• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Цветовые наименования автомобилей

Опубликовано Кабирова Анфиса Нурихановна вкл 20.03.2022 - 14:56
Кабирова Анфиса Нурихановна
Автор: 
Рспаева Екатерина, Смирнов Станислав

цветовые наименования автомобилей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект69.5 КБ
Файл презентация к проекту69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                                 

                                   Цветовые наименования автомобилей

Выполнили:

Рспаева Екатерина 7А

Смирнов Станислав 7А

Руководитель:

Кабирова А.Н.

Бирск 2022

         Введение

«На вкус и цвет товарищей нет» – гласит пословица, и человек, что бы он ни покупал, – рубашку, шторы, обои, диван или автомобиль – непременно старается, если есть возможность, найти желаемый товар того цвета, который ему больше нравится.»

     Я мечтаю в будущем купить машину. Мне захотелось помечтать, какой она будет. Мы в семье думали, выбирали, какую же марку всё-таки лучше купить и какого цвета, потому что при покупке автомобиля покупатели руководствуются не только его маркой, техническими характеристиками, но и предпочтениями относительно цвета. Для меня оказалось совершенно удивительным то, что цвет машины бывает не просто красный, черный и т. д., а имеет название. Это я увидел, проводя опрос среди автовладельцев нашего города: амулет, айсберг, жемчуг, золото инков, алмазное серебро, альпийский снег, баклажан, бархан, альтаир, индиго, дипломат, белое облако, кварц, тёмная вишня, жасмин. Был опрошен 15 автовладельцев. Некоторые производители автомобилей, в частности ВАЗ, дают названиям цветов автомобиля некие образные выражения, которые у части автолюбителей не всегда ассоциируются с определенным цветом.

   Меня заинтересовал вопрос: связано ли название окраски автомобиля с лексическим значением того слова, которым обозначена его тональность. И по предложению учителя русского языка решил заняться исследованием этой темы. Оказывается, что «последний мощный приток новых слов - цветонаименований приходится на конец XX в. и связан с социально-политическими переменами, приведшими к открытому обществу и интеграции России с мировым сообществом». «Появились имена цвета нового типа: их условно можно назвать «рекламными словами». Основная функция таких слов – привлекать внимание к данному оттенку цвета, а не называть его».

     "Название цвета товара является своеобразной частью "упаковки" товара: ведь назвать автомашину "красной", "белой" или "серебристой" - совсем не то же самое, что дать такие броские названия ее цвету, как "монте-карло", "корейка", "сафари" или "авантюрин".

Для своего исследования я использовал таблицу цветов автомобилей с сайта каталог автомобилей на Авто Mail.ru. Очевидно, что в нашем современном мире рыночных отношений развитие спектра цветонаименований автомобилей не только имеет свои цели, но и очень популярно. Следовательно, выбранная мною тема исследовательской работы, является актуальной.

Цель: выявить приоритетные тенденции цветонаименования автомобильной колористики по структуре и семантике

Задачи:

- найти и изучить литературу по данной теме;

- проанализировать тематическую группу слов «Цветовые наименования автомобиля», предлагаемую главным российским производителем – ВАЗ;

- установить наиболее многочисленные группы по семантическому

признаку;

Гипотеза: насколько влияет цвет автомобиля на выбор хозяина.

Объект исследования: цветообозначения современных автомобилей.

Субъект исследования: лексическое значение слов –

- провести социологический опрос среди жителей села – владельцев автотранспорта;

- сопоставить полученные данные в диаграммах;

- обобщить материалы по структурно-семантическому анализу.

Предмет исследования: лексическое значение слов-наименований тональности машин.

Метод исследования: изучение справочной литературы, работа с толковыми словарями, анализ собранного материала, классификация лексической группы слов цветовых названий автомобилей.

