаты:

№

Вопрос

Да

Нет

1.

Любите ли вы русский язык?

23

2

2.

Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке?

24

1

3.

Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»?

1

24

4.

Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»?

23

2

 

Таким образом, исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что большинство наших одноклассников ( 23 чел.) любят русский языке, 24 человека хотят узнать интересные факты о русском языке. Всего 1  человек знает, что такое «оксюморон», но почти все (кроме 2-х), хотят узнать.

     Из всего вышеизложенного следует, что наше исследование не напрасно, а очень даже полезно.

2.2. Классный час «Оксюморон – умная глупость»

 Для того, чтобы достичь цели нашего  исследования, мы провели классный час с одноклассниками и рассказали им, что такое «оксюморон», привели примеры из устной речи, художественной литературы.

Чтобы потренироваться в нахождении оксюморонов, мы провели игру «Проверь себя, найди оксюморон». Для проведения этой игры мы нашли отрывки из произведений известных поэтов. В данных отрывках нужно было найти оксюморон. В приложении 1 представлен образец, который был роздан каждому ученику. Цель игры: кто найдет больше всех оксюморонов.

   Сначала ребята попробовали самостоятельно найти оксюмороны в представленных отрывках, потом мы выяснили, у кого получилось найти их больше всех.

  Таким образом, мы подготовились к практической работе «Мозговой штурм», у каждого появилось много идей,  и мы приступили.

Коллективная  работа «Мозговой штурм».

  По итогам «мозгового штурма» класса были придуманы следующие оксюмороны:

  • Легкий кирпич
  • Холодный огонь
  • Глупый ученый
  • Тяжелый пух
  • Пустой лес
  • Маленький великан
  • Горький сахар
  • Жуткая любовь
  • Сладкая грусть
  • Печальная радость
  • Безобразно красивый
  • Жаркая зима
  • Холодное лето
  • Быстрая улитка
  • Грустный смех
  • Страшно смешно
  • Смелый трус
  • Тёмный свет
  • Честная ложь
  • Холодное солнце
  • Теплый холод
  • Чистая грязь
  • Светлая ночь
  • Мягкий металл

Заключение

1. Изучив интернет-ресурсы  и  литературу, мы узнали о том, что такое «оксюморон»,  нашли  примеры  в устной речи, художественной литературе.

2. Провели  анкетирование  одноклассников.

3. Вместе с одноклассниками придумали свои примеры оксюморонов.

 Таким образом, наша  гипотеза подтвердилась: нам удалось самим придумать оксюмороны.

           

   

Список использованной литературы

  1. Атаева Е.А. Лингвистическая природа и стилистические функции оксюморона: Автореферат, диссертация кандидата филологических наук – М., 1975.
  2. Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оксюморон
  3. Кравченко З.Ф. Наблюдение над оксюмороном в русском языке. В кн.: особенности функционирования русского языка в Белоруссии, Минск, 1984.
  4. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов.-Тураев С.В..- М.: Просвещение, 1974.


Поделиться:

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Повезло! Стихи о счастливой семье

Нарисуем попугая цветными карандашами

Девчата

Цветение вишни в лунную ночь