Исследовательский проект «Мифология ваховских ханты» знакомит с Пантеоном и мифологической структурой мира в традиционных представлениях ваховских ханты. Мифология ваховских ханты имеет некоторые отличия от других ветвей хантыйского этноса – казымского, сургутского и др. Пришла к выводу, что ваховская мифология является разновидностью общехантыйской мифологией. Ее отличает меньшее количество духов по сравнению с казымскими и другими хантами. Некоторые сюжеты отражают местную специфику быта и хозяйственной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
Мифология ваховских ханты | 378.17 КБ |
Муниципалное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ларьякская средняя школа»
Исследовательский проект по родному языку и литературе
«Мифология ваховских ханты»
Автор: Титова Ирина,
обучающаяся 8 класса
Руководитель: Прасина М.А.,
учитель родного языка и литературы
Село Ларьяк, 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………………
Глава I. пантеон и мифологическая структура мира в традиционных представлениях ваховских ханты………………………………………………..
Глава II. Сказки: попытка классифицировать ваховских сказок……………...
2.1. Былички……………………………………………………………………….
2.2. Сказки о животных…………………………………………………………...
2.3. Богатырские сказки…………………………………………………………...
2.4.Волшебные сказки. Сказки о сиротках.........................................................
Заключение………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………….
Введение.
Мир духов остяков очень богат,
настолько богат, что, наверно,
никому не удастся выявить
число и имена всех этих духов…
К.Ф. Карьялайнен
Ханты – один из народов Западной Сибири, широко расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от Демьянки и Васюгана на юге до Обской губы на севере.
Письменные сведения о расселении ханты (остяков) в Зауралье относятся к концу XVI в., времени присоединения Сибири к России. Тогда они жили по Нижнему Иртышу с притоками Демьянкой, Кондой, по Оби и ее притокам: Васюгану, Ваху, Большому и Малому Югану, Агану, Салыму, Казыму, Сев. Сосьве с Ляпиным, Куновату, Сыне, Войкару, Полую.
Мифология ханты отражена в произведениях их устного народного творчества, язык которых имеет свои особенности, отличающие его от обыденной речи. Для фольклорного языка характерны устоявшиеся формулы, обилие параллелизмов, ритмика, эпитеты, повторы слов, метафоры. В мифах, культовых и героических песнях часто встречаются старые, ныне уже не употребляемые слова, грамматичесие формы, устаревшие выражения.
Гипотеза: я предположила, что мир богов и духов ваховских ханты богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы, а также отражает принцип сотворения мира.
Объектом исследования является духовная культура ваховских ханты.
Предмет исследования – мифология и ее сказочные варианты.
Цель исследования:
- описание Пантеона;
- культурные герои;
- мутация культурных героев;
- классификация сказки в соответствии с приближенностью к мифологическим моделям.
Задачи исследования:
- показать самобытность мифологии ваховских ханты;
- показать динамику изменения мифологических представлений и их существований в наши дни;
- привести тексты мифов ваховских ханты, сказок, демонстрирующие своеобразие и национальную специфику духовной культуры данного народа.
Актуальность исследования состоит в том, национальная культура в условиях современных цивилизационных процессов и глобализации вытесняется элементами культуры, происходящими извне. Вместе с тем традиционная культура любого народа является способом сохранения его самобытности, самосознания на карте мировой культуры. Особенное значение представляет изучение и сохранение традиционной культуры таких малочисленных народов, как ваховские ханты, т.к. они более, чем «большие» народы, воздействию извне и процессам, связанными с изменением экономически-хозяйственной деятельности, внедрением СМИ, унификацией образа жизни.
Свое исследование я начала с изучения источников и истории изучения мифологии хантов.
Я узнала, что самые ранние сообщения о мифологии обских угров имеются в русских хрониках XVI в. Там упоминается мифологический образ «Золотая баба», который особенно привлекал внимание западноевропейских авторов XVI – начала в. Матвея Меховского, Сигизмунда фон Герберштейна и др. первым собственно об остяках говорит в конце XVII.Витзен. Он кратко сообщает о почитании медведя и лошади, о домашних духах и жрецах. К этому же времени относятся записи Н.Спафария, сделанные по личным наблюдениям у остяков Иртыша и Оби: о духах, почитании идолов, «поминках» после того как убит медведь (Спафарий, 1882).
В начале XVII было подготовлено широко известное специалистам «Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году». В сочинении Новицкого сообщается о представлениях и обрядах, связанных с рождением и смертью человека; подробно описываются изображения «идолов2 и места их хранения – «кумирни»; упоминаются «жрецы» и «волшебники»; рассказывается о жертвоприношениях в виде подарков, угощения пищей и убиения животных.
Новую страницу в изучении Сибири и ее народов открывают экспедиции Российской Академии Наук 1720-1770 гг. В трудах участников экспедиции – Д.Г.Мессершмидта, Г.Ф.Мюллера, П.С.Палласа, И.И.Георги – можно найти краткие, но ценные сведения по рели обских угров (Паллас, 1786; Георги, 1799).
К 1844 г. Относится резкий взлет собирательской работы по изучению мифологии и языка обских угров. Представители родственных народов совершили к ним путешествия, определив на много лет вперед программу научных исследований по угроведению. Речь идет о венгре А.Регули и финне М.А.Кастрене.
Огромный материал по обско-угорской мифологии был собран в период с конца 1880-х гг. по первые годы XX в. К.Папаи изучал остяков Конды, Югана, Агана, Тромъёгана, Васюгана и Ваха. Это был первый серьезный комплексный подход к изучению мифологии нескольких групп восточных хантов. В наследии К.Папаи хранится его собрание хантыйских героических сказаний и песен.
В 1898 г. Было положено начало сразу трем экспедициям – венгра И.Папаи и двух финнов: У.Т.Сирелиуса и К.Ф.Карьялайнена.
У.Т.Сирелиус в 1898 г. Проехал по бассейну Васюгана и Ваха. Опубликованы его статьи о васюганских богах и погребальном обряде.
В начале XX в. К хантам неоднократно ездил из Тобольска Г.Дмитриев-Садовников. В небольших путевых очерках он дает описание культовых мест, приводит краткие сведения о шаманах, духах и некоторых поверьях (Дмитриев-Садовников, 1911; 1916).
Более значительная по объёму книга М.Б.Шатилова «Ваховские остяки» также написана по собственным материалам и наблюдениям автора. В ней есть специальный раздел, посвященный общему мировоззрению и верованиям и содержащий особо ценные сведения о конкретных локальных духах и культовых местах (Шатилов, 1931). В книге привлекают внимание рассказы шаманов о себе.
В монографии А.В.Головнева «Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров» (0995) относительно хантов рассматриваются мифологические сюжеты связанные с войнами и представлениями о земле. А также часть пантеона духов-богов.
Последнее десятилетие XX в. интересно тем, что в научное изучение хантыйской культуры, в том числе мифологии, активно включились сами представители этого народа. Наиболее успешно эту работу вели Татьяна и Тимофей Молдановы.
Нравственные аспекты, отраженные в фольклоре и религии хантов, являются предметом исследования в статьях М.А.Лапиной (1995, 1996) и ее книги «Этика и этикет хантов» (1998). Она публикует также фольклорные тексты (1998).
Глава I. Пантеон и мифологическая структура мира в традиционных представлениях ваховских хантов.
В результате проработки большого количества информации было установлено, что миф есть тайна при полном свете; сказка, вымысел, выдумка, иллюзии, обманка. Сказка остается в детстве, вымысел переселяется в искусство, обманы мы не любим и избегаем их; несмотря на все это, слово «миф» не уходит из нашего лексикона, то там, то тут всплывая в нашем сознании, фиксируя нечто. Следовательно, «миф» перекрывает перечисленное выше и есть что-то большее или совсем другое.
Слово «миф» в переводе с греческого языка значит «повествование, предание, сказание, басня». С.САверинцев в «Краткой литературной энциклопедии» дает следующее определение мифам: «создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушествленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реально» [13:4].
Эта точка зрения подтверждается и мнением Е.М.Мелетинского: «Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, «надежный» опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения»[12:9].
Изучая мифотворчество, Э.Кассирер пришел к выводу, что все окружающее воспринимается только через мифы – небо, светила, земля, животные, деревья, стихии и явления, сами люди и даже отдельные части тела. Следовательно, на определенной стадии развития народа язык мифов и язык повседневный адекватны на уровне терминов [8:15].
Некоторые специалисты считают, неотъемлемой частью мифа должно быть наличие в нем богов или нечистой силы.
Ваховцы признают и, главным образом, почитают верховное божество Торmм, он же Нbxи ики (Белый Старик) или Nlln ики (Большой Старик). Торmм – это верховное божество. Которое обитает где-то на недосягаемой высоте, на небе, именуемом «торmм вmx» (божье железо). Торmм – является божеством изначальным, высшим, добрым и всеобщим для всех людей. Он положил начала всему миру. По внешнему виду Торmм похож на человека или, вернее, человек на Торmм, потому все звери и птицы, не боясь внешнего вида друг друга, боятся человека, трепещут перед ним, как перед самим Торmм.
Торmм – очень древний по летам старик, «Nlln ики» - Большой древний старик, а поэтому он убелен сединами – «Нbxи ики».
Так, в сказании о путешествии шамана, записанном М.Б.Шатиловым, шаман долетает на чудесной птице далеко-далеко. Долетает… «что светлота лучше некуда, восемь солнц светит, восемь месяцев светит, серебро течет, как река, юрта золотая стоит, из юрты большой Nlln ики, старый старик смотрит, Белый старик - Нbxи ики, как снег, белый старик смотрит».