I Литературный обзор

       Своё исследование я начал с изучения имеющейся литературы и установил, что изучением развития автоколористики занимались немногие ученые-лингвисты. Имеется небольшое количество научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме. Книга А.П.Василевича и др. «Цвет и названия цвета в русском языке» представляет собой серию статей, освещающих роль, историю развития и различные функции слов-цветонаименований, включая их использование в рекламе и другие аспекты прикладного использования.  Статья Е.А.Косых «Автомобильная колористика и ее отражение в лексике русского языка» явилась основной при изучении темы, так как остальной материал дополнял эту статью. Статья посвящена автоколоризму – наименованиям окраски автомобилей. Исследователь говорит о принципе «языковой экономии, который проявляется в таком процессе, как вторичная номинация. В другой статье Е.А. Косых «Система цветообозначений в русском языке» (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета») помимо словаря нетрадиционных цветообозначений автором выделяются по структуре монолексемные, сложные имена прилагательные, сложные цветообозначения со структурой «сущ. цвет + имя сущ. в им. падеже», сложные цветообозначения со структурой «сущ. цвет + имя прилаг. + имя суш. в им. п». Э. В. Шаламова, аспирант Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, классифицирует все наименования цвета автомобиля с точки зрения мотивации, деля их на четыре группы: традиционные цветообозначения, мотивированные цвета, опосредованно мотивированные и немотивированные.

   II. Структурно-семантический анализ автомобильной колористики

Для исследования я использовал таблицу цветов автомобилей с сайта «Автоваз» – производство легковых автомобилей». Авторы пишут, что это " наиболее полная таблица цветов автомобилей, как их записывают в техпаспорте".

  Е. Косых в вышеназванной статье «Система цветообозначений в русском языке» отмечает: «Небезынтересным представляется тот факт, что, судя по данным лексикографических источников, наиболее традиционными цветообозначениями являются моно - и билексемные номинации. Русского словаря цветообозначений явно не хватало. Кальки, переводы, прямая транслигерация и даже использование слов в оригинале стали для этой сферы жизни привычными. В этих условиях передать большое число оттенков можно было лишь путем использования двусоставных слов, т. е. сочетаний, включающих два цветонаименования: бело-зеленый, красно-синий, кровяно-красный, лилово-розовый и т. п. При этом основная часть случаев приходится на сочетания, включающие два основных цветонаименования (желто-белый, сине-черный и т. п.), а не на сочетания, в состав которых входит только одно или ни одного основного цветонаименования: серно-желтый, мучнисто-железистый».

     В исследовании по структуре цветонаименований я выделил три группы: однословные (монолексемные), сложные слова (состоящие из двух корней) и словосочетания разного типа. Преобладающее большинство (79%) составляет группа однословных цветонаименований (авантюрин, адриатика, айсберг, аквамарин, аккорд, аметист и др.), что подтверждает наблюдения лингвиста. Вторая группа - это 13 сложных цветонаименований: серо-бежевый, лазурно-синий, светло-серый, серо-голубой, серо-зелёный, сливочно-белый, снежно-белый, тёмно-бежевый, темно-коричневый, тёмно-синий, Мулен-Руж, Монте-Карло, Ла-Манш - 11%, а словосочетаний оказалось 11 (10%): чайная роза, вишнёвый сад, серебристая ива, серебристая нива, золотой лист, синяя полночь, снежная королева, зеленый сад, Млечный путь, мокрый асфальт, лесная фея .Из анализа имеющихся цветонаименований автомобилей видно, что основную позицию

занимают монолексемные наименования.

hello_html_m62ed539.gif

           

    III. Цветовые наименования собственные-нарицательные

«Особого внимания при рассмотрении цветообозначений прежде всего заслуживают те номинативные единицы, в составе которых употреблены онимы (то есть имена собственные). Например: «цвет адриатика» серо-голубой». Я проанализировал таблицу названия цвета с этой позиции. Имен нарицательных – 84%, а собственных в ней - 18 (Атлантика, Балтика, Валентина, Кармен, Корсика, Ла-Манш, Майя, Млечный путь, Монте-Карло, Моцарт и др.), что составляет 16%. «Включение в состав цветообозначения онимов предполагает, во-первых, конкретизацию определенного цветового оттенка (присущего, например, одежде литературного героя, оттенку воды Адриатического или Балтийского моря), а во-вторых, рекламное «красивое» наименование. Вероятно, это прием психологического воздействия на покупателя: каждому человеку присуще стремление иметь вещь индивидуально изготовленную, может быть раритетную, отличающуюся от всех остальных».

