Мы приглашаем вас на экскурсию, которая расскажет о том, когда и как начинались авиаполёты в нашем посёлке, какие самолёты и вертолёты летали, какую роль играют воздушные перевозки в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
krylya_zapolyarya.docx | 29.02 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Тазовский районный Дом детского творчества»
Районный конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат образовательных организаций Тазовского района, посвященный
образованию Ямало-Ненецкого автономного округа и Тазовского района
Тема экскурсии
«Крылья Заполярья»
Продолжительность экскурсии – 15 минут
Подготовили: Ткаченко Никита,
методист Дома творчества Вакилова
Галина Валентиновна
Тазовский
2017 год
Тема экскурсии: «Крылья Заполярья»
Цель: знакомство с историей начала, развития и современного состояния воздушных перелётов в Тазовском районе.
Задачи:
- показать краткую историю аэронавигации в Тазовском;
- познакомить с причинами расцвета и сворачивания авиационных полётов;
- формировать чувствоуважения к труду работников авиации.
Вид экскурсии: тематическая, школьная, передвижная.
Форма: рассказ экскурсовода
Методические приёмы: показа и рассказа, локализации событий, драматизации событий, экскурсионной справки, ссылки на очевидцев, персонификации истории, показ презентации.
Экспонаты: фотографии, документы, макеты самолётов.
Маршрут:
Краткая история строительства аэропорта, первых полётов на самолёте ПО-2. Связь полётов с ходом Великой Отечественной войны.
Начало газоразведочных работ в нашем районе, увеличение числа полётов. Создание Тазовской авиаэскадрильи. Первые полёты крупногабаритных самолётов, строительство аэродрома, связанного с работой Газпрома. Проект и начало строительства длиннополосной «взлётки».
Влияние строительства дороги Уренгой-Тазовский на развитие авиапредприятия. Роль воздушного транспорта в жизни района на современном этапе.
Текст экскурсии:
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые гости музея! Мы приглашаем вас на экскурсию, которая расскажет о том, когда и как начинались авиаполёты в нашем посёлке, какие самолёты и вертолёты летали, какую роль играют воздушные перевозки в наши дни.
85 лет тому назад, когда был создан наш Тазовский район, здесь не было ни дорог, ни аэропортов. Летом люди добирались сюда по реке Обь и Таз на пароходе, что занимало две, а иногда и три недели.В зимнее время по району можно было передвигаться только на оленях. А ведь территория нашего округа огромна –приблизительно она равна территории Франции. Поэтому далёкий рыбацкий и оленеводческий район развивался медленно. Даже о том, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, жители нашего района, у которых не было радиостанций, узнали только через месяц.
Основная часть.
Война потребовала от нашего народа большого напряжения сил. Немцы быстро продвигались вглубь России. И тогда большую роль стал играть тыл. Первые авиаполёты начались в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны. В Халмер-Седе был построен аэродром «подскока», где заправлялись самолеты, по ленд-лизупереправляемые на фронт с Дальнего Востока. (Ленд-лиз (от англ.lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войнебоевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты).Только в сентябре 1994 года были рассекречены карты маршрутов. Пилотам приходилось зимой отогревать самолеты, прежде чем отправиться дальше на фронт. В наш посёлок стали прилетать самолёты Г-1, ША-2и ПО-2 (посмотрите на фотографии) зимой, и «летающая лодка» МБР - летом. Полёт на таких самолётах от Салехарда до нашего посёлка длился двое суток. Но это было намного быстрее, чем на оленях или на пароходе.
Самолёт ПО-2(показывает макет) был деревянным, а точнее фанерным. Только каркас был металлическим. Благодаря своей лёгкости и широким крыльям, он мог планировать, ему не требовалось длинной полосы для взлёта.
В тундре, недалеко от посёлка была найдена винтовая лопасть самолёта ПО-2. Вы видите, из чего был построен этот самолёт (показывает). Основание металлическое, лопасть деревянная, обшита специальным прочным материалом на заклёпках.
В самый разгар войны, накануне большой и очень важной битвы под Сталинградом, летом 1943 года, в наш посёлок привезли разобранное здание аэропорта, гаража и радиоцентра. Его доставили на большой барже, которую буксировал ледокол «Таймыр», ведь в Обской губе ещё был лёд. Здание было быстро смонтировано в районе современного здания аэронавигации «Ютейр», на берегу реки Таз(показывает фотографию).Вот таким было это здание.
Штат аэропорта состоял из 5 человек: В.Балашов –начальник аэропорта, В. Каширин – начальник радиостанции, В.Гелаш – моторист, Евдокимов – радист, И. Долгов – тракторист. Своего парка самолётов тогда не было.
Война закончилась, но полёты продолжались. С 1946 года они стали регулярными. Зимой к нам летали пассажирский самолёт ЛИ-2 и грузовой СИ-47. (показывает фотографии). В летнее время прилетала летающая лодка «Каталина» американского производства (показывает фотографию).