В дальнейшем оказывается, что это и есть Торmм. Торmм – этот древний и белый старик – живет по образу и подобию человека, живет также в юрте, хотя и в золотой, имеет оленей, нарты, а значит, и ездит на них и даже занимается промыслами, ставит слопцы на птиц и зверей. В том же сказании записано: шаман на той же птице летит к Торmм; и вот летели, летели, вдруг птица крыльями сильно зашумела и видит «йолтm kу» - шаман (ворожей) от неба до земли поставлен слопец. «Торmм сесnx» - божий слопец. Птица и говорит: «Что-нибудь приготовь и бросай». Ворожей достает кусок мяса, бросает в слопец, слопец падает, и они благоприятно его минуют.
О деятельности Торmм в отношении человека и, в частности, о творческой деятельности его существует распространенный среди хантов миф о сотворении земли.
«Без лесу вода, без травы вода… ничего на ней не было, ни птицы, ни зверя не было видно, высоко-высоко одна гагара летала… А по большой воде Торmм плавал… Плавал, плавал, приставать к земле надо… земли не видать, травы не видать… Тогда велел Торmм гагаре глубоко нырнуть. Ныряла, ныряла гагара и принесла в клюве немного илу. Взял Торmм ил из клюва гагары и сотворил землю и горы, и реки на ней, и урман, и траву, и птиц, и зверей. И стал человек жить на земле; сначала люди были одни, а потом разделились на остяков и русских» [1:116].
В другом мифе сам Торmм сотворил людей.
«Торmм хотел сделать людей из лиственничных стволов, но у него получились великаны мehкbмnт, убежавшие в лес после того, как Торmм вдохнул в них жизнь. Не понравились богу и существа, созданные из сердцевины лиственничных стволов, оплетенных корнями – бог уничтожил собственное творение. Наконец из тальника, обмазанного глиной, бог создал настоящих людей.
Сотворивши человека, Торmм не оставил его своим попечением; он прежде всего привел к нему жену, научил добывать огонь, делать лодку. Изготавливать лук, стрелы и разные ловушки и пользоваться ими, и сказал, как надо жить.
Исполнив все это, Торmм ушел на небо и с тех пор уже неизменно пребывает в недосягаемой для человека высоте, на небе. При этом он сказал: «Я все сделал хорошо, теперь буду сидеть на месте, отдыхать, а на земле будет всем управлять Микола-Торmм и другие мои помощники» [17:341-342].
Итак, во главе всего мироздания находится Торmм, сотворивший землю и человека.
Текущей повсдневной жизнью вселенной, различными явлениями природы управляют разные помощники Торmм – луhkmт, среди которых главное место занимает «Микола – Торmм».
«Микола – Торmм» (Микола –бог) управляет всеми делами на земле и, главным образом, ведает пушным промыслом, почему его еще называют «Вонт-ики» (Урманный старик).Отправляясь на охоту, ханты молится Торmм и Миколе –Торmм вместе. Обитает Микола-Торmм в вершине Оби.
Как видно из наименования этого божества, здесь видно влияние русской культуры, выразившееся в перенесении на одного из хантыйских божеств имени христианского святого Николая.
Рыболовному промыслу покровительствует «Йnhк-ики» (Водяной старик); он живет в воде, почему и жертвы приносят ему, опуская в воду. Он обитает в омутах и в устье каждой реки.
Большое значение в жизни человека имеет «Пуxmс nhки» - одна из богинь хантыйского пантеона. Обитает она в той стороне, где разгорается солнце – на востоке; там на большой воде – на море есть остров-город матери-духа. От этого духа зависит рождение человека: «Она маленьких ребят выкачивает, таких маленьких, что «на глаз не видно», а при восходе солнца, с первым лучом посылает их на землю. «Куда этот луч попадает впервые, там и родится ребенок, все равно – ханты ли, русский ли», говорят ханты. [21:170].
В одном из мифов говорится о том, что первые люди посланы на землю женским божеством, которая также именуется «Торmм nhки» - божья мать, что указывает как бы на происхождение самого Торmм от нее – этой общей жизнеподательницы «Пуxmс nhки».
У восточных хантов главной женской богиней-жизнедательницей считалась «Пуxnс». Ее жилище находится далеко на востоке – за семью горами, семью морями, семью березовыми лесами. С солнечными лучами, которые оказываются косами богини. «Пуxnс nhки» посылает во чрево женщин души детей в виде маленьких птичек. При рождении она наделяет человека жизненной силой (илт):для этого она должна семь раз качнуть семь колыбелей на золотой крыше своего жилища. Когда ребенок лепечет в своей колыбели, он разговаривает с «Пуxnс», поэтому взрослые должны остерегаться при ребенке непочтительных разговоров о духах. Она, также, как и Торmм, может наделить человека шаманским даром [17:364-365]/
Косы богини есть важный мифологический символ – путь душ.
На «полуденной» стороне, на юге – «kотmл йор» (полдень) – обитает добрый дух «Тoxлmh вайmx луhk» - птичий дух, который ведает распределением птиц на земле, определяет время их перелетов весенних, место их назначения и т.п. От этого же «Тoxлmh вайmx луhk» зависят и успехи при охоте на птицу.
Среди добрых духов можно отметить «Тnлnx-тnxmр-луhk» - «зимний заяц дух», который покровительствует оленям вообще и особенно оленям ему посвященным. Посвящение это делается в целях предотвращения оленей от болезней, диких зверей и пр. и выражается в том, подшейный волос белый волос оленя собирается в пучки, завязывается узлом, причем приговаривают: «Прими, Тoxлmh вайmx луhk, - и охраняй», - и тем самым олень считается посвященным этому духу. Такого оленя нельзя заколоть.
На западе обитает самый злой дух «Bтnм луhk» - злой, худой дух. Даже солнце, дойдя до того места, прячется и краснеет, ему страшно. Он живет на самом краю неба, за большой водой, за морем. Когда он приходит на землю, то люди поголовно вымирают; все болезни, все зло от него. Он же искушает человека на грех, от него и грех на земле пошел.
Особый дух ведает тучами, молнией и громом «Ыл пеlnк луhk» - нижней стороны дух, он пугает людей, стреляет каменной, огненной стрелой в людей. В деревья, в землю. Насылает природные стихии, «убавляет и прибавляет» луну. Однако существует и другое мнение – луну иногда прикрывают собой души умерших и таким образом напоминают живым, что их пора «поминать».
В связи с этим можно отметить и духа, ведающего ветром, - «Ват луhk» - ветра дух. Когда он в дружбе с «Ыл пеlnк луhk», ведающим тучами, то тот ему помогает, гонит тучи на землю, а когда они «подерутся», то Ват луhk все тучи разгонит по сторонам, а тот, где успеет, прогремит, а то и нет, только сверкнет, осердится.
«Домом» Ват луhk считается дерево, на кроне которой можно встретить причудливое шарообразное скопление разросшихся веток. В него нельзя было ничего бросать, бить по нему, чтобы не случилось несчастья.
Этот запрет имеет под собой чисто рпактическое значение. Очень часто «домик» Ват луhk становится гнездом для животных и птиц.
Отражение мифа о Ват луhk является далее приводимое мной хантыйское предание, в котором рассказывается о наказании людей за нарушение запретов.
«Однажды два друга пошли на охоту. Идут по лесу, вдруг видят: соболь бежит и в «домик» Ват луhk спрятался. Один из охотников взял палку и стал бить по дереву. А другой ему говорит: «Не бей по дереву, там же Ват луhk живет, ты его рассердишь. Пойдем домой!» Но первый охотник не хотел упускать свою добычу и продолжал колотить палкой.
Вдруг налетел ветер, подхватил его и понес неизвестно куда. Когда ветер стих второй охотник увидел: на деревьях кусочки его товарища висят. На одном дереве – глаза, на другом – руки и т.д.
Пришел он домой, а жена ему рассказывает, как налетел ураган, подхватил дом его друга вместе с семьей и унес в неизвестно куда» [19:64]/
У ваховских ханты встречается «Вес луhk» - мифически громадное рогатое существо, обитающее в глубоких омутах под крутым берегом.
Существо это следит за поведением человека на воде. Нарушающих правило людей наказывает тем, что переворачивает лодки. «Вес луhk» существо бессмертное; оно и не рождается, в него превращаются старая щука, собака и заяц. Указанием на подобное превращение является образование на лбу старой щуки своеобразных утолщений, рытье собакой земли пред смертью. Культа и почитания «Вес луhk» не существовало.
У ваховских ханты противником Торmм был злой дух Kынь. Они были братьями, рожденными богиней-матерью. Когда уставший от творения бог уснул на созданной им земле, Kынь попытался сбросить его в океан. От этого возникли неровности почвы, а земля стала разрастаться. Торmм не смог жить со злым братом на земле: по Млечному пути он удалился на небо. Чтобы земля была устойчивой на водах океана, Торmм бросил на нее свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами, и тогда он превратился в Уральский хребет, опоясавший середину земли.
Побежденный противник бога-творца проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие. С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари – насекомые. Прежде всего, это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня – покровительница людей, Мnx ими, загораживает это отверстие своими котлами.
Патканов первым обратил внимание на этого духа на основе фольклора. Исследователь считает его главой злых духов, предводителем армии чертей, когда те совершают нашествия на землю, населенную людьми. Опустошения, устраиваемые этим духом, отнюдь не малы. Его имя люди произносят при ругани или когда посылают проклятия.
