• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа "Нравственные приоритеты поколения молодых"

Опубликовано Фитисова Татьяна Анатольевна вкл 26.04.2022 - 12:06
Автор: 
Детчуева Софья Алексеевна

Работу можно использовать на уроках обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Сегежи

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Нравственные приоритеты поколения молодых

Автор: Детчуева Софья Алексеевна, учащаяся 11-А класса Руководитель: Пеуша Игорь Вяйнович, учитель обществознания и истории

Сегежа
2022 год

Оглавление

Ι.Вступление.        3

ΙΙ. Характеристика современной молодёжи как социальной группы общества.        4

ΙΙΙ. Нравственные приоритеты современной молодежи.        6

IV.  Анкетирование. Результаты исследования.        8

V. Заключение.        9

Список литературы и электронных источников:        10

Ι.Вступление.

Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.

Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения. Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения.

Цель: Выявить какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодёжи​.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме;
  2. Охарактеризовать молодежь, как социальную группу, выявить её особенности;
  3. Провести опрос среди учащихся школы с целью определить нравственные приоритеты поколения молодых;
  4. Составить анкету, которая позволила бы проверить гипотезу​;

Актуальность темы исследования: Молодое поколение - это главный потенциал страны, и от того, каким будет это поколение зависит будущее. Жизненные ориентиры современной молодежи и всего общества в целом изменили свое направление от социального к материальному. Поэтому, глядя на поколение молодых людей, можно понять, куда движется в своем развитии общество. ​
Ценностные приоритеты молодежи сегодня быстро изменяются, поэтому их изучение является актуальным.  

Методы исследования: опрос подростков возраста 16-17 лет, анализ интернет ресурсов, обработка результатов социального исследования, создание продукта на основе изученного материала.​

Предмет исследования: нравственные ценности современного общества​.

Объект исследования: школьники 10-11 классов​.

Продукт: Научная статья.

ΙΙ. Характеристика современной молодёжи как социальной группы общества.

Определение понятия "молодежь" важно не только для выработки единого подхода к установлению возрастных границ молодежи, но и для выяснения вопроса о сущности молодежи, ее место в социальной структуре общества, социальные показатели, в которых отражается специфика социального статуса молодежи.

Существует несколько подходов к определению понятия "молодежь":

  • Простейшим из них является использование возрастных признаков как главного параметра, который характеризует молодежь как определенную социально-демографическую группу.
  • Распространенным является подход, который рассматривает молодежь как переходную фазу от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого.
  • Иногда молодежь определяют как социально-демографическую группу, главной характеристикой которой является процесс социализации. Эта позиция предполагает, что важнейшими показателями, которые позволяют раскрыть сущность молодежи, является не столько возрастные параметры, сколько социальные показатели процесса социализации.
  • Конкретным является разделение молодежи на внутренние группы по социально-профессиональным и возрастным признакам во взаимодействии с их духовным миром и поведением. Такой подход позволяет адекватно анализировать отдельные контингенты молодежи во время эмпирических социологических исследований.
  • Некоторые исследователи определяют молодежь как социальную общность, занимает определенное место в социальной структуре общества и приобретает социального статуса в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т.д.), имеет общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т.п..

Молодежная социальная общность - это совокупность людей молодого возраста во всех сферах их деятельности и проявлениях их духовной жизни.

В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячный годов (2000-2004) в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

ΙΙΙ. Нравственные приоритеты современной молодежи.

Авторы многих концепций о смысле человеческого бытия, считают, что осевой смысл человеческого существования, его смысловой центр составляют те или иные ценности или система ценностей. Правда, эти ценности понимаются в каждом источнике по-разному.

Например, известный немецкий философ Ганс Ленк считает, что ценностью выступает интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. А у С.Ю. Головина ценностью является понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Анализом всех точек зрения и объединением их занимается наука о ценностях – аксиология. Ценностями является то, ради чего живется жизнь. И парой между терминами ценность и идея ставят знак равенства, но это не так. Идея может стать ценностью в том случае, если кроме нейтрального содержания, несет с собой всеобщую устремленность её реализовать. Ведь при достижение чего-либо мы теряем интерес к этому. А ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного, она всё равно оказывается впереди, ведь, даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда удерживаться как сама жизнь.

Также ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества каждого человека людей. Поэтому чтобы получить представление о ценностях всего общества нужно рассмотреть ценности каждого или большинства человек, составляющих это общество.

«Ценностные ориентиры — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека».

Развитые ценностные ориентиры — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, определенным идеалам и принципам, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей. Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все эти элементы системы ценностей, тесно и неразрывно связаны между собой. В процессе становления личности у молодых людей формируются определенные ценностные ориентиры с более или менее развитой структурой поведения личности. Ценностные ориентиры, их система, не является раз и навсегда данная. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит полная или частичная переоценка. Система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Они формируются под влиянием двух основных аспектов.

Первый из аспектов — это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках: человеколюбии и гуманизме. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентиры современной молодежи, стал приобретать большую актуальность в последнее время — это индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными.

В жизни молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей. Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Самой распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентиров Милтона Рокича, американского психолога, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, результат её сильно зависит от самооценки и адекватности испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения заключаются в том, чтобы стремиться к конечной цели индивидуального существования; инструментальные — убеждения в том, что предпочтительным в любой ситуации является какой-то образ действий или свойство личности.

IV.  Анкетирование. Результаты исследования.

Чтобы выявить нравственные приоритеты нынешних школьников, я провела анкетирование учеников своей школы [Приложение А]. Всего в опросе участвовал 61 человек, учащихся 10 «А», 10 «Б» и 11 «А» классов. Были получены следующие результаты.

Духовно-нравственные, сугубо прагматичные ориентиры, материальные жизненные цели​.
Из общего списка наибольший процент имеют​ физическое и психическое здоровье, наличие верных друзей.

Рисунок 1.

Инструментальные ценности.
Из общего списка наибольший процент имеют независимость, воля.

Рисунок 2.

V. Заключение.

Проведя социологический опрос можно сделать ввод о том, что в ряду жизненно важных ценностей молодежи наиболее популярными являются физическое и психологическое здоровье, наличие верных друзей , воля, независимость, продуктивная жизнь. Эти ценности реализуют гармоничное и полноценное развитие личности молодого человека.

Список литературы и электронных источников:

  1. http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_1.html 
  2. http://novainfo.ru/article/6373 
  3. http://novainfo.ru/article/8601
  4. https://sibac.info/studconf/social/xiii/34427 


Поделиться:

Горячо - холодно

Прекрасное далёко

Снежная книга

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Две снежинки