• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Страницы истории села Гурульба»

Опубликовано Бадмаева Татьяна Васильевна вкл 02.04.2022 - 15:29
Бадмаева Татьяна Васильевна
Автор: 
Бондаренко Ирина, ученица 8б класса

Изучение  истории возникновения и развития школьного музея

 МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная  школа» для последующего создания виртуальной экскурсии по музею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2022_issledovatelskaya_rabota_muzey_i_istoriya_sela_gurulba.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Иволгинское районное управление образования»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»

XXIV  республиканская

научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция «Краеведение»

 

Тема: «Страницы истории села Гурульба»

                                                Автор работы: Бондаренко Ирина,

ученица 8 Б класса

                                                  Руководитель: Бадмаева Татьяна Васильевна,

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                                  МОУ «Гурульбинская СОШ»

                         

г. Улан-Удэ

2022г.

                                   

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть.
  1. История возникновения школьного музея
  2. Основные разделы музея.

III. Заключение.

VI. Библиография.

V. Приложение.







                                                    Введение

Актуальность исследования.

      Зачем нужны музеи? Музей – это память, это возможность оглянуться назад, это надежный хранитель истории. Много есть музеев в нашей стране, на территории моей республики. Но с особой теплотой мне хочется рассказать о своем школьном музее. С этого музея начинается воспитание

подрастающего поколения, формируется интерес к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.

  Цель: изучение  истории возникновения и развития школьного музея

 МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная  школа» для последующего создания виртуальной экскурсии по музею.

Задачи:

- познакомиться с историей создания школьного музея;

- изучить нормативную документацию музея, программные документы;

 - определить перспективы дальнейшей работы музея.

Объект исследования: музей МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная  школа»

 Методы исследования:

  • интервьюирование;
  • описательный метод;
  • метод сравнительного анализа.

                                      Основная часть

1.     История возникновения школьного музея

      С чего начинается Родина? Моя Родина начинается с дома, в котором я родилась, с улицы, на которой я играла со своими сверстниками, с села, где все родное и близкое сердцу. Моя Родина – село Гурульба  Иволгинского района Республики Бурятия. Я люблю его и стремлюсь получше узнать его историю. Время проходит, и мы забываем многие важные детали. Остаются уже всё более и более сухие факты, сводки, описания событий. Для того чтобы сохранить воспоминания, в школе создан музей, где собирается и хранится память о нашем крае. Я часто бываю в музее (хотя он находится в здании строй школы), помогаю в оформлении стендов, а в прошлом году провела сама первую экскурсию по музею.

      Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с руководителем и хранителем нашего музея  МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная  школа» Кузнецовой Раисой Васильевной, педагогом – ветераном Гурульбинской СОШ, учителем начальных классов (см. приложение 1.1). Она с удовольствием поделилась воспоминаниями о том, как создавался школьный музей.

«Первое здание школы было построено в 1900 году (см. приложение 1.2) на средства богатого купца Петра Яковлевича Трунева. Изначально школа была церковно-приходская, в которой обучался только 1 класс.

В 1951 году школа готовилась к первому выпуску семиклассников, и к этому году в школу приехали работать учителя-предметники по русскому языку, математике, ботанике, истории и географии.  Преподавателем по истории и географии стала Каратуева Тамара Степановна (см. приложение 1.3).   В 1955 году в честь 10-летия Победы в Великой Отечественной войне  Тамара Степановна со своими учениками начала составлять списки гурульбинцев, защитников Родины.  Далее, уже в 1959 году, она предложила своим воспитанникам  собирать утварь и записывать рассказы об истории села. Так началась история музея.

 К шестидесятым годам собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение, т.к. экспонаты хранились в ящиках, а письма и материалы (фотографии, письма с фронта) находились в шкафу у Тамары Степановны. С 1963 года я помогала  ей,  т.к. родилась и выросла  в с. Гурульба. По состоянию здоровья Т.С. Каратуева  ушла на заслуженный отдых, и я стала  руководить музеем. Количество  воспитанников в школе увеличивалось, школа переехала в новое здание, и решено  было музей оставить в здании старой школы, где и началась его история, где начала свою педагогическую деятельность Каратуева Тамара Степановна, основатель музея.»

       2.   Основные разделы музея.