В 1959 году в Тазовский на самолёте АН-2 прилетают первые геологоразведчики, они начинают искать в нашем районе месторождения газа и нефти. Необходимо было завозить различное оборудование, рабочих. В это время в Тазовском создаётся собственная авиаэскадрилья из самолётов ЛИ-2 и АН-2. Летом АН-2 ставили на большие поплавки, и он приводнялся на реку Таз (показывает фотографию).Зимой самолёт взлетал и приземлялся на расчищенную от снега площадку, на лыжи (показывает фотографию). Вот макет самолета АН-2 (показывает).
1962 год – первый газовый фонтан забил недалеко от посёлка, позже там вырастет новое поселение газодобытчиков – Газ-Сале. Потребность в пассажирских и грузовых перевозках быстро возрастает. Аэропорт начинает бурно развиваться. Для АН-2 в районе Газпрома строится взлётно-посадочная полоса (фотография остатков полосы). Сейчас там строится первый четырехэтажный дом. В зимнее время к нам стали летать большиесамолёты АН-24, АН-12 и ЯК-40 (показывает фотографии и макеты). Но взлётная полоса для этих самолётов коротка, поэтому они садились на лёд реки Таз севернее речного порта до тех пор, пока не произошла авария из-за трещины во льду.
Всё дальше от посёлка вглубь тундры уходили газодобытчики. Доставлять туда грузы и людей можно на воздушном транспорте, которому для взлёта требуется немного места. Поэтому с 1972 года лётная техника Тазовского аэропорта пополняется вертолётами МИ-4 (показывает фотографию), а через два года МИ-8 (показывает фотографию и макет). Эти вертолёты актуальны и сейчас.Работа пилота в условиях крайнего Севера необходима и очень сложна. Нужно иметь большой опыт и знания. Ведь летать приходится и в ослепительно белой тундре, где нет ориентиров, и в условиях полярной ночи, и в сложных метеоусловиях туманов и пурги. Вот планшет и линейка пилота вертолёта МИ-8Сенько Владимира Андреевича, с помощью которой он рассчитывал высоту и направление полёта (показывает).
Чем больше растёт газодобыча, тем больше увеличивается население нашего посёлка, растёт потребность в авиаперевозках. В 1980 году образован Тазовский объединённый авиаотряд. Аэропорт посёлка Тазовский имеет филиалы в Гыде, Антипаюте, Красноселькупске, Тольке. Начинается строительство взлётно-посадочной полосы для больших самолётов (гидронамыв за поселковой свалкой).
Но в связи с перестройкой нашего государства 4 июня 1991 годаТазовское авиапредприятие преобразовано в Тазовский филиал АО «Тюменьавиатранс». С 1 октября 2002 года Тазовский филиал является структурным подразделением ОАО «Авиакомпания «Ютэйр». 20 марта 2001 года основан Тазовский филиал ОАО «Авиатранспортная компания «Ямал».
В 1995 году начинается освоение одного из самых крупныхгазовых месторождений в нашем районе, строится посёлок Новозаполярный. Стараясь удешевить перевозки, газовики прокладываютавтомобильныедороги.Заказы на полёты резко дорожают,их количество снижается, авиакомпания терпит убытки. Строительство взлётной полосы прекращено. Прекращаются и полёты самолётов.
Заключение.
Но современная жизнь района невозможна без авиации.В такие отдалённые посёлки, как Гыда, Находка, Антипаюта и сейчас можно добраться только на оленях или вертолёте, летом на пароходе. В настоящее время авиаперевозками занимаются две частные конкурирующие компании «Ютейр» и «Ямал»(показывает фотографии). В их распоряжении вертолёты МИ-8. Их можно по праву назвать неутомимыми тружениками тундры: собрать детей в школу, развезти на летние каникулы, оказать срочную медицинскую помощь, доставить важный груз, спасти человека, потерявшегося в тундре, вывезти пожарных на тушение тундровых пожаров – вотнеполный список работ вертолётчиков. Поэтому жители нашего района с уважением относятся к людям в лётной форме.Добрых слов и уважения заслуживают династии авиаторов – Квашниных, Веревкиных, Шаламовых, Харитончик. Очень многое для развития предприятия сделали опытные авиаторы Николай Иванович Лобанов, основоположник вертолетной авиации, А.Ф.Скорый, руководитель предприятия, В.И.Байкалов, С.В.Ефремов, почетный гражданин Тазовского района А.К.Бородулин и многие другие.
Правительство ЯНАО поставило перед собой стратегически важную задачу – не только сохранить на прежнем уровне, но и развить объемы социально значимых авиаперевозок, повысить оснащение и уровень безопасности полетов в аэропортах Крайнего Севера с малой интенсивностью полетов. На Ямалеуже действует программа «Развитие аэропортов до 2020 года», поэтому перспективы есть, крылья Заполярья были и будут востребованы.
Спасибо за внимание! Надеемся, что вам было интересно. Возможно, у вас появились вопросы?
Две снежинки
Красочные картины Джастина Геффри
Круговорот воды в пакете
Рукавичка
Военная хитрость