Причиной болезней и эпидемий у хантов многообразны: их могут вызвать местные духи. Причиной их могут быть умершие, они могут прийти из нижнего мира, и имеются еще «болезни бога», но в очень многих случаях их представляют как ниспосланными особыми духами – духовными существами, у которых нет другой задачи (только в виде исключения дело может обстоять иначе) и которых можно назвать духами болезней.
У восточных хантов Kынь стало обозначать личного духа в форме Kынь луhk. На Вахе Kынь луhk – какое-то лесное существо или соответствует русскому черт. Он – хозяин нижнего мира, насылает смерть и забирает души умерших. Столь могущественного хозяина нужно настроить милостиво, «его без жертвы нельзя даже умилостивить, иначе он разгневается».
Kынь луhk у ваховских хантов – это лесной демон, который связан с умершими в лесу. Kынь стал сатаной, чертом в христианском смысле, насколько ханты могут себе его представить.
Наиболее важной и широко распространенной, встерчающейся во всей Югорской земле категорией демонов является Менкв, на Вахе Мghкbм. У одних хантов это «злой дух», у других он подобен русской Бабе Яге; у тромъюганцев «могущественный герой, с которым воюют добрые духи»; у северных хантов «могущественный лесной дух», не обязательно злой.
Имеются как мужские, так и женские, Мghкbм-мужчины и
Мghкbм-женщины. Когда Торmм решил создать на земле живые существа, он вначале сделал из лиственницы два образца человеческой фигуры, укрепил голову гвоздем, вбитым между грудью и шеей, положил фигуры перед собой на спину и дунул в них. И в них вошла жизнь; оживленные изображения свистнули и убежали в лес и стали Мghкbм. Торчащий в шее гвоздь мешает им смотреть вниз, поэтому часто бывает, что они падают на лицо, при этом они обычно теряют жизнь, так как гвоздь проходит в голову. Они различаются внешне и по размерам, самые большие – выше высокого леса. У них может быть много голов, до семи. Их глаза дали повод к названиям «волосотоглазый, каменноглазый, железноглазый»; туловище – «железное», ногти длинные.
По данным Гондатти, голова заострена кверху, волосы пострижены по русскому образцу, бороды нет. Их жилища в лесу, на сухой почве, под корнями деревьев. Образ жизни Мghкbм в целом такой же, как у людей. У них бывают браки и рождаются дети. Они также должны жить охотой и рыбалкой, из других даров природы они используют ягоды черемухи «мghкbм йом» [4:112].
В Мghкbм примечательна и его большая сила. «Они ужасно сильные», уверял один ханты. «Когда он приближается в лесу, то уже издалека раздается шум его шагов, скрипят деревья, ломаются сучья, начинает завывать ветер»- говорят ханты. Его свист, крики и рычание, вероятно, нешуточны: однажды от сотрясения земля раскололась, и в расщелине образовалась река. Кроме своей большой силы Мghкbм владеют многими волшебствами; они могут изменить свой образ, а именно, появиться в образе животных – ящериц, лягушки и паука; у них есть «бессмертная» (живая вода), бессмертные (т.е. делающие живыми) прутья; с помощью воды и прутьев даже разрубленный на куски герой может быть восстановлен. Поэтому Мghкbм – очень опасные существа, не будь они так необычайно глупы и легко обманываемы людьми.
Отношение Мghкbм к людям обычно враждебное, но далеко не всегда. В народной поэзии часто рассказывается, что Мghкbм вступают в добрые отношения с людьми, например, заключают брак; герой женится на дочери Мghкbм, последние, в свою очередь, на дочерях людей. Однако чаще между теми и другими ведется война; Мghкbм пугают людей, заставляют их блуждать. Даже нападают на них, убивают и сжирают. Но можно защититься от них оружием, ибо у них на груди есть кусок человеческого мяса, и если выстрелить туда, то Мghкbм легко умирает.
У ваховских ханты есть еще злой лесной дух Сnвсики – мужского рода. Обычно добродушный. Но если рассердится, то может убить человека.
Отражение мифа о Сnвсики является далее приводимая мной сказка, в которой рассказывается о происхождении комаров и мошек. Сказка носит название «Брат и сестра трясогузки».
Жили трясогузки – брат и сестра. Брат из штанов что ли морду сделал. На следующий день к речке пошел: большая щука, щука-мужчина туда забрался. Кое-как на берег ее вытащил. Брат думает:
- Как же я ее домой потащу?
Позвал сестру.
- Сходи маленькие нарты принеси.
На маленькие нарты положили, волокут. Немного прошли, маленькие нарты сломались. По земле расплющились.
- Родственники мне оставили лиственничные нарты. Из лиственницы полозья сделаны. Принеси их.
Сестра сходила. Из лиственницы сделанные нарты принесла. На нарты положили, опять стали тянуть. Вот уже и дом виднеется. Вот-вот к дому подойдут. Тут нарты сломались, развалились.
- Мои давние родственники железные нарты возле нашего дома оставили. Ну-ка, сестра, за железными нартами сходи.
Сестра сходила, щуку на нарты положили, домой притащили. Трясогузка-брат слегка отстает, еле-еле двигается. Домой пришли, говорит сестре:
- Сестра, рыбу разделай. Я устал. Спать лягу. Икру и печень мне оставь.
Брат уснул. Сестра очень сильно рыбу захотела, ну и съела печень с икрой. И рыбу тоже съела. Один лишь рыбий хвост оставила для трясогузки.
Вот Трясогузка проснулся:
- Ну, сестра, дай мне печень, дай икру, пока спал, сильно проголодался.
- Я печень уже съела и игру уже съела.
- Тогда дай мне рыбу. Рыба, наверное, поджарилась.
- Я рыбу давно съела. Нет, тут я немного рыбы оставила. По воде стучащий рыбий хвост.
Обиделся на сестру Трясогуска и полетел. Издали дразнится:
- Пmzи-пmzи-нbй-нbй!
Сестра бежит за ним и кричит:
- Трясогузка, не улетай, я тебе узорчатые рукавицы и обувь сошью.
Трясогузка полетел. Долго ли, коротко ли летел. К какому-то чуму прилетел.
Сел он на верхушку чума (дымовое отверстие) и вниз смотрит, котел с жиром увидел. Трясогузка спустился вниз. Из котла с жиром покушает, проверяет себя. Полетит ли он, легкий ли он? Снова из котла с жиром поест. Опять себя проверяет, полетит ли он? Все еще легкий. Опять из котла с жирном покушает.
- Живот мой тяжелым стал.
Пролез в глубь дров и затих, уснул там.
Вдруг слышит:
- Tьmxmр-пoz-пoz!
Это Сnвсики идет. Совсем близко к дому подошел:
- Что-то мой дом глазами-ушами о чем-то знаки подает.
Вошел в дом, принялся в темноте котел рассматривать, начал на полу стружки для разжигания огня нащупывать.
- Тес, тес, что это за липкое место, к чему моя рука прикоснулась? А Трясогузка отвечпет:
- Дедушка, это я тут сижу, я тут сижу!
Сnвсики растопил чувал, схватил его и на колышек посадил. Колышек воткнул в землю. Возле огня воткнул и стал поджаривать. Трясогузка кричит:
- Дедушка, спиной меня поверни!
- Дедушка, грудью меня поверни!
- Дедушка, отпусти меня! Я тебе сестру в жены отдам, сестру отдам!
Сnвсики схватил колышек и в деревянную посуду вместе с колышком засунул.
- Тес, тес, какого дорогого братика обжег.
А Трясогузка на самом деле и есть Альвали.
- Дедушка, я свою сестру отдам!
- Ты такой маленький, как я тебя найду? – Дедушка, я полечу и крылышками на снегу метки оставлять буду. С одной стороны крылышком метку оставлю, с другой стороны метку оставлю. Ты по моему следу и иди.
Трясогузка полетел домой, то одним крылом крылышком метку оставит, то другим крылышком метку оставит. Подлетел к дому, зовет:
- Сестра, сестра, не плачь, я тебя за Сnвсики сосватал!
Сестра еще громче заплакала от горя.
- Сестра, не плачь, я придумал. В доме двери уменьшим, накалим пешню и поставим острием вверх. Когда он придет, сверху начнет заходить и упадет прямо на пешню.
Она тут же перестала плакать.
На следующий день, по следам летевшей птицы, Сnвсики отправился свататься. Вот уже слышно как он идет:
- Tьxmр-пoz-пoz!
- Как же я в дом войду? Двери слишком маленькие!
- С давних времен самые дорогие гости в дом сверху пускаются.
Сnвсики стал сверху спускаться. И раскаленная пешня ему в заднее место воткнулась. С жутким криком на улицу выкатился. Брат с сестрой от страха без сознания упали. Когда очнулись, на улице костер развели и Сnвсики в огонь бросили. Искры в разные стороны разлетаться стали, пепел в разные стороны разлетаться стал. И послышалось:
- Пусть мой пепел превратиться в комаров и мошек. Пусть они пьют кровь людей.
С тех пор на земле появились комары и мошки. Они каждое лето пьют кровь у всего живого. И так продолжается до наших дней.
Следует отметить, что данную сказку следует классифицировать как сказочно-литературную обработку мифа. Данный текст является примером того, как мифы содержат объяснительную модель природных явлений.