       Музей наш начинается с этнографического раздела, когда обучающиеся собирали вещи старины. Это были 50-60-е годы. Раздел этот назвали «Утварь. Предметы быта прошлых лет». Здесь можно увидеть  элементы  домашней утвари: самопрядки  (раньше они находились в каждом доме, поскольку в каждом дворе водились бараны),  ручные швейные машинки, самовары, фонари  различных форм и размеров, берестяную, деревянную и фарфоровую посуду, примусы, 7-ми и 10-ти линейные керосиновые лампы, мельницы, для перемалывания зерна в муку, так же предметы быта, которые использовали в колхозе: пилы, вафельницы, умывальники, коромысла, грабли и ухваты (см. приложение 1.4). 

Каждый год этот раздел чем – то пополняется. Ребята записывают песни, частушки, которые пели и поют в нашем селе, разучивают старинные танцы, встречаются со старожилами нашего села.

   Второй раздел посвящён истории села Гурульба.  Собранный материал рассказывает об истории села от артели до колхоза,совхоза,учхоза, о том, как и когда, кем формировался колхоз, кто первый вступил в колхоз, кто был первым председателем, когда наши артели  объединились в один колхоз «Первомай». Собран материал о передовиках производства, оформлены стенды, в альбомах записаны беседы, отзывы людей об образовании колхоза. Есть многолетние данные по колхозу о количестве сельскохозяйственных угодий, об урожайности, о поголовье скота, о количестве техники.

Колхоз был образован от артелей  «Скороход» (7 дворов) и «Хлебороб» (10 дворов).  Артели воссоединились и образовали товарищество—ТОС, позднее, в 1932 году оно стало колхозом  «Первомай». Первый председатель — Загузин Гаврила Иванович, неграмотный, но понимающий коллективную работу. В 1934 году на посту его сменил Загузин Фавст Кириллович, который руководил колхозом до 1939 года. До войны колхоз был миллионером. В состав колхоза входили бригады: овцеводческая (4 отары), птицеводческая, свиноводческая, звероводческая, садоводческая, пчеловодческая, овощеводческая, полеводческая, коневодческая( 2 бригады), МТФ. Эти бригады в 1939 году дали доход в 1 миллион 456 тысяч, за что председатель был премирован путевкой на ВДНХ, где встретил сообщение о войне.

Фавст Кириллович Загузин ушел на войну в 1941, с войны пришёл в 1946 году и снова возглавил колхоз до 1953года. В 1959 году  колхоз преобразовали в учхоз, который просуществовал до 2012 года. Было много директоров учхоза «Байкал». На сегодняшний день только в памяти остались столь громкие когда –то слова: артель, колхоз, учхоз. Музейный стенд хранит  фотографии тружеников колхоза и учхоза, грамоты, награды, медали, похвальные письма и многой другой информации, связанной с развитием и зарождением села Гурульба (см. приложение 1.5).   

   Третий  раздел посвящён истории Гурульбинской школы. Много информации о церковноприходской  школе: как обучали, кто учил, как звали  первых выпускников школы.

Впервые школа открыла двери в 1902 году, была церковно-приходской. В музее представлен список первых учеников, их было 9 человек. (см. приложение 1.6).   

  Изначально школа имела один класс. Изучали письмо, арифметику, чтение, закон Божий. Первой учительницей и директором школы  стала Бобровникова Елена Петровна, которая была выписана из г.Кяхта. В школе учились только мальчики. Церковно- приходскую школу сменяет  «Школа Труда 1 ступени». Эту школу закончили 3 ученика:

Загузин Александр Павлович

Загузина Антонина Кирилловна

Жаркова  Анастасия Александровна.

В 1932 году они вернулись в свое село уже в качестве учителей начальных классов. Загузин Александр Павлович стал  директором Гурульбинской начальной школы. В начале войны  он уходит на фронт. Директором школы  с 1941 года по 1946  становится  Жаркова  Анастасия Александровна , которая в непростое военное время продолжала обучать детей. А

 В 1951  году школа была реформирована  в семилетнюю общеобразовательную школу.

С 1951 по 1960 годы школой руководит Бальбуров Николай Петрович. В эти годы она  стала восьмилетней общеобразовательной.

С 1992 года школа принимает новый статус - неполной  средней общеобразовательной. В это время возглавит ее Бусыгин Анатолий Иванович.

  Постановлением №233 от 16 сентября 1998 года Администрации местного самоуправления Иволгинского района Гурульбинская неполная средняя школа реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. Директором  стал Доржиев Юрий Александрович. При нем школа отметила 100- летний юбилей.

В 2019 году произошло грандиозное событие, которого ждали более 20 лет- открытие новой школы. Её  руководителем  стал бывший ученик  Гурульбинской СОШ –Гармаев Баир Владимирович.