    IV. Автомобиля на число дорожно-транспортных происшествий.

         Автомобилисты, вероятно, знают высказывание Генри Форда «Автомобиль может быть выкрашен в любой цвет... при условии, естественно, что этот цвет будет черным».

          Критерии выбора цвета автомобиля у каждого свои: одни отдают предпочтение какой-то определённой гамме. Другие, исходя из практических соображений. А третьи - в результате душевного порыва.

     Большинство наших одноклассников считают, что цвет автомобиля не является причиной ДТП. Поэтому цвет автомобиля и стал предметом нашего  исследования.

     (Никита показывает на  доске обращаясь к  одноклассникам) На доске вы видите прямоугольники разного цвета. А что вы можете сказать об их размере? Все ли они одинаковы?                                                              

     Мы доказали в результате данного эксперимента, что оптические эффекты того или иного цвета могут сыграть как с водителем так и пешеходом злую шутку.

     Окраска оказывает существенное влияние на восприятие автомобиля— насколько он далеко находится и какова его скорость!

      Например, красные автомобили визульно кажутся более быстрыми, а зеленые и синие — наоборот!

      Машины темных цветов выглядят меньше, чем автомобили ярких цветов.

      «Цветные» автомобили лучше заметны на дороге.

       Но появление на проезжей части нескольких машин ярких цветов приводит к потере внимания!

       В снежную погоду опасны автомобили белого цвета, в туман-серого, в дождь-модного в последнее время цвета «мокрый асфальт».

        Всё это негативно влияет, например, на такие манёвры автомобиля, как  обгон, выезд со двора, перестроение.

        Это и подтверждает и статистика ГИБДД РФ.

        Обработав статистику ДТП в нашем городе за 2 года, мы провели исследование зависимости аварийной опасности от цвета автомобиля и получили следующие результаты:

         первое место по аварийности уверенно занимают автомобили черного цвета.             

        Практическое значение нашей работы очевидно.

        Каждый водитель может выбрать цвет автомобиля используя наше исследование.

          Но не стоит забывать, что какого бы цвета не был ваш автомобиль, все, что происходит с ним и вами на дороге зависит в первую очередь от соблюдения ПДД и вашего здравого смысла.

         

V. Тематические группы цветонаименований  

          По тематическим группам сложно выделить какие-то основные, наиболее многочисленные. Исходя из анализа таблицы цветонаименований, я пришёл к выводу, что здесь не прослеживается приоритета определенной тематической группы. Для примера взяты 5 тематических групп: минералы, растения, природные явления, предметы (в значении - вещь, конкретный материальный объект), животные. Главный принцип: яркие по значению слова.  Вот что получилось. Растения (14) - вишня, жасмин, гранат, зеленый сад, осока, примула, нарцисс, чайная роза, папирус, табак, ирис, баклажан, вишнёвый сад, лаванда, кедр, серебристая ива, миндаль, золотой лист, корица, бальзам, осока, паприка.

Животные (4) - игуана, мурена, афалина, антилопа.

Природные явления (10) - торнадо, айсберг, бриз, мираж, мокрый асфальт, синяя полночь, гейзер, океан, ривьера, цунами.

Минералы (14) - аметист, авантюрин, аквамарин, жемчуг, изумруд, кварц, коралл, кристалл, лазурит, оливин, опал, рубин, сапфир, чароит.

Предметы (7) – амулет, валюта, жёлтый (такси), приз, табак, фрегат, электрон. 