Более широко известен женский лесной дух, которого ваховские ханты считают супругой Сnвсики – Пmрны. Пmрны не очень враждебна к людям и стремится к их обществу. В одной сказке рассказывается о том, что Пmрны замужем, но постоянно ругается со своим мужем, пока тот не приходит в такой гнев, что привязывает жену к хвостам пяти лошадей, и те разрывают ее на куски. У детей Пmрны на каждой руке и ноге по шесть пальцем. В настоящее время ваховцы употребляют Пmрны как ругательное слово для злых и нерадивых женщин. Пmрны живет по берегам рек и озер, ест змей и лягушек, к людям относится враждебно.
Нbxи ни и Пmрны
Пришла весна, разлились речки. Стало затоплять все ямки, а у зайчихи маленькие зайчата спали. Испугались она, надрала берестяной коры, стала шить коробки, в стенках дыры выгрызла, положила на дно травы, на нее зайчат и сверху снова травой прикрыла. Взвалила все лукошки на спинку и пошла от сырого места. Идет, зайчата несет, а они в дырочки поглядывают.
В лесу деревья распустились. Сережки повисли и еще какие-то разноцветные колокольчики. Увидел один зайчонок, закричал: «Мама, сорви мне один колокольчик, я поиграю». Сняла она с дерева незнакомый маленький незнакомый колокольчик, подала зайчонку, и он тут же с колокольчиком провалился в землю. Долго она царапала землю, не могла отыскать сыночка. То же и с остальными зайчатами случилось. Осталась она одна. Плакала, плакала. Взяла в лапки топорик и надумала развести костерок. Только стукнула по пню, а из него выскочила лохматая девка.
- Пmр, пmр! – закричала она. С испугу зайчиха в беловолосую девушку обратилась. Стоит перед Пmрны, дрожит.
- Значит, ты Нbxи ни, хотела мой домик сломать?
- Я хотела дров нарубить, костерок развести, погреться. У меня горе. Мои детки-зайчата сквозь землю провалились.
- Не беда, - проговорила Пmрны, - будут еще детки. Пойдем со мной. Я земляную юрту знаю.
Среди бурелома нашли земляную избушку. Пmрны и говорит:
- Так есть хочется.
- Я сушеную рыбу рыбу в кузовке держу, из нее уху
сварим.
Развела Нbxи ни костерок, в юрте тепло стало. У Пmрны слюнки потекли.
- Теперь спать надо, позевнула Пmрны. – Снимай свою шубку из меха беличьих лапок. Она теплая, мягкая, ей укроемся. Мое – одно тряпье, - на ней лежать будем. А завтра я с тобой пойду.
- Куда ты пойдешь? На улице холодно. Снег повалил, а у тебя ноги голые.
Нашла Пmрны в юрте деревянную чашку. Расколола на две половинки, привязала на голые ноги.
Легли спать. Ночью повалил снег. Застучал в стены ветер. Долго спала Нbxи ни, а как проснулась, увидела, нет в юрте Пmрны, нет шубки. Лежит только грязная, худая шуба Пmрны. «Пусть идет, - подумала Нbxи ни. – Если она ведьма, шубка ее исколет иголками, а чашки на ногах в разные стороны пусть тянут: одна вперед, другая – назад».
Только подумала так и видит, на снегу капельки крови, а тут за поворотом и сама на снегу стоит, управиться с половинками чашек не может. Одна половинка в одну сторону катится, другая – назад тянет.
- Чего это у тебя шуба такая кусачая! – издали закричала она на Нbxи ни. – Снаружи красивая, а внутри всю искусала. Даже кровь на землю капает, погляди.
- Не бери чужое, - ответила Нbxи ни. Стащила с Пmрны свою шубку, ей рваную отдала. Пошли дальше. Идут не разговаривают. Скоро лай собак послышался. В стойбище пришли. Видят, с горы люди катаются.
- Давай загадаем, - сказала Пmрны. – Какой мужчина к нам подкатит, тот и мужем станет.
Только проговорила, как с горы к Нbxи ни подкатил мужчина с железными коленками, а к Пmрны – первязанными черемуховыми ветками.
- Вот и невест нашли! – закричали люди. Так и остались жить в стойбище Нbxи ни и Пmрны. Хорошо стали жить.
Пришла новая зима. Люди опять после охоты и рыбалки стали с гор кататься. Мужья попросили жен шубы сшить. Нbxи ни крепкую, красивую шубу сшила. Увидела Пmрны и говорит:
- Научи меня шить также.
Нbxи ни стала рассказывать, как крепкую шубу сшить: на спинку – шесть шкурок, на плечи – по одной, впереди, чтобы шуба шире была – семь шкурок бери. Побежала Пmрны домой. Всю дорогу приговаривала: «на спину – шесть, впереди – семь, не забыть на плечи». Вдруг запнулась о кочку, и все из головы вылетело.
Села шить мужу шубу, все пальцы себе исколола. Где шили, где клеила, где нитками стягивала. Сшила кое-как.
Пришло время с горы кататься. Прокатился муж Нbxи ни, шубка еще красивей стала. Прокатился муж Пmрны – вся шубка развалилась на отдельные лоскутки.
С тех пор на Вахе так и говорят: «Это непутевая Пmрны шила!». Если женщина не умеет свою семью обшивать.
В лесу встречается иногда особый дух – «Пmzаk».На Вахе он возникает из мертворожденного ребенка. Также известно, что Пmzаk – это лесной дух, призрак, пугающий людей своими криками и стуком.
Описанные демоны все без исключения были лесными духами, живущими в дикой местности.
Но демоны есть и вблизи жилых мест, даже в жилище. Есть «Вор kу» - злой дух, который «появляется в покинутом доме, где остались крыло для подметания или травяная стелька». Имеет смысл добиваться его благожелательности и помощи посредством жертвы в виде пищи [7:278-279].
В качестве важного члена «армии» духов Патканов упоминает «Тbрmн» - богиню огня и войны. Это злое существо, которое опустошало землю огнем.
Персонификацией этой разрушительной богини считался огонь, а пламя, уничтожающее все оказывающиеся рядом с ней предметы, - ее многочисленными языками.
Категория духов, обозначающихся «Тbрmн», известна у всех хантов и под этим названием имеется в виду сверхъестественное существо, вызывающее несчастный случай, ранение, кровопролитие; невезения. Если на Вахе человек поранится, сломает ногу, попадет под падающее дерево и т.п., говорят, в него вселился «Тbрmн».
Везде у хантов эпитет «Тbрmн» получил огонь, возможно, из-за своей разрушительной силы, которую каждый знает по пожарам, бушующим как дома, так и в лесу, и которые часто могут угрожать жизни человека.
Существует и определенный культ его. «Тbрmн» дает человеку изображение (своего помощника) для хранения дома деревянные, сосновые, заворачиваемые в кранную тряпочку. Его помощник koр – это змея с огненной пастью. «Тbрmн», живущий у красного моря, на берегу которого стоит красный лес, злой по характеру. Он вызывает все повреждения, причиняющие ранения и кровопролития, особенно кровотечение из носа.Он является зачинщиком драк и убийств, подстрекает властителей к войнам друг против друга. От него человеку не может быть хорошо.
Такой значительный дух, как «Тbрmн» не может оставаться без жертвы. На Вахе для него вывешивают красную вещь на любом дереве священного места или вблизи жилища. Можно также в жертву для Тbрmн бросить в огонь красный платок – пожертвование, которое устраивается по распоряжению шамана, в настоящее время, по желанию ханты.
Огонь у ваховских ханты называется тgxnт, Нbй exи – дух огня. В нее нельзя было тыкать острыми палками, бросать мусор, а тем более плевать. Для Нbй exи шили красное платье, изготавливали серьги. Иногда задабривали «огненной» водой.
Существует миф о двух огнях «Женщина огонь».
Стояли по соседству две избушки. В каждой горел свой огонь. Без огня в тайге скучно живется.
В одной избушке женщина-хозяйка сердилась на огонь: плевала в него, мусор бросала, угли рассыпала, золу не сметала, и горел он тихо-тихо. Еле-еле теплился. И дети лезли в огонь с палочками, поджигали их, тыкали горящими прутиками куда попало.
А другая соседка наоборот: поленья клала одно к одному, разжигала чувал берестой или тонкими лучинками, каждый уголек на место убирала, золу крылышком сметала. Детей к огню не пускала. И горел огонь весело. Ярким светом полыхали поленья, посылали тепло во все стороны.
Пришла к ней соседка, увидела, что в юрте светло и говорит:
- Какой у тебя огонь хороший, а у меня только поленья шипят, - и попросила она у соседки скребок и валик для выделки шкур.
- Возьми. Там на полке.
Взяла соседка скребок и валик, ушла. Скоро ночь пришла, все уснули. И снится доброй женщине сон, будто явилась к ней незнакомая женщина, вся в красном, вся огнем горит и жалуется: «Моя хозяйка не глядит за мной. Смотри, у меня все платье горящими лучинками истыкано, и тело все истыкано, и руки, и ноги». Тут замахала она красными рукавами.
Жарко стало хозяйке от огненной женщины. Вскочила она, распахнула дверь, а соседская избушка уже догорает. Побежала к соседке, а там одни головешки валяются, а среди них лежат в ямке скребок и валик, не тронутые пламенем.
Догадалась она, что это огонь обиделся на свою хозяйку и отплатил ей пожаром.
Обобщая приведенные исследования, можно сделать вывод, что мы употребляем понятие демон по аналогии со слова употребления в русских исследованиях по фольклору, в частности, С.В.Максимов. Невидимая, неведомая и крестная сила. СПб, 1903. «Русская демонология» - совокупность духов, аналогичных описываемых мной.
Число демонов у ханты немалое, но все-таки оно незначительно по сравнению с многочисленной «толпой» столь похожих на демонов сверхъестественных существ у родственных народов, например, у финнов.