В музее представлены планшеты, посвящëнные таким темам:  «Отличники народного просвещения», «Директора школы», «Имена в истории школы», «Выпускники в белых халатах», «Выпускники в народном образовании», «Кадровые военные»,  «Они видели Чечню…»,  «Знакомые лица учителей» и многие другие.

  Многие выпускники школы стали уважаемыми людьми. Некоторые из них:

  • Налетова-Калаганская Раиса Павловна—профессор медицины в Москве;
  • Кузнецов Николай Васильевич— заслуженный учитель РСФСР и Бурятии, директор школы;
  • Загузин Вениамин Фавстович—заслуженный энергетик РСФСР;
  • Загузин Леонид Фавстович—полковник Советской армии:

  Четвертый раздел, посвящëнный Великой Отечественной войне, самый большой в музее. Здесь собрано множество фронтовых историй наших земляков, фотографий  защитников Родины, планшетов  и раритетов. Из Гурульбы на фронт ушло 210 человек. Не вернулось 70. Остальные 140 человек после войны поднимали колхозное хозяйство и подворья.

  О многих участниках фронта в музее собраны краткие биографические справки их военного пути (см. приложение 1.7) , которые внесены в книгу Памяти.

  «В Гурульбе война не бушевала, но она изранена войной,- повторяет хранительница музея Кузнецова  Раиса Васильевна. -Люди семьями уходили на фронт.  Одна из таких семей - Москвитины. На фронт ушли отец и сыновья: Москвитин Александр Аккимович, Москвитин Константин Александрович и Москвитин Иван Александрович.  Погиб младший сын, Константин Александрович, воевавший  в Литве. В музее как экспонат находится его  тетрадь по русскому языку 1920-х годов (см. приложение 1.8).    Его первой учительницей  была Жаркова Анастасия Александровна, в годы войны –директор школы.    

 Случалось так, что многие и на войне встречали  свою судьбу.  Фронтовой шофëр, Загузина Нина Павловна, подобрала умирающего солдата в бою и увезла в госпиталь. Через год они нашли друг друга на дорогах войны и поженились.После войны чета Загузиных вернулась в Гурульбу. Это стало фронтовой легендой.  Их старший сын, Загузин Валерий Павлович, позже стал полковником Советской армии.

    В музее представлены и другие материалы  из военной биографии  гурульбинских бойцов:

  • Загузин Иван Иванович– долгое время считался  без вести пропавшим, и только в 2017 году поисковики нашли место захоронения;
  • Каратуева Татьяна Меленьтевна–стрелок-зенитчик,осталась живой,жила в Воронеже;
  • Батков Филарет Александрович–считался пропавшим без вести, но оказалось, что он на протяжении 3-х лет находился в госпитале;
  • Кашин Фёдор Поликарпович–защитник Родины западного фронта, прожил 101 год, ушëл из жизни в 2021 году;

Женщины в белых халатах на войне:

  • Загузина Антонина Гавриловна–санинструктор ;
  • Калаганская Надежда Михайловна - на фронте была врачом, после войны проживала в Гусиноозерске;
  • Москвитина Александра Васильевна – медсестра Западного фронта;
  • Астраханцева Вера Ильинична- медсестра госпиталя г.Улан-Удэ;

   Их  имена навсегда увековечены на мраморных плитах памятника и в наших сердцах. Памятник в селе Гурульба реконструировали в 2010 году. Под  руководством Кузнецовой Раисы Васильевны была проведена большая работа по  списку бойцов: поиск и уточнение данных. В настоящее время памятник огорожен, а его площадь выложена плиткой.

     В музее сохранена газета от 10 мая 1945 года, которая содержит послание Сталина народу.

Заключение.

В ходе осуществления исследовательской работы я поняла, что музей был создан с целью сохранения истории родной земли. Он хранит память о людях, которые жили в нашей местности, их быте и укладе жизни.

 История нашего села уходит вглубь веков, переходит в легенды и предания, становится частью памяти. И всё это собрано в нашем музее. Мы, молодое поколение, гордимся делами своих дедов, прадедов, отцов, матерей. Я люблю своё село и горжусь тем, что здесь родилась и живу.

Библиография.

1.Серебренников Г.Н. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев, М., 2010

2.Научно-исследовательская деятельность музеев/ Музейное дело России, М., 2012.

3.Личные воспоминания Кузнецовой Р. В.


Поделиться:

Сказка про Серого Зайку

Рисуем тыкву

Мороз и заяц

Рыжие листья

Свинья под дубом