Представленные группы различных цветовых названий автомобилей вовсе не являются исчерпывающими в общей классификации автомобильной лексики. Группы постоянно пополняются новыми лексическими единицами.

Выводы

Проведя данное исследование в соответствии с поставленной целью, я пришёл к следующим выводам:

1. По структуре приоритетной группой являются монолексемные цветонаименования.

2. Среди выделенных семантических групп по признакам мотивации прослеживается тенденция к образованию и появлению неоколоризмов с учетом мотивации на цвет.

3. Нарицательные имена существительные все же значительно преобладают количественно по сравнению с именами собственными.

4. Тематические группы автомобильных цветонаименований не имеют ярко выраженных лидеров.

5. Автозаводы, в частности ВАЗ, участвуют в словообразовательном процессе русского языка, стремятся воздействовать на потенциальных автопокупателей с помощью образных средств языка.

6. Производители автомобилей порой дают названиям цветов автомобиля такие яркие образные выражения, которые у части автолюбителей с трудом соотносятся с определенным цветом (например, «цвет автомобиль»), традиционное обозначение цвета при выборе названия для автокраски стоит на последнем месте, что свидетельствует, с одной стороны, о стремлении производителей дать ей красивое и образное название, с другой стороны – об участии автозавода в процессе словообразования русского языка.

Заключение

      В заключение хотелось бы сказать, что способность видеть мир в цвете – удивительный дар! За ним кроется множество возможностей. Окружив себя теми или иными цветами, мы можем влиять на свое настроение и самочувствие. Стоит внести в повседневность нужный цвет, и жизнь заиграет новыми красками!

Литература

  1. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. - М., 2005.
  2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М., 1996.
  3. Косых Е.А. Автомобильная колористика и ее отражение в лексике русского языка // Слово памяти. М., 2003. с. 68-70
  4. Косых Е. А. Система цветообозначений в русском языке (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета»).
  5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2005.
  6. Шаламова Э.В. Автоколористика – цветовые наименования автомобиля./ Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина,17.04.2009.
  7. http://www. Сайт «Авто Ваз» каталог автомобилей на Авто Mail.ru.

        


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                                 

                                   Цветовые наименования автомобилей

Выполнили:

Рспаева Екатерина 7А

Смирнов Станислав 7А

Руководитель:

Кабирова А.Н.

Бирск 2022

         Введение

«На вкус и цвет товарищей нет» – гласит пословица, и человек, что бы он ни покупал, – рубашку, шторы, обои, диван или автомобиль – непременно старается, если есть возможность, найти желаемый товар того цвета, который ему больше нравится.»

     Я мечтаю в будущем купить машину. Мне захотелось помечтать, какой она будет. Мы в семье думали, выбирали, какую же марку всё-таки лучше купить и какого цвета, потому что при покупке автомобиля покупатели руководствуются не только его маркой, техническими характеристиками, но и предпочтениями относительно цвета. Для меня оказалось совершенно удивительным то, что цвет машины бывает не просто красный, черный и т. д., а имеет название. Это я увидел, проводя опрос среди автовладельцев нашего города: амулет, айсберг, жемчуг, золото инков, алмазное серебро, альпийский снег, баклажан, бархан, альтаир, индиго, дипломат, белое облако, кварц, тёмная вишня, жасмин. Был опрошен 15 автовладельцев. Некоторые производители автомобилей, в частности ВАЗ, дают названиям цветов автомобиля некие образные выражения, которые у части автолюбителей не всегда ассоциируются с определенным цветом.

   Меня заинтересовал вопрос: связано ли название окраски автомобиля с лексическим значением того слова, которым обозначена его тональность. И по предложению учителя русского языка решил заняться исследованием этой темы. Оказывается, что «последний мощный приток новых слов - цветонаименований приходится на конец XX в. и связан с социально-политическими переменами, приведшими к открытому обществу и интеграции России с мировым сообществом». «Появились имена цвета нового типа: их условно можно назвать «рекламными словами». Основная функция таких слов – привлекать внимание к данному оттенку цвета, а не называть его».