Некоторые из Югорских демонов – местного происхождения, возникшие прямо или косвенно из умерших, прежде всего из «беспокойных». Другие основаны на чужих, заимствованных представлениях, даже если их название , а вероятно, и некоторые черты могут быть местными; третья группа состоит из таких, которые полностью сформировались на чужой территории и только затем были включены в воззрения. Источниками происхождения были религиозные представления татар и русских, но особенно фольклор этих народов, который оказал как по форме, так и по содержанию мощное оплодотворяющее воздействие на Югорскую поэзию. Многие демоны, возможно даже большинство, принадлежали исключительно сказочным мотивам и встречаются только в сказках.
Малая значимость демонов объясняется тем, что их считают неспособными помочь в удовлетворении ежегодных потребностей человека и дать домашнее счастье.
Считаю возможным не согласиться с мнением К.Ф.Карьялайнена, который полагает, что с этим не связаны представления о происхождении болезней и эпидемий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что взаимоотношения с ними не обеспечиваются развитыми обрядово-культовыми действиями, ибо, традиционно, обряды сопряжены с магической деятельностью по привлечению духов, «задействованных» в хозяйственно-промысловой и домашней деятельности людей. Отношения с враждебными духами регулируются при помощи оберегов, талисманов, охранительными и напутственными текстами.
Следует подчеркнуть, что верования, обряды и магия, связанная с ними, привлекает своей «живописностью», имеет несомненную эстетическую ценность и в силу этого может сыграть значительную роль в развитии национальной художественной культуры.
1.2. Альвы – дух и культурный герой.
Альвы, Альвали – наиболее распространенное собственное имя мифического героя, покровителя хантов, народного заступника, борца за справедливость.
В мифологии представлен как культуртрегер, первый охотник, научивший людей правилам поведения, навыкам хозяйственной деятельности: делать ловушки, добывать огонь. В обрядовой поэзии рисуется как всадник на белом коне, седьмой сын Торmма, посредник между людьми и богом. Известны и другие имена героя, чаще описательные; ими kалmх (бабушкин внук). У манси и на пограничных с манси территориях он известен как Мир-Суснэ-Хум (за миром наблюдающий человек); кроме перечисленных, известны такие имена, как Всадник, Золотой Гусь, Князь-Богатырь, Верховьев Оби Человек, Гусь-Богатырь.
В фольклоре, верованиях и мифологии он выступает, как в антропоморфной, так и зооформой форме (в виде гуся). Чаще всего это всадник на белом восьмикрылом коне, объезжающий землю на высоте облаков. Считалось, что, приземляясь, священный скакун ставит ноги в серебряные тарелочки, поэтому в прошлом серебряные тарелочки были сакральной вещью и хранились вместе с предметами культа.
«Русский товар» в новое время действительно пришел на смену драгоценным блюдам, вывозившимся из Передней (Западной) Азии и Волжской Болгарии: в святилище Мир-Суснэ-Хума обнаружено серебряное блюдо, изготовленное русским мастером; в центре его – бегущий олень, на ободе – охотящийся лучник.
На Вахе Альвали выступает в ипостаси маленького мальчика, птицы трясогузки. В фольклоре он соперничает с медведем, оспаривает право первенства у своего отца - Торmма.
Мифы повествуют об взаимоотношениях Альвали с главными персонажами ваховско-хантыйского Пантеона.
Торmм и Альвали
Однажды отец Торmм и сын Альвали состязались между собой. Отец принялся железный небесный столб до середины неба воздвигать. Рано утром уходит (строить столб), поздно вечером домой возвращается. Сын его спрашивает:
- Куда ты на долгое время исчезаешь? Утром уходишь, ночью приходишь.
- Я небесный столб устанавливать хожу. Для небесных лошадей никак столб поставить не могу.
- Ну, если ты не можешь, то завтра , рано утром, я схожу.
- Ну, что ты, сын, разве ты сможешь поставить, если я не могу?
Рано утром сын проснулся и пошел. Когда наступит полдень, приходит домой, чтобы поесть:
- Столб, который ты не мог поставить, я поставил.
- Да ладно, не обманывай, я не смог поставить, а ты – тем более.
- Что ж, пойдем туда и попробуй сдвинуть его с места.
Пришли к столбу.
- Ну-ка, в какую сторону (от твоих усилий) он наклоняется.
Отец так и не смог сдвинуть с места столб, тот как будто в землю рос.
Альвали сказал своему отцу:
- И ты в обличье Всевышнего бога – Торума восседаешь. Было бы справедливее, если бы я сам Всевышним богом Торумом воссел.
- Почему же так? Я раньше (всего живого), раньше тебя свет увидел. Раньше тебя меня люди богом Торумом определили.
После этого случая люди говорят, что если бы Альвали сам богом Торумом воссел, тогда бы как хорошо люди жили. [11:11].
Альвали выступает защитником людей перед духом Kынь. Однако победить Kынь Альвали не удается, так как в этом ему противостоят другие негативные персонажи. Кроме того, в своих попытках облегчить положение людей он натыкается на их глупость и безответственность.
Миф о Kынь и Альвали рассказывает о происхождении смерти.
Kынь.
Как-то на земле стали исчезать люди. Негласно народ имя Kынь проклинают. Он под водой дорогу сделал и под землей живет. Тогда Морт ики (имя правителя, т.е старшего среди людей) говорит:
- Сходите к Альвали, расскажите, что люди стали часто исчезать.
Пришли люди к нему, рассказывают о случившемся. Он им отвечает:
- Корову заколите и кровью шкуру наизнанку выверните. Мясистую сторону, жирную сторону наружу выверните. Меня туда заверните. Дорогу до колодца жиром полейте, меня к водоему отнесите. Затем к дереву веревкой привяжите и так под навесом отставьте.
Когда все люди уснули, послышалось, как выходит. Вышел, на коровью шкуру наткнулся:
- А-а!
Принюхивается, чувствует, будто пища туда завернута. Завалил на себя шкуру и вниз в колодец уволок, опять под воду ушел. Домой пришел. Когда домой добрался, дети его говорят:
- А-а! Отец кушать принес!
- Не шумите! Еще не понятно, что я принес.
- Отец, это же одна трава!
То, что он принес, травой перевязано, и шерсть коровья выглядывает. Они думают, что там трава. А Альвали сидит там, узлы, которыми шкура перевязана, развязывает. Посидит, еще узел развяжет. Опять сидит. А Кынь рядом находится, выжидает.
Альвали выскакивает, ножом его пронзил, молотком ударил, оглушил. Затем взял сбрую, которая на лошадь надевается, и обвязал его.
Стал хлестать его по нижнему месту:
- Откуда ты пришел? Откуда ты пришел? Где твоя дорога?
Перетащил его наверх и привязал к большому пню. Людям наказал:
- Ой! Никогда больше его не развязывайте.
Кынь стал таким тонким, как иголка, на которую, на которую нанизывают бисер.
Пmрны нашла его, отвязала и отпустила.
Люди снова пошли к Альвали.
- Ладно, я одно дело сделаю, а вы пока живите.
Домой пришел и принялся мастерить сундук (иносказательное название гроба). Красивый сундук изготовил. Тот, которого люди проклинают, к нему в гости пришел.
- Настоящую вещь мастеришь!
- Это я для себя делаю. Когда я умру, кто еще мне такую хорошую сделает.
- И то правда, - отвечает тот, - ну-ка я померяю!
Сундук Альвали уже изготовил и замок к нему сделал.
- Ну, меряй!
Кынь лег туда. Альвали крышку сундука захлопнул, на замок закрыл. Отнес его к большому морю, доплыл до самой середины и спустил на дно. Рыбакам наказал:
- На том месте сундук находится, большой сундук я туда спустил, не доставайте его, не открывайте его, там плохое находится.
Рыбаки, которые неводили, вытащили сундук. Они говорят:
- Альвали нам говорил, что здесь содержится что-то нехорошее, что он что-то плохое сюда опустил. Обратно его надо возвращать.
- Что вы говорите, разве он сюда плохое опустит? Какое это зло? Разве что-то злое можно положить в такой красивый сундук?
Все-таки открыли они сундук. Только открыли, а Kынь только блеснул иголкой, никто даже не заметил.
Потом Альвы говорит:
- У меня нет больше сил с вами бороться.
С этого времени люди стали умирать и до сегодняшнего дня умирают. [11:17-20].
Приведенный миф относится к танатологическим мифам. Для этих мифов характерно то, что причиной возникновения смерти являются сами люди.
Альвали также соперничает с глупым великаном Сnвсики, которого культурный герой побеждает.
Изображение Альвы в разных его обликах встречается на самых разных культах, чаще всего на так называемых жертвенных покрывалах или поясах, которые набрасывали перед заклинанием на жертвенное животное.
Ваховским хантам слово «шаман» неизвестно. Они обозначают это слово сложным выражением – йолтm kу (ворожит мужчина). Само действие шамана – йол – ворожба. Это слово определяет смысл шаманизма у ваховцев.
Йолтm kу является весьма видной величиной жизни Ханта, наиболее важные моменты жизни которого неизбежно сопровождается участием шамана.
Шаман у хантов, как и у других народов – это жрец лекарь и прорицатель. Шаман – это оппозиция мрачным мировым силам; это охранитель жизни на земле, друг семьи, покровитель племени, рода. Он единственный входит в общение с божеством – Торумом, с помощью которого только он может вести борьбу с луhkами – злыми духами, он может их изгонять из больного, он может знать будущее. Главным образом шаман у хантов является все-таки лекарем и ворожеем. Роль его как жреца сохраниалсь в исключительных случаях.
Потенциально шаманом может быть каждый, но для этого требуется ряд условий, котрые в общих чертах у всех народов сводятся к следующему:
- человек может получить дар шаманства от предков;
- если он научился шаманству у другого;
- если человек, что самое главное, «избран» на это самим божеством.
По понятиям ваховцев – йолтm kу начинает ворожить по внушению свыше. Его избирает на это сам Торmм, в большинстве случаев еще с юных лет будущего шамана, часто являясь во сне и принуждая приступить приступить к шамагству. Если человек долгое время упрямится, то он начинает болеть нервными заболеваниями, «его бьет, с ним случаются припадки, изо рта идет пена, бывают судороги», - говорят ханты.
Внезапно во время одного из припадков или во сне будто бы «является к нему дух-покровитель», объявляющий ему о его избрании, приказывающий ему стать шаманом.
Припадки исчезают. Больной выздоравливает – тогда и начинается его шаманское служение.
Один из йолтm kу говорит: «Я начал ворожить – йолта – еще молодым парнем. Отец у меня также ворожей. Долгое время я сильно хворал, били припадки. Упадешь в юрте и бьешься, кричишь, а как выбьешься из сил, уснешь как мертвый, спишь чуть не целый день. Раз во время сна поднялся страшный шум, вся юрта ходила, и я услышал, что я должен ворожить – велит сам Торmм. Когда я проснулся, я был весь мокрый, в поту, едва шевелился. Я все рассказал своим в юрте и после того стал ворожить. С тех пор и ворожу, когда просят старики» (Арсений Прасин, Б.Лариакские юрты).
Так им образом, идея избранничества у ваховсих йолтm kу не подлежит сомнению.
Шаман во время своих действий должен отличаться от остальных людей какими-либо наружными знаками. Такими отличительными моментами являются бубен с колотушкой и различные принадлежности специального шаманского костюма.
Бубен является одной из обязательных и главнейших принадлежностей шаманизма. Самый бубен и колотушка являются не только орудиями действий шамана, но сами по себе обладают чудодейственной силой.
Отдельные части бубна и колотушки имеют то или иное символическое значение.
Так, железные перекладины в полости служат местом, куда собираются различные духи – луhkmт, которых вызывает шаман во время своих действий.
Рисунок змеи или ящерицы или железное их изображение на колотушке бубна символизируют змею, мehкbм, которая должна излечивать во время шаманства различные болезни. Шаман во время своих действий подходит к больному месту болящего, и предполагается, что «змея» извлекает болезнь из больного и пожирает его. То же значение уничтожения болезни имеет и изображение креста – пирнn на колотушке. Имелась также и специальная одежда: шапка: «йолтm мrль», руквавицы -«йолтm пас», и обувь - «йолтm нир». «Йолтm пас» представляют собой рукавицы из кожи медвежьих лап с когтями. Когти медведя должны служить для защиты шамана от нападения злых духов во время его опасных, богатых различными событиями путешествий.
В данном случае изображение креста не является свидетельством влияния христианства, а относится к реликтовым традиционным символом собственно хантыйской культуры.
Ваховские «йолтm яx» уверяют, что во время ворожбы ворожеи улетают на чудесных птицах или животных далеко-далеко, в светлые края, где светит несколько солнц, к самому Торmм. По пути к нему им приходится преодолевать массу различных затруднений. Вступать в борьбу со злыми духами, которые их мучат, терзают так, что шаман вскрикивает, корчится и т.д.
Главным шаманским духом – учителем и покровителем шамана – считался орел: он поднимал шамана на небо, сражался с его врагами. Считалось, что настоящий шаман и рождался в гнезде из яиц, снесенного птицей: после того как птица высиживает шамана, она спускает его в железную колыбель, стоящую под Мировым деревом. Сам орел обращался за советом к мудрой хранительнице земных тайн – змее. Орел и змея повсюду были священными животными, обитающими в кроне и у корней Мирового дерева [17:350].
Йолтm kу – Прасин Андрей Григорьевичиз юрт Больших Лариакских:
«Садится йолтm kу на птицу большую, бельшую – орла. Крылья у орла распластались, как паруса на большой воде. Летит далеко, далеко, без краю небо… звезды мелькают. Летим, летим. Поднимается на небо, где сам Торmм живет.
Когда поднимаются на небо, йолтm kу видит, что большое дерево стоит, уперлось в небо. Долетает до дерева и садится около дерева с востока, где солнце всходит, садится на камень.и
Ворожей смотрит вверх, там семь дверей открыто из них выглядывает семь росомах. Они спрашивают – «откуда, какой человек»… Увидит открытые двери и заходит… Птица орел говорит: «Ни одного шагу не делай, чтобы мне не ошибиться, а то мне плохо будет».
Проходят все семь дверей, выходят в последние двери и оказываются на самом небе. Орел расправляет крылья.
После этого летим, летим, все выше и выше. Как вихрь летим, без всякой дороги.
Летим, летим. Вдруг крыльями сильно зашумит, и вдруг видит ворожей от неба до земли богов слопец. Птица говорит ворожею: «Что-нибудь приготовь и бросай».
Ворожей достает кусок мяса и бросает в слопец. Слопец падает, и они пролетают мимо слопца. Летим, летим. Крылья опять шумят, то опять семь удочек крутятся.
В это они пролетают мимо.
Летят, летят. Крылья птицы шумят, узжат, гремят, как гром. Пролетают мимо каменного острова. Ворожей кланяется ему. Летят дальше, летят. С обех сторон острова… ворожей все кланяется им.
Летим, летим. Вдруг открылось светлое. Светлое место.
До светлой земли долетели, где сам Торmм живет
Ворожей привязывает птицу к большому камню.
Первая встреча… Божий дом – Торmм kат, где птиц и зверей распределяют, кому где жить, куда лететь, куда зверю бежать по всей земле. Посмотрел ворожей, отвязывает своего орла, и летят все дальше и дальше. Опять с обеих сторон скалы, и на скалах изображение человеческих лиц, он им кланяется. Птица все летит… Пролетают опять такие же скалы, на них человеческие лица… ворожей все кланяется.
Опять пролетают такие же скалы – без конца.
Летели, летели… долетают, слышат голос: «Куда ты летишь?»
Он говорит: «Где мне мамонт сделал место».
Летели, летели… долетают опять до божьей юрты. В ней видят, сидит Торmм , постарше того, который распределяет птиц и зверей. Посидели здесь и полетели опять все дальше и дальше…
Летели, летели… аж крылья у птицы узжат, загремели, как гром. Долетают до каменных гор. Тут видят старика лицо и старухи лицо. Кланяется им ворожей один раз, другой раз. Всего семь раз и летят дальше.
Все летят и летят. Опять до такой же горы долетают. Поклонятся. Опять летят. Опять такие же горы, опять кланяются.. и все летят…
Долетают до самой большой горы. Опять на нем стариково лицо и старухино лицо. И они спрашивают: «Какой человек, куда летишь?»
Он отвечает: «Kmнтmx kу, на такой земле живу, где плохо всем, мало рыбы, мяло зверя, наверное найдем землю другую, посмотреть, где хорошо».
Летели, летели… Еще светлее, хорошая юрта стоит, во все стороны золото и серебро течет. В полуденную сторону юрты старик высунулся в окошко и спрашивает: «Куда летишь?»
Отвечает: «На такой земле живу, где плохо всем… просим посмотреть землю другую, где лучше жить».
Немного посидели… опять полетели. Летели, летели… долетают: дальше – лучше, дальше – лучше… К какой горе подъедут, там все светлее… подъехали к такой горе. Разливается золото, как река.
Крылья у птицы играют, как хорошая домбра – пmнаh юx. До такой горы долетают, там все светлее, светлее, во все стороны ворожей кланяется. Долетают до такого места, где светлая юрта. С солнечной стороны старик выглядывает и спрашивает: «Куда летите?» «К тебе летим. Там у нас трудно жить, не поможешь ли нам, покажи, где бы нам было лучше жить», - отвечает ворожей.
Потом опять полетели, все выше и выше. Крылья узжат, как стрела, выпущенная из туго натянутого лука. Все летят. Опять долетают до горы, где старухины лица. Спрашивают: «Куда летите?» Отвечает: «У нас жить нельзя, тяжело, не покажете ли, где бы лучше было жить».
Летели, летели… Долетают до юрты, где золото и серебро течет. С солнечной стороны старик выглядывает, Белый старик, как снег, спрашивает: «Куда летишь?» Отвечает: «На земле там очень плохо приходится, тяжело жить, лечу послушать вас все тут, может вы смилосердитесь, избавите нас».
Пожил немного и полетел дальше. Летели, летели… кверху все… выше и выше. Долетают до горы. Ворожей и говорит себе: «Летишь, летишь, все смотришь, а что толку, однако, все напрасно, вернуться разве».
А в горе стариково лицо и говорит: «Ничего, лети, лети, будет и тебе когда-нибудь светлый день».
Послушал, полетел дальше… долетают до такого места, светло, как шесть месяцев светит, как шесть солнц светит… Все летят, летят… горы встречаются. Ворожей все кланяется… сам все летит и летит… долетает, наконец, до такого места, светлого, что лучше некуда. Подлетает к юрте. Садится на камень у дверей. С солнечной сотороны старик спрашивает: «Куда летишь?» Отвечает: «На земле жить тяжело, посмотреть, где лучше, может, вы тут пожалеете, укажете, где лучше жить».
Ему отвечает старик: «Полети еще, долетай до юрты, где отец твой живет – Mllm ики (Большой старик), его спрашивай. Долетают, что светлота, лучше некуда. Семь солнц светит, семь месяцев светит, серебро течет, как река. Юрта золотая стоит. Из юрты большой старик, старый старик смотрит, как снег белый старик.
Спускается ворожей с птицы. Садится на камень. Набирается смелости и заходит в юрту. Давай кланяться, давай молиться. Молился, молился и говорит: Там на нашей земле худо живется, у кого промысла нет, птицы, звери, рыбы перевелись, кто хворает, кто совсем помер. Люди послали меня узнать, где лучше жить».
Торmм тогда и говорит: «Я сам знаю, кому как жить, кому хворать, кому здороветь, что ты мне говоришь. Ступай домой, скажи, что всем будет хорошо».
Слушает ворожей, а сам все кланяется.
Выходит из юрты, садится на птицу и полетели.
По солнцу, по месяцу кружатся, прощается…
Летели, летели… обратно, все ниже, ниже…
Летят, аж крылья узжат… Все летят, летят. Никого не встречают. Другой дорогой летят.
Крылья расправил орел Летят скорее, чем пущенная стрела из тугого лука. Летят все ниже и ниже. И вот спускаются совсем низко и видят они вот это озеро «Mlln эмтnр» (Большое озеро). Как куженька оно кажется.
Птица и говорит: «Вот твоя родина.Видно внизу, какое озеро маленькое». Спустились пониже, озеро большое стало, все больше и больше. Совсем спустились, недалеко от озера, на протоке, на остров.
Спустились. Ворожей сошел с птицы, отпустил ее, а сам пришел домой: «Пnтявmла!» (Здравствуй!) [21:196-199}.
Полет на орле является древнейшим мифологическим сюжетом. Он встречается в «Сказании о Гальчамеше» шумера. XVII в. До н.э., в «Тысяча и одной ночи» (сб. арабских сказок) и т.д. Этот символ подчеркивает о медиальном характере героя, как посредника между сакральным и профанным мирами.
Глава II. Сказки: попытка классификации ваховских сказок.
2.1. Былички.
Сказка – псевдомиф или выродившийся миф. Миф – правда. Сказка – вымысел.
Через формы существования сказки просматривается эволюция мифа от философии бытия к жанру словесности. Поскольку предмет моего интереса – собственно мифология, то вопрос встает о движении сказочных жанров от бытования в первоначальном мифологическом пространстве к самостоятельному виду творчества. По этой причине на первое место заступают былички.
Это тип сказки с большим основанием можно назвать «нестрогими мифами». В них рассказывается о контактах обыкновенных людей с чудесными (волшебными) существами, каковыми являются, как правило, злые духи или обитатели инфернальной сферы. Акцент в повествовании переносится на событие, а обе стороны выступают равноправными партнерами по сюжету.
Две женщины жили. У одной из них было двое детей. Находились они одни в стороне речки. Случилось это в наше время.
Мужчины же ушли в лес, их не было. Одна из женщин привязала своих детей к шестам чувала. Подставляя им свои груди, она громко смеялась. Так продолжалось весь день.
Женщина, у которой маленький ребенок, ходит туда-сюда, занося домой дрова, как-то на улице слышит «А-ха-ха». Снова на улицу выйдет, уже рядом звук издается. Зайдя домой, говорит второй женщине:»Все, досмеялась, слышно, что кто-то к нам идет».
Затем она (женщина, у которой было двое детей) схватила детей и спряталась вместе с ними под полку для котлов. А кто-то опять смеется. Приблизившись к дому, как засмеется. Из трубы чувала язык показывает, заглядывает. «Вот они, - говорит, - двоих языки, глаза».
Так кто-то вполз домой. Домой зашел Луhk. Пока Луhk сидел дома, женщина на улице запрягла собак. Забрав ребенка из дома, она поехала на собаках. Оглянувшись назад, женщина увидела на крыше сеней золотой ковш, который блестел. Она схватила его с собой, вдруг понадобится.
Луhk, выйдя на улицу, сказал: «Внученька, внученька, мне кровь пить ковш оставь. Мне нужно кровь пить». Женщина ковш обратно кинула. А сама она поехала до соседней деревни. Привезли ее туда собаки в бессознании. Люди запустили ее домой. На следующий день люди поехали на место происшествия. Три головы были поставлены на порог. Кишки намотаны на таганок. Скелеты тоже были разбросаны рядом. Их съел Луhk.
Вот такой был случай в человеческую пору.
В быличках повествуется о событиях, случившихся на памяти рассказчика или известные ему со слов кого-то из ближайшего окружения. Происшествие интерпретируется как месть духов, любовь демонических существ и т.п. Можно встретить мотивы, хорошо известные по мифам: брак со зверями и демонами, инициацию у лесного демона, превращения и пр.
Жили два охотника. Один зверей не добывает, рыбу живую в котел бросает. Другой пошел в лес на охоту и встретил там двух незнакомцев.
Он ему говорят:
- Сегодня на ночь заготовь побольше дров и всю ночь молись.
Послушался он. Стал дрова готовить и молиться. Приходит его напарник, который зверя не добывает. Рассказал ему охотник о незнакомцах. А напарник говорит:
- Я в это не верю.
Стемнело, послышались какие-то шорохи. Из леса выходят два великана Менкв –ики. К костру лыжи поставили. Взяли того, который не молился. На палки поддели и в костер сунули.
Один великан говорит:
- Никогда не нужно мучить зверей. Всегда надо сразу убивать.
И ушли от костра.
Пришел охотник домой и рассказывает, что случилось. А ему не верят, говорят: «Поссорились вы на охоте, и убил ты его». Послали за шаманом. Тот приказал белого оленя в жертву принести. Так и сделали. Оказалось, правду говорил охотник.
2.2. Сказки о животных.
Сказки о животных группируются вокруг зооморфного, «анималистического трикстера».
Жадная ворона
В глухом лесу жила ворона с воронятами, а под кустом зайчиха с зайчатами Зайчиха все по лесу бегала, корм зайчатам приносила. Они росли чистенькие, сытенькие. А ворона все по лесу летала, кричала да каркала. Всех от себя отпугивала. Воронята росли горластые, перья взъерошенные. Все рты разевали, есть просили. И говорит она как-то зайчихе:
- Возьми меня на охоту. Ты всегда своим зайчатам еду находишь.
- Нет, - говорит зайчиха. – ты горластая, себя загубишь и меня погубишь.
- Возьми, - просит ворониха. – Буду делать, как ты.
- Я сухие листочки собираю, травинки, а тебе мышей надо. Твои воронята травой не насытятся.
- Возьми, - просит ворониха.
- Ну ладно, вздохнула зайчиха. – только ради твоих воронят. Устала я их карканья слушать.
На другое утро отправились на охоту: ворона летит, зайчиха бежит. Видят охотничью тропу. Закаркала ворона. Зайчиха ей говорит:
- Прячься, садись на обгорелый пень, я под кустами затаюсь.
Спрятались. Вдруг слышат: тьnxmр-пoz- пoz. Это по лесу шел Сnвсики. Идет по тропе, пыхтит, за собой на веревке привязанных выдр тащит. Не вытерпела ворона, взлетела, кричать начала и каркать:
- Дедушка, какую я выдру возьму?
Сnвсики оглянулся. Увидел над головой ворону, поднял палку, на которую опирался, да как стукнет вороне по голове, она и упала в лесу. Выскочила из кустов зайчиха. Нашла ворону, а та лежит на еле приметной тропке, только ножками дергает.
Побежала зайчиха за Сnвсики, отгрызла веревочку с одной выдрой и потащила к кустам, где зайчатки и воронятки остались.
- Тетенька зайчиха, где наша мать? – загалдели воронята.
- Сзади, не летит, а тропке идет, вам жирную выдру тащит.
Прошло немного времени, воронята опять кричат:
- Тетенька зайчиха, наша мама все еще домой не прилетела.
- Спускайтесь с дерева, поешьте мяса.
Спустились в заячью нору воронята, поклевали мяса, уселись в угол, спрятали головки под крылышки и уснули.
Не успело солнышко взойти, воронята уже залетали, закричали:
- Где наша мама? Где наша мама?
- Летите по охотничьей тропе, может, увидите.
Полетели воронята, все тропки оглядели и на одной, самой травянистой, увидели, что кто-то шевелится. Пригляделись, а это их мать по тропе ползет, на крылья подняться не может. Захлопали воронята крыльями:
- Пойдем тихонько к заячьей норе, у них есть мясо, ты поешь и взлетишь на крылья, - сказал старший вороненок.
Еле-еле, вороньими шажками дошли до заячьей норы.
А зайчихи с зайчатами уже не было. Убежали они сами себе корм добывать. Скоро ворониха поправилась, отъелась мяса, а воронята стали сами о себе заботиться. И все время вспоминали добрую зайчиху.
Лось
Давно это было. Никто даже из старых ханты не помнит. Возле самых гор жил-был лосенок. День растет, ночь растет. Превратился в могучего, прекрасного зверя. Любо смотреть на него: могучие ветвистые рога деревья задевают. Бежит он по лесу, коренья и сучья трещат по его могучими копытами – такой он сильный стал.
Долго ли, коротко ли так жилось, но стало ему одиноко и грустно одному. Подумал он: «Пойду-ка искать друга». Подумал да и отправился в путь. Много лесов обошел он и вот. Наконец встретил росомаху. Спросил ее:
- Росомаха, скажи, чем питаешься? Какую пищу ты любишь?