     "Название цвета товара является своеобразной частью "упаковки" товара: ведь назвать автомашину "красной", "белой" или "серебристой" - совсем не то же самое, что дать такие броские названия ее цвету, как "монте-карло", "корейка", "сафари" или "авантюрин".

Для своего исследования я использовал таблицу цветов автомобилей с сайта каталог автомобилей на Авто Mail.ru. Очевидно, что в нашем современном мире рыночных отношений развитие спектра цветонаименований автомобилей не только имеет свои цели, но и очень популярно. Следовательно, выбранная мною тема исследовательской работы, является актуальной.

Цель: выявить приоритетные тенденции цветонаименования автомобильной колористики по структуре и семантике

Задачи:

- найти и изучить литературу по данной теме;

- проанализировать тематическую группу слов «Цветовые наименования автомобиля», предлагаемую главным российским производителем – ВАЗ;

- установить наиболее многочисленные группы по семантическому

признаку;

Гипотеза: насколько влияет цвет автомобиля на выбор хозяина.

Объект исследования: цветообозначения современных автомобилей.

Субъект исследования: лексическое значение слов –

- провести социологический опрос среди жителей села – владельцев автотранспорта;

- сопоставить полученные данные в диаграммах;

- обобщить материалы по структурно-семантическому анализу.

Предмет исследования: лексическое значение слов-наименований тональности машин.

Метод исследования: изучение справочной литературы, работа с толковыми словарями, анализ собранного материала, классификация лексической группы слов цветовых названий автомобилей.

I Литературный обзор

       Своё исследование я начал с изучения имеющейся литературы и установил, что изучением развития автоколористики занимались немногие ученые-лингвисты. Имеется небольшое количество научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме. Книга А.П.Василевича и др. «Цвет и названия цвета в русском языке» представляет собой серию статей, освещающих роль, историю развития и различные функции слов-цветонаименований, включая их использование в рекламе и другие аспекты прикладного использования.  Статья Е.А.Косых «Автомобильная колористика и ее отражение в лексике русского языка» явилась основной при изучении темы, так как остальной материал дополнял эту статью. Статья посвящена автоколоризму – наименованиям окраски автомобилей. Исследователь говорит о принципе «языковой экономии, который проявляется в таком процессе, как вторичная номинация. В другой статье Е.А. Косых «Система цветообозначений в русском языке» (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета») помимо словаря нетрадиционных цветообозначений автором выделяются по структуре монолексемные, сложные имена прилагательные, сложные цветообозначения со структурой «сущ. цвет + имя сущ. в им. падеже», сложные цветообозначения со структурой «сущ. цвет + имя прилаг. + имя суш. в им. п». Э. В. Шаламова, аспирант Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, классифицирует все наименования цвета автомобиля с точки зрения мотивации, деля их на четыре группы: традиционные цветообозначения, мотивированные цвета, опосредованно мотивированные и немотивированные.

   II. Структурно-семантический анализ автомобильной колористики

Для исследования я использовал таблицу цветов автомобилей с сайта «Автоваз» – производство легковых автомобилей». Авторы пишут, что это " наиболее полная таблица цветов автомобилей, как их записывают в техпаспорте".

  Е. Косых в вышеназванной статье «Система цветообозначений в русском языке» отмечает: «Небезынтересным представляется тот факт, что, судя по данным лексикографических источников, наиболее традиционными цветообозначениями являются моно - и билексемные номинации. Русского словаря цветообозначений явно не хватало. Кальки, переводы, прямая транслигерация и даже использование слов в оригинале стали для этой сферы жизни привычными. В этих условиях передать большое число оттенков можно было лишь путем использования двусоставных слов, т. е. сочетаний, включающих два цветонаименования: бело-зеленый, красно-синий, кровяно-красный, лилово-розовый и т. п. При этом основная часть случаев приходится на сочетания, включающие два основных цветонаименования (желто-белый, сине-черный и т. п.), а не на сочетания, в состав которых входит только одно или ни одного основного цветонаименования: серно-желтый, мучнисто-железистый».

     В исследовании по структуре цветонаименований я выделил три группы: однословные (монолексемные), сложные слова (состоящие из двух корней) и словосочетания разного типа. Преобладающее большинство (79%) составляет группа однословных цветонаименований (авантюрин, адриатика, айсберг, аквамарин, аккорд, аметист и др.), что подтверждает наблюдения лингвиста. Вторая группа - это 13 сложных цветонаименований: серо-бежевый, лазурно-синий, светло-серый, серо-голубой, серо-зелёный, сливочно-белый, снежно-белый, тёмно-бежевый, темно-коричневый, тёмно-синий, Мулен-Руж, Монте-Карло, Ла-Манш - 11%, а словосочетаний оказалось 11 (10%): чайная роза, вишнёвый сад, серебристая ива, серебристая нива, золотой лист, синяя полночь, снежная королева, зеленый сад, Млечный путь, мокрый асфальт, лесная фея .Из анализа имеющихся цветонаименований автомобилей видно, что основную позицию

занимают монолексемные наименования.

hello_html_m62ed539.gif

           

    III. Цветовые наименования собственные-нарицательные

«Особого внимания при рассмотрении цветообозначений прежде всего заслуживают те номинативные единицы, в составе которых употреблены онимы (то есть имена собственные). Например: «цвет адриатика» серо-голубой». Я проанализировал таблицу названия цвета с этой позиции. Имен нарицательных – 84%, а собственных в ней - 18 (Атлантика, Балтика, Валентина, Кармен, Корсика, Ла-Манш, Майя, Млечный путь, Монте-Карло, Моцарт и др.), что составляет 16%. «Включение в состав цветообозначения онимов предполагает, во-первых, конкретизацию определенного цветового оттенка (присущего, например, одежде литературного героя, оттенку воды Адриатического или Балтийского моря), а во-вторых, рекламное «красивое» наименование. Вероятно, это прием психологического воздействия на покупателя: каждому человеку присуще стремление иметь вещь индивидуально изготовленную, может быть раритетную, отличающуюся от всех остальных».

    IV. Автомобиля на число дорожно-транспортных происшествий.

         Автомобилисты, вероятно, знают высказывание Генри Форда «Автомобиль может быть выкрашен в любой цвет... при условии, естественно, что этот цвет будет черным».

          Критерии выбора цвета автомобиля у каждого свои: одни отдают предпочтение какой-то определённой гамме. Другие, исходя из практических соображений. А третьи - в результате душевного порыва.

     Большинство наших одноклассников считают, что цвет автомобиля не является причиной ДТП. Поэтому цвет автомобиля и стал предметом нашего  исследования.

     (Никита показывает на  доске обращаясь к  одноклассникам) На доске вы видите прямоугольники разного цвета. А что вы можете сказать об их размере? Все ли они одинаковы?                                                              

     Мы доказали в результате данного эксперимента, что оптические эффекты того или иного цвета могут сыграть как с водителем так и пешеходом злую шутку.

     Окраска оказывает существенное влияние на восприятие автомобиля— насколько он далеко находится и какова его скорость!

      Например, красные автомобили визульно кажутся более быстрыми, а зеленые и синие — наоборот!

      Машины темных цветов выглядят меньше, чем автомобили ярких цветов.

      «Цветные» автомобили лучше заметны на дороге.

       Но появление на проезжей части нескольких машин ярких цветов приводит к потере внимания!

       В снежную погоду опасны автомобили белого цвета, в туман-серого, в дождь-модного в последнее время цвета «мокрый асфальт».

        Всё это негативно влияет, например, на такие манёвры автомобиля, как  обгон, выезд со двора, перестроение.

        Это и подтверждает и статистика ГИБДД РФ.

        Обработав статистику ДТП в нашем городе за 2 года, мы провели исследование зависимости аварийной опасности от цвета автомобиля и получили следующие результаты:

         первое место по аварийности уверенно занимают автомобили черного цвета.             

        Практическое значение нашей работы очевидно.

        Каждый водитель может выбрать цвет автомобиля используя наше исследование.

          Но не стоит забывать, что какого бы цвета не был ваш автомобиль, все, что происходит с ним и вами на дороге зависит в первую очередь от соблюдения ПДД и вашего здравого смысла.

         

V. Тематические группы цветонаименований  

          По тематическим группам сложно выделить какие-то основные, наиболее многочисленные. Исходя из анализа таблицы цветонаименований, я пришёл к выводу, что здесь не прослеживается приоритета определенной тематической группы. Для примера взяты 5 тематических групп: минералы, растения, природные явления, предметы (в значении - вещь, конкретный материальный объект), животные. Главный принцип: яркие по значению слова.  Вот что получилось. Растения (14) - вишня, жасмин, гранат, зеленый сад, осока, примула, нарцисс, чайная роза, папирус, табак, ирис, баклажан, вишнёвый сад, лаванда, кедр, серебристая ива, миндаль, золотой лист, корица, бальзам, осока, паприка.

Животные (4) - игуана, мурена, афалина, антилопа.

Природные явления (10) - торнадо, айсберг, бриз, мираж, мокрый асфальт, синяя полночь, гейзер, океан, ривьера, цунами.

Минералы (14) - аметист, авантюрин, аквамарин, жемчуг, изумруд, кварц, коралл, кристалл, лазурит, оливин, опал, рубин, сапфир, чароит.

Предметы (7) – амулет, валюта, жёлтый (такси), приз, табак, фрегат, электрон. 

Представленные группы различных цветовых названий автомобилей вовсе не являются исчерпывающими в общей классификации автомобильной лексики. Группы постоянно пополняются новыми лексическими единицами.

Выводы

Проведя данное исследование в соответствии с поставленной целью, я пришёл к следующим выводам:

1. По структуре приоритетной группой являются монолексемные цветонаименования.

2. Среди выделенных семантических групп по признакам мотивации прослеживается тенденция к образованию и появлению неоколоризмов с учетом мотивации на цвет.

3. Нарицательные имена существительные все же значительно преобладают количественно по сравнению с именами собственными.

4. Тематические группы автомобильных цветонаименований не имеют ярко выраженных лидеров.

5. Автозаводы, в частности ВАЗ, участвуют в словообразовательном процессе русского языка, стремятся воздействовать на потенциальных автопокупателей с помощью образных средств языка.

6. Производители автомобилей порой дают названиям цветов автомобиля такие яркие образные выражения, которые у части автолюбителей с трудом соотносятся с определенным цветом (например, «цвет автомобиль»), традиционное обозначение цвета при выборе названия для автокраски стоит на последнем месте, что свидетельствует, с одной стороны, о стремлении производителей дать ей красивое и образное название, с другой стороны – об участии автозавода в процессе словообразования русского языка.

Заключение

      В заключение хотелось бы сказать, что способность видеть мир в цвете – удивительный дар! За ним кроется множество возможностей. Окружив себя теми или иными цветами, мы можем влиять на свое настроение и самочувствие. Стоит внести в повседневность нужный цвет, и жизнь заиграет новыми красками!

Литература

  1. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. - М., 2005.
  2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М., 1996.
  3. Косых Е.А. Автомобильная колористика и ее отражение в лексике русского языка // Слово памяти. М., 2003. с. 68-70
  4. Косых Е. А. Система цветообозначений в русском языке (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета»).
  5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2005.
  6. Шаламова Э.В. Автоколористика – цветовые наименования автомобиля./ Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина,17.04.2009.
  7. http://www. Сайт «Авто Ваз» каталог автомобилей на Авто Mail.ru.

        


Поделиться:

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Алые паруса

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Спасибо тебе, дедушка!