Росомаха ответила:
- Я ем мясо лесных зверей.
Могучий лось, услышав такое, рассердился и убежал. Долго ли, коротко ли бежал. Много лесов пробежал, много рек переплыл. Однажды пришел к берегу большого озера и повстречал на том берегу зайца.
- Чем ты заяц питаешься? – спросил лось.
Заяц ответил:
- Я ем травку, грызу прутья и кору деревьев.
Тут лось очень обрадовался и взял себе в друзья зайца. Теперь они одной пищей питаются и никогда не ссорятся. Вот и сказке конец.
2.3. Богатырские сказки.
В следующем по степени близости к мифу типе сказки со всей очевидностью просматриваются героические мифы. Многие из них близки к сказаниям о культурных героях.
Богатырские сказки распространены фактически у всех народов. Богатырская сказка народов Севера близко соприкасается с шаманскими легендами.
Богатырские сказки включают множество мифологических элементов: волшебное детство, посещение верхнего и нижнего миров, помощь прародительницы – колдуньи. Фигурируют ритуалы посвящения, инициации, культовые церемонии. Распространен мотив проглатывания.
От богатырских сказок следует отличать «достоверные» предания об имевших место реальных событиях: межплеменных войнах с их элементами героики и историческими личностями.
Золтоволосый остяцкий богатырь.
Жил в старину золотоволосый остяцкий богатырь. Он был могучим, бегал быстрее оленя по крепкому насту. Лук его был из кремлевого дерева, лук его был из гривной березы, пускал он стрелы, оперенные орлиными перьями, выше темных туч. Пустит стрелу по низу – вихри поднимутся, деревья клонятся, как трава, по воде валы пойдут.
Пришли войска из далеких краев, из-за большой воды, с края моря далекого. Войска боялись золотоволосого богатыря, если выстрелить мимо, то всем конец…
Вышло время такое – подошли войска, побросали оружие и говорят:
- Мы подходим к тебе без всего, без оружия, что хочешь, то и делай с нами. Давай мириться.
Тут они ворожили все семь суток и войска поклялись, что воевать больше не будут. Когда они ворожили, жена золотоволосого богатыря посмотрела один раз, посмотрела другой раз на богатыря тех войск, надела рубашку, надела соболью шубу и все смотрела на него. И подговорил богатырь тех войск жену погубить ее мужа.
Когда войска замирились, то золотоволосый богатырь ушел с реки на северную сторону, в урман.
Лег он спать, и жена легла с ним. Она и говорит ему:
- Сними с себя кольчугу тяжелую, сними с себя кольчугу железную.
Он послушался, снял кольчугу и заснул. Она вяла его острый нож, посередине надрезала лук так, что он держался на одной бересте, и положила его около спящего мужа. Она была худая женщина – bтnм ни.
Вдруг проснулся богатырь и слышит, что войска идут на него, уже подошли. Вскочил богатырь на ноги, схватил лук из кремлевого дерева, схватил лук из гривной березы… Хотел пустить стрелу, натянул лук, а он сломался на две части. Осердился богатырь, бросил лук в войска – много народу побил… Хотел надеть кольчугу, в это время ему в бок вошло большое копье. Богатырь отломил ручку копья, надел кольчугу и побежал.
Долго, долго бежал по урману. Где бежал, дорогу проложил. Бежал, бежал и упал, где урманный остров. Поднялся, сел, хочет снять кольчугу и не может.
Подходят следом войска. Он и говорит им:
- Подойдите ближе, снимите с меня колчугу.
Те не подходят. Тогда он из последних сил снял с себя кольчугу, бросил ее на землю и упал. Кольчуга вошла в землю на семь ручных саженей.
Тогда войска отрезали ему голову с золотыми волосами и увезли его далеко, за большие воды, на край моря к другому белому богатырю. Увидел тот голову с золотыми волосами и разгневался, загремел оружием и говорит:
- Войска мои, зачем вы убили его? Лучше бы живым взяли и привезли ко мне. А то остяцкого богатыря убили, золотоволосого богатыря убили».
И велел он казнить те войска, и поклялся больше не воевать в тех местах.
2.4. Волшебные сказки. Сказки о сиротках.
Изменение типа сказки, появление волшебной сказки о сиротках неразрывно связано с изменением типа ее центральной фигуры – сказочного героя. Обездоленные сиротки – первые «бытовые» герои повествования, но и здесь сказка не порывает со своими мифическими корнями. Сироту опекают духи, предки или их презентанты, в частности, кукла. Подобные сказки зафиксированы, пожалуй, у всех народов: малазийских, африканских, европейских; у северо-американских индейцев и малочисленных народов Севера.
Котелок с наперсток.
От пожаров убежали все звери, улетели птицы. Несчастье всех на ноги подняло. Многие люди ушли в ваховский урман. Только старик со старухой в горельнике остались и жили в низкой оленьей юрте.
Однажды охотники из-за увала забрели в давнишние горельники, увидев юрту, удивились. Вошли. В юрте бедным-бедно. Они и спрашивают крохотного старичка:
- Кто на охоту ходит, вареным мясом пахнет?
- Сыновья, - ответил старик. – Пришли с охоты да спят.
- Что-то никого в юрте не видно.
Старик приподнял полог, а за ним подушку, под которой спали вповалку крохотные карлики.
- Какие это помощники? – спросил один.
- Они маленькие да удаленькие, - ответил старичок. – Они и кормят нас со старухой. Нам много ли надо? Сварим вот этот котелок и сыты.
И показал он котелок маленький-маленький, с наперсток. Удивились охотники.
- Да какие они охотники, их любая мышь с ног сшибет.
Старик обиделся.
- Много вы знаете. Уходите, уходите, откуда пришли. Уходите, пока сыновья не проснулись, а то беды не оберемся. Не смотрите, что они маленькие. Как лук возьмут! Стрела их может издалека через деревья догнать и прострелить!
- Да ну-у-у! протянул другой.
- Не будем спорить. Поешьте мяса из нашего котелка и уходите туда, откуда пришли.
Охотники улыбнулись. Старик поставил крохотный котелок на огонь, и он стал все расширяться и да мясом заполняться.
- Отдай нам его, - сразу нашелся один из пришлых. – Стадо оленей пригоним.
- Как я отдам свой котелок. У меня семья такая большая.
- Много ли надо твоим сыновьям?
Тут увидели, из-под полога выскочила крохотная девочка, подбежала к огню и тонюсеньким голоском сказала:
- Ешьте скорее и уходите, пока братья не слышат, о чем вы говорите.
Вдруг над головами громовая стрела из камня пролетела, пробила стену юрты, пронзила большое дерево и улетела на другой берег протоки. Испугались охотники. Один бросился бежать и про суп забыл, другой остался в юрте. Вылезли из-под полога крохотные мужички, поздоровались с охотником. Вместе суп похлебали.
Прошло два дня. Один из братьев и говорит охотнику:
- Оставайся у нас жить. Наша сестра будет тебе женой. Тогда и мы с вами уйдем в ваховский урман.
- Может у вас будут дети высокими, как ты.
Охотник остался. Котелок с наперсток кормил всех супом да вкусной ухой.
Заключение.
Что понимается под мифологией?
Слово «мифология» используется как синоним сказки, выдумки и в этом качестве часто употребляется в обыденной речи.
Чему учит нас мифология и мифологическое отношение к миру?
- Адаптированность к природе. Желание и умение жить в органическом единстве или союзе с ней. Миф воссоединяет человека с реальностью, позволяет ощутить свое место во Вселенной.
- Уважение к окружающему миру, природе, хотя и в отчужденной форме – как уважение к духам, богам, животным-тотемам, лесным существам и предкам.
- Уважение к предкам.
- Миф полон чувств и страстей. Он создает атмосферу радости, горя, волнения, любви; ликования или уныния. Все его объекты – доброжелательны или отталкивающе-угрожающи, а субъекты мифологического действия отличаются яркими характерами.
Мифология ваховских ханты имеет некоторые отличия от других ветвей хантыйского этноса – казымского, сургутского и др.
Ваховская мифология является разновидностью общехантыйской мифологией. Ее отличает меньшее количество духов по сравнению с казымскими и другими хантами. Некоторые сюжеты отражают местную специфику быта и хозяйственной деятельности.
Обращение к мифологии отдельных народов, в моем случае, ваховских ханты, позволяет выявлять основные концепты духовной культуры, мировосприятия и системы ценностей. Мифология является объяснительной моделью для функционирования сложной системы ритуалов, обрядов, примет, пословиц и поговорок, составляющих мощный пласт бытовой культуры. Взятые вместе, они делают национальную культуру фактом, воспроизводящим как архаические, так и устойчивые формы существования.
Как отмечал Х.Гердер еще в XVIII в., культура человечества есть венок, и каждая национальная культура делает его богаче и красочнее.
Таким образом, нашла подтверждение гипотезе исследования:
- мир богов и духов ханты богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы, а также отражает принцип сотворения мира.
Материалы данного исследования могут быть использованы:
- на уроках родного языка и литературы, истории ХМАО и мировой художественной культуры; факультативных и элективных курсах, составляющих региональный компонент;
-на классных часах, посвященных краеведению.
Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность рекламировать устное народное творчество коренных жителей. Поэтому предлагается использовать представленный в работе материал как дополнительное пособие в качестве иллюстраций к мифам и сказкам ваховских ханты.
Литература.
Рисуем зимние домики
Ель
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Композитор Алексей Рыбников
Распускающиеся бумажные цветы